Проект | Информационный практико-ориентированный |
Название | «Безопасный путь из дома в школу» |
По количеству участников | Индивидуальный, коллективный |
По предметно-содержательной области | География, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности |
По широте охвата содержания | Межпредметный |
По продолжительности | Среднесрочный |
Образовательная область | Урочная и внеурочная деятельность |
Сроки проведения | Любые (например октябрь-декабрь) |
Учреждение | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Курска |
Исполнители | Учащиеся 5-6 классов |
Руководители | Учитель географии, преподаватель-организатор ОБЖ |
Целевая аудитория | Учащиеся 2-4, 5-6 классов |
Цель проекта | Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения школьников в окружающей дорожно-транспортной среде с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма, совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в классе среди детей и родителей через проектную деятельность, формирование и развитие картографических умений и навыков, а также умений работать с различными онлайн-ресурсами |
Задачи проекта | Организация деятельности по привитию младшим школьникам приемов их безопасного поведения на дороге; Привитие детям практических навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги через информативно-поисковую деятельность; Создание условий для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с детьми, родителями и взаимной помощи; Совершенствование предметно-развивающей среды; Развитие познавательного интереса, умения детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом; Проектирование индивидуального маршрута безопасного движения из дома в школу каждого ученика. Развитие навыков работы с картами и различными онлайн-ресурсами |
Виды деятельности участников проекта | Учащиеся: специально организованная деятельность; совместная деятельность педагога, учащихся; самостоятельная деятельность. Педагог: активная методическая и консультативная работа; интеграция деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге; интеграция деятельности по формированию навыков работы с картами и онлайн-ресурсами. |
Краткое описание проекта | Проект посвящён изучению правил дорожного движения с помощью электронного ресурса Яндекс-карты. Кроме того, в ходе выполнения проекта происходит знакомство с улицами города Курска, расположенными как в районе школы № 17 (пр. Энгельса, ул. Пионеров, Кольцова, П. Минакова), так и в районах проживания обучающихся (в основном улицы расположенные в Центральном и Сеймском округах города Курска). В проекте показана необходимость соблюдения ПДД, важность их более углублённого изучения, представлена карта с обозначенным на ней виртуальным безопасным маршрутом движения из дома в школу, а также размещены фотографии (с разных точек) опасных мест, расположенных в районе школы (нерегулируемые перекрестки улиц Пионеров и Кольцова, пр.Энгельса и ул. Пионеров и т.д.). Данная карта является важным наглядным пособием для проведения в процессе внеурочной деятельности занятий по географии, краеведению, ОБЖ, кружка ЮИД. |
Актуальность | Многие дети недостаточно знают ПДД и это часто приводит к несчастным случаям и ДТП. Необходимы знания и строгое соблюдение ПДД. Только так можно защитить себя от опасности на дороге. Кроме того, многие школьники младших классов плохо ориенти-руются в незнакомых местах и, попав в такую ситуацию, могут растеряться и потерять направление своего маршрута в школу или домой. В начальных классах обучающихся привозят в школу родители, а когда дети, став чуть старше, начинают самостоятельно добираться до школы, возникают проблемы с выбором оптимального и безопасного маршрута до школы. Например, выйти из общественного транспорта на ул. Красной Армии или на пр. Энгельса, на каком перекрестке перейти улицу и т.п. |
Основная идея проекта | Демонстрация обучающимся важности и необходимости соблюдения ПДД и элементов системы дорожных знаков и дорожной разметки на примере карты, создание собственного безопасного маршрута движения из дома в школу. Например, ул. Звездная – МБОУ «СОШ № 17» г. Курска или ул. Хуторская – ул. Дзержинского - МБОУ «СОШ № 17» г. Курска. |
Этапы работы над проектом |
Название этапа | Краткое содержание деятельности |
Подготовительный этап | 1. Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте. 2. Определение целей, задач, основного замысла и формы продукта проектной работы. 3. Исследование ЗУН детей по теме проекта, формулировка проблемы. 4. Обзор источников и анализ статистических данных об основных причинах детского дорожно-транспортного травматизма; 5. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме. 6. Групповое обсуждение проекта, составление индивидуальных планов работы над проектом. |
Поисковый этап | 1.Выявление и описание потенциально опасных объектов и участков города Курска, которые встречаются детям на пути из дома в школу, в том числе с использованием сервиса Яндекс-карты (например, нерегулирумый перекресток улиц Красной Армии – Кольцова или пр. Энгельса – ул. Красной Армии). 2. Анализ опасных дорожных объектов нашего города (пл. Дзержинского, дорожная развязка на перекрестке улицы Сумская и пр. Энгельса). Выделение наиболее опасного объекта. 3. Выявление опасных дорожных объектов на пришкольной территории (например, пешеходный переход возле дома № 12 по пр. Энгельса). 4. Планирование и описание плана действий по решению данной проблемы. 5. Промежуточные отчёты учащихся по составлению индивидуального безопасного маршрута из дома в школу. |
Основной этап | 1. Целевые экскурсии с обучающими-ся по улицам в районе МБОУ «СОШ № 17» г. Курска (пр. Энгельса, ул. Пионеров, Кольцова, Красной Армии, П. Минакова, Рассыльная, Бочарова, Нижняя Луговая). 2. Создание карт прилегающих к школе районов с указанием безопасного маршрута от дома до школы. 3. Индивидуальные беседы с детьми и родителями. |
Обобщающий этап | 1. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ. 2. Оформление результатов проекта (индивидуальных безопасных маршрутов из дома в школу). 3. Подготовка презентации на тему проекта |
Заключительный этап. Рефлексия | 1. Подготовка к публичной защите индивидуальных безопасных маршрутов. 2. Защита индивидуальных проектов, демонстрация безопасных маршрутов учащихся. 3. Подведение итогов, анализ выполненной работы. |
Полученные результаты | 1. Материалы для проведения занятий 2. Создание карты с фотографиями. 3. Получение более глубоких знаний по краеведению, ПДД и ОБЖ. |
Адресная направленность результатов проекта | 1.Одноклассникам для более глубокого изучения ПДД и краеведения. 2.Ученикам младших классов школы для проведения занятий по ПДД, классных часов. 3. Учителям начальной школы как наглядное пособие по предмету «Окружающий мир», ПДД и краеведению. 4. Руководителю кружка «ЮИД» для более подробного изучения ПДД. |
Перспектива дальнейшего развития проекта | 1.Создание индивидуальных марш-рутов безопасной дороги из дома в школу каждого одноклассника. 2. Создание онлайн-карты для района, прилегающего к школе с указанием опасных мест и безопасных маршрутов следования (от улицы Литовская до улицы Большевиков и от проспекта Энгельса до улицы Добролюбова). |
Педагогические принципы реализации проекта | самостоятельность детей; деятельностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей; взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом. |
Теоретическая база | Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей младшего школьного возраста»; Смирнов, Хренников, Учебник ОБЖ 5, 6 класс Онлайн-ресурс Яндекс-карты (карта Курска) |
Ресурсное обеспечение проекта | библиотека детской учебной и познавательной литературы; иллюстративно-наглядный материал; видеофильмы, видеоролики, слайды; онлайн-ресурсы |
Команда реализации проекта | |
Форма представления результатов | Карта индивидуального маршрута безопасной дороги из дома в школу каждого ученика; Мультимедийная презентация проекта для занятий в младших классах в процессе урочной (предмет «Окружающий мир») и внеурочной деятельности. Буклет-памятка с основными ПДД и картой, содержащей отметки опасных мест на маршруте следования обучающихся. |