Муниципальное образовательное казенное учреждение "Высоконодворская средняя общеобразовательная школа имени трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба"
307035, Курская область, Медвенский район, х. Высоконские Дворы,
ул. Магистральная, дом 2, тел.: 8(47146) 4-50-25
Исследовательская работа
PROкласс
на тему «Компания «Рязанова и 9D» представляет: «Жить, играя!»
Выполнили:
Гужва Анастасия Андреевна
Дворцова Елизавета Алексеевна
Евдокимова Софья Дмитриевна
Емельянов Даниил Александрович
Никульников Эдуард Александрович
Рязанова Анастасия Викторовна
Рязанцева Дарья Юрьевна
Токмаков Денис Игоревич
Ходукин-Юзепенко Сергей Михайлович
Чувилина Елизавета Эдуардовна
15 лет, учащиеся 9 класса
Руководитель:
Красникова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 9 класса
e-meil: kpz460@yandex.ru
тел.: 8-951-332-55-32
Х. Высоконские Дворы - 2021 год
Оглавление
Введение……………..……………………………………………………...3
Глава 1. Игра в жизни человека
Роль игры в жизни человека…………………………………………..5
Из истории возникновения подвижных игр………………………….7
Глава 2. Жить, играя!
2.1 Игры нашего детства…………………………………………………...8
2.2 Опрос-исследование…………………………………………………..17
2.3 Забытые игры наших родителей……….……………………..............19
Глава 3. Результаты исследования. Вывод………………………………23
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………………….25
Приложения……………………………………………………………….26
Введение
Тема проектной работы. В нашем классе 10 человек: Гужва Анастасия Андреевна, Дворцова Елизавета Алексеевна, Евдокимова Софья Дмитриевна, Емельянов Даниил Александрович, Никульников Эдуард Александрович, Рязанова Анастасия Викторовна, Рязанцева Дарья Юрьевна, Токмаков Денис Игоревич, Ходукин-Юзепенко Сергей Михайлович и Чувилина Елизавета Эдуардовна. Нас всех объединяет совместная деятельность: учеба, воспитательные мероприятия, как оказалось, забота о своем здоровье и о здоровье друг друга. Но если внимательно посмотреть на наши имена, то можно найти еще одно сходство: в имени, фамилии или отчестве каждого из нас есть буква Д, у некоторых даже не одна, и только у Рязановой Анастасии эта буква отсутствует. Отсюда первая часть темы нашего проекта: «Компания «Рязанова и 9D» представляет». А так как все мы родом из детства, любим играть и веселиться, правда в последнее время наше внимание привлекают компьютерные игры, решили узнать, чем интересно, жить, играя, и как наши родители проводили время, не имея ни телефонов, ни компьютеров. Так родилось название нашего проекта: «Компания «Рязанова и 9D» представляет: «Жить, играя!»
Актуальность. Ни для кого не является тайной, что современные дети почти не интересуются дворовыми играми. А ведь совсем еще недавно с помощью этих игр мальчишки и девчонки учились находить общий язык, решать спорные конфликтные ситуации. Ребята имели возможность познавать самих себя, радоваться живому общению. А часто ли в настоящее время дети и подростки играют на свежем воздухе? На наш взгляд, нет. Некоторые отводят много времени учебе, другие проводят свое свободное время, играя в компьютерные игры или просиживая со смартфонами в руках, тем самым лишая себя радости движений и живого общения со сверстниками.
В современном мире, по мнению специалистов, нарушена передача игрового опыта одним поколением другому, огромное количество игр, которые привлекали наших родителей, забыта. По нашему мнению, каждому ребенку необходимо знать, в какие игры играли мама и папа, бабушки и дедушки. А также и взрослым необходимо познакомиться с различными современными подвижными играми и научиться им от своих детей. Это очень полезно, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей. Поэтому считаем выбранную нами тему актуальной.
Новизна. На сегодняшний день многие специалисты исследуют роль игры в жизни человека, соответственно существует огромное количество статей. Однако мы решили изучить эту тему на примере игр, с которыми нас могут познакомить наши родители, ведь в настоящее время в такие игры почти никто не играет и для нас и наших сверстников они будут новыми и интересными. В этом и заключается новизна нашего проекта.
Теоретическая значимость работы: собранный и изученный материал значительно расширяет представления о значении игры в жизни человека.
Практическая значимость: собранные нами игры могут быть использованы на уроках физической культуры, а также могут пригодиться в школьном летнем лагере, на переменах и в жизни каждого ребёнка, чтобы отвлечь его внимание от телефонов и планшетов.
Проблема: «Вся наша жизнь – игра» - это выражение давно получило статус «крылатого» и употребляется как в речи простых людей, так и в высказываниях известных поэтов и писателей. А ведь и в самом деле, что значит игра в жизни каждого человека? Какую роль играет умение правильно определить свою роль, чтобы познать неизвестное и удовлетворить свое любопытство? Необходима ли игра взрослому человеку, подростку, или она приносит пользу только для развития маленьких детей? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответы, работая над данным проектом.
Гипотеза исследования: предположим, что знакомство и вовлеченность в дворовые игры изменят взаимоотношения между сверстниками.
Цель: привлечение внимания подростков и младших школьников к подвижным играм, способным оказать положительное влияние на здоровье и общение людей в любой жизненной ситуации.
Задачи:
- изучить литературу о влиянии игр на общение людей;
- создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый, подросток, младший школьник) может развивать свои способности в процессе совместной деятельности;
- творчески организовать общение и игру;
- провести опрос среди сверстников, родителей и учителей, чтобы узнать наиболее популярные игры их детства;
- дать этим играм вторую жизнь, заинтересовать ими сверстников;
- составить сборник подвижных игр, которые можно использовать на переменах, в группе продленного дня, на уроках физической культуры;
Объект исследования: современные дети, подростки и их родители
Предмет исследования: игры современных детей и их родителей
Продукт – сборник игр современных детей и их родителей.
Методы:
анализ научной литературы;
наблюдение;
анкетирование;
интервьюирование;
описание;
обращение к глобальной компьютерной сети Интернет;
анализ полученных результатов.
Глава 1. Игра в жизни человека
Роль игры в жизни человека
Мы живем в 21 веке, это время, когда вряд ли найдется человек, который не пользуется мобильной связью, практически у каждого взрослого и у большинства детей есть сотовый телефон, ноутбук или персональный компьютер, которые используются в индивидуальном порядке, не требуя живого общения со сверстниками. Конечно, общение не исчезло полностью. Можно связаться через интернет по Скайпу или сделать видео звонок в любой доступной социальной сети, например, ok, vk, WhatsApp… Для этого нужно просто нажать кнопку на клавиатуре компьютера или экране телефона. К сожалению, это привело к тому, что мы пристрастились к виртуальному миру, стали реже встречаться в реальности, тем самым ограничив круг общения и потеряв умение находить «общий язык» со сверстниками.
Мы задумались, какие же пути решения возникшей проблемы существуют? Как добиться того, чтобы наши одноклассники и другие ученики школы снова научились дружить, радоваться успехам окружающих, стали бы добрее друг к другу? Изучив специальную литературу, мы поняли, что ничто не может сближать людей лучше, чем совместные игры, причем, в команды могут объединяться как дети, так и взрослые.
Для начала выясним, что такое игра. Для этого обратимся к толковому словарю. На наш взгляд, самое подробное определение такому понятию как «игра» дает В. И. Даль в «Толковом словаре великорусского языка»: «Игра -это то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». Нельзя не согласиться с таким толкованием, но всякая игра имеет свои параметры, которые должен знать каждый человек, желающий стать участником забавы. Раньше правила игры передавались из поколения в поколение в устной форме, причем детей никто особенностям их исполнения не обучал, как только они выходили на улицу, становились зрителями, а затем и участниками массовых мероприятий. Во дворах всегда было весело и интересно. Старшие товарищи учили младших, команды составляли из детей разного возраста. К сожалению, многие игры с течением времени были забыты.
Итак, игра - это определенный вид деятельности, который доставляет участникам удовольствие и веселье. Действительно ли это так? Мы думаем, что нет. Проанализировав ход некоторых современных компьютерных игр, мы поняли, что зачастую игроки получают вовсе не веселье и удовольствие, а злость, разочарование, обиду.
Каково же назначение игры? Главное ее назначение - обучение, развитие, восстановление сил, хороший заряд бодрости и настроения. Главная цель всех функций игры - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
Изучив определенную литературу, мы сделали вывод, что наибольшую пользу в развитии способностей и укреплении здоровья играют дворовые игры. Это не просто развлечение, это еще и обучение. Они учат культуре общения, умению организовать работу в команде, помогают обрести навык быстро ориентироваться в ситуации, тренируют силу и ловкость, умение прыгать-бегать, соревноваться, и, конечно же, веселиться. Именно поэтому мы решили в рамках данного проекта включить в сборник подвижные игры, чтобы познакомить и вовлечь в дворовые игры большинство детей, обучающихся в нашей школе, на наш взгляд, они изменят взаимоотношения между сверстниками. Ну а чтобы сборник мог приносить пользу воспитателям школьного лагеря, воспитателям групп продленного дня или даже учителям физической культуры, мы решили включить в него игры разных видов.
Существует большое количество игр, которые можно разделить по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весенние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории.
Они бывают:
подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);
атрибутивные (с различными предметами-атрибутами — игрушками, мячами, веревками, обручами, палками);
традиционные (в основе которых лежат словесные прибаутки, поговорки, шутки, присказки);
драматические (наличие художественного образа, действия, диалога, движения);
спортивные (соревнования, состязания, танцевальные движения, йога, тренировка физических способностей);
производственные (изображение различных эпизодов производственной деятельности и времяпровождения — охота, рыбалка, обслуживание, уборка урожая);
бытовые (их отличает наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения, придающего характер хоровода). Бытовые делятся на общественные (когда отражают исторические события или военные действия) и семейные (когда повторяют сцены семейной жизни, воспитание детей (куклы)).
Из истории возникновения игр
Игра — это вид культурной деятельности человека, которая направлена на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
На Руси не каждая крестьянская семья могла позволить себе купить игрушки для малышей, поэтому игрушки делали своими руками взрослые члены семьи. Погремушки для детей делались из подручных средств: нанизывали на веревочку катушки от ниток, бубенчики, привязывали над колыбелью деревянные разрисованные яркими красками ложки, различные берестяные коробочки, наполненные кукурузой, горохом, зерном или другими крупами, своеобразно звучащие. Особенно большим спросом пользовались шаркунки - игрушки, издающей "шкворчащий" звук, которые изготавливали из бересты или собирали из деревянных деталей.
Когда ребенок начинал ходить, делали коников, их вырезали из дерева и прикручивали к ним колеса. Коников использовали как игрушку, которую ребенок мог катать по полу, как ходунки, за которые дитя могло держаться, передвигаясь, или как качалку, малыш мог садиться сверху и катиться или качаться, в зависимости от назначения, коников делали разного размера. Реже вырезались еще фигурки и других животных, например, коров, собак.
Игрушку корову вырезали специально для детей 2-5 лет. Одной из любимых игрушек маленьких детей настоящей детской забавой были волчки, которые изготавливали из спиленной катушки и деревянного карандаша.
Религиозное направление жизни в прошлом наложило свой отпечаток на развитие подвижных игр, так как многие обрядовые игры были связаны с суевериями. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы всяких земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания. Эти заклинания позже переросли в заклички, которые используются практически во всех старинных играх.
Любая народная игра, попадая в иную среду, либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета.
Глава 2. Жить, играя!
2.1 Игры нашего детства
Вся наша жизнь – игра, которая начинается с самого рождения, с первых игрушек и погремушек. Играя, ребенок не просто весело проводит время, он развивается, познает жизнь, так как именно в процессе игры малыш, сам того не понимая, приобретает умения и навыки, которые ему жизненно необходимы в настоящее время. Коммуникабельность, развитие мышления, умение подчиняться установленным правилам, приобретение уверенности в себе (в случае выигрыша) и умение контролировать свои эмоции (в случае проигрыша) – вот только малая часть тех положительных качеств, знаний и умений, которыми, играя, овладевает ребенок.
Нам в жизни также пришлось приобрести свои умения и навыки, благодаря которым сейчас мы можем работать в команде, уважительно относиться к участникам какой-либо совместной деятельности, умеем бегать, прыгать, преодолевать препятствия. Но пойдем по порядку.
В настоящее время для детей с самого рождения создано огромное количество игрушек и погремушек, являющимися не только средством успокоения или развлечения, а самой настоящей развивающей игрушкой. Погремушка вызывает у малыша желание совершать самостоятельные действия, движения.
Наша игровая деятельность также начиналась с грохота крутящихся звенящих погремушек, которые мамы вешали на наши коляски или кроватки. Сначала мы наблюдали за тем, как они двигаются, прислушивались к ним, а потом пытались поймать их руками, потрогать, еще раз услышать, как они звенят. Так рождались наши первые взмахи, касания, развивалось умение координировать движения.
Подрастая, мы уже не интересовались звоном погремушки, надо было узнать, какова она на вкус, в каком назначении ее можно еще применить, например, так:
Пришла пора отправляться в детский сад. Это замечательное время, когда ребенок находится среди своих сверстников и учится общаться, создавать команду, соблюдать правила игры. И мы все это делали.
Ни один ребенок не признает, что он маленький, ведь если мы пошли в детский сад, значит уже выросли, стали совсем взрослыми, поэтому можем стать продавцом или даже заведующим магазином. В детском саду у нас было много игрушек, из которых мы с удовольствием устраивали стойку, клали на нее счеты, ставили кассовый аппарат и играли в "Магазин". Правила этой игры совсем простые. Одного человека выбирали продавцом, он использовал счёты, чтобы вычислить сумму покупки. Другие участники игры выступали в качестве покупателей, для этого нужно было взять с собой сумочку, игрушечные деньги и пойти за покупками.
Также актуальной игрой являлась " Больница". Для начала мы выбирали врача, он надевал белый халат и медицинскую шапочку. Остальные игроки либо сами приходили в больницу в качестве больного, либо приходили с мягкими игрушками, представляя, что это наши дети. Врач осматривал больного и назначал лечение.
Среди девчонок популярной была игра " Парикмахерская ". Одна участница играла в роли парикмахера, а остальные приходили в салон и говорили, какую именно причёску хотят увидеть на своей голове. Парикмахер внимательно слушала предпочтения клиентов и приступала к делу.
Большинство девчонок любили играть в «Дочки-матери», нам всегда хотелось быть мамой, потому что ей отводилась самая почетная миссия – заботиться о своих детях, к сожалению, очень редко кто-нибудь из мальчиков соглашался на роль папы, но несмотря на это игра всегда проходила весело. Мама усаживала детей за стол и кормила их всякими вкусностями. В «Дочки матери» мы играли не только в детском саду, но и дома. Например, у Чувилиной Лизы было много кукол, но любимая - одна, по имени Дима. Она укладывала его спать, кормила, катала в детской коляске. Ее мама связала на эту куклу кофточку, шапку. У него была и другая одежда, и Лиза могла его переодевать.
Несмотря на то, что мы посещали детский сад, большое количество времени мы проводили дома или во дворах с друзьями, жившими по соседству. Конечно самым привлекательным местом всегда оказывалась песочница, ведь там столько всего необычного и интересного. Ты можешь быть строителем, -поваром, рыцарем, который защищает свой замок от дракона, а иногда можешь и сам стать этим драконом. В песочнице ты можешь быть кем угодно, только дай волю своей фантазии.
Ну кто из мальчишек не мечтает стать шофером?! Ведь это профессия для настоящих мужчин, а пока мы еще маловаты, то представляем собой ценный груз.
Все мы в детстве были замечательными конструкторами и архитекторами. Каждый попробовал построить замок, ну или хотя бы собрать пазлы.
Наступила школьная пора. Детские забавы постепенно отошли на второй план. В этот период времени на игры остается все меньше, но все же мы встречаемся с друзьями и получаем массу удовольствия от совместных забав.
Хотим привести в пример несколько игр, которым отдавали предпочтение.
В эту игру мы любили играть, когда ходили на прогулки в группе продленного дня. На наш взгляд, она развивает чувство товарищества и чувство ответственности. Выбирается водящий из числа детей. Те ребята, которых он коснулся, считаются пойманными. Они встают, широко расставив ноги, руки в стороны и произносят: «Чай, чай, выручай!» Любой игрок может выручить пойманного, если он пролезет между его ног.
В «Салки», пожалуй, играть умеет каждый, это одна из немногих игр, которая существует уже много лет и передается из поколения в поколение. Эта игра развивает выносливость, быстроту и координационные способности. Играющие рассыпаются по площадке. Один из участников — водящий. Он должен догнать и коснуться игрока, чтобы передать «воду». Осаленный становится водящим.
На переменах, когда нам становилось скучно, мы выходили в коридор и, став в круг и крепко взявшись за руки, играли в «Кошки-мышки».
Эта игра развивает ловкость, координацию движений, внимательное отношение к товарищам. Больше всего нравилось читать стихотворение. «Мышка» может выбегать из норки и возвращаться в неё только через воротики. «Мышка» обязательно должна взять «сыр».
Считалка перед началом игры:
Собирайтесь в круг, детишки,
Поиграем в «Кошки- мышки»
Посчитаем: Раз. Два. Три.
Ловкой мышкой будешь ты.
Посчитав ещё немножко,
Мы узнаем кто здесь кошка.
После трёх - четыре, пять.
Мышка убегает от кошки, а все мы ее ловим. Эта игра всегда очень шумная, потому что все болеют за мышку и кричат, выражая свои эмоции.
Взрослея, мы все реже обращаемся к игре, но отказаться от нее совсем невозможно, ведь каждому человеку необходимо жить, играя. В этот период жизни самыми главными становятся групповые игры, благодаря которым сплачивается коллектив, развивается чувство товарищества. Так как большую часть дня мы проводим в школе, то и игры в большей степени проходят на школьной территории. Наибольшую активность мы проявляем во время спортивных игр, например, «Кто быстрее. Осенний марафон» или «Спортивная борьба».
Игра «Зарница» никого не оставляет равнодушным, создав несколько команд, во главе с классными руководителями мы отправляемся в лес. С раннего утра учителя физической культуры и те люди, которые входят в состав жюри, натягивают веревки, создают препятствия, готовят маршрутные листки, которые раздают командирам. Все команды стараются выполнить задания быстрее остальных, всем хочется победить. Время пролетает незаметно, и когда игра подходит к концу, нам не хочется покидать лесные просторы.
Очень нравится нам игра «Полоса препятствий», она развивает не только умение работать в команде, но и оказывать первую помощь, поддерживать в трудную минуту. Проходит такое мероприятие у нас обычно на спортивном стадионе. Участие принимают ученики всей школы, разбившись на команды, все выходят на стадион, там уже созданы препятствия, а мы с удовольствием и без ошибок стараемся их преодолеть.
Подготовкой к взрослой жизни служат такие игры, как «Военизированная эстафета»,
«Смотр строя и песни».
Нельзя не сказать и о праздничных днях. Учебный год начинается Днем знаний, за ним приходят День учителя, День мамы, Новый год, 23 февраля и 8 марта, День победы, Последний звонок и огромное количество других увлекательных праздников. В эти дни мы тоже играем, но не в обычные игры… Мы играем разные роли, превращаясь в певцов и танцоров, Деда Мороза и Снегурочку, Бабу Ягу и Кощея бессмертного…. Этот список можно продолжать бесконечно, так как много талантов в нас раскрывают наши педагоги.
Но, к сожалению, придя из школы домой, мы усаживаемся за компьютер, и в домашних условиях практически не обращаемся к подвижным играм. Все больше наше внимание привлекают компьютерные игры.
Таким образом, мы можем смело сказать, что мы живем, играя! Интересно, а как живут другие ученики нашей школы? Что знают они о подвижных играх и их пользе? Знают ли они об играх, в которые играли их родители?
2.2 Опрос-исследование
Чтобы выяснить, как проводят свой досуг наши сверстники и хотят ли они в жизни перемен, познакомившись с забытыми дворовыми играми, мы провели опрос, в котором приняли участие ученики нашей школы 6-9 классов, а также наши родственники и друзья, всего 32 человека. Результаты в таблице 1 в приложении.
Проанализировав анкеты, мы поняли, как современная молодежь проводит свое свободное время.
Из анкеты видно:
Большинство опрошенных не умеют хорошо и правильно организовать своё свободное время.
Мало бывают на свежем воздухе, предпочитая потратить время на игры в планшете, телефоне, телевизоре.
Порадовало то, что среди названных детьми игр, довольно много дворовых, подвижных, значит наши школьники знают о них, но, к сожалению, либо не знают правил, либо просто не хотят в них играть.
По ответам детей о любимых играх их родителей можно предположить, что родители редко рассказывают о своем детстве и любимых играх.
Ни для кого теперь не секрет, что подвижные игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только родители, а и их предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты. Они давали возможность ребенку узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.
Чтобы возродить забытые игры наших родителей, мы решили задать несколько вопросов мамам и папам, а также нашим учителям, которые являются сверстниками наших родителей.
Было опрошено 24 взрослых человека. Результаты в таблице 2 в приложении.
Анализ анкетирования взрослых показал, как они проводили своё свободное время, когда были в нашем возрасте.
Вывод:
1. Наши родители практически выросли во дворе на свежем воздухе.
2. Взрослые знают огромное количество названий дворовых игр, причем им также знакомы и правила, по которым игры проводились. И несмотря на то, что истек достаточно долгий промежуток времени, родители помнят и могут передать нам свои знания о дворовых играх.
3. Наши родители много двигались, так как большая часть названных игр – это подвижные игры.
4. Но, к сожалению, родители часто не знают, во что играют их дети во дворе.
После проведения опроса мы сделали вывод, что нам самим необходимо познакомиться с забытыми играми своих родителей и научить играть ребят из нашей школы. Для этого мы решили составить небольшой сборник и поместить туда игры с описанием правил, чтобы все желающие могли весело и интересно проводить свое свободное время, а затем познакомили ребят младших классов с самыми популярными играми, в которые играли наши родители.
Ученикам начальных классов мы задали 3 вопроса:
Как ты проводишь перемены в школе?
В какие игры ты любишь играть?
Хотел бы ты научиться новым играм?
Результаты анализа ответов содержатся в приложении в Диаграмме 1, Диаграмме 2 и Диаграмме 3
Так как большинство детей изъявили желание познакомиться с новыми играми, мы решили с ними поиграть, выбрав такие игры, как: «Колечко», «Ручеек», «Я монах в синих штанах»», «Резиночки», «Море волнуется раз…» и другие.
Для проведения игр использовали время на переменах. Данная работа продолжалась 4 недели. Во время наших игр, ученики начальных классов очень заинтересовались нашим занятием. Мы решили их познакомить с некоторыми играми. Им очень понравилось! Теперь, на переменах в нашем коридоре ребята организованно играют в подвижные игры, а не носятся «сломя голову».
После выполненной работы было проведено анкетирование с целью изучения отношения ребят к новым играм. Им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Понравилось ли тебе путешествие в мир старинных игр?
2. Все ли игры тебе были знакомы?
3. Какие игры тебе больше всего понравились?
4. Хотел (а) ли бы ты продолжить знакомство с русскими народными играми?
Всего было опрошено 30 человек.
В ходе проведенного опроса были получены результаты, которые показаны в приложении на Диаграмме 4.
Анализ полученных ответов на третий вопрос позволил нам определить наиболее понравившиеся ребятам игры, которые мы отразили на схеме:
«Море волнуется раз»
«Колечко»
1 «Резиночки»
2 «Путаница»
3 «Садовник»
4
5
Как видно из приведенной схемы, больше всех ребятам понравились такие игры, как «Море волнуется раз», «Колечко» и «Резиночки».
2.3 Забытые игры наших родителей
Современные дети практически все свободное время проводят у компьютеров или с телефонами.
А как же проводили время наши родители? Каждый из нас расспросил дома мам и пап об их детстве, также мы провели интервью с некоторыми учителями, которые являются ровесниками наших родителей, и выяснили, что они, дети далеких 70-90-х годов прошлого века, не имели никакой техники, поэтому практически все свободное время посвящали общению друг с другом. Их сближали игры: подвижные, интеллектуальные, ситуативные, ведь дети того времени много гуляли, занимались спортом, да просто бегали, как они раньше говорили, бегали, чтобы не мешать родителям, которые, вернувшись домой после трудового дня, занимались строительством и обустройством домов.
Детство всех наших родителей прошло в сельской местности, поэтому и игры у них были дворовые, общие для всех детей села: «Жмурки», «Прятки».
Игры с мячом - «Выбивало», «Футбол» у мальчиков.
Игры в «Классики» для девочек, в «Камешки», в «Резиночку».
Выбираясь на природу, молодые люди всегда брали с собой бамбентон.
Если на улице была дождливая погода, то собирались у кого-то дома и играли в «Слова», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился, не на шутку рассердился...», «Колечко», очень популярна была игра «Сломанный телефон», игра очень веселая, всегда поднимала настроение.
Их никто не заставлял играть, это была их внутренняя потребность, им хотелось веселых детских развлечений, совместного общения, движения, они не могли просто сидеть и ничего не делать, казалось, что у них день расписан по минутам, хотелось везде побывать: ходили в лес за цветами, ягодами, орехами, в поле - за горохом, кукурузой, на лесные поляны - играть, устраивать там настоящие пикники, всегда с хорошим настроением, веселые, радостные. Их родители порой и не знали, в каком месте села дети собрались и играют. Им просто доверяли. И хотя наши родители жили в разных населенных пунктах, неподалеку от каждого села располагался лес, поэтому любимым занятием у детей было лазанье по деревьям. Качались на сучках, соревновались кто залезет выше, бывало падали, но все принимали за смех и шутку, подбадривали друг друга, всем было по-настоящему весело.
Одна из мам рассказала нам, что в их детстве было «модно» строить «домики», где все было устроено, как в настоящем доме: зал, спальня, что-то вроде кухни. В этих «домиках играли с куклами в дочки-матери.
В зимнее время катались на санках, на лыжах, которые были у каждого ребенка, а у кого не было, можно было взять в школе. Катались с высоких горок, в оврагах, это было такое удовольствие, не передать словами, вдоволь накатавшись, собирались у кого-нибудь дома. Сушили вещи и рассказывали друг другу сказки, страшные истории, домой приходили поздно вечером, уставшие, но довольные.
Одной из самых интересных, поистине спортивных игр, где развита двигательная активность, является игра с мячом – «Выбивало», любимая игра большинства наших родителей. Игра командная, объединяла сразу большое количество детей, двое стояли на расстоянии друг от друга и старались выбить мячом других соперников, которые бегали от одного к другому, чтобы в них не попали мячом. Если кто-то из тех, кого стараются выбить. поймал мяч, то ему добавляют еще одну жизнь, и игра продолжается. Данную игру можно проводить в школе, это веселая озорная игра, развивает двигательную активность, дух соперничества, командную взаимовыручку, остальные дети могут быть болельщиками, поддерживать команды, болеть за них, потом поменяться местами и сами быть игроками.
Мы поняли, что у наших родителей было счастливое, беззаботное и веселое детство. Как бы нам хотелось, чтобы и у нас, и у наших детей оно было таким же.
Глава III. Результаты исследования.
Раньше наших родителей невозможно было загнать домой, они гуляли до позднего вечера, до темноты и не хотели расставаться со своими друзьями. Сейчас же нас невозможно выгнать из дома, наши реальные друзья превратились в виртуальных, мы играем в онлайн-игры порой с совершенно незнакомыми нам людьми, теряя навыки живого общения, ощущение близкого плеча друга.
Современные дети не интересуются дворовыми играми, а нам хочется вернуть им радость жизни, умение общаться, дружить, поддерживать друг друга. Именно с этой целью мы и проводили наши исследования, в результате которых выяснили
Какие игры были популярны раньше и во что играют современные дети.
Узнали о дворовых играх, об их истории, о пользе в развитии ребенка
Познакомились с новыми, не известными нам играми
Цель нашей работы – привлечение внимания подростков и младших школьников к подвижным играм, способным оказать положительное влияние на здоровье и общение людей в любой жизненной ситуации – достигнута, а задачи выполнены.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что дворовые игры наших родителей будут интересны современным мальчикам и девочкам и помогут изменить взаимоотношения между ними.
В дальнейшем мы планируем продолжить знакомство с забытыми дворовыми играми, чтобы играть в них со своими друзьями.
ВЫВОД.
Появление новых технологий требует изменений в образе жизни не только взрослого, но и ребенка. Нет ничего плохого в том, чтобы играя, дети учились пользоваться новыми техническими достижениями, и совершенствовать себя, ведь это очень пригодится в будущем. Но компьютерные игры не должны заменять собой подвижные, сюжетно-ролевые, спортивные игры.
Заключение
Мы думаем, что многие перечисленные в проекте игры незаслуженно забыты, так как они веселые и интересные. Подвижные игры – это не просто развлечение, а еще и обучение. В этих играх дети учатся общению, умению создавать команды и "работать" в них, учатся быстро соображать, соревноваться, да и веселиться тоже. Они развивают ловкость, быстроту, сноровку. А самое главное делают нас здоровее.
Некоторые игры остаются любимыми у детей трёх поколений: это жмурки, прятки, догонялки, вышибалы. У некоторых игр просто меняются только названия. Например, дети называют игру «догонялки», родители – «башатики», а бабушки и дедушки – «салки». Некоторые игры у разных народов имеют одинаковые правила игры. Можно сделать вывод, что дети разных народов и поколений играют в похожие игры.
Некоторые неизвестные нам игры мы уже разучили, а некоторые еще предстоит разучить, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит лето, мы обязательно научимся играть в такие игры, как: «12 палочек», «Фанты», «Клёк». Теперь, мы уверены, с выбором игры проблем у нас не будет.
В данной работе представлена лишь часть игр популярных среди наших родителей. Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Необходимо отметить, что время и люди вносят изменения в сюжеты и правила. Игры обогащаются, совершенствуются. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность.
Лучшими распространителями игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили, о них нужно рассказывать. В них нужно играть!
Возникает вопрос, интересно ли детям сегодня играть в забытые игры родителей? С уверенностью скажем: «Да!». В ходе исследования почти 100 % детей начальных классов с удовольствием принимали участие в играх и активно вовлекали друг друга. Как и во времена родителей, нынешние дети учили друг друга.
Продуктом нашего исследования является сборник подвижных игр, куда вошли игры детей двух поколений, который будет постепенно пополняться.
Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.
Будем вспоминать вместе! Будем играть вместе!
Будем возрождать вместе!
Играйте с радостью!
Как здорово жить, играя!!!
Список используемой литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987
Е. Беляев «365 развивающих игр». – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.
Бруннер Дж. Хрестоматия по игре.- М., 1976
Володченко В.В., Юмашев В. Выходи играть во двор. - М.: Мол. гвардия, 1984.
Даниил Эльконин. Психология игры, 1978
Канеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада – М.,1989
7. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
8. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста. М., 1979.
9. Энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 2000.
10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М., 1990
11. Интернет сайты:
Описание игр http://www.kis-brys.ru
http://copypast.ru/2011/03/27/nashi_detskie_igry.html
http://www.libo.ru/libo8577.html
История возникновения игр
http://www.km.ru/referats/333994-narodnye-igry-istoriya-vozniknoveniya-sotsialnaya-sushchnost-vidy#
Приложения.
Анкета 1
Вопросы к опросу детей.
Как ты обычно проводишь свободное время?
Как часто и долго ты играешь в компьютер?
Какие компьютерные игры ты знаешь?
Какие не компьютерные игры ты знаешь?
Играешь ли ты в игры, когда гуляешь во дворе?
Какие игры ты предпочитаешь во дворе?
Любимые игры твоих родителей?
Таблица 1 (к анкете 1).
№ п/п | Вопросы | Ответы (чел.) |
1. | Как ты обычно проводишь свободное время? | 32 | 30 | 5 | 2 | 2 | 12 | 8 |
планшет/ телефон/ телевизор | играю дома | гуляю | отдыхаю дома | сижу с младшими/ помогаю маме | творчество | читаю |
2. | Ты любишь играть в компьютерные игры и почему? | 26 | 2 | 3 | 1 | 26 | 2 | 1 |
люблю | Не люблю | Не очень | Нет компьютера | Интересно/ весело/ круто | Вредные/ не развивают/ нет пользы | Нет игр |
3. | Какие компьютерные игры ты знаешь? (59 игр) | 12 | 10 | 5 | 10 | 3 | 16 | |
Майнкрафт | Фортнайт/ ГТА /стрелялки | роблокс | гонки | Анжела и Том | Назвали 3 и более игр | |
4. | Какие не компьютерные игры ты знаешь? (63 игры) | 21 | 32 | 32 | | | | |
Салки/ догонялки | прятки | Спортивные игры | | | | |
5. | В какие игры ты любишь играть во дворе? (36 игр) | 19 | 13 | 24 | 28 | 16 | 32 | |
Салки/ догонялки | прятки | футбол | Игра в снежки | Игры с предметами (скакалка, мяч) | Назвали 3 и более игр | |
7. | Любимые игры твоих родителей? (31 игра) | 3 | 18 | 29 | | | | |
Не знаю | Салки/ догонялки | прятки | | | | |
Интервьюирование родителей.
Часто ли в детстве Вы играли во дворе с друзьями?
В какие игры Вы играли?
Как ещё Вы проводили свой досуг?
Во что играют Ваши дети на улице?
Таблица 2 (к интервью).
№ п/п | Вопросы | Ответы (чел.) |
1. | Часто ли в детстве Вы играли во дворе с друзьями? | 24 | | | | | | |
Каждый день | | | | | | |
2. | В какие игры Вы играли? | 24 | 24 | 15 | 13 | 24 | 24 | 24 |
Прятки | Догонялки | футбол | Классики | Казаки-разбойники | Лапта | Вышибалы |
3. | Как ещё Вы проводили свой досуг? | 15 | 7 | 20 | 24 | | | |
Кружки, секции | Библиотека | Помощь родителям | Походы | | | |
4. | Во что играют Ваши дети на улице? | | | | | | | |
16 | 24 | 24 | 24 | 14 | 10 | |
Катание на горке | догонялки | Прятки | Катание на велосипеде | Играют на д/площадках | Гуляют | |
Таблица 3. «Детские дворовые игры»
№ п/п | Название игры | № п/п | Название игры |
1 | «Прятки» | 16 | «Цепи кованые (разрывные)» |
2 | «Резиночка» | 17 | «Колечко-колечко» |
3 | «Сломанный телефон», «Телефон» | 18 | «Вышибалы» |
4 | «Казаки-разбойники» | 19 | «Дочки-матери» |
5 | «Снайпер» | 20 | «Войнушки» |
6 | «Классики» | 21 | «Выше ноги от земли» |
7 | «Я знаю 5 названий…» | 22 | «Жмурки» |
8 | «Съедобное-несъедобное» | 23 | «Море волнуется раз» |
9 | «12 палочек» | 24 | «Лягушка» |
10 | «Тише едешь…» | 25 | «Чай-чай, выручай» |
11 | «Штандер-стоп» | 26 | «Три-пятнадцать» |
12 | «Краски» | 27 | «Горячая картошка» |
13 | «Пятнашки» | 28 | |
14 | «Путаница» | 29 | |
15 | «Я садовником родился…» | 30 | |
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Д
иаграмма 4