Муниципальное образовательное учреждение
«Пестрецовская основная школа»
Ярославского Муниципального Района
Проект просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ
Воспитатели:
Петухова Ю.А
Ивойлова А.С
Актуальность проекта
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребѐнка. Для ребѐнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своѐ базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.
Включаясь в такую среду, ребѐнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребѐнок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Проблема:
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка.
Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми.
Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка. Для семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определены условия жизни личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.
Без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения. Поэтому возникла необходимость разработки проекта просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ «Содружество»
Объект проекта:
Психолого – педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет проекта:
Содержание и формы психолого – педагогического просвещения
Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы основной образовательной программы МБДОУ, являются:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» No273-ФЗ от 29.12.2012г.
Федеральная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847));
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (приложение). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. № 1014.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» от 08.04.2014г. № 293.
Направления деятельности:
Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей
Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
Цель проекта:
Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачи проекта:
проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого -педагогической поддержки их семьям;
нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;
создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;
повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта.
Участники проекта:
родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра)
Тип проекта:
1. По доминирующей в проекте деятельности: просвещение родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
2. По продолжительности – долгосрочный. Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с 1 сентября 2023 по 20 мая 2024года.
Принципы реализации проекта
принцип научности предполагает учѐт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;
принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;
обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа со специалистами может вызвать у родителей различные страхи (неопределѐнности, некомпетентности и др.), катастрофические ожидания и предчувствия, боязнь негативного влияния любых событий на свою жизнь, понятные формы;
принцип мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрении я актуализации собственных проблем возможности поддержки в их преодолении. Когда перед семьѐй возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации, появляется непродуктивная адаптация к жизни.
Условия необходимые для реализации проекта
наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детский сад;
психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
материально-техническая база;
нормативная база;
предметно-развивающая среда;
наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;
возможность повышения квалификации педагогов.
Ожидаемый результат:
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (семинары, деловые столы, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Формы работы с родителями (законными представителями)
Индивидуальные и групповые консультации;
Методические рекомендации;
Информационные стенды;
Совместные экскурсии и целевые прогулки;
Анкетирование;
Мастер-классы;
Подбор методической и обучающей литературы по запросу родителей;
Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов.
I этап. Подготовительный.
II этап Основной
III этап Заключительный
№ этапа | Задачи | Сроки исполнения |
Подготовительный | *Выявление актуальности проблемы. *Изучение литературы по проектной деятельности и по взаимодействию ДОУ и семьи, где есть дети с ОВЗ. *Сбор информации с Интернет-ресурсов по данной проблеме. *Анализ и обобщение информации по данной теме. *Постановка цели и задач проекта. *Определение педагогических принципов реализации проекта. *Создание перспективного плана просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ. | Сентябрь 2023– май 2024 |
Сентябрь 2023 – май 2024 |
Основной | *Выполнение плана действий; Информационно-просветительское направление сопровождения семьи, воспитывающей, ребенка с ОВЗ Консультативная работа 1. Проведение профилактических бесед, лекций с детьми по вопросам здорового образа жизни. 2.Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми. 3. Проведение консультирования воспитателей, учителей по вопросам обучения, воспитания детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа 1.Развитие и коррекция познавательных процессов детей, формирование мотивации к обучению. 2.Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении 3.Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов учащихся, связанных с ростом межличностных и внутриличностных отношений (консультации). 4. Привлечение к участию в праздниках и мероприятиях. | Сентябрь 2023 – май 2024 |
Заключительный | *Подведение итогов: - оценка проведенной работы родителями и педагогом; - соотнесение ожидаемых результатов по проекту и действительных результатов (продолжение или закрытие проекта). Продукт проекта: «Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» | Июнь-август 2024 |
№ п/п | Тема мероприятия/целевые ориентиры | Сроки |
| АНКЕТА для опроса родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Сентябрь |
| «Особый ребенок в семье» Родительское собрание на тему Цель: выявить актуальные формы работы родителей с детьми в семье. Решать проблемы семьи ребенка с ОВЗ. Планировать формы взаимодействия с родителями. Формировать желание родителей понять проблемы развития своих детей. | Сентябрь |
| Буклет «Инклюзивное образование» | Сентябрь |
| «Ребенок с ОВЗ» Индивидуальная консультация для родителей Цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество | Октябрь |
| «Психологическое здоровье дошкольников» Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей: - о воспитании, развитии, - психологической безопасности детей: создания благоприятного микроклимата в семье, профилактика психологического дискомфорта для ребёнка с ОВЗ. | Октябрь |
| «Обучение детей с ОВЗ» Семинар-практикум для родителей в детском саду Цель: Познакомить родителей с логопедическими терминами и понятиями, с направлениями и приемами коррекции речевых нарушений | Октябрь |
| «Игра в развитии ребенка» Практикум для родителей, имеющих детей с ОВЗ. Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей, имеющих детей с ОВЗ. | Ноябрь |
| «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ»./ презентация Мастер-класс для родителей ДОУ. Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста. | Ноябрь |
| Рекомендации для родителей, воспитывающих детей ОВЗ | Ноябрь |
| «Здоровье в ладошках» Консультация логопеда для родителей, воспитывающих детей ОВЗ | Декабрь |
| Роль родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ в успешной адаптации в группе сверстников. (презентация) | Декабрь |
| «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ» Консультация для родителей | Декабрь |
| Снятие эмоционального напряжения Тренинг для родителей, имеющих детей с ОВЗ Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, имеющих детей с ОВЗ. | Январь |
| Подвижные игры для детей с ОВЗ Консультация для родителей | Январь |
| Рекомендации для родителей детей с ОВЗ об использовании в домашних условиях коррекционных игр математической направленности | Февраль |
| Практические рекомендации родителям детей с ЗРР | Февраль |
| Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование в свете нового закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Консультация для родителей. | Февраль |
| Подборка информационных ресурсов, которые, возможно, будут полезны родителям и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку | Март |
| «Пальчиковый игротренинг» Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ Цель: повысить педагогическую культуру родителей, информировать родителей о значении пальчиковых игр в развитии высших психических функций и речи ребенка; познакомить с играми на развитие мелкой моторики и координации кистей рук. | Март |
| «Галерея эмоций» Мероприятия с родителями и детьми с ОВЗ Цель: создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей и родителей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через игру. | Март |
| «Путешествие в страну спорта». Совместное развлекательное мероприятие для родителей детей с ОВЗ. | Март |
| "Организация игровой деятельности дома" Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ. | Март |
| Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья | Март |
| «ЛЕГО-конструирование для развития творческих способностей у детей с ОВЗ» Консультация для родителей | Апрель |
| Формирование самостоятельности у детей с ОВЗ Рекомендации для родителей | Апрель |
| Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Лекция для родителей, имеющих детей с ОВЗ | Апрель |
| Изотерапия как нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР. Презентация | Апрель |
| «Путешествие в сказку». Мастер – класс для родителей по сказкотерапии | Май |
| «Здоровьесберегающие технологии: массаж Су-Джок и гимнастика для рук» Круглый стол для детей с ОВЗ и их родителей | Май |
| «Играем вместе» Игровой практикум для родителей детей с ОВЗ Цель: повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | Май |
| «Логопедический калейдоскоп» Круглый стол для родителей Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами. | Май |
| «Песочная терапия в работе с дошкольниками с ОВЗ» Семинар-практикум для родителей Цель: дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей дошкольного возраста; | Май |
| «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» Консультация для родителей | Май |
| «Палочка - выручалочка» Сценарий совместной игры педагогов, родителей и детей с ОВЗ Цель: Расширять представление родителей о развивающих возможностях игры для детей с ОВЗ. Создать условия для проявления родителей в роли руководителей игровых мастерских. Развивать потребность родителя к самостоятельной и совместной игровой деятельности с ребенком с ОВЗ, придумыванию авторских вариантов игры. | Май |
| «Мама, папа, я – спортивная семья» Сценарий спортивного мероприятия родителей и детей с ОВЗ | май |
Заключение
Проект «Содружество» способствовал укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ОВЗ (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения). Наметилось повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.
Повысился уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.
Проект способствовал повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей. Родители, прошедшие проект в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи.
Таким образом, предложенный нами проект будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.