СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ: "Содружество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

    Организация  психолого-педагогической  и  социальной   поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Проект просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ: "Содружество"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Пестрецовская основная школа»

Ярославского Муниципального Района















Проект просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ

























Воспитатели:

Петухова Ю.А

Ивойлова А.С



Актуальность проекта


Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребѐнка. Для ребѐнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своѐ базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.

Включаясь в такую среду, ребѐнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребѐнок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Проблема: 

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка.

Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми.

Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка.    Для   семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными  являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка. Однако функции семьи  могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определены условия жизни личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.

Без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения. Поэтому возникла необходимость разработки проекта просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ «Содружество»

Объект проекта:

Психолого – педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет проекта:

Содержание и формы психолого – педагогического просвещения

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы основной образовательной программы МБДОУ, являются:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» No273-ФЗ от 29.12.2012г.

  2. Федеральная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847));

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (приложение). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564).

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. № 1014.

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» от 08.04.2014г. № 293.

Направления деятельности:

  1. Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей

  2. Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Цель проекта:

Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.



Задачи проекта:

  1. проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

  2. оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого -педагогической поддержки их семьям;

  3. нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;

  4. создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;

  5. повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта.

Участники проекта:

родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра)

Тип проекта:

1. По доминирующей в проекте деятельности: просвещение родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

2. По продолжительности – долгосрочный. Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с 1 сентября 2023 по 20 мая 2024года.

Принципы реализации проекта

  1. принцип научности предполагает учѐт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;

  2. принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

  3. принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;

  4. обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа со специалистами может вызвать у родителей различные страхи (неопределѐнности, некомпетентности и др.), катастрофические ожидания и предчувствия, боязнь негативного влияния любых событий на свою жизнь, понятные формы;

  5. принцип мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрении я актуализации собственных проблем возможности поддержки в их преодолении. Когда перед семьѐй возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации, появляется непродуктивная адаптация к жизни.

Условия необходимые для реализации проекта

  1. наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детский сад;

  2. психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

  3. материально-техническая база;

  4. нормативная база;

  5. предметно-развивающая среда;

  6. наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;

  7. возможность повышения квалификации педагогов.

Ожидаемый результат:

  1. Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

  2. Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

  3. Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (семинары, деловые столы, психологические тренинги, консультации  т.д.).

  4. Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Формы работы с родителями (законными представителями)

  • Индивидуальные и групповые консультации;

  • Методические рекомендации;

  • Информационные стенды;

  • Совместные экскурсии и целевые прогулки;

  • Анкетирование;

  • Мастер-классы;

  • Подбор методической и обучающей литературы по запросу родителей;

  • Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов.

I этап. Подготовительный.

II этап Основной

III этап Заключительный

этапа

Задачи

Сроки исполнения

Подготовительный

*Выявление актуальности проблемы.

*Изучение литературы по проектной деятельности и по взаимодействию ДОУ и семьи, где есть дети с ОВЗ.

*Сбор информации с Интернет-ресурсов по данной проблеме.

*Анализ и обобщение информации по данной теме.

*Постановка цели и задач проекта.

*Определение педагогических принципов  реализации проекта.

*Создание перспективного плана просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Сентябрь 2023–

май 2024

Сентябрь 2023 –

май 2024

Основной

*Выполнение плана действий;

Информационно-просветительское направление сопровождения семьи, воспитывающей, ребенка с ОВЗ

Консультативная работа

1. Проведение профилактических бесед, лекций с детьми по вопросам здорового образа жизни.

2.Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.

3. Проведение консультирования воспитателей, учителей по вопросам обучения, воспитания детей с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая работа

1.Развитие и коррекция познавательных процессов детей, формирование мотивации к обучению.

2.Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении

3.Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов учащихся, связанных с ростом межличностных и

внутриличностных отношений (консультации).

4. Привлечение к участию в праздниках и  мероприятиях.

Сентябрь 2023 –

май 2024

Заключительный

*Подведение итогов:

- оценка проведенной работы родителями и педагогом;

- соотнесение ожидаемых результатов по проекту и действительных результатов (продолжение или закрытие проекта).

Продукт проекта: «Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Июнь-август 2024





п/п

Тема мероприятия/целевые ориентиры

Сроки


АНКЕТА для опроса родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Сентябрь


«Особый ребенок в семье»

Родительское собрание на тему

Цель: выявить актуальные формы работы родителей с детьми в семье.

Решать проблемы семьи ребенка с ОВЗ.

Планировать формы взаимодействия с родителями.

Формировать желание родителей понять проблемы развития своих детей.

Сентябрь


Буклет «Инклюзивное образование»

Сентябрь


«Ребенок с ОВЗ»

Индивидуальная консультация для родителей

Цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество

Октябрь


«Психологическое здоровье дошкольников»

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:

- о воспитании, развитии, - психологической безопасности детей: создания благоприятного микроклимата в семье, профилактика психологического дискомфорта для ребёнка с ОВЗ.

Октябрь


«Обучение детей с ОВЗ»

Семинар-практикум для родителей в детском саду

Цель: Познакомить родителей с логопедическими терминами и понятиями, с направлениями и приемами коррекции речевых нарушений

Октябрь


«Игра в развитии ребенка»

Практикум для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Ноябрь


«Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ»./ презентация

Мастер-класс для родителей ДОУ.

Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Ноябрь


Рекомендации для родителей, воспитывающих детей ОВЗ

Ноябрь


«Здоровье в ладошках»

Консультация логопеда для родителей, воспитывающих детей ОВЗ

Декабрь


Роль родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ в успешной адаптации в группе сверстников.

(презентация)

Декабрь


«Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

Консультация для родителей

Декабрь


Снятие эмоционального напряжения

Тренинг для родителей, имеющих детей с ОВЗ

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Январь


Подвижные игры для детей с ОВЗ

Консультация для родителей

Январь


Рекомендации для родителей детей с ОВЗ об использовании в домашних условиях коррекционных игр математической направленности

Февраль


Практические рекомендации родителям детей с ЗРР

Февраль


Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование в свете нового закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Консультация для родителей.

Февраль


Подборка информационных ресурсов, которые, возможно, будут полезны родителям и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку

Март


«Пальчиковый игротренинг»

Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ

Цель: повысить педагогическую культуру родителей, информировать родителей о значении пальчиковых игр в развитии высших психических функций и речи ребенка; познакомить с играми на развитие мелкой моторики и координации кистей рук.

Март


«Галерея эмоций»

Мероприятия с родителями и детьми с ОВЗ

Цель: создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей и родителей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через игру.

Март


«Путешествие в страну спорта».

Совместное развлекательное мероприятие для родителей детей с ОВЗ.

Март


"Организация игровой деятельности дома"

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ.

Март


Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Март


«ЛЕГО-конструирование для развития творческих способностей у детей с ОВЗ»

Консультация для родителей

Апрель


Формирование самостоятельности у детей с ОВЗ

Рекомендации для родителей

Апрель


Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Лекция для родителей, имеющих детей с ОВЗ

Апрель


Изотерапия как нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР.

Презентация

Апрель


«Путешествие в сказку».

Мастер – класс для родителей по сказкотерапии

Май


«Здоровьесберегающие технологии: массаж Су-Джок и гимнастика для рук»

Круглый стол для детей с ОВЗ и их родителей

Май


«Играем вместе»

Игровой практикум для родителей детей с ОВЗ

Цель: повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Май


«Логопедический калейдоскоп»

Круглый стол для родителей

Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

Май


«Песочная терапия в работе с дошкольниками с ОВЗ»

Семинар-практикум для родителей

Цель: дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей дошкольного возраста;

Май


«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников»

Консультация для родителей

Май


«Палочка - выручалочка»

Сценарий совместной игры педагогов, родителей и детей с ОВЗ

Цель: Расширять представление родителей о развивающих возможностях игры для детей с ОВЗ. Создать условия для проявления родителей в роли руководителей игровых мастерских. Развивать потребность родителя к самостоятельной и совместной игровой деятельности с ребенком с ОВЗ, придумыванию авторских вариантов игры.

Май


«Мама, папа, я – спортивная семья»

Сценарий спортивного мероприятия родителей и детей с ОВЗ

май


Заключение

Проект «Содружество» способствовал укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ОВЗ (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения). Наметилось повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

Повысился уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

Проект способствовал повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей. Родители, прошедшие проект в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи.

Таким образом, предложенный нами проект будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.