Проект «Развитие интеллектуально – творческих способностей дошкольников через применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.
А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
Имя Вячеслава Вадимовича Воскобовича хорошо известно в наши дни любому дошкольному педагогу в России. Его развивающая методика под названием «Сказочные лабиринты игры» для детей, завоевала такую широкую популярность не зря. «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В.В. Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа:
– интерес;
– познание;
– творчество.
Технологии В.В. Воскобовича – построенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Игры В. Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная, но решаемая. Использование игр в педагогическом процессе позволило нам перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий к игровой деятельности.
Составляя проект, мы опирались на технологию «Сказочные лабиринты игры» Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы игровые занятия в каждой возрастной группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в кружке каждой возрастной группы должно быть не более 10 человек.
Игровые занятия кружка проводятся 1 раз в неделю для каждой возрастной группы, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. Один раз в год проводится развлечение для детей.
Цель программы: развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, умственных и математических способностей детей.
Задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально творческому развитию детей в игре.
Принципы построения занятий кружка.
1. Системность.
2. Учёт возрастных особенностей детей.
3. Дифференцированный подход.
4. Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
6. Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
7. Поэтапное использование игр.
8. Гуманное сотрудничество педагога и детей.
9. Высокий уровень трудности.
Формы организации детской деятельности в кружке.
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:
– подготовка педагогов;
– организация развивающей предметной среды;
– организация педагогического процесса с детьми;
Все игровые занятия объединены по принципу постепенного и постоянного усложнения. Система игровых занятий строится по определенной схеме:
- вводная часть;
- ритуальное приветствие «В игры разума играем и себя мы развиваем»;
- игровая ситуация (вхождение в игровую деятельность);
- основная часть;
- игра со сказочными персонажами (развитие сенсорных способностей);
- беседа;
- математическая игра (развивать математические представления);
- игра В. Воскобовича (по принципу постепенного усложнения);
- физкультминутка;
- подвижная игра;
- заключительная часть.
Пальчиковая игра (развитие мелкой моторики);
Продуктивная деятельность (конструирование, рисование и т. д.).
Название проекта: Развитие интеллектуально – творческих способностей дошкольников через применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
Вид проекта: Игровой, познавательный, практико – ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: Дети, родители, педагоги, узкие специалисты.
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации проекта: 2016 – 2019 г.г.
Цель проекта | Задача проекта | Планируемый результат |
Создание условий для интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности | Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям окружающей действительности. Развитие воображения, креативности мышления. Формирование базисных представлений, речевых умении. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логических начал. Совершенствование интеллектуальных способностей у детей (развитие логического и творческого мышления у детей, развитие внимания, развитие воображения, памяти и речи). | Сформированные познавательный интерес, базисные представления, речевые умения. Максимально развитые интеллектуальные способности (психические процессы, творческое начало, креативность, уровень развития мыслительной деятельности, переход от практического мышления к логическому). Развитые конструктивные навыки, пальцевая и кистевая моторика детских рук. Благоприятное эмоционально-личностное развитие. |
Реализация проекта по этапам
Сроки | Содержание проекта | Результат, формы контроля |
1 этап – подготовительный, начало 2016-2017 учебный год | 1.Изучение нормативно – правовой документации, психолого – педагогических рекомендаций, методических разработок. 2.Разработка плана реализации проекта. 3.Педагогическая диагностика детей по развитию интеллектуально – творческих способностей. 4.Разработка плана взаимодействия с родителями: проведение родительского собрания с целью ознакомления с проектом, привлечение к активному сотрудничеству; проведение консультаций, анкетирования, мастер – классов; привлечение к пополнению предметно – развивающей среды для развития интеллектуально – творческих способностей детей. 5. Планирование проектной деятельности по развитию интеллектуально – творческих способностей. 6.Создание условий для развития интеллектуально – творческих способностей детей через продуктивную деятельность посредством интеграции. | 1.Анкетирование родителей. 2.Подготовка методических материалов. 3.Качество планирования и проведения мероприятий с родителями и детьми. 4.Анализ и подбор методических рекомендаций педагогам и родителям. |
2 этап – практический, 2016 – 2019 г.г. | 1.Пополнение дидактического, методического материала по данному направлению. 2.Внедрение и реализация проекта по развитию интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность посредством интеграции. 3.Работа по самообразованию, разработка консультативного материала для родителей. 4.Обобщение опыта работы, участие в конкурсах разного уровня. 5.Промежуточная диагностика. 6.Привлечение родителей к проектной деятельности, посредством ИКТ. | 1.Повышение психолого – педагогической компетентности родителей. 2.Повышение своей профессиональной компетентности. 3.Подготовка сценариев мероприятий с родителями. 4.Анкетирование участников проекта и внесение корректив в проект. |
3 этап – диагностический, май, 2019 г. | 1.Проведение диагностики. 2.Мониторинг реализации проекта. 3.Презентация материалов реализации проекта. 4.Выработка дальнейшей стратегии. | 1.Описание, обогащение и представление результатов и итогов проекта педагогическому сообществу на разных уровнях. |