Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Творческий проект:
«Реставрация прялки»
Разработано преподавателями:
Шурыгин С.Д.
с. Новая Брянь
2016г.
О
главление
Историческая ценность и художественное качество предметов русской
культуры.
Школьный музей - хранилище памятников старины.
Реставрация русской самопрялки. Практическая работа.
Прялка и прядение в поговорках.
Обычаи с прялкой.
Виды прялок.
Принцип работы прялки.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Проект: «Реставрация прялки»
Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Актуальность:
Повышенный интерес в настоящее время к исторической ценности и художественному качеству предметов русской культуры;
Эстетическая ценность деревянного изделия, являющегося
значительным дополнением к экспозиции школьного музея, её
украшением
Проблема:
Старый неприглядный предмет русской старины.
Цель:
Предотвратить разрушение деревянной прялки;
Сохранить прялку для передачи последующим поколениям;
Обновить старую вещь и укомплектовать недостающими деталями;
Ознакомиться с предметом реставрации.
Задачи:
Очистить загрязненные участки прялки;
Промыть и продезинфицировать отдельные детали прялки;
Просушить деревянное изделие;
Обработать наждачной бумагой;
Покрыть детали морилкой;
Просушить и провести повторное покрытие морилкой;
Привести в рабочее состояние (по возможности).
Ожидаемый эффект:
Привитие эстетического восприятия окружающей среды;
Выявление творческих качеств участников проекта;
Эстетическое изменение внешности самопрялки.
Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопасти (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.
Есть два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состоит из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).
Самопрялка состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально установленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передается веретену, левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. В 15 веке к прялке добавили рогульку, тогда прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплена катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. В 16 веке появилась педаль для вращения колеса. Палка- держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крёстной матери, клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы.
В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горки на донцах прялок. Чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом продавали в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, прятали от духов.
Прядение продолжалось весь осеннее - зимний период, прерывалось лишь на рождественские праздники. Прялка служила оберегом для девушки.
Назначение морилки:
Применяется для тонирования, пропитки и защиты деревянных изделий,
эксплуатирующихся в атмосферных условиях и внутри помещений.
Покрытие водостойкое, не требует последующего нанесения лака, не
вызывает набухания древесины, хорошо полируется. Морилка наносится
кистью, валиком, тампоном или распылителем на предварительно
подготовленные очищенные и зашкуренные поверхности в один или
несколько слоев до достижения требуемой интенсивности цвета. При
многослойном нанесении время промежуточной сушки -2 часа. Через 12
часов после нанесения поверхность нужно отполировать мягкой щеткой
или куском материи.
Прялка и прядение в поговорках:
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Не ленись прясть, хорошо
оденешься», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Прялка не волк - в лес не убежит».
Ресурсы:
Наждачная бумага, перчатки, кисть, морилка, молоток, клей.
Список рестовраторов:
Халзанов Буянто 8 класс
Маслов Александр 8 класс
Угрюмов Михаил 8 класс
Соболев Анатолий 9 класс
Рупышев Иван 9 класс
Урнышев Анатолий 9 класс
Литература:
«Основные принципы современной реставрации деревянной и фанерной мебели.» Грабарь И.Э. «Реставрация в Советской России», «О русской архитектуре». М. «Искусство». 1966 год. С. 381.
«Реставрация мебели». Даниель Алкуф. 1977 год.
«Формы и методы работы школьного музея по воспитанию гражданско- патриотических качеств учащихся». «Мастер-класс». Приложение к журналу «Методист». 2013 год.