СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Социальные сети и подростки. Социологический опрос

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Социальные сети и подростки. Социологический опрос»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Санномыская средняя общеобразовательная школа»










«Социальные сети и подростки. Социологический опрос»




























Санномыск 2018 г.



Содержание программы:


  1. Методологический раздел программы.

    1. Проблема и её актуальность.

    2. Цель исследования.

    3. Задачи.

    4. Гипотеза.

    5. Объект  исследования. 

    6. Предмет  исследования.

    7. Методы.

    8. Научная новизна.


  1. Методический раздел программы

    1. Методы сбора первичной социологической информации.

    2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

    3. Характеристика инструментария.

    4. Выборка.

    5. Метод обработки эмпирических данных.

    6. Практическая значимость исследования

























    1. Проблема и её актуальность

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим разнообразием социальных сетей их влияния на молодое поколение. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Под влиянием социальных сетей, подростки и школьники забывают о саморазвитии. В силу того, что подростки много времени проводят у компьютера, они мало двигаются. Компьютер вытесняет из их жизни прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, школьники забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость, не задумываются при этом о сохранении своего здоровья.

Как сами учащиеся оценивают влияние социальных сетей на свою жизнь, что нужно учесть администрации и учителям в работе с детьми – важнейшие вопросы планирования школьной воспитательной системы.


1.2. Цель:  выявить, какое влияние оказывают социальные сети на подростков нашей школы.

1.3. Задачи:

  • проанализировать существующий теоретический материал;

  • раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на подрастающее поколение;

  • собрать информацию о наиболее посещаемых учениками нашей школы социальных сетях;

  • сделать выводы о влиянии сетей на современную молодежь.

1.4. Гипотеза: главной  причиной  использования  социальных  сетей  в  среде  подростков  является  общение.

1.5. Объект  исследования:  ученики   от  12  до  18  лет

1.6. Предмет  исследования:  социальные  сети,  а  также  влияние  социальных  сетей  на  молодежь.

1.7. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • изучение и анализ различных информационных источников по данной теме;

  • анкетирование учеников 7 -11 классов;

  • сравнение и обобщение результатов.

1.8. Научная новизна работы: изучение отношения к социальным сетям подростков конкретной школы.







  1. Методический раздел программы.

    1. Методы сбора первичной социологической информации.

При сборе первичных данных я использовала - анкетирование.


    1. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Исследование будет проводиться в Санномыской школе.

Дата: 12, 13 марта 2018 года, с 12-00 до 13 -00.

Инструментарий: анкета.

    1. Характеристика инструментария.

Всего вопросов в анкете 16, в том числе открытого, закрытого и полузакрытого типа, а также личные и безличные.

    1. Выборка.


Объём выборки

Тип выборки

Единица наблюдения

география

20

Серийная

(гнездовая)

респондент

Санномыская школа


    1. Метод обработки эмпирических данных.


В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.


    1. Практическая значимость исследования


Полученные данные передаются воспитательной службе школы для оценки эффективности работы с учащимися и планирования воспитательной работы.








Инструмент исследования

Анкета «Социальные сети и подростки»

Анкетирование проводится Нагумановой О.Л. с целью выявить, какое влияние оказывают социальные сети на подростков нашей школы.

Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании. Просим ответить на вопросы анкеты. Подписывать её не надо. Все ответы будут анализироваться только в обобщенной форме. Мы гарантируем отсутствие любой возможности использовать Вашу искренность не в Ваших интересах. Выбор ответа отмечайте любым значком. В графе «Другое» можно дополнить ответ.

1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей? да нет


2. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем? Да нет


3. В каких социальных сетях Вы зарегистрированы: Facebook, BK, Одноклассники, Twitter, Ask, Instagram, Вконтакте, другое__________________________________


4. Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях? __от ______до_________


5. Какова для Вас цель использования социальных сетей?

Общение, просмотр фильмов, игры, музыка, получение информации другое_____________________________________________


6. Как Вы считаете, использование социальных сетей помогает в учёбе?

Да нет не знаю другое_________________________________________


7. Как Вы относитесь к ненормативной лексике при общении в соцсетях?

Положительно негативно компромиссно


8. Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей:

да нет не знаю другое______________________________________________


9.Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Оцените в баллах: 0 – никогда, 1 – редко, 2- часто, 3 – постоянно

Радость_____ агрессия_____ нервозность______ усталость ______ прилив сил______ чувство собственной власти _______ зависть_______ ощущение вседозволенности________ ненависть к успешным людям__________ другое__________________________________________________



10. Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни?

Да нет частично


11. Не имея возможности выйти в соцсеть, Вы испытываете: скуку, раздражение, желание найти способ выхода, спокойно занимаетесь другим делом, другое____________________________________________


12. Заходите ли Вы в соцсети во время уроков? Да нет постоянно иногда

13.Какие плюсы соцсетей Вы можете отметить:__________________________________



14. Какие минусы соцсетей Вы можете отметить: _____________________________________________________________________________________


15. Какого мнения вы придерживаетесь:

«За соцсетями будущее»: Да нет не знаю

«Соцсети изживут себя»: Да нет не знаю

«Соцсети используются для слежки за населением»: Да нет не знаю


16. Сколько раз в день Вы выходите в социальные сети?___________________

Ваш возраст:_____________

Ваш пол: Жен. Муж.


Спасибо за сотрудничество.









Результаты анкетирования

Анкетирование было проведено в марте 2018 года. Анкетирование в 7,8, 9, 10,11 классах. Проводили анкетирование во время классных часов в тех классах, где учителя разрешили провести опрос. В результате получено 20 анкет, пригодных для обработки данных. В анкетировании участвовали ученики из 7 класса в возрасте 12 лет, 8 класса в возрасте 13-14 лет, 9 класс в возрасте 15 лет, 10 класс 16-17 лет. Из них девочек: 9. Мальчиков: 11 .

На втором этапе работы над проектом полученные анкеты были обработаны.

Проанализировав ответы респондентов, получены следующие обобщенные данные. 1.На первый вопрос: «Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей?», все респонденты ответили положительно. 2. На вопрос: «Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем?» 100% подростков ответили положительно. При этом 20% из них имеют также регистрацию в соцсетях и под другими именами. Почему это важно? Регистрация под чужим именем позволяет подростку глубже уйти в виртуальный мир и проявлять там себя в различный ролях, часто чувствуя свою безнаказанность, воспринимаемую как свободу. Итак, 20 % респондентов, видимо, хотят уйти из своей реальности.


Рис.1. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем?

3. Третий вопрос, полузакрытого типа, «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?» выявлял социальные сети, предпочтительные для подростков. Ответы распределились следующим образом.

17 человек 85% опрошенных оказались пользователями ВКонтакте; 9 человек 45 % пользуются Instagram, 5 человек 25% состоят в Facebook, 10 % - в Twitter. 2 человека (10%) зарегистрированы также в других сетях: telegram, Viber , WhatsApp, предназначенных для устройств, работающих на различных платформах. Их можно установить и на смартфоны, выход с которых в сети предпочтительнее для подростков. Таким образом, выяснилось, что один респондент зарегистрирован только Вконтакте, остальные являются пользователями 4 и более социальных сетей. На диаграмме первая цифра обозначает число респондентов, вторая – число респондентов в процентах от общего количества.

4. Вопрос: «Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях?»

Из ответов учащихся: 2 часа - 7 человек 35%, 3часа - 6 человек 30 %, 4 часа -1 человек 5 %, 6 часов - 1 человек 5 %, не указали время 5 человек -25 %.

5. Возникает вопрос, «Какова для Вас цель использования социальных сетей?», как проводят время в социальных сетях подростки? Из проанализированных нами анкет следует, что все пользователи общаются- 70%, слушают музыку 75%, в социальных сетях. 40% смотрят кино, 70 % ищут информацию, 40% играют.

Рис. 3. Какова для Вас цель использования социальных сетей?

6. На вопрос о влиянии использования соцсетей на учебу: « Как Вы считаете, использование социальных сетей помогает в учёбе?», ответы распределились следующим образом.

Рис. 4. Использование социальных сетей помогает в учёбе?

7. «Как Вы относитесь к ненормативной лексике при общении в соцсетях?» Этот вопрос должен выявить уровень культуры общения среди подростков, влияние сетей на распространение ненормативной лексики. 35% опрошенных относятся к ненормативной лексике нейтрально. 20 % поддерживают применение ненормативной лексики («А как ещё можно выразить отношение к некоторым событиям»). 40 % респондентов к мату относятся отрицательно.

8. Интересно было выявить самооценку респондентов. Анализ ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей» показал следующие результаты.

Рис.5 Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей.

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Основные симптомы интернет-зависимости:

  • навязчивое желание проверить почту;

  • сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором;

  • потеря ощущения времени on-line;

  • более частое общение on-line, чем при личной встрече;

  • вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;

  • появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер;

  • пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.


9. Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Этот вопрос был самым трудным при обработке результатов. Но он позволил отследить те эмоции и их накал, которые проживают наши сверстники, общаясь в соцсетях. Представим результаты графически (см.рис.6).

При этом: радость часто или постоянно переживают 75% отметивших этот вариант ответа. Агрессию (злость) часто или постоянно испытывают 70% выбравших этот вариант. Нервозность – 60% от числа респондентов. Усталость – 55%. Прилив сил часто или постоянно испытывают 45% опрошенных. Власть ощущают часто или постоянно – 40% от числа выбравших этот вариант ответа. Зависть чувствуют часто или постоянно- 35% . Вседозволенность захватывает часто или постоянно 25% респондентов. Ненависть к успешным людям посещает часто или постоянно 20% от числа опрошенных, выбравших этот вариант ответа.


Рис. 6. Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях?


10. На вопрос о том, совпадает ли круг общения респондентов в соцсетях и в реальной жизни, были получены следующие ответы, представленные графически, где первая цифра – количество ответивших, вторая цифра – количество в процентах. Совпадение круга общения в соцсетях и реальной жизни у 40% респондентов является показателем нормального хода процесса социализации подростков, их не оторванности от реальной жизни.

Рис.7. Совпадает ли круг общения респондентов в соцсетях и в реальной жизни


11. Не имея возможности выйти в соцсети, Вы испытываете: скуку, раздражение, желание найти способ выхода, спокойно занимаетесь другим делом, другое?

Полузакрытый вопрос, уточняющий данные, полученные при анализе вопроса о зависимости от социальных сетей, показал следующие результаты.


Рис. 8. Не имея возможности выйти в соцсети, Вы испытываете

12. Вопрос, обработка результатов которого вызвала особый интерес завучей нашей школы: « Заходите ли Вы в соцсети во время уроков?»

Рис.9. Заходите ли Вы в соцсети во время уроков?

Нужно отметить, что ответ «всегда захожу в соцсети во время уроков» принадлежит учащимся 10 класса. Ученики 9 класса этот вариант ответа не выбрали ни разу.

13. Какие плюсы соцсетей Вы можете отметить. Вопрос открытого типа. Большинство опрошенных отметило такие преимущества, как общение с людьми на расстоянии, легкость получения информации, возможность просмотра фильмов и прослушивания музыки, новые знакомства, наличие нормальных друзей.

14. Открытый вопрос. «Какие минусы соцсетей Вы можете отметить»: 11 респондентов незнают минусы соц.сетей, 5 респондентов отметили что минусом является зависимость от них, 4 респондента отметили что минусов нет.

15. Вопрос выявил спектр мнений респондентов о значении соцсетей для общества.

Мнения о том, что за соцсетями будущее, придерживаются 40% опрошенных. К противоположному мнению склоняются 35% респондентов. У остальных нет определенного мнения по этому поводу. Считают, что соцсети изживут себя 20% респондентов. Противоположного мнения придерживаются 35 % опрошенных.

На вопрос о том, что соцсети используются для слежки за населением, положительно ответили 10% опрошенных. Не верят в это 10% респондентов.

16.На вопрос о том, сколько раз в день респонденты выходят в социальные сети, 100% ответили, что не меньше 4-5 раз. При этом примерно треть отмечает, что выходят в сеть при каждом удобном случае, постоянно, 24 часа в сутки.

Выводы

В результате исследования следует вывод:

Позитивным:

1. Главной  причиной  использования  социальных  сетей    среди подростков является  общение  с  друзьями и проведение культурного досуга

2.  Общение  в  социальных  сетях  у большинства респондентов не заменяет  реального  общения.

3.Более половины респондентов считают, что социальные сети помогают им учиться

4. Все респонденты испытывают при общении в сети радость, причем 70% из них - часто или постоянно. 5. Половина респондентов в состоянии объективно оценить положительные и негативные влияния социальных сетей, т.е. обладают критическим мышлением

Проблемно-постановочным: 1. Почти 100% подростков являются пользователями 4 и более социальных сетей.

2. 30% от общего количества опрошенных проводят в соцсетях от 6 и более часов в сутки. 3. 35% опрошенных относятся к ненормативной лексике в соцсетях нейтрально. 20 % поддерживают применение ненормативной лексики. 4. 10% интернет зависимых и 15% тех, кто не может определенно ответить на данный вопрос, являются серьезной проблемой, стоящей перед подростками и обществом, в том числе, перед школой. 5. При общении в сети подростки переживают гамму негативных эмоций и чувств, что может негативно сказаться на психике. 6. 15% учащихся заходят в социальные сети во время уроков. 7. Поскольку самим подросткам с проблемами, порождаемыми социальными сетями, не справиться, администрация школы на основании полученных статистических данных может скорректировать программу воспитательных мероприятий, и вместо уроков «Безопасный интернет», на которых учащиеся выходят в социальные сети, разработает мероприятия подвижные, креативные и веселые.

Социальные сети с их безграничными возможностями прочно вошли в жизнь современного человека, став внешним носителем памяти, социальных контактов, социальной оценки, дарителем эмоций, которых зачастую не хватает в реальной жизни. Для многих самореализация в соцсетях стала сценой, на которой играются роли и придумываются социальные статусы. Для многих существование в соцсетях становится смыслом жизни.

Культурология должна осмыслять это влияние социальных сетей на жизнь людей, особенно в процессе первичной социализации.


Список источников информации по теме проекта

1.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология.-М.: Гардарики, 2004.- 176 с. 2. Безопасность детей в Сети. Стали ли взрослые лучше следить за поведением детей в Сети? http://fom.ru/SMI-i-internet/11115 3. Ефремова В. Руководитель Украинцева А.И.Социальные сети и их влияние на психологическое состояние подростков.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/13/tema-sotsialnye-seti-i-ikh-vliyanie-na-psikhologicheskoe-sostoyanie

4. Интернет-зависимость. Если бы интернета не было… http://fom.ru/SMI-i-internet/10872

5. Интернет-зависимость.Что изменилось бы в нашей жизни, не будь интернета? http://fom.ru/SMI-i-internet/11104 6. Интернет-зависимость. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

7. Онлайн-практики россиян: социальные сети.Российские интернет-пользователи рассказывают, как и для чего они пользуются соцсетями http://fom.ru/SMI-i-internet/12495

8. О пользе и вреде интернета и особенностях его использования.Для чего чаще всего используется интернет? И можно ли без него обойтись? http://fom.ru/SMI-i-internet/12494

9. Пользование интернетом: вчера и сегодня.Привычки и практики интернет-пользователей. http://fom.ru/SMI-i-internet/11481

10. Родители и дети в соцсетях. Интересуются ли друг другом дети и родители в соцсетях? http://fom.ru/SMI-i-internet/12531

11. Судич Ю.В. Роль социальных сетей в жизни молодежи// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf

12.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. Клиповое мышление