Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ейский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГКУ СО КК «Ейский
реабилитационный центр»
____________О.Н. Евдокимова
«___»_____________ 20 ____г.
Проект
«Сова- нянька»
Подготовила:
инструктор ФК
Калабалык Т.У.
2023 год
Проект по теме «Сова -нянька»
Руководитель проекта: Калабалык Т.У., инструктор ФК государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ейский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Краткая аннотация проекта
Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков. Дети современного общества испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Использование сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы» на занятиях по физической культуре открывается настоящий простор.
«Дом Совы» является мультипараметрическим тренажером и обладает возможностью многоуровневой, вариативной установки снарядов. Данная возможность позволяет гибко изменять сенсомоторную среду развивающего пространства.
Проблема:
Подростки обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40—45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.
Использование разнообразных методов в обучении сенсорно-динамическом зале, помогает детям преодолеть проблемы:
- двигательной активности;
- нарушением навыков общения;
- ДЦП легкой формы;
- гиперактивность;
- аутистическое расстройство;
- тревожность, агрессия.
Тип проекта: спортивный, индивидуальный.
Период реализации проекта: краткосрочный (24 дня).
Исполнители и участники: проект реализован при участии воспитанников ГКУ СО КК «Ейский реабилитационный центр».
В связи с данной проблемой мы поставили перед собой цель.
Цель: создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Кроме того, формируется сенсорный опыт, ориентировка в пространстве, вестибулярный аппарат, взаимодействие со сверстниками, нейропсихологическая коррекция. Также терапия средствами сенсорной интеграции является для ребенка большим удовольствием и одновременно трудом. Таким образом, наличие оборудования, с помощью которого можно висеть в воздухе, является великолепным признаком терапевтического подхода.
Задачи:
Оздоровительные:
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье воспитанников;
- формировать представление о строение тела человека, о жизненно важных органах и способах поддержания их работы.
Развивающие:
- способствовать обогащению двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;
- способствовать созданию условий для проявления у воспитанников положительных эмоций.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, положительные морально- волевые качества.
Практическая значимость проекта
Занимаясь в Доме Совы ребенок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но так же и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Пространство Дома Совы создает разнообразные задачи для мозга, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности.
Этапы и механизмы реализации проекта
Этапы | Задачи | Ожидаемые результаты |
Подготовительный | Разработать методическое обеспечение по проекту | - Изучение и анализ методической литературы, составление плана работы по проекту. |
Ознакомительный (адаптация) | Предварительное ознакомление с оборудованием и средой Дома Совы. Организация пространства: Последовательность размещения снарядов в сенсорно-динамическом пространстве Дом Совы: Соволет, Тоннель, Платформа, Бревно, Соволента. | - Дети будут знать названия снарядов и как их можно применять во время занятий. - Дети познакомятся с разными способами использования снарядов. |
Основной этап (практический) | Практическое овладение различными двигательными навыками. Определить средства реализации проекта, источники информации. Решение двигательных и когнитивных задач | - Формирование ориентировки в пространстве; - стимулирования воображения; - прохождение снарядов, балансирование на неустойчивой поверхности. |
Заключительный | Совершенствования, закрепления полученных знаний и умений | У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждой части тела для нормальной активной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и самостоятельности, привиты простейшие навыки самообслуживания. |
Методы обучения:
Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических
упражнений, использование наглядных пособий и спортивного оборудования, зрительные ориентиры);
- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь педагога).
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям и поиск ответов;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция;
- слушание музыкальных произведений.
Практические:
- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- выполнение упражнений в игровой форме;
- выполнение упражнений в соревновательной форме;
- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология творческой деятельности.
Алгоритм занятия - беседа, практическая деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности, активные игры с использованием специального оборудования.
Планируемый результат:
На занятиях в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы» проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) – слуховой и словесно–логической; при выполнении физических упражнений – двигательной, тактильной, вестибулярной. Особую роль при занятиях в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы» играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата.
1. Создается здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в социуме.
2. Повышается интерес к адаптивной физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий.
3. Формируется схема тела и свое положение в пространстве.
4. Активизируются мыслительные операции, способность самостоятельно принимать решения, чем создана психологическая основа для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.
Оценка результативности проекта
Польза занятий в сенсорно-динамическом зале для детей состоит в том, что с его помощью можно улучшить свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему действовать со сверстниками и индивидуально.
Детская деятельность – это не столько умение ребенка осуществлять определенные действия без помощи посторонних и постоянного контроля со
стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.
Детская инициатива и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации различных видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной.
Финансовое обеспечение проекта не требуется, все необходимое оборудование имеется в наличие в спортивном зале.
Развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта предусматривает продолжение работы в сенсорно-динамическом доме Совы.