32
Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Первомайская многопрофильная гимназия - Дошкольное образовательное учреждение
ясли-сад «Аленький цветочек» комбинированного типа
имени Николая Милютина»
Республиканский конкурс по внутреннему и внешнему озеленению образовательных учреждений
«Цветущая школа»
Проект: «Комнатные растения и здоровье человека. Использование их в рекреакции гимназии».
Номинация: «Наибольшее разнообразие комнатных растений»
Подготовили:
Руководитель:
Ерошенко Любовь Ивановна,
учитель биологии
Инициативная группа учащихся 9-Б класса
Лукьянец Елизавета, Лунин Артур, РябыхЕкатерина, Сыкса Галина, УсеиноваСабрина, Шаблий Иван.
г. Первомайск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…..………………………………….….6
Видовой состав комнатных растений……………………….……...6
Краткая характеристика некоторых видов растений……………...6
Фитонцидные свойства комнатных растений……………………10
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…..……………………………………..14
Анкетирование учащихся ……………………………………….15
Уход за комнатными растениями и растениями на клумбах…..15
Рекомендации в ходе проекта…………………….……………….15
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.............17
ВЫВОД ………………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….21
Актуальность:
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Если исчезнут растения, то гордый венец природы – человек с его научно-техническим прогрессом тихо и незаметно уйдет с арены жизни за немногие недели. Вот почему в наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о природе и о растениях в частности. И чем раньше человек получит первый опыт познания окружающей природы, тем осознанней будет его отношение к ней. Любовь к цветам, привитая с детства, остается на всю жизнь.
С цветами довольно тесно связан духовный мир человека, от растений зависит микроклимат помещения. Комнатные растения влияют на здоровье человека. Интерьер квартиры, офиса, любого другого помещения не будет считаться завершенным, если в нем отсутствуют растения. Комнатные растения – это растения, которые человек специально выращивает в жилых и производственных помещениях, оранжереях и зимних садах. В настоящее время люди выращивают большое количество комнатных растений. Мы изучили видовой состав, экологические группы комнатных растений и способы их использования в озеленении нашей школы.
Цель проекта: Изучение роли комнатных растений, как средства обеспечения практической направленности изучения естественнонаучных дисциплин, воспитания детей, а также повышения качества озеленения образовательного учреждения, участия детей и подростков в озеленении окружающего образовательного пространства, обеспечение сохранения здоровья.
Задачи:
Изучить необходимую для реализации проекта литературу;
Познакомиться с вопросами морфологии и физиологии комнатных растений, а также методов их выращивания;
Изучить фитонцидные свойства растений;
Использоватьразнообразие комнатных растений в качестве учебно-методического кабинета, на базе которого будут проводиться уроки биологии, проектно - исследовательская работа учащихся;
Воспитывать активную жизненную позицию, чувство прекрасного.
Подготовить электронную презентацию и брошюру «Комнатные растения нашей школы».
Основными формами организации работы стали:
практические занятия по уходу за комнатными растениями,
составление каталога комнатных растений,
использование базы разнообразия комнатных растений для проведения практических работ.
Значимость: использование зеленой зоны школы в учебном процессе способствует повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения; «Зеленый уголок» - доставляет огромное эстетическое наслаждение.
Объект исследования: комнатные растения, их роль в рекреации школьных помещений, влияние на эмоциональное, психическое и физическое состояние детей.
Предмет исследования: свойства комнатных растений и здоровье человека.
Методы исследования: - изучение литературы; - беседы; - опыты.
Проект: сентябрь - информационно-исследовательский
Инициативная группа учащихся 9-Б класса:
1.Сыкса Галина
2.Рябых Екатерина
3.Лунин Артур
4.УсеиноваСабрина
5.Шаблий Иван
6.Лукьянец Елизавета
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Видовой состав комнатных растений[Приложение 1]
Для организации проекта был изучен видовой состав растений:
Краткая характеристика наиболее распространенных растений
Гибискус китайский, или Китайская роза (лат. Hibiscus rosa-sinensis) — один из видовродаГибискус. Растение представляет собой вечнозелёный кустарник высотой до 3 м с блестящими гладкими тёмно-зелёными листьями и цветками в диаметре до 16 см..
Родина китайского гибискуса — югКитая и северИндокитая, однако, он был успешно интродуцирован в другие области с тропическим и субтропическим климатом. Кроме того, китайская роза широко применяется в садоводстве как декоративное растение, выведены новые сорта, с цветами разных оттенков и размеров. В естественных условиях цветёт с марта по октябрь. Китайская роза требовательна к температурам (зимой не ниже +12° С, летом — выше +25 °C), поэтому в северных областях, в том числе и России, гибискус китайский выращивается как комнатное или оранжерейное растение.
Гибискус китайский в Малайзии называется Бунгарайя и является национальным цветком, одним из символов страны, изображён на монетах.
Интересно, что несмотря на название «китайская роза», к настоящей розе (шиповнику) вид отношения не имеет, и принадлежит к другому порядку.
Диффенбахия (лат.Dieffenbachia) — род вечнозелёных растений семейства Ароидные (Araceae), распространённых в тропиках Южной и Северной Америки.
Для многих видов характерны крупные пёстрые удлинённо-овальные очередные листья, в связи с чем многие виды диффенбахии выращиваются как декоративно-лиственные комнатные растения, используется для озеленения интерьеров (культивируется уже в течение 150 лет). Диффенбахию можно считать неприхотливым растением.
Род назван в честь Йозефа Диффенбаха (1796—1863), австрийского садовника, занимавшего должность старшего садовника Императорского ботанического сада во Дворце Шёнбрунн в Вене.
Драцена окаймленная – это древовидная драцена, её крепкий ствол, способный достигать высоты 3 м, венчается пучком листьев, напоминающих растрёпанную причёску. Листья длинные узкие. По мере роста растения листики опадают, образуя на стволе характерный рисунок из рубцов. У этого вида большое количество форм, например: Magenta, Bicolor, Tricolor. Формы отличаются друг от друга цветом листьев.
Драцене подойдёт умеренная температура. Летом 20 – 25° С, зимой не ниже 15° С. Летом растение можно выносить на свежий воздух. При выборе места надо учитывать, что драцены боятся сквозняков.
Большинство видов драцен нужно располагать в светлом, защищённом от прямых солнечных лучей месте. Лучше всего выбрать для них восточное или западное окно. Виды с тёмными листьями требуют меньше света, чем пестролистые. При отсутствии достаточного количества света пестролистые виды могут терять окраску. Для драцен подходит искусственное освещение.
Для данного растения благоприятным является обильный полив. Однако, заливать этот цветок нельзя. Застой воды вместе с пониженной температурой могут привести к гибели растения. Летом, как правило, растение поливают ежедневно, зимой полив сокращают.
Драцену необходимо часто опрыскивать. Важно это и летом в жару, и зимой в помещениях с центральным отоплением. Также не следует забывать протирать листья от пыли или мыть растение под душем.
Драцену необходимо подкармливать в период роста, с марта по август. Подкормка производится один раз в две недели. Подходят любые комплексные удобрения. Для пестролистых форм – специализированные удобрения для пестролистых растений.
Размещение на ярком солнце может повлечь за собой ожоги на листьях. Чтобы этого избежать, необходимо притенять растение в яркую солнечную погоду.
Нефролеписвозвышенный– великолепное ампельное растение. Подойдет для зимнего сада и оранжереи, украсит офис, вестибюль, станет прекрасным украшением букета. Подойдет для тех, кто занимается интеллектуальной деятельностью. Папоротники поглощают электромагнитные излучения, забирают негативную энергию.
Происхождение: тропические леса Юго-Восточной Азии.
Нефролепис предпочитает проветриваемые и светлые места. Его можно размещать на северных окнах, но в зимний период лучше переставить на восточные или западные. Идеальная температура в весенне-летний период – 21º С, осенью и зимой – не ниже 10º С. Следует избегать сквозняков.
Весной и летом растение поливают обильно. Между поливами грунт должен слегка подсыхать. Рекомендуют регулярное опрыскивание, либо можно ставить горшок на поддон с мокрой галькой. Используют воду, которая не содержит известь, лучше дождевую. Подкармливают жидким удобрением, которое добавляют в воду для полива каждые 2-3 недели в период с мая по сентябрь. При снижении температуры полив сокращают.
Хамеропс относится к семейству пальм. Свободно растут в открытом грунте в странах Средиземноморья. Растёт приземистым ветвистым кустом, достигающим в высоту максимум 2 м. Листья напоминают веер.
Хамеропс хорошо приживается в условиях комнатного разведения. Любит солнечные места и свежий воздух. Зиму лучше переносит в прохладе при температуре 6-14°С.
Размножается семенами или делением куста. Растению необходим обильный полив и опрыскивание листьев в летний период. Иначе листья будут сохнуть. Нижние листья в прикорневой части постепенно отмирают, их нужно обрезать.
Почву для выращивания хамеропса лучше использовать дерновую, с добавлением песка и листвы и перегноя. Гидропоника также подходит для выращивания хамеропса.
Монстера является лианой, принадлежащей к семейству ароидных. Родина монстеры — Мексика. В переводе с латинского «монструм» означает «необычный». Раньше это растение ошибочно называли филодендроном.
Монстера обладает длинными, плотными стеблями, которые прикрепляются к опоре воздушными корнями. Крупные листья на длинных черешках окрашены в яркий зеленый цвет. По мере роста цельная листовая пластинка становится перисто-рассеченной. Мелкие цветки монстеры собраны в цилиндрические соцветия. Светолюбивое растение. Достаточен умеренный полив.
Подкормка необходима 1 раз в месяц. Для размещения монстеры следует выбрать светлое, защищенное от прямых солнечных лучей место. Температура воздуха в помещении не должна опускаться ниже 18 °С. Монстера привыкает к любой температуре, но для нормального роста ей необходима свобода, т. е. емкость с этим растением (обычно это кадушка) нужно держать в большом просторном помещении. Для размножения монстеры используются верхушечные черенки с двумя-тремя мелкими листочками. Черенок необходимо посадить во влажный теплый песок, накрыть стеклянной банкой и поставить в теплое место.
Сенполия, или узамбарская фиалка, относится к семейству геснериевых, произрастает в тропических районах Восточной Африки.
После скрещивания двух видов — сенполии фиалковой и сенполии ошибочной — были получены гибриды, которые и выращиваются в комнатных условиях.
Гибриды сенполии — небольшие травянистые растения. Стебель короткий, листья крупные, овальной формы, собраны в розетку.
По центру листа проходит бороздка. Окраска, в зависимости от сорта, может быть светло-зеленой, зеленой, темно-зеленой или темно-бурой.
Цветки небольшие, белой, розовой, фиолетовой или синей окраски. Цветение продолжается в течение всего года.Светолюбивое растение.Достаточен умеренный полив.Подкормка необходима 1 раз в месяц.
Сенполию можно размножать в любое время года листовыми черенками.
Черенок следует срезать под углом, оставить на 30-40 минут для того, чтобы место среза подсохло, а затем посадить для укоренения во влажный песок или поместить в емкость с водой. Через некоторое время молодые растения нужно пересадить в маленькие горшки (в больших они быстро загнивают).
При подготовке материала для посадки следует помнить, что короткие черенки укореняются быстрее, чем длинные.
В наших планах создать такую же галерею сенполий как у нашего учителя [Приложение 4].
Комнатные растения и здоровье (фитонцидные свойства некоторых видов)
Восстановить экологический баланс в школьных помещениях помогают комнатные растения. Их выращивают в целях декоративного оформления помещений, а главное, для улучшения санитарного состояния. Комнатные растения улучшают воздушную среду закрытых помещений, изменяя газовый состав воздуха, поглощая пыль, смягчая прямое солнечное освещение и понижая тем самым температуру помещения. Они способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества, выделяемые в воздух различными предметами. Некоторые комнатные растения выделяют вещества, способные убивать болезнетворные микробы, оказывать целительное воздействие на дыхательные пути человека. Например, алоэ (столетник) снижает количество бактерий в воздухе на 38%, аспарагус (спаржа) – в 3, 1 раза, традесканция (бабьи сплетни) – в 2.1 раза. Аглаонемаспособна убивать стрептококковую инфекцию. Хлорофитум очищает воздух от кислот азота. Многие растения восстанавливают ионный состав воздуха.
Комнатные растения в жизни современного человека имеют большое значение. Общеизвестно сильное эмоциональное и эстетическое воздействие умело подобранных и размещенных в помещении растений. Зелёный цвет растений - это цвет благости и жизни, цвет возрождения, цвет успокоения.
Мы поставили перед собой цель: изучить влияние процесса ухаживания за комнатными растениями на эмоциональное состояние человека. Для этого мы использовали анкетирование.
Объектом исследования являлись учащиеся младшего, среднего, старшего звена. В исследовании приняло участие 37 школьников. Сначала мы составили анкету, которая включает в себя 8 вопросов (приложение 2). Результаты были обработаны статистически.
Примечательно, что на первый вопрос "В Вашем доме есть комнатные растения?" ученики в основном отвечали "Да, есть", «Есть, очень много». На вопрос № 2 "Кто занимается комнатными растениями в Вашем доме?" дети отвечали в основном «мама», «бабушка» и только некоторые девочки занимаются этим самостоятельно. Ухаживание за комнатными растениями для большинства детей – это удовольствие (вопрос № 3). О роли растений в доме мы судили по ответам на вопрос № 4 "Для чего Вы разводите дома комнатные растения?" Большинство учеников считают, что растения создают уют и украшают жилые помещения.
Анализируя ответы на вопрос № 5 «Какие комнатные растения Вы хотели бы видеть в нашей школе?», следует отметить, что 70 % учеников начальных классов хотят видеть в школе красивоцветущие растения, это обуславливается тем, что ребёнку в этом возрасте ближе домашняя обстановка, а не строгие служебные помещения. Декоративноцветущие комнатные растения сделает школу более уютной, а школьную обстановку более спокойной. Тем более, что 80% опрошенных испытывают положительные эмоции, ухаживая за комнатными растениями. Положительные эмоции благоприятствуют хорошему настроению, способствуют мобилизации психической деятельности. Мы выяснили, что ребята знают названия многих комнатных растений, например, кактус, роза, алоэ, бегония, хлорофитум, декабрист, каланхоэ, фиалка узамбарская, молочай, герань.
Мы сделали следующий вывод: комнатные растения и процесс ухаживания за ними благотворно влияют на эмоциональное состояние человека.
Вторая цель, которую мы ставили перед собой: определить из видового разнообразия комнатных растений нашей школы растения с фитонцидными свойствами.
Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в том числе, болезнетворные. Летучие фитонциды – это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.
В лечебных целях очень важно, что фитонцидная активность комнатных растений проявляется в зимне-весенний период, т.к. именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.
Действие фитонцидов многогранно, важное значение они имеют в улучшении санитарно-гигиенического состояния среды, окружающей человека. Воздух в закрытых помещениях насыщен микроорганизмами, в том числе и болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные растения, многие из которых обладают фитонцидной активностью. В настоящее время учеными изучены фитонцидные свойства многих видов комнатных растений
Нами был составлен ассортимент комнатных растений (в соответствии со списком ученых), которые можно использовать для профилактических и лечебных целей дома и в школе, в детском саду, которые можно объединить в 3 группы:
1-я группа - растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, антифунгальной активностью в отношении воздушной микрофлоры. (Сансевьера трехполосная, диффенбахия пятнистая, сциндапсус пестрый, циссусантарктический, пеларгония (герань) душистейшая, колеус Блюма, олеандр обыкновенный, фикус Бенджамина).
2-я группа - растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями.
(Монстера привлекательная, пеларгония (герань) душистейшая, гранат карликовый).
3-я группа - растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы. Например, комнатное растение спатифиллум способно поглощать ацетон, нефролепис и фикусы поглощают формальдегид. К этой же группе растений относятся: хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, циссус антарктический.
Мы сделали вывод: для оздоровления воздушной среды помещений с наибольшей пользой для здоровья применяют растения, обладающие высокой фитонцидной активностью. Наиболее фитонцидно-активными у нас являются следующие: хлорофитум хохлатый, фиалки, драцены, юкка, монстера, кофе арабика и аравийский, каланхое, гибискусы, лимоны и другие.
Мы провели опыт (по Б.П. Токину):
1.В керамической ступке мы растёрли листья комнатного растения-алоэ (столетника), действие фитонцидов которого необходимо проверить.
2. Отжали через марлю несколько капель сока исследуемого растения.
3. В небольшой стакан (100 мл) поместили комочек лесной почвы, добавили немного воды, перемешали, дали осесть твердым почвенным частицам. Пипеткой каплю воды из стакана нанесли на предметное стекло и накрыли покровным стеклом. Просмотрели препарат под большим увеличением. Можно было увидеть разнообразные виды почвенных простейших организмов и их активное движение в капле воды.
4. Добавили под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев алоэ.
5.Наблюдали за движением простейших в течение нескольких минут.
Результат наблюдений: видимые под микроскопом простейшие организмы погибают (экстракты растений, обладающих фитонцидными свойствами, убивают микроорганизмы ).
А такие растения, например, как бегония и герань снижают содержание микроорганизмов в окружающем воздухе на 43%. Для исследования взяли 2 абсолютно одинаковых баночки с закаткой щавеля. В одну баночку поверх щавеля положили листья герани, а другую просто закрыли крышкой. Результаты опытного эксперимента показали, что в банке, которая стояла с листьями герани, плесени нет, а в банке, которая стояла просто под крышкой заметно выросла плесень.Значит, фитонциды герани действуют на микрофлору объекта. [Приложение 3],
Вывод: в озеленении школы необходимо использовать как можно больше растений с фитонцидными свойствами.
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственный |
I этап |
1 | Анкетирование учащихся | Сентябрь- 2021 г. | Учитель биологии |
2 | Разработать планировку растений в школе. | Учитель биологии, участники проекта |
3 | Уход за комнатными растениями | В течение года | учащиеся 5 – 11 классов |
II этап |
8 | Подобрать растения к оформлению рекреационной зоны школы | Октябрь-ноябрь 2021 г. | Учитель биологии, участники проекта |
10 | Приобрести необходимую мебель и подставки для комнатных растений | В течение года | Администрация школы |
11 | Приобретатьновые комнатные растения | В течение года | Администрация школы |
. Этапы реализации работы по озеленению школы
2.1. Анкетирование учащихся [Приложение 2]
В ходе анкетирования определили насколько значимо озеленение интерьера школы для участников учебно-воспитательного процесса.
2.2. Уход за комнатными растениями[Приложение 3]
С целью изучения способов размножения растений проведен опыт по выращиванию комнатных растений из стеблевых черенков.
Цель опыта: выявление растений с быстрым периодом формирования корней и использование их для озеленения.
Объекты исследования:
Традесканция приречная.
Бальзамин султанский.
Хлорофитум хохлатый.
Гибискус китайский.
КаланхоеБлоссфельда.
Герань зональная.
Колеус гибридный.
Результаты опыта: наиболее эффективными растениями для размножения стеблевыми черенками являются растения из семейства Коммелиновые (традесканция, сеткреазия) и хлорофитум. У данных растений корни появились через 2 дня, а через неделю черенки были высажены и благополучно прижились. На втором месте – бальзамин султанский и плектрантус южный – корни появились через 5 дней, посадка черенков произведена через 10 дней. Герань зональная, каланхое и колеус высажены через 12 дней. Гибискус китайский образовал корни через 24 дня, причем они появились только на 4 черенках из 10. Очевидно, черенки были срезаны неудачно.
Вывод: При размножении комнатных растений стеблевыми черенками необходимо учитывать биологические особенности растений и соблюдать условия, благоприятные для формирования корней.Для оформления школьных помещений мы рекомендуем:
наборы растений в горшках с учётом высоты и декоративности растений;
декоративно оформленные подставки и плошки с цветами;
При размещении растений необходимо учитывать размер зоны, освещенность.
В классных комнатах, учебных кабинетах, коридорах и столовой не должно быть ядовитых растений. Нельзя использовать виды растений с колючками, шипами и ягодообразными яркими плодами.Выводы:
В гимназии выращивается 42 вида.
Самыми распространенными являются семейства толстянковые, коммелиновые, ароидные, лилейные, бегониевые.
Изученные растения относятся к 5жизненным формам. Самые распространенные травянистые растения неприхотливы к условиям выращивания и легко размножаются с помощью стеблевых черенков.
По экологическим факторам самыми распространенными в школе являются растения, требующие умеренного полива, освещения, увлажнения воздуха и нетребовательны к температурным условиям.
В школе используются некоторые приёмы фитодизайна. Для улучшения эстетического вида школьных помещений предложены более современные композиции расположения комнатных растений в «зёлёных уголках».
2.3. Рекомендации для интерьера рекреационных зон школы в декоративных и оздоровительных целях.[Приложение 5]
В каждом школьном помещении необходим набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат закрытого помещения. Все комнатные растения по-своему полезны, однако некоторые, все же полезнее других.
Главное - знать, как комнатные растения влияют на человека. Научный подход к подбору растений для озеленения помещений должен заключаться в исследовании микрофлоры в помещении и подборе ассортимента растений в соответствии с его результатами.
Источники загрязнения воздуха закрытых помещений и возможности биологической очистки
Загрязняющее вещество | Биологические очистители |
Оксид углерода Болезнетворные бактерии Пыль | Все комнатные растения Диффенбахия, гибискус (китайская роза), фикус карликовый, каланхое, цитрусовые Все комнатные растения, особенно опушенные |
Подобрать растения, улучшающие микроклимат помещений, можно и без предварительного микробиологического анализа. Для школьных помещений характерны низкая влажность и высокое содержание микроорганизмов в воздухе. В подобных помещениях важно увеличить влажность воздуха. Для этого пригодны циперусы. Хорошо увлажняет воздух китайская роза, или гибискус и спатифиллум. Для загазованных помещений, лучшее растение – неприхотливыйхлорофитум. Это быстрорастущее растение, образующее на длинных побегах многочисленных «деток». Оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Для помещений, где в отделке интерьера применены многочисленные синтетические материалы, выделяющие в воздух химические вещества, подходят фикусы.
Самый дефицитный газ в школе - кислород. Его недостаток резко снижает работоспособность, может даже возникнуть плохое кровоснабжение мозга. Оно ведет к быстрой утомляемости. Для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хорошасансевиерия (щучий хвост), а также неприхотливый, выносливый хлорофитум. Прекрасно озонирует воздух всем известное кофейное дерево. С токсинами неплохо справляются плющ, фикус, драцена, филодендрон и обычный алоэ. Кстати, алоэ еще и лекарственное растение.
Нужны в школьных помещениях и растения, способные забирать пыль. Лучшие пылепоглотители – опушенные растения.
Комнатные растения выделяют более 300 летучих веществ, которые оказывают благотворное воздействие на человеческий организм. Большинство растений обладают фитонцидными свойствами, то есть, способны убивать бактерии и задерживать рост микроорганизмов. К цветам, обладающим сильным фитонцидным действием, относятся хлорофитум, алоэ, бриофиллум, аспарагус. В ходе экспериментов ученые установили: если хлорофитума в квартире достаточно, то в течение 24 часов погибает 80% всяческой гадости. Именно поэтому ботаники рекомендуют ставить хлорофитум в общественных столовых и на кухне.
Комнатные растения оказывают благоприятное воздействие и на эмоциональное состояние учащихся.
Предполагаемые результаты, их социальная значимость
Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
Обобщение знаний о многообразии комнатных растений и их рекреационной способности в школьном интерьере;
Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
Улучшение эстетического вида школы, создание благоприятной экологической обстановки;
Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
Вывод
Комнатные растения привлекают нас своей красотой, благоуханием, помогают создать уют в помещении. Но кроме этого, они являются санитарами жилых помещений, т.к. улучшают экологический климат, снимают усталость и раздражительность, понижают содержание углекислого газа в помещениях, поглощают пыль и увлажняют воздух. Растения оказывают целительное воздействие на самочувствие человека.
Были даны рекомендации по увеличению количества комнатных растений в рекреационных зонах школы , а также по составу. Рекомендовано приобрести красивоцветущие растения, способствующие созданию эстетического оформления и уюта.
Для более полного ознакомления с комнатными растениями мы работаем над созданием презентации презентацию «Красота школы – вокруг нас». В ней рассказывается о самых распространенных полезных для здоровья человека комнатных растениях, которые есть у нас в школе.
Мы очень любим ухаживать за комнатными растениями, читать о них, поэтому данная наша деятельность будет продолжаться. Мы решили:
Составить для каждого комнатного растения паспорт, в котором будут указаны «место его рождения», правила ухода за ним, способы размножения;
Ознакомить учащихся школы с презентацией «Красота школы – вокруг нас»
Сделать отчет о нашей работе в СМИ.
В дальнейшую работу по этой проблеме мы планируем вовлечь родителей учащихся с целью оказания помощи в приобретении различных растений для школы, горшков и кашпо, удобрений для подкормки растений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Быховец С.Л. Энциклопедия комнатных растений. – М.; Харвест, 2000
Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. М.: Мир, 1993.
Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М.: Издательство МГУ, 1989.
Князева Т.П., Князева Д.В. Комнатные растения от А до Я. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010
Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. М.: Агропромиздат, 1989.
Филиппова И.А. Комнатные растения – лекари от природы. – С-Пб.: ИД «ВЕСЬ», 2002
Трефилова Р.П. Комнатные растения, используемые для озеленения школы - https://goo.gl/oymT85
Неер Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – С-Пб.: СЗКЭО, 2007
http://www.slideshare.net/ssuser1496ff/ss-7570762
http://www.nature-home.ru/zimniysad.html
http://natural-medicine.ru/rasteniya/1101-fitoncidy-komnatnykh-rastenijj.html
Приложение 1
Многообразие комнатных растений
Озеленение рекреационных зон гимназии
Г
алерея кактусов
Приложение 2
Анкетирование «Комнатные растения в моей жизни»
1. В Вашем доме есть комнатные растения?
-нет (2)
- да(26)
- да, много (5)
- есть, но мало (4)
2. Кто занимается комнатными растениями в Вашем доме?
- я сам(а) (12)
- другие члены семьи (25)
3. Процесс ухаживания за комнатными растениями для Вас…
- обязанность (10)
- удовольствие (18)
- снятие усталости и напряжения (9)
4. Для чего Вы разводите дома комнатные растения?
- для создания уюта, спокойной обстановки (18)
- для создания коллекции (2)
- для хорошего настроения (5)
- для красоты (10)
- для улучшения самочувствия (2)
5. Какие комнатные растения Вы хотели бы видеть в нашей школе?
- красивоцветущие (20)
- лиственно-декоративные (5)
- экзотические (12)
6. Как Вы считаете, влияют ли растения на Вашу жизнь, здоровье?
- да (15)
- да, очень (12)
- нет (4)
- немного (6)
7. Считаете ли Вы необходимостью разводить в помещениях комнатные растения?
- да, конечно (30)
- нет (0)
- не обязательно (7)
8. Какие из комнатных растений вы бы посадили или купили в свой класс (дом), если бы была возможность?
( ответить самим - название) – 12 названий
Приложение 3
Опыт с геранью
А) 1) Щавель с листьями герани. 2) Щавель без листьев
Б) 1) Щавель без плесени. 2) Щавель с плесенью
И
зучение морфологии комнатных растений
Наши гимназисты ухаживают за растениямина клумбах:
Приложение 4
М
ногообразие сенполий: