Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
ПРОЕКТ
по Педагогике
Студентки 12 группы отделения школьного образования
Юлковой Алины Сергеевны
ТЕМА
«Творчество в деятельности учителя»
Преподаватель:
Великановская Л.А
Ейск 2023г.
Актуальность проекта
Современный педагог - это педагог, владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способным помочь ребенку найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе человеком. Неотъемлемый компонент личности современного педагога – это творчество.
Творческому педагогу необходимо обладать определенными умениями, к которым можно отнести:
- проектировочные умения ( педагог-сценарист);
- адаптационные умения ( педагог- режиссер);
- коммуникативные умения (педагог как речевой партнер);
- организационные умения;
-умения контроля и самоконтроля;
- исследовательские умения;
Педагогическое творчество- это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога в профессиональной деятельности.
Профессиональная педагогическая деятельность- это вид деятельности, содержанием которой является обучения.
Общая цель педагогической деятельности заключается в приобщении человека к ценностям культуры, формировании разносторонней личности.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психологическое, духовное, интеллектуальное и т.п.
К средствам педагогической деятельности относятся содержания педагогического процесса и всевозможные носители информации.
Результат- это реально достигнутый итог педагогической деятельности.
Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.
1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.
2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.
3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.
4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.
Компонентный состав творческой деятельности рассматривается в работах многих ученых. Например, Л. Е. Князева [ предлагает следующий компонентный состав структуры творческой деятельности:
1) мотивационный (потребность в поиске нестандартных способов решения педагогических задач; в самосовершенствовании в применении своих творческих способностей в педагогической деятельности);
2) ориентационный (знание теории и методики педагогического творчества; знание о специальных видах творчества, а именно – литературном, музыкальном, техническом и т.д.;
3) исполнительный (умение творчески перерабатывать необходимую информацию; предвидеть результаты учебно-воспитательной работы; разрабатывать средства, способы, приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных; умение организовать совместную с учащимися творческую деятельность; анализировать опыт других педагогов с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов, приемов в свою профессиональную деятельность);
4) контрольно-оценочный (потребность в самоанализе результатов собственной деятельности с целью разработки новых педагогических средств; адекватная самооценка, то есть знание о своих педагогических творческих возможностях.
Практическая часть:
Для выявление у студентов творческих способностей я провела тест опрос Г. Дэвиса.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+» Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-»
Я думаю, что я аккуратен (на).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
Я иногда поступаю по-детски.
Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
+ | - |
2 — беспокойство о других 4 — желание выделиться 6 — недовольство собой 7 — полный любопытства 8 — не популярен 9 — регресс на детство 10 — отбрасывание давления 12 — самодостаточность 16 — чувство предназначенности 17 — чувство красоты 19 — спекулятивность | 1 — принятие беспорядка 3 — рискованность 5 — альтруизм 11 — любовь к одиночной работе 13 — независимость 14 — деловые ошибки 15 — никогда не скучает 18 — активность 20 — стремление к риску 21 — потребность в активности |
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего.
Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности.
Продукт проектной деятельности:
В своей работе я показала современного педагога который должен быть творческим в своей деятельности. Данный педагог обладает расширенными знаниями в различных сферах деятельности, всесторонне развит, творческий, интересный, заботливый и профессионалом. Такие качества должны быть у любого человека в сфере образования.
Творческий характер педагогической деятельности
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Одна из главных задач современного образования – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.
Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. В связи с этим творческий характер педагогической деятельности является важнейшей еѐ особенностью. Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог создаѐт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта.
В практике педагогического взаимодействия сформулированы принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога.
Принцип активности. Следование этому принципу означает не только предоставление человеку возможности быть всесторонне развитой, гармоничной и творческой личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Творческое развитие педагога - активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования.
Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие творческого потенциала личности педагога следует понимать не только как создание комплексной многоплановой творческой деятельности, но и как организацию совместной творческой деятельности обучающихся, педагогов, родителей.
Принцип коллективности. Уровень творческого развития личности во многом задается уровнем развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования творческой направленности личности педагога создает группа высокого уровня творческого развития. Для реализации принципа коллективности могут быть использованы групповые формы работы, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
Принцип развития предполагает рассмотрение изменений в процессе развития под действием производящих их причин.
Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента).
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию, анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:
- анализирует педагогическую ситуацию;
- проектирует результат в соответствии с исходными данными;
- анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата;
- оценивает полученные данные;
- формирует новые задачи.
Педагогическое творчество не возникает само по себе. В.А. Сластенин выделяет следующие условия развития творчества педагога:
1) объективные:
- влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит педагог;
- положительный эмоциональный климат в коллективе;
- наличие адекватных средств обучения и воспитания;
- материально-техническая оснащѐнность педагогического процесса;
2) субъективные:
- высокий уровень подготовки;
- владение современными концепциями обучения и воспитания;
- развитое педагогическое мышление;
- стремление к творчеству;
- умение принимать решения в нестандартных ситуациях;
- владение педагогическими технологиями.
Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.
1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.
2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учѐтом их личных качеств.
3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.
4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.