Познакомить детей с понятием «План местности».
Познакомить с прибором для ориентирования – компасом.
Создать условия для изучения принципа работы компаса.
Показать, как можно компас изобрести из подручных материалов.
Предоставить возможность открыть новые знания по ориентированию на местности, в лесу.
Организовать работу по обобщению материала урока в памятку «Чтобы не заблудиться в лесу!»
Воспитывать социальный интерес к проблеме «Люди теряются в лесах!»
Отрабатывать умение работы в группе.
научаться находить необходимую информацию,
формулировать вывод и подтверждать свою точку зрения,
использовать знаково-символические средства для ответа на вопрос.
способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
умение наблюдать и сопоставлять.
Этапы урока (временной хронометраж) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности – 1 мин. | В мире много интересного. Нам, порою, неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! | Настраиваются на начало урока. Занимают свои места по цвету своего кружка. | ЛУУД |
Актуализация знаний обучающихся – 5 мин. | - Ребята, давайте вспомним, о чем мы вели речь на прошлом уроке? - Что такое географическая карта? Для чего она нужна? Для каких профессий особо необходима географическая карта? - Замечательно! - А сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент известной вам сказки «Машенька и медведь» и ответить на вопрос «Что же произошло с девочкой?» И «Почему?» | - о географической карте - это уменьшенное изображение Земли на плоскости. Нужна для изучения поверхности Земли, крупных географических объектов. Просмотр отрывка из мультфильма «Машенька и медведь» до того места, где Машенька потерялась включительно. | КУУД ПУУД ЛУУД КУУД |
Целеполагание, выдвижение гипотезы – 7 мин | - Что же произошло с девочкой? - Почему так случилось? - Каких знаний не хватило девочке? - О чем сегодня будем разговаривать? Тема нашего урока «Ориентирование на местности» - Какую цель поставим? Продолжите предложение: «Если человек будет знать правила_______, он никогда не ________» - Итак, наша задача на сегодня, выяснить основные правила ориентирования, что нам может помочь в том, чтобы не заблудиться в незнакомой местности. - И все наши добытые знания я предлагаю поместить на памятку, которая называется «Чтобы не заблудиться» | - она потерялась - она не послушала дедушку с бабушкой, далеко убежала одна Знаний, как не потеряться в лесу, что для этого нужно - о том, что нужно знать, чтобы не потеряться в незнакомом месте. - узнать способы ориентирования на незнакомой местности - если человек будет знать правила ориентирования на местности, он никогда не заблудится | КУУД ПУУД РУУД РУУД ПУУД |
Работа с информационными источниками, сбор информации – 12 мин. | - Скажите. Ребята, а географическая карта может помочь нам найти необходимое место в нашем городе? - А как вы думаете, что люди берут с собой, когда едут в незнакомый город? - А что же такое план? Чтобы наиболее точно ответить на этот вопрос поработаем с нашим учебником. Изучив информацию в учебнике на стр.40-41 , каждая группа подготовит полный ответ на 1 вопрос. 1 группа. Что такое план? 2 группа. Чем план отличается от карты? 3 группа. Для чего нужен план? Кому нужен план? - Молодцы! Теперь поработаем с информацией на стр. 41-44 и подготовим ответы на вопросы: 1 группа. Что значит ориентироваться на местности? 2 группа. Как карта может помочь в ориентировании на местности? 3 группа. Какой прибор может помочь ориентироваться на местности? Рассмотрим компас. Из каких деталей он состоит? -Если компаса не оказалось под рукой, то его можно смастерить самому. У вас на столе есть необходимые материалы для его изготовления. Подумайте, какие действия с этими предметами необходимо выполнить, чтобы получился компас. - Верно. Попробуйте изготовить компас и сверить полученную информацию с помощью ученического компаса. - Молодцы. | - нет, там изображены крупные географические объекты - карту местности или план - дети высказывают свои предположения Заслушиваются ответы групп Заслушиваются ответы групп, дополняют друг друга Магнитная стрелка, круглая шкала компаса, указаны стороны света Дети высказывают свои предположения Дети изготавливают компас и сравнивают полученную информацию с ученическим компасом | ПУУД РУУД КУУД ПУУД ЛУУД КУУД ПУУД КУУД ЛУУД ПУУД |
Физкультминутка – 2 мин | «Вместе по лесу идём» Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. | (Ходьба на месте.) (Потягивания — руки в стороны.) (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) (Потягивания — руки вверх.) (Дети садятся.) | ЛУУД |
Практическая работа по созданию продукта проекта – 10 мин. | - Ребята, бывают такие моменты, когда у человека не оказывается под рукой компаса и необходимых материалов для его изготовления. Что же тогда? Ведь человек может потеряться. Рассмотрите картинки и подписи под ними н стр.43 учебника. Сделайте вывод… - А какие ориентиры в природе знаете вы? Вот сейчас давайте все наши знания о природных ориентирах поместим на нашу памятку «Чтобы не заблудиться в лесу!». Но для этого вам необходимо всей группой подумать и дополнить карточку необходимой информацией. | Дети высказывают свои предположения - у природы тоже есть свои ориентиры… - дети делятся собственным опытом - группы получают карточку (приложение 2), обсуждают, какой информацией ее стоит дополнить, дополняют. и капитаны приклеивают карточку к памятке | РУУД ПУУД РУУД КУУД |
Презентация готового продукта проектной деятельности, социальная значимость – 6 мин. | - Посмотрите, у нас получилась замечательная памятка. - Перечислите основные природные ориентиры, которые вы сегодня узнали на уроке. - Где можно использовать эту памятку? Кому ее можно адресовать? | - перечисляют Повесить в наш «Уголок безопасности», повесить в школе на стенде Информация. Адресовать детям, взрослым, незнающим этих ориентиров | РУУД КУУД |
Подведение итогов проектирования (рефлексия) – 3 мин | - Капитаны групп, оцените работу ваших участников. Кто работал очень активно, кто менее активно? Чья работа вам больше всего понравилась? | Капитаны оценивают работу своих групп. Участники групп оценивают работу своих капитанов. | РУУД ЛУУД |
Домашнее задание – 1 мин | Учебник с. 40 – 43 выписать природные ориентиры в тетрадь и выучить, с.44 «Портфель» | Дети записывают домашнее задание. | ЛУУД РУУД |