ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Я горжусь трудом своих родителей»
Воспитатель:
Дорофеева С.В.
ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:
«Я ГОРЖУСЬ ТРУДОМ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ»
Тип проекта: исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.
Сроки реализации: краткосрочный проект (1 неделя).
Проблема проекта: немногие дети знают где и кем работают их родители, чем занимаются на работе, что входит в их обязанности, насколько важна их работа.
Актуальность проекта. Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. В подготовительной группе для полноценного развития детской личности приобщение к труду взрослых людей приобретает особое значение. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие поло-ролевых интересов мальчиков и девочек.
Абстрактное развитие представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях не эффективно, не вызывает интереса у детей. Знакомство с профессиями нужно вести именно с родителей: мамы и папы, тех, кто ближе всего к детям. Углубленное изучение дошкольниками профессий через труд своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда, побуждает к развитию доказательной речи, способствует тому, чтобы дети понимали, что все профессии важны и гордились трудом своих родителей. Это поможет создать ценностный, духовно-нравственный базис любого труда, покажет, как важно обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Цель проекта: формировать познавательный интерес к профессиональной деятельности, способствовать тому, чтобы дети гордились трудом своих родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
– формировать реалистические представления о труде людей;
– расширять и обобщать представления детей о профессиях своих родителей;
– помочь понять детям важность и необходимость каждой профессии;
Развивающие:
– развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению о профессиональной деятельности окружающих;
– развивать активность, инициативность, самостоятельность; стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– развивать связную речь, память, мышление.
Воспитательные:
– воспитывать чувства признательности и уважения к труду взрослых.
Методы и формы работы:
Беседы, рассказ воспитателя.
Чтение познавательной литературы.
Целевая прогулка, наблюдение.
Дидактические (словесные, настольно-печатные, с предметами) игры: словесная игра «Если не будет …», дидактическая игра «Кому это принадлежит?», дидактическая игра «Подбери инструмент» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поликлиника», «Стройка», «Кафе», «Все профессии нужны, все профессии важны».
Просмотр мультфильмов, фильмов познавательного характера.
Проблемные ситуации, моделирование их решения.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, позитивные изменения в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда, чувство гордости за труд родителей). Умение детей играть в сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о труде взрослых. Формирование чувства признательности и уважения к труду взрослых. Формирование предпосылок к профессиональному самоопределению
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап:
– Разработка перспективного плана работы с детьми.
– Подбор методической литературы по теме проекта.
– Подбор энциклопедической литературы на тему: «Профессии»
– Подбор стихов, рассказов, сказок, легенд о труде взрослых.
– Подбор иллюстраций, дидактических картин по теме.
– Подбор игр для обогащения представлений детей о профессиях.
– Привлечение родителей к участию в фотовыставке «Кем работают мои родители».
– Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов: 1. Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? 2. Что нам нужно сделать, чтобы это узнать? Где мы можем это узнать? 3. Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (Практический):
День | Деятельность | Задачи |
Понедельник | Занятие Ознакомление с окружающим «Все профессии важны» | Обобщать и систематизировать представления детей о профессиях; расширять представления детей о разнообразии профессий, показать значимость каждой из них. |
Рисование (предметное) на тему: «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи) | формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и средств труда |
Чтение художественных произведений: -В. В. Маяковский «Кем быть?» | Чтение детям новых произведений о профессиях и труде людей |
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка профессий. Магазин» | Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать уважение к труду продавца. |
Вторник | Аппликация на тему: «Кем я стану, когда вырасту?» | Продолжать развивать у детей способности к творческой деятельности (чувство цвета, формы, композиции); |
Беседа на тему: «Какие профессии ты знаешь?» | Вспомнить в ходе беседы с детьми знакомые им профессии, уточнить и расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий |
Целевая прогулка в медицинский кабинет детского сада | Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения. |
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка профессий. Поликлиника» | Вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. |
Среда | Занятие: Развитие речи «Профессии. Составление описательного рассказа с использованием мнемосхем» | Продолжить учить детей составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, грамотно строить полные предложения. Закрепить формирование грамматических категорий: подбор слов – действий. |
Конструирование: «Стройка. Строительные профессии. Орудия труда строителя» | Учить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству |
Дидактическая игра по теме: «Профессии». | Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к людям разных профессий |
Четверг | Занятие: Рисование (сюжетное) на тему: «Профессии» | Развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами |
Целевая прогулка на пищевой блок | Расширять знания и представления детей о профессии повара и работе пищевого блока |
Чтение художественных произведений: -Н. Доброта «Мамины профессии» «Папины профессии» | Чтение детям новых произведений о профессиях и труде людей |
Пятница | Занятие: Развитие речи «Мир профессий» | Закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей |
Дидактическая игра по теме: «Профессии». «Поможем Буратино» | уточнить представления детей о разных профессиях, о их трудовых действиях и о предметах их труда |
Выставка фотографий «Кем работают мои родители» | Вызывать чувство гордости за профессию родителей |
З. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
– Подведение итогов проектной деятельности
– Коллективная аппликация «Кем я стану, когда вырасту?»
– Фотовыставка «Кем работают мои родители».
Практическая значимость проекта. В процессе работы над данным проектом дети познакомились подробнее с профессиями продавца, водителя, медицинских работников, повара, строителя. Учились рассказывать о профессии своих родителей, доказывать важность и нужность каждой профессии. Материалы могут быть использованы воспитателями для ознакомления детей с трудом взрослых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анциферова А.А. Воспитание детей в подготовительной группе детского сада / А.А. Анциферова. – М.: Просвещение, 2002. – 256 с.
Буре Р. Организация труда детей и методика руководства / Р. Буре // Дошкольное воспитание – 2013. – №4. – С. 17-25.
Виноградова А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / А.М. Виноградова. – М.: СПК, 2005. – 116 с.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004
Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 2008.-№10.- с. 64-69.