Муниципальное автономное образовательное учреждение
Структурное подразделение дошкольного образования
Мальковская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Творческо-исследовательский проект в рамках районного
проекта «Зеленая лаборатория»
Тема: «Солнцелюбивые и тенелюбивые цветы»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Предеина Юлия Владимировна
Тюменская область,
Тюменский район,
Село Мальково,
2019 год
Описание материала: экологический проект на тему «Солнцелюбивые и тенелюбивые цветы» во второй младшей группе.
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым, развивать целеустремленность, солнцелюбивых и тенелюбивых цветов, развивать наблюдательность, интереса к миру растений.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания садовых культур.
Продолжительность проекта: краткосрочный март-август 2019г.
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне-летний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого вначале огород на окне затем огород на улице.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за садовыми культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Формировать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом и детьми
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога( будет проведена):
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен о цветах).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей(будет проведена):
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога(будет проведена):
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
Деятельность детей(будет проведена):
• Посадка семян цветов в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка цветов из пластилина.
• Отгадывание загадок про цветы.
Совместная деятельность взрослых и детей(будет проведена):
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о цветах
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога(будет проведена):
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей(будет проведена):
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Тенелюбивые и солнцелюбивые цветы»
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта(будут проведены)
1.Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посадка лука
* Посев семян укропа
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома
«Наш лук от всех недуг».
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка лука), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука и укропа
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (Март)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы
2) Основной ( март, апрель, май начало июня )
1. Рассматривание и посадка семян цветов
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (июль, август)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш цветущий огород!».
3.Презентация проекта «Солнцелюбивые и тенелюбивые цветы».
Предполагаемые результаты: Из семечки, можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим саженцы. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.