ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ и организации
КОРРЕКЦИОННО-развивающей РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при наличии в дошкольной образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, организации инклюзивного образования в основной образовательной программе дошкольного образования должна быть содержательно обозначена коррекционная работа с воспитанниками данных категорий.
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который учитывает образовательные потребности, особенности и потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирует дошкольные образовательные организации на обеспечение условий для инклюзивного образования.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа в дошкольной образовательной организации должна предусматривать:
оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;
создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с воспитанниками;
разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, их социальную адаптацию.
Общеизвестным является важность дошкольного возраста для развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Качественная коррекционная работа в данном возрастном периоде позволит детям достаточно успешно осваивать основную образовательную программу дошкольного образования, впоследствии, основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования.
Прежде чем начать проектировать коррекционный блок общеобразовательной программы ДОУ, педагоги должны изучить нормативно- правовые основания организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Перечислим некоторые из основных документов.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования» : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249.
Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26.
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»: приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ (ред. 02.07.2013г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( с измен, и доп., вступающими в силу с 01.09.2013г.)
Приказ от 04.08.2008г. № 379-н Министерства здравоохранения и соиального развития РФ «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.11.2002 года №171 «О примерном Положении психолого-медико-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении».
В основе проектирования содержания и организации коррекционной работы лежат особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом этих потребностей мы определяем время начала коррекционной работы, необходимость определения содержания, форм, методов, приемов коррекционной работы и так далее. Основные категории лиц с ограниченными возможностями здоровья выделены в контексте федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 79). Таким образом, мы должны создать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в каждой конкретной дошкольной образовательной организации.
Коррекционный блок основной образовательной программы ДОУ находится в содержательном разделе и называется «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей». Начинается он с пояснительной записки, которая включает в следующие составляющие:
- анализ контингента детей с ограниченными возможностями здоровья;
- конкретизация цели, задач, принципов реализации коррекционной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требованиями к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования;
- принципиальные подходы к формированию раздела коррекционной работы в структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
- планируемые результаты разрабатываются исходя из целевых ориентиров
в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья и учета специфики коррекционного процесса в дошкольной образовательной организации.
Следующим разделом коррекционного блока является - организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей, включающий в себя следующие взаимосвязанные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее, оздоровительно-профилактическое, консультативное, социально-педагогическое направление.
Принципиальными положениями, определяющими направленность, содержание и методику коррекционной работы являются: учет особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и особых образовательных потребностей, коррекция и компенсация недостатков в физическом и психическом развитии детей как основная задача коррекционной работы, включенность в осуществление коррекционной работы всех специалистов дошкольной образовательной организации, а также родителей (законных представителей) воспитанников, принцип единства диагностики и коррекции недостатков в развитии, реализация коррекционно-компенсирующей направленности образовательного процесса, деятельностный характер коррекционной работы.
Разработка непосредственно самой программы коррекционной работы для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется по следующей схеме:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими основной образовательной программы дошкольного образования;
- описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, взаимодействия с родителями (законными представителями) детей;
- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- описание механизма взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогическими работниками дошкольной образовательной организации;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Таким образом, мы должны создать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в каждой конкретной дошкольной образовательной организации.
Литература
Проектирование программы коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: методические рекомендации / С. В. Соловьева. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО ИРО, 2013. – 186 с.
Коррекционная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении : метод. рекомендации / В. В. Чиж, С. В. Соловьева, А. Ф. Якупова. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 126 с.