Площадка республиканского педагогического форума «Образование. Государство. Общество»
Модератор площадки -
Иванова Анна Александровна, учитель английского языка высшей кв. категории, специалист по работе с одаренными детьми
МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина» г. Сыктывкар
Название площадки: Использование методических приемов организации работы учащихся с текстом на уроках как механизм формирования грамотного учителя
Практикум
«Проектирование урока в соответствиями с требованиями ФГОС»
Что такое современный урок?
Урок – это …
… такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Доктор педагогических наук В.А. Сластенин
Современный урок – это …
… урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Доктор педагогических наук Ю.А. Конаржевский
Как подготовиться к уроку?
- Предметный результат
- Цель
- Учебный материал
- Алгоритм
- УУД
- Конструкт урока
- Технологическая карта урока
Цель урока предметный результат
- Глагол-действие (знать, понимать, уметь и т.д.)
- Соотносится с поставленной целью
- Измерим
Пример: находить основные изобразительно- выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции
(ООП ООО, раздел 1.2 Планируемые результаты, литература, 5-7 кл.)
- Конкретная
- Измеримая
- Достижимая
- Ориентированная на результат (реалистичная)
- Соотносимая с конкретным сроком
Пример: Создание условий для определения худож. функций изобразительно- выразительных средств в тексте.
Учебный материал
- Карты
- Таблицы
- Иллюстрации
- Грамматические упражнения
- Задачи
- Аудиоматериал
- Видео
- Электронные ресурсы
- Тексты
Алгоритм работы с текстом
Предтекстовый этап
- Работа с заголовком
- Работа с ключевыми понятиями
- Прогнозирование
- Знакомство с новыми терминами, лексическими единицами, датами, единицами измерения, формулами, и т.д.
- Просмотровое чтение
- Формулирование задач смыслового чтения
Текстовый этап
- анализ графического оформления текста;
- выделение главной и второстепенной информации (метод ключевых слов);
- постановка вопросов;
- комментирование иллюстративного материала в учебно-научном тексте (подведение под определение) и приведение собственного примера, раскрывающего сущность явления;
Работа со структурой текста:
Послетекстовый этап
- Представление учебно-научного текста в форме плана, схемы, таблицы;
- Создание вторичного текста;
- Рефлексия собственной деятельности.
- Графическая интерпретация текста
Приемы работы с текстом
- Чтение с составлением схемы действия (составление плана текста, подбор заголовков к абзацам текста, иллюстрация к тексту)
Чтение с вопросами: (ромашка вопросов, ромашка Блума, шляпа вопросов, образная память)
Приемы графической организации текста:
«фишбоун» («рыбная кость») – для текстов, соответствующих схеме «цель-действие-результат» или «проблемы-причины-факты-выводы»
«ментальные карты»
УУД
- Универсальное учебное действие – способ достижения учебной цели, осуществляемый по алгоритму.
- «Учебное» означает, что УУД формируются в учебной деятельности. Универсальность проявляется в том, что УУД применяются в любом школьном предмете и в жизненных ситуациях.
Классификация УУД ученого, психолога Александра Григорьевича Асмолова:
- ЛИЧНОСТНЫЕ
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- КОММУНИКАТИВНЫЕ
Таксономия Блума
Уровни учебных целей:
- Знание
- Понимание
- Применение
- Анализ
- Синтез
- Оценка
Таксономия Блума – таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная американским психологом Бенджамином Блумом
Организация работы с текстом. Конструкт урока. УУД
Познавательные УУД : осознают познавательную задачу;
выполняют учебно-познавательные действия: читают, приводят примеры из текста, анализируют, сравнивают, классифицируют; понимают информацию, представленную в виде изобразительной и схематичной форме.
Регулятивные УУД : принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, вносят коррективы; осознают и преодолевают возникшие трудности.
Личностные УУД : адекватная самооценка; осознают необходимость получения новых знаний.
Коммуникативные УУД: взаимодействие при информационном поиске; деловое сотрудничество.
Организация работы с текстом. Конструкт урока. Задания по уровням учебных целей
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно.
- ПОНИМАНИЕ . Приведите из текста пример того, что/как …
- ПРИМЕНЕНИЕ. Составьте схему/текст, который показывает/описывает …
- АНАЛИЗ. Выявите принципы, лежащие в основе взаимосвязи …/ Предложите критерии для сравнения …
- СИНТЕЗ . Напишите возможный наиболее вероятный сценарий развития …
- ОЦЕНКА. Оцените значимость …для …
Схема анализа урока
Цель
Организация работы с текстом. УУД
Уровни учебных задач
Результат