СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектна работа "Меры длины"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять.  Точная наука немыслима без меры.

Д.И. Менделеев

Просмотр содержимого документа
«Проектна работа "Меры длины"»

Меры длины

Меры длины

 Наука начинается с тех пор,  как начинают измерять.  Точная наука немыслима без меры. Д.И. Менделеев

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.

Д.И. Менделеев

ЦЕЛЬ :   собрать и обобщить материал об известных старинных русских мерах длины ЗАДАЧИ : 1.Собрать материалы о старинных русских мерах длины. 2.Выявить причины возникновения мер, их достоинства и недостатки. 3.Ответить на вопрос, необходимо ли знать старинные меры в современное время. 4.Подготовить презентацию о старинных русских мерах длины. 5.Познакомить учащихся и педагогов нашей  школы с собранным материалом.

ЦЕЛЬ :

  • собрать и обобщить материал об известных старинных русских мерах длины

ЗАДАЧИ :

1.Собрать материалы о старинных русских мерах длины.

2.Выявить причины возникновения мер, их достоинства и недостатки.

3.Ответить на вопрос, необходимо ли знать старинные меры в современное время.

4.Подготовить презентацию о старинных русских мерах длины.

5.Познакомить учащихся и педагогов нашей

школы с собранным материалом.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ : Аршин, сажень, локоть – что это такое? Почему возникла необходимость перехода к метрической системе мер? Что в современном мире меряют старинными мерами?

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ :

  • Аршин, сажень, локоть – что это такое?
  • Почему возникла необходимость перехода к метрической системе мер?
  • Что в современном мире меряют старинными мерами?
ЧТО ТАКОЕ МЕРА? « Мера – способ определения количества по принятой единице. Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий.»   В.Даль

ЧТО ТАКОЕ МЕРА?

« Мера – способ определения количества по принятой единице. Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий.»

В.Даль

Единицы измерения  Древней Руси     С древности, мерой длины и веса всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Основные меры: Перст Вершок  Пядь  Сажень  Локоть  Аршин  Верста

Единицы измерения Древней Руси

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Основные меры:

  • Перст
  • Вершок
  • Пядь
  • Сажень
  • Локоть
  • Аршин
  • Верста
ПЕРСТ Старинное название указательного пальца руки. Русский перст равнялся приблизительно 2см. Русский перст – это толщина пальца.

ПЕРСТ

Старинное название указательного пальца руки. Русский перст равнялся приблизительно 2см. Русский перст – это толщина пальца.

ВЕРШОК  Старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего) 1 вершок = 1/4 пяди = 4,45 сантиметра

ВЕРШОК

Старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего)

1 вершок = 1/4 пяди = 4,45 сантиметра

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ «От  горшка два вершка, а уже указчик» ( молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех) «Борода с вершок, а слов с мешок». «Сам с вершок, а ума горшок».  Задача: Определите «рост» человека, о котором говорят «от горшка два вершка, а уже указчик» (высоту горшка считать 25см). Решение: 1 вершок = 4,5см 2вершка = 4,5*2 = 9 см 25+9=34см Ответ: высота 34см

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • «От  горшка два вершка, а уже указчик»

( молодой человек, не имеющий жизненного опыта,

но самонадеянно поучающий всех)

  • «Борода с вершок, а слов с мешок».
  • «Сам с вершок, а ума горшок».

Задача:

Определите «рост» человека, о котором говорят «от горшка

два вершка, а уже указчик» (высоту горшка считать 25см).

Решение:

1 вершок = 4,5см

2вершка = 4,5*2 = 9 см

25+9=34см

Ответ: высота 34см

ПЯДЬ  Одна из самых старинных мер длины. Название  происходит от древнерусского слова «пясть» - кулак или кисть руки.  Малая пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 18 см. Великая пядь - расстоянию между концами большого пальца и мизинца, примерно 22-23 см. Пядь с кувырком - малая пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца, примерно 27 -31см.

ПЯДЬ

Одна из самых старинных мер длины. Название  происходит от древнерусского слова «пясть» - кулак или кисть руки.

Малая пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 18 см.

Великая пядь - расстоянию между концами большого пальца и мизинца, примерно 22-23 см.

Пядь с кувырком - малая пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца, примерно 27 -31см.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ «Не уступить ни пяди» (не отдать даже самой малости) «Семь пядей во лбу» (так говорят об очень умном человеке) Задача: Существовал ли когда-нибудь человек «семи пядей во лбу?»  Решение  1пядь = 18см,  7пядей = 18см*7 = 126см   Ответ : нет, не существовал

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • «Не уступить ни пяди»

(не отдать даже самой малости)

  • «Семь пядей во лбу»

(так говорят об очень умном человеке)

Задача:

Существовал ли когда-нибудь человек «семи пядей во лбу?»

Решение

1пядь = 18см,

7пядей = 18см*7 = 126см

Ответ : нет, не существовал

САЖЕНЬ Сажень – происходит от слова «сягать», т.е. доставать до чего-либо.

САЖЕНЬ

Сажень – происходит от слова «сягать», т.е. доставать до чего-либо.

"Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины и равнялась 1,76 м.

" Косая сажень " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки и равнялась 2,48 м.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ «Косая сажень в плечах»  ( широкоплечий, высокого роста человек) «Полено к полену – сажень» (о накоплении запасов, богатства путем экономии)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • «Косая сажень в плечах»

( широкоплечий, высокого роста человек)

  • «Полено к полену – сажень»

(о накоплении запасов, богатства путем экономии)

ЛОКОТЬ Расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46 см и 38 см соответственно. Большой локоть , равен длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54 см

ЛОКОТЬ

Расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46 см и 38 см соответственно.

Большой локоть , равен длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54 см

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ «Сам с ноготок, а борода с локоток»  «Близок локоть да не укусишь».  «Дай хоть с локоть, а ему все с ноготь»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • «Сам с ноготок, а борода с локоток»
  • «Близок локоть да не укусишь».
  • «Дай хоть с локоть, а ему все с ноготь»
АРШИН  Старинная мера длины, которая происходит от персидского слова

АРШИН

Старинная мера длины, которая происходит от персидского слова "арш" - локоть.

Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава

до кончика вытянутого среднего пальца.

В аршине 71,12 см.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ «Каждый купец на свой аршин меряет» «Сидит, ходит, словно аршин проглотил» (о неестественно прямом человеке) «На аршин борода, да ума на пядь» (о взрослом, но глупом человеке) «На три аршина в землю видит» (о внимательном человеке, от которого ничего не утаить) Задача Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани? Решение: 1 аршин = 71 см, 100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м. Ответ: купили 71 метр ткани.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • «Каждый купец на свой аршин меряет»
  • «Сидит, ходит, словно аршин проглотил»

(о неестественно прямом человеке)

  • «На аршин борода, да ума на пядь»

(о взрослом, но глупом человеке)

  • «На три аршина в землю видит»

(о внимательном человеке, от которого ничего не утаить)

Задача

Купили 100 аршинов ткани.

Сколько это метров ткани?

Решение:

1 аршин = 71 см,

100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м.

Ответ: купили 71 метр ткани.

ШАГ Одна из древнейших мер длины, равная средней длине человеческого шага 71 см. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Руси.

ШАГ

Одна из древнейших мер длины, равная средней длине человеческого шага 71 см.

Сохранились сведения об использовании

шага для определения расстояния между городами в Древней Руси.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ  «Встанешь пораньше, шагаешь подальше» «И редко шагает, да твердо ступает» «Семимильные шаги» (быстрый рост, хорошее развитие чего– либо) «Обозы идут шагом, да далеко везут»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • «Встанешь пораньше, шагаешь подальше»
  • «И редко шагает, да твердо ступает»
  • «Семимильные шаги»

(быстрый рост, хорошее развитие чего– либо)

  • «Обозы идут шагом, да далеко везут»
ВЕРСТА  Русская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.  До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 * 500 = 1066,8 м. 

ВЕРСТА

Русская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 * 500 = 1066,8 м.  "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.  

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ « Его за версту видно»,  «Коломенская верста» ( шутливое прозвище для высокого человека.)  «Москва верстой далека, а сердцу рядом» ( так русские люди характеризовали свое отношение к столице) «Любовь не верстами меряется» «Семь верст молодцу не крюк» «От слова до дела - целая верста» «Верстой ближе, пятаком дешевле» «На версту отстанешь – на десять догоняешь»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • « Его за версту видно»,
  • «Коломенская верста»

( шутливое прозвище для высокого человека.)

  • «Москва верстой далека, а сердцу рядом»

( так русские люди характеризовали свое отношение к столице)

  • «Любовь не верстами меряется»
  • «Семь верст молодцу не крюк»
  • «От слова до дела - целая верста»
  • «Верстой ближе, пятаком дешевле»
  • «На версту отстанешь – на десять догоняешь»
До XVIII века пользовались русским мерами длины, затем Петр I предложил воспользоваться английскими мерами длины – ярд, фут и дюйм. Применение самых разнообразных мер длины  затрудняло развитие науки, торговли между  странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер.  Метрическая система мер была разработана во Франции в 18 в., в России допущена в 19 в. законом разработанным Д.И.Менделеевым. Основная единица длины- 1  метр ( от греческого слова
  • До XVIII века пользовались русским мерами длины, затем Петр I предложил воспользоваться английскими мерами длины – ярд, фут и дюйм.
  • Применение самых разнообразных мер длины

затрудняло развитие науки, торговли между

странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер.

  • Метрическая система мер была разработана во Франции в 18 в., в России допущена в 19 в. законом разработанным Д.И.Менделеевым.
  • Основная единица длины- 1  метр ( от греческого слова " метрон"- мера).Метр равен

1/40000000 части земного меридиана.

Эталон метра хранится в Международном

бюро мер и весов во Франции.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  В настоящее время широко используется такая мера длины, как дюйм. Дюйм – ширина большого перста(пальца), примерно равен 2,54 см.  Это самая маленькая мера длины, которой измеряют внутренний диаметр труб, толщину досок и диагонали телевизоров и мониторов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

  • В настоящее время широко используется такая мера длины, как дюйм. Дюйм – ширина большого перста(пальца), примерно равен 2,54 см.

Это самая маленькая мера длины, которой измеряют внутренний диаметр труб, толщину досок и диагонали телевизоров и мониторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Проведенная работа мне интересна. Я ближе познакомились со старинными русскими единицами измерения длины. Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них встречаются в литературных произведениях, исторических памятниках. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, пришла к выводу, что данная тема - актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа мне интересна. Я ближе познакомились со старинными русскими единицами измерения длины. Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них встречаются в литературных произведениях, исторических памятниках. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, пришла к выводу, что данная тема - актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

ЛИТЕРАТУРА 1.Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2015 2. Г.И. Глейзер «История математики в школе»  IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981.  3.И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики» Москва «Просвещение», 1989. 4. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.

ЛИТЕРАТУРА

1.Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2015

2. Г.И. Глейзер «История математики в школе»

IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981. 

3.И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики» Москва «Просвещение», 1989.

4. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.