Общеобразовательная некоммерческая автономная организация «Лидеры»
Проект
Экологические тропы Подмосковья

Над проектом работали:
Попов Иван
Рушчик Филипп
Руководитель – Кулешова Любовь Ивановна, (учитель географии)
МО, с Ромашково 2018год
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Методика организации экологической тропы………………………………………………2
3. Правила поведения на экологической тропе………………………………………………..3
4. Особенности создания учебной экологической тропы……………………………………..3
5. Паспорт на экологическую тропу…………………………………………………………….4
6. Памятники природы…………………………………………………………………………...4
7. Список памятников природы Одинцовского района Московской области……………….6
8. Геокэшинг……………………………………………………………………………………....9
Список литературы………………………………………………………………………………13
Введение
Цель проекта- создание буклета с описанием памятников природы Подмосковья и экологических троп, включивших в себя наиболее уникальные особо охраняемые места Московской области.
Объект исследования - памятники природы Подмосковья пригодные для отдыха.
Предмет исследования- составление и описание наиболее удобных маршрутов, включающие в себя памятники природы.
Буклет включил в себя методику составления экологических троп, перечень памятников природы западного Подмосковья. В брошюру вошло также подробное описание некоторых памятников природы Одинцовского района Московской области.
Направление экологического туризма Подмосковья в настоящее время развито слабо. Разработав маршруты, их можно использовать в целях активного отдыха, а также как образовательные площадки для учащихся Москвы и Подмосковья. Зная методику можно разрабатывать маршруты для любых территорий.
Работа содержит описание туристической игры - геокэшинг, которую также можно использовать для развития познавательного интереса у школьников, их родителей и воспитания бережного отношения к природе.
Прочитав эту книгу, Вы увидите природу Московской области с другой стороны. Например, слушая шум дубравы, задумались ли Вы, что находится на территории памятника природы? А что такое памятник природы? Какие они бывают? Что такое экологическая тропа и как её составить, чтобы насладиться природой и раскрыть её уникальность своим друзьям, родственникам, которые, возможно, не любят проводить выходные, отпуск в шумном мегаполисе. Ответы на эти вопросы Вы найдёте в этой книге.
1. Методика организации экологической тропы
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается путем органического сочетания отдыха и ползнания во время движения по маршруту тропы.
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама “просит нашей помощи, защиты и любви”.
Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьного курса.
Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Основные посетители тропы школьники среднего звена и остальные жители г.Москвы и Подмосковья.
Задачи, реализуемые при создании экологических троп:
Требования к выбору маршрута тропы:
1. Привлекательность:
красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
каждая тропа должна быть непохожа на другие;
тропа не должна быть монотонной;
2. Доступность:
необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
3. Информативность:
2. Правила поведения на экологической тропе
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
1. Запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
2. С тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
3. В зоне тропы категорически запрещена любая охота;
4. Топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
5. На топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
6. Курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
7. Движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой звуковую аппаратуру, и по той же причине не стоит брать с собой собак;
8. После себя не оставлять никакого мусора.
3. Особенности создания учебной экологической тропы
Экологическая тропа, прежде всего, создается для детей. Поэтому, если она правильно организована, то позволяет учащимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд с физическим, развивать высокую активность. Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используется проблемный и исследовательский методы обучения.
Примерное содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы
В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.
4. Паспорт на экологическую тропу
Местонахождение.
Значение тропы.
Направление маршрута (ориентиры на местности, расстояния).
Необходимые мероприятия.
Изучаемые природные объекты.
Ответственный за охрану тропы.
Время создания тропы.
5. Памятники природы
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты
Классификация памятников природы:
В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:
1. Ботанические ( ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово - паркового искусства, участки леса с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т.п.), предназначенные для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении.
2. Гидрологические ( озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.), предназначенные для сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов.
3. Геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.
4.Геоморфологические- уникальные формы рельефа
5. Зоологические- редкие виды животных и места их обитания.
6. Комплексные - на территории которых в неповторимом сочетании находятся многие из перечисленных природных объектов.
6. Список памятников природы на территории Одинцовского района Московской области
I. Памятник природы «Леса Дороховского лесничества с комплексом гнезд рыжих муравьев»
II. Памятник природы «Местообитание кортузы Маттиоли на выходах известняков в долине р. Москвы»
III. Памятник природы «Асаковская колония серых цапель»
IV. Памятник природы «Нагорная дубрава «Улитинская»
V. Государственный природный заказник (далее — заказник) «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима»
VI. Заказник «Долина р. Сторожка от устья до д/отдыха «Кораллово»
VII. Памятник природы «Озеро Вельское с прилегающими лесами»
VIII. Памятник природы «Мозжинский овраг
7. Памятники природы Одинцовского района Московской области





Рис. 1. Схема расположения особо охраняемых природных территорий Одинцовского района
8. Геокэшинг
Геокэшинг -(geocaching от греч. γεο- — Земля и англ. cache — тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.
Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников.
Чаще всего тайники расположены в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому игра превращается в активный познавательный процесс. В геокешинг можно играть семьёй, компанией или в одиночку.
На первый взгляд кажется, что найти тайник с помощью GPS-приёмника просто. Однако точность, с которой прибор определяет позицию, составляет от нескольких метров до нескольких десятков метров. Это позволяет только «очертить» небольшой район местонахождения закладки. Для более точного поиска контейнера надо пользоваться подсказками из описания тайника, применять наблюдательность, смекалку и опыт.
Карты с участками пути по маршрутам экологических троп.

Рис. 2. Участок пути от Москвы до с. Улитино

Рис. 3. Участок пути от г. Москвы до г. Звенигорода

Рис. 4 Участок пути от Москвы до п. Кораллово
Выводы
Каждый из природных памятников нуждается в защите и уходе, и в наших силах обеспечить их сохранение и изучение. Вы можете не только познакомиться с памятниками природы области, но и взять над ними шефство( следить за чистотой памятников, наблюдать за изменением его состояния по временам года, изучать историю и природные особенности), проводить свободное время в гармонии с природой
Литература
1. Захлебный А. Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М. : Знание, 1986.
2. Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя– М. : Просвещение, 1984.
3. Ремизова Н. И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л “Биология в школе” №6, 2000.
5. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя – М. : Просвещение, 1984.
6. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. Экологическое образование (учебные тропы)– Сб. “общество и природа” МГУ , 1981
7. http://opala.ucoz.ru/index/0-5
8. http://www.book.odin-fakt.ru/stati_po_teme/putevoditel_po_oopt/iv_pamyatnik_prirodi_nag/
9. http://www.geocaching.su/
16