СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учителя-дефектолога»

Информационная карта проекта.

1.

Полное название проекта

«Семейные ценности – наш выбор»

2.

Участники проекта

  • родители воспитанников (11 человек), воспитанники дошкольного учреждения (6 человек из двух групп компенсирующей направленности: для детей с ОВЗ 4-5 лет и детей с ОВЗ 5-6 лет), дети семей, участвующих в проекте (12 человек);

  • педагогические работники (учитель- дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели)

  • социальные партнеры: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотека Малышевского городского округа",

Муниципальное автономное учреждение культуры Малышевский дворец культуры «Русь»

3.

Категория участников

Многодетные семьи с детьми со статусом ОВЗ



Актуальность и обоснование социальной значимости проекта:

Семейные ценности – это не только правила и порядки, сближающие родных людей, это еще и основа воспитания. Они играют серьезную роль в формировании человека как отдельной личности, становятся основой для построения и развития полноценных отношений, помогают укреплению семьи и общества в целом. В наше время, когда нравственные и этические принципы размыты, семейные ценности значат многое. Ведь убеждения и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение, определяют базовые для родни моменты. В кругу родных и близких дети учатся главным нравственным принципам, учатся быть терпимыми, заботиться о других, быть отзывчивыми и добрыми. Это особенно важно для семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Семья, имеющая ребенка с таким статусом – это семья где чаще всего происходит дезориентация семейных отношений. Болезнь детей, зачастую, меняет весь привычный уклад семейной жизни. В такой семье могут возникнуть недопонимание, конфликтные ситуации между ее членами. Иногда даже возникает желание изолироваться от общества. Следует помнить, что формирование традиционных семейных ценностей поможет детям лучше адаптироваться в окружающем мире.

В конвенции о правах ребенка прописано, что «в семье, как основной личинке общества и единственной среде для роста и благополучия всех членов и особенно детей, должны быть представлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». Мы понимаем из конвенции, что семье необходима поддержка, особенно нуждаются в ней многодетные семьи, по сравнению с другими, имеющие детей со статусом ОВЗ.

Основная цель воспитания дошкольника с ОВЗ заключается в формировании ценностного отношения к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создание условий для реализации в обществе.

Роль педагогов заключается в установлении связи между семейными традициями и воспитанием детей. Наша работа в этом направлении заключается в становлении семейных традиций как основы воспитания ребенка.

Цель проекта: формирование у детей и членов их семей представления об институте семьи, семейных традициях, пропаганда, включение родителей в совместную деятельность по обмену и формированию семейных традиций и сохранение семейных ценностей в современном мире, а так же обмен опытом воспитания в семьях, воспитывающих детей со статусом ОВЗ.

Задачи:

1) осуществить знакомство с семейными традициями

2) развивать интерес к традициям семьи, семейным ценностям

3) повышать уровень эмоционального благополучия в отношениях «родитель – ребенок – педагог»

4) развивать психолого-педагогическую культуру родителей

5) повышать уровень ответственности родительских отношений.

Этапы реализации проекта:

Этап

Содержание

Сроки

Ответственный

подготовительный

Создание рабочей группы

Август 2023

Педагогические работники

Изучение современных форм сотрудничества родителей и педагогических работников

Поиск и коррекция инновационных технологий, подходов, методов

Анкетирование родителей о наличии семейных традиций

Разработка плана работы по реализации проекта

практический

Реализация плана по формированию семейных ценностей

Август 2023 – май 2024

Педагогические работники, многодетные семьи, социальные партнеры

Организация цикла социальных мероприятий

Организация взаимодействия служб сопровождения и специалистов

заключительный

Поведение итогов реализации проекта

Май 2024 г

Педагогические работники

Анализ и соотнесение полученных итогов с поставленной целью и планируемыми результатами

Трансляция педагогического проекта:

выступление перед педагогическим сообществом ДОУ, публикация материала в сети интернет, оформление фотоотчета



Планируемые результаты:

1) гармонизация внутрисемейных отношений

2) обогащение представлений о традициях семьи

3) привитие любви и уважения к близким

3) установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.

Данный проект предусматривает реализацию плана работы по пропаганде формирования семейных традиций, ценностей семьи с целью укрепления семейных отношений, на базе детского сада № 51 «Родничок», с привлечением родителей, воспитанников и педагогов детского сада. Работая с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, важно создавать условия, способствующие проживанию детьми полноценного детства, сохранению связей между поколениями и передаче традиций и культурных особенностей семьи.



Календарный план реализации проекта:

Август 2023г

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.


Изучение современных форм сотрудничества родителей и педагогических работников

Опрос «Традиции моей семьи»

30 мин

Беседа «Семейные праздники»

30 мин

2.


Поиск и коррекция инновационных технологий, подходов, методов

Круглый стол «Наши семейные ритуалы»

30 мин

Разработка анкет на основе изученного материала

30 мин

3.

Анкетирование участников

«Семейные традиции – основа дружной семьи»

20 мин



Сентябрь 2023г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Заседание клуба «Родители»

«Мы вместе»

60 мин

2.

Совместный поход

«К Черному озеру»

90 мин

3.

Совместная аппликация для фотовыставки

«Дом, в котором ты живешь»

25 мин

4.

Чтение художественной литературы

Сказка «Мир в семье всего дороже»

20 мин

5.

Консультация психолога

«Без общения человек не станет личностью»

30 мин

6.

Викторина

«Пословицы и поговорки о семье»

30 мин



Октябрь 2023г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Домашнее задание

«День загадок о семье»

15 мин

2.

Занятие – посиделки

«Праздник в семейном кругу»

25 мин

3.

Час общения

Презентация семьи «Когда мы вместе, душа на месте»

30 мин

4.

Спортивный досуг с родителями и детьми

«Мамины помощники»

Эстафета «Кто быстрее?»

30 – 40 мин

5.

Консультация психолога

«Что значит любить ребёнка»

30 мин

6.

Речевые игры с детьми

«Назови свою семью»

«Назови ласково»

«Какая мама?»

по 15 мин



Ноябрь 2023г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Викторина

«Что мы знаем о семье»

20 мин

2.

Изготовление лэпбука

«Мама, папа я дружная семья» (составление генеалогического древа)

30 мин

3.

Чтение художественной литературы

Стихи о маме, бабушке. Заучивание .

30 мин

4.

Творческая мастерская

Изготовление поделок, открыток, сувениров для мам, бабушек к празднику «День матери»

20 мин

5.

Совместное развлечение ко Дню матери с последующим чаепитием

«Все начинается с мамы»

30 – 40мин

6.

Консультация психолога

«Возрастные особенности детей»

30 мин

7.

Фотокросс

«Совместные домашние дела с мамой»




Декабрь 2023г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Знакомство с семейным альбомом

«Моя семья»

15 – 20 мин

2.

Чтение художественной литературы

«Притча о дубе»

15 – 20 мин

3.

Творческая мастерская

Изготовление поделок, открыток, сувениров к празднику Новый год «Подари игрушку»

20 мин

4.

Музыкальная шкатулка

Мелодии, которые ассоциируются у детей, взрослых с праздником Новый год

15 мин

5.

Фотоконкурс традиционного семейного праздничного блюда к Новому году

«Семейное блюдо»

---

6.

Консультация психолога

«Как провести семейный вечер с пользой для ребёнка»

30 мин

7.

Муниципальный конкурс на лучшую елочную игрушку (организатор – Муниципальное автономное учреждение культуры Малышевский дворец культуры «Русь»)

«Мой сверкающий мир»

---



Январь 2024г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Консультация психолога

«Если у ребёнка плохой аппетит»

30 мин

2.

Разбор ситуации

стихотворение А. Барто «Медвежонок невежа»

15 – 20 мин

3.

Родительский клуб

Путешествие по семейным традициям семьи

20 – 30 мин

4.

Познавательное мероприятие

«Что такое Рождество?»

15 – 20 мин

5.

Мини-проект

«Мои выходные каникулы» (создание семейных мини роликов)

25 мин



Февраль 2024г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Консультация психолога

«Давайте, будем воспитывать здоровое поколение!»

30 мин

2.

Спортивный досуг

«Здоровая семья – здоровые дети»

60 мин

3.

Викторина

Где я живу? (традиции Урала)

25 мин

4.

Чтение художественной литературы

Сказка Н. Павлова «Чьи башмачки»

30 мин

5.

Творческая мастерская

Изготовление поделок, открыток, сувениров к празднику День защитников отечества

25 мин

6.

Участие в фото выставке

Фото спортивной семьи «Мои достижения в спорте»

---

7.

Совместная оздоровительная прогулка

«Выходной всей семьей»

90 минут

8.

Муниципальный конкурс чтецов (организатор - Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотека Малышевского городского округа")

«Во славу победителей!»

---



Март 2024г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Консультация психолога

«Сделайте счастливыми ваших детей»

30 мин

2.

Просмотр презентации

«Профессии в моей семье»

25 мин

3.

Творческая мастерская

Рисунок, лепка, аппликация «Какую профессию выбираю я»

30 мин

4.

Творческая мастерская

Изготовление поделок, открыток, сувениров к празднику 8 марта

25 мин

5.

Участие в конкурсном мероприятии ЦППМ СП «Ладо» (Екатеринбург)

Дистанционный конкурс рисунков детей с ОВЗ «Подарок маме на 8 марта»

---

6.

Праздничная театрализованная постановка к 8 марта

«Теремок»

30 минут

7.

Муниципальный фото-конкурс (организатор – Муниципальное автономное учреждение культуры Малышевский дворец культуры «Русь»)

«Я и моя мама»

---



Апрель 2024 г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Мастер-класс

Герб семьи

15-20 мин

2.

Спектакль

По сказке «Три медведя»

25 мин

3.

Конструктивная деятельность

Мебель для моего дома (мебель будущего)

20 мин

4.

Семинар-практикум

Занятие в семейной гостиной «Мы играем вместе»

25 мин

5.

Консультация психолога

«7 могущественных слов родителей»

30 мин

6.

Участие в муниципальном конкурсе поделок (организатор - Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотека Малышевского городского округа")

«Первоцветы»

---



Май 2024г.

п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Литературный вечер

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»

30 – 40 мин

2.

Субботник

Экология в мире – мир в семье

30 мин

3.

Рассматривание картин

Составление рассказа о семье

20 – 30 мин

4.

Анкетирование участников по результатам реализации проекта



5.

Заседание клуба «Родители»

«Итоги нашей совместной работы»

60 минут

6.






Показатели и индикаторы реализации проекта:

Для оценки эффективности  проекта необходимо учитывать качественные изменения, происходящие во взаимоотношениях между детьми и родителями:

- упрочение контактов между членами семьи

- укрепление семейных традиций

- увеличение времени совместных дел взрослых и детей в семье

- приобретение детьми социального опыта

А также во взаимоотношениях между родителями и педагогами:

- повышение активности родителей в педагогическом процессе

- повышение мотивации и собственной инициативности родителей в коррекционно-воспитательном процессе

- увеличение числа мероприятий с участием членов семьи

-  создание атмосферы доброжелательности, открытости

-  повышение степени открытости образовательного учреждения и его конкурентоспособности.

Количественные показатели следующие:

п/п

Индикатор

Показатель

1

 Количество родителей, активно взаимодействующих с детским садом

100%

2

Доля родителей, принявших участие в совместных мероприятиях

100%

3

Доля детей, участвующих в проекте

100%

5

Взаимодействие с социальными партнерами

 Не менее 80% семей

7

Публикации инновационного опыта в сети Интернет

Не менее 2-х

8

Использование новых  форм работы с родителями

100%

9

 Результаты социального опроса участников проекта (родителей)

Уровень удовлетворенности не ниже 90%

10

Интенсивность работы сайта ДОУ, личных сайтов педагогов (обновление странички для родителей)

ежемесячно

        

Востребованность инновационного образовательного продукта реализации проекта


  Данный проект является долгосрочным, рассчитан на один учебный год. Формирование семейных традиций – это процесс, который требует времени и усилий. Мы решили начать с небольших шагов для того, чтобы постепенно создать условия для формирования сильных и здоровых семей, которые станут примером для других. Это длительное творческое сотрудничество детского сада и родителей раскрывает потенциал семей, помогает формировать личность ребёнка с ОВЗ, его взгляды на жизнь, умение строить взаимоотношения с людьми. Воспитание детей в духе традиций помогает их развитию и становлению как полноценных членов общества. Проект решает вопросы преемственности поколений, передачу духовного богатства от старших к младшим в ходе организации и проведения совместных мероприятий.          

  Для педагогов наш проект будет интересен с позиции апробации  новых форм взаимодействия  с родителями, использования современных методик организации групповой и индивидуальных форм  работы.


За 2023- 2024 учебный год проведено:

  • заседание клуба «Родители» - 3 заседания

  • консультаций для родителей/законных представителей – 8 консультаций

  • круглый стол, мастер-класс, творческая мастерская, совместная деятельность – 11 мероприятий

  • походы, оздоровительные прогулки, субботники – 3 мероприятия

  • конкурсы, выставки – 5 мероприятий

  • досуги, развлечения – 5 мероприятий

  • анкетирование, опросы, беседы - 4 мероприятия

  • викторина – 3 мероприятия

  • лэпбук – 1

  • фотокросс, фотоконкурс – 4 мероприятия

  • мини-проект – 1

  • презентация – 1

  • театральная постановка – 2 мероприятия

  • семинар-практикум – 1 мероприятие

Приложения фотоотчет в отдельном файле.

Список используемых информационных источников:

  1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 2013. - № 3/4. - С.113-126.

  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / А.И.Антонов. - М. : Инфра-М, 2017.

  3. Голод С.И. Стабильность семьи. - СПб.: Наука, 2014.

  4. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13-15 апреля 2014 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2014. - С. 114 - 115

  5. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2013. - №7. - С.92-100.

  6. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - С.208-220.

  7. Ресурсный потенциал жизненного цикла семьи / [В.М.Жеребин и др.]; под ред. В.М.Жеребина, Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. проблем народоноселения. - М.: Наука, 2010.

  8. Слепухина Г.В. Психологическое обеспечение социальной работы с семьей : учеб. пособие по курсу "Психология социал. работы с семьей" / Г.В.Слепухина; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Магнитог. гос. ун-т" .- Магнитогорск: МаГУ, 2018.