Информационная карта проекта.
1. | Полное название проекта | «Семейные ценности – наш выбор» |
2. | Участники проекта | родители воспитанников (11 человек), воспитанники дошкольного учреждения (6 человек из двух групп компенсирующей направленности: для детей с ОВЗ 4-5 лет и детей с ОВЗ 5-6 лет), дети семей, участвующих в проекте (12 человек); педагогические работники (учитель- дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели) социальные партнеры: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотека Малышевского городского округа", Муниципальное автономное учреждение культуры Малышевский дворец культуры «Русь» |
3. | Категория участников | Многодетные семьи с детьми со статусом ОВЗ |
Актуальность и обоснование социальной значимости проекта:
Семейные ценности – это не только правила и порядки, сближающие родных людей, это еще и основа воспитания. Они играют серьезную роль в формировании человека как отдельной личности, становятся основой для построения и развития полноценных отношений, помогают укреплению семьи и общества в целом. В наше время, когда нравственные и этические принципы размыты, семейные ценности значат многое. Ведь убеждения и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение, определяют базовые для родни моменты. В кругу родных и близких дети учатся главным нравственным принципам, учатся быть терпимыми, заботиться о других, быть отзывчивыми и добрыми. Это особенно важно для семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Семья, имеющая ребенка с таким статусом – это семья где чаще всего происходит дезориентация семейных отношений. Болезнь детей, зачастую, меняет весь привычный уклад семейной жизни. В такой семье могут возникнуть недопонимание, конфликтные ситуации между ее членами. Иногда даже возникает желание изолироваться от общества. Следует помнить, что формирование традиционных семейных ценностей поможет детям лучше адаптироваться в окружающем мире.
В конвенции о правах ребенка прописано, что «в семье, как основной личинке общества и единственной среде для роста и благополучия всех членов и особенно детей, должны быть представлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». Мы понимаем из конвенции, что семье необходима поддержка, особенно нуждаются в ней многодетные семьи, по сравнению с другими, имеющие детей со статусом ОВЗ.
Основная цель воспитания дошкольника с ОВЗ заключается в формировании ценностного отношения к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создание условий для реализации в обществе.
Роль педагогов заключается в установлении связи между семейными традициями и воспитанием детей. Наша работа в этом направлении заключается в становлении семейных традиций как основы воспитания ребенка.
Цель проекта: формирование у детей и членов их семей представления об институте семьи, семейных традициях, пропаганда, включение родителей в совместную деятельность по обмену и формированию семейных традиций и сохранение семейных ценностей в современном мире, а так же обмен опытом воспитания в семьях, воспитывающих детей со статусом ОВЗ.
Задачи:
1) осуществить знакомство с семейными традициями
2) развивать интерес к традициям семьи, семейным ценностям
3) повышать уровень эмоционального благополучия в отношениях «родитель – ребенок – педагог»
4) развивать психолого-педагогическую культуру родителей
5) повышать уровень ответственности родительских отношений.
Этапы реализации проекта:
Этап | Содержание | Сроки | Ответственный |
подготовительный | Создание рабочей группы | Август 2023 | Педагогические работники |
Изучение современных форм сотрудничества родителей и педагогических работников |
Поиск и коррекция инновационных технологий, подходов, методов |
Анкетирование родителей о наличии семейных традиций |
Разработка плана работы по реализации проекта |
практический | Реализация плана по формированию семейных ценностей | Август 2023 – май 2024 | Педагогические работники, многодетные семьи, социальные партнеры |
Организация цикла социальных мероприятий |
Организация взаимодействия служб сопровождения и специалистов |
заключительный | Поведение итогов реализации проекта | Май 2024 г | Педагогические работники |
Анализ и соотнесение полученных итогов с поставленной целью и планируемыми результатами |
Трансляция педагогического проекта: выступление перед педагогическим сообществом ДОУ, публикация материала в сети интернет, оформление фотоотчета |
Планируемые результаты:
1) гармонизация внутрисемейных отношений
2) обогащение представлений о традициях семьи
3) привитие любви и уважения к близким
3) установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Данный проект предусматривает реализацию плана работы по пропаганде формирования семейных традиций, ценностей семьи с целью укрепления семейных отношений, на базе детского сада № 51 «Родничок», с привлечением родителей, воспитанников и педагогов детского сада. Работая с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, важно создавать условия, способствующие проживанию детьми полноценного детства, сохранению связей между поколениями и передаче традиций и культурных особенностей семьи.
Календарный план реализации проекта:
Август 2023г
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Изучение современных форм сотрудничества родителей и педагогических работников | Опрос «Традиции моей семьи» | 30 мин |
Беседа «Семейные праздники» | 30 мин |
2. | Поиск и коррекция инновационных технологий, подходов, методов | Круглый стол «Наши семейные ритуалы» | 30 мин |
Разработка анкет на основе изученного материала | 30 мин |
3. | Анкетирование участников | «Семейные традиции – основа дружной семьи» | 20 мин |
Сентябрь 2023г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Заседание клуба «Родители» | «Мы вместе» | 60 мин |
2. | Совместный поход | «К Черному озеру» | 90 мин |
3. | Совместная аппликация для фотовыставки | «Дом, в котором ты живешь» | 25 мин |
4. | Чтение художественной литературы | Сказка «Мир в семье всего дороже» | 20 мин |
5. | Консультация психолога | «Без общения человек не станет личностью» | 30 мин |
6. | Викторина | «Пословицы и поговорки о семье» | 30 мин |
Октябрь 2023г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Домашнее задание | «День загадок о семье» | 15 мин |
2. | Занятие – посиделки | «Праздник в семейном кругу» | 25 мин |
3. | Час общения | Презентация семьи «Когда мы вместе, душа на месте» | 30 мин |
4. | Спортивный досуг с родителями и детьми | «Мамины помощники» Эстафета «Кто быстрее?» | 30 – 40 мин |
5. | Консультация психолога | «Что значит любить ребёнка» | 30 мин |
6. | Речевые игры с детьми | «Назови свою семью» «Назови ласково» «Какая мама?» | по 15 мин |
Ноябрь 2023г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Викторина | «Что мы знаем о семье» | 20 мин |
2. | Изготовление лэпбука | «Мама, папа я дружная семья» (составление генеалогического древа) | 30 мин |
3. | Чтение художественной литературы | Стихи о маме, бабушке. Заучивание . | 30 мин |
4. | Творческая мастерская | Изготовление поделок, открыток, сувениров для мам, бабушек к празднику «День матери» | 20 мин |
5. | Совместное развлечение ко Дню матери с последующим чаепитием | «Все начинается с мамы» | 30 – 40мин |
6. | Консультация психолога | «Возрастные особенности детей» | 30 мин |
7. | Фотокросс | «Совместные домашние дела с мамой» | |
Декабрь 2023г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Знакомство с семейным альбомом | «Моя семья» | 15 – 20 мин |
2. | Чтение художественной литературы | «Притча о дубе» | 15 – 20 мин |
3. | Творческая мастерская | Изготовление поделок, открыток, сувениров к празднику Новый год «Подари игрушку» | 20 мин |
4. | Музыкальная шкатулка | Мелодии, которые ассоциируются у детей, взрослых с праздником Новый год | 15 мин |
5. | Фотоконкурс традиционного семейного праздничного блюда к Новому году | «Семейное блюдо» | --- |
6. | Консультация психолога | «Как провести семейный вечер с пользой для ребёнка» | 30 мин |
7. | Муниципальный конкурс на лучшую елочную игрушку (организатор – Муниципальное автономное учреждение культуры Малышевский дворец культуры «Русь») | «Мой сверкающий мир» | --- |
Январь 2024г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Консультация психолога | «Если у ребёнка плохой аппетит» | 30 мин |
2. | Разбор ситуации | стихотворение А. Барто «Медвежонок невежа» | 15 – 20 мин |
3. | Родительский клуб | Путешествие по семейным традициям семьи | 20 – 30 мин |
4. | Познавательное мероприятие | «Что такое Рождество?» | 15 – 20 мин |
5. | Мини-проект | «Мои выходные каникулы» (создание семейных мини роликов) | 25 мин |
Февраль 2024г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Консультация психолога | «Давайте, будем воспитывать здоровое поколение!» | 30 мин |
2. | Спортивный досуг | «Здоровая семья – здоровые дети» | 60 мин |
3. | Викторина | Где я живу? (традиции Урала) | 25 мин |
4. | Чтение художественной литературы | Сказка Н. Павлова «Чьи башмачки» | 30 мин |
5. | Творческая мастерская | Изготовление поделок, открыток, сувениров к празднику День защитников отечества | 25 мин |
6. | Участие в фото выставке | Фото спортивной семьи «Мои достижения в спорте» | --- |
7. | Совместная оздоровительная прогулка | «Выходной всей семьей» | 90 минут |
8. | Муниципальный конкурс чтецов (организатор - Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотека Малышевского городского округа") | «Во славу победителей!» | --- |
Март 2024г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Консультация психолога | «Сделайте счастливыми ваших детей» | 30 мин |
2. | Просмотр презентации | «Профессии в моей семье» | 25 мин |
3. | Творческая мастерская | Рисунок, лепка, аппликация «Какую профессию выбираю я» | 30 мин |
4. | Творческая мастерская | Изготовление поделок, открыток, сувениров к празднику 8 марта | 25 мин |
5. | Участие в конкурсном мероприятии ЦППМ СП «Ладо» (Екатеринбург) | Дистанционный конкурс рисунков детей с ОВЗ «Подарок маме на 8 марта» | --- |
6. | Праздничная театрализованная постановка к 8 марта | «Теремок» | 30 минут |
7. | Муниципальный фото-конкурс (организатор – Муниципальное автономное учреждение культуры Малышевский дворец культуры «Русь») | «Я и моя мама» | --- |
Апрель 2024 г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Мастер-класс | Герб семьи | 15-20 мин |
2. | Спектакль | По сказке «Три медведя» | 25 мин |
3. | Конструктивная деятельность | Мебель для моего дома (мебель будущего) | 20 мин |
4. | Семинар-практикум | Занятие в семейной гостиной «Мы играем вместе» | 25 мин |
5. | Консультация психолога | «7 могущественных слов родителей» | 30 мин |
6. | Участие в муниципальном конкурсе поделок (организатор - Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотека Малышевского городского округа") | «Первоцветы» | --- |
Май 2024г.
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Количество часов |
1. | Литературный вечер | «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» | 30 – 40 мин |
2. | Субботник | Экология в мире – мир в семье | 30 мин |
3. | Рассматривание картин | Составление рассказа о семье | 20 – 30 мин |
4. | Анкетирование участников по результатам реализации проекта | | |
5. | Заседание клуба «Родители» | «Итоги нашей совместной работы» | 60 минут |
6. | | | |
Показатели и индикаторы реализации проекта:
Для оценки эффективности проекта необходимо учитывать качественные изменения, происходящие во взаимоотношениях между детьми и родителями:
- упрочение контактов между членами семьи
- укрепление семейных традиций
- увеличение времени совместных дел взрослых и детей в семье
- приобретение детьми социального опыта
А также во взаимоотношениях между родителями и педагогами:
- повышение активности родителей в педагогическом процессе
- повышение мотивации и собственной инициативности родителей в коррекционно-воспитательном процессе
- увеличение числа мероприятий с участием членов семьи
- создание атмосферы доброжелательности, открытости
- повышение степени открытости образовательного учреждения и его конкурентоспособности.
Количественные показатели следующие:
№ п/п | Индикатор | Показатель |
1 | Количество родителей, активно взаимодействующих с детским садом | 100% |
2 | Доля родителей, принявших участие в совместных мероприятиях | 100% |
3 | Доля детей, участвующих в проекте | 100% |
5 | Взаимодействие с социальными партнерами | Не менее 80% семей |
7 | Публикации инновационного опыта в сети Интернет | Не менее 2-х |
8 | Использование новых форм работы с родителями | 100% |
9 | Результаты социального опроса участников проекта (родителей) | Уровень удовлетворенности не ниже 90% |
10 | Интенсивность работы сайта ДОУ, личных сайтов педагогов (обновление странички для родителей) | ежемесячно |
Востребованность инновационного образовательного продукта реализации проекта
Данный проект является долгосрочным, рассчитан на один учебный год. Формирование семейных традиций – это процесс, который требует времени и усилий. Мы решили начать с небольших шагов для того, чтобы постепенно создать условия для формирования сильных и здоровых семей, которые станут примером для других. Это длительное творческое сотрудничество детского сада и родителей раскрывает потенциал семей, помогает формировать личность ребёнка с ОВЗ, его взгляды на жизнь, умение строить взаимоотношения с людьми. Воспитание детей в духе традиций помогает их развитию и становлению как полноценных членов общества. Проект решает вопросы преемственности поколений, передачу духовного богатства от старших к младшим в ходе организации и проведения совместных мероприятий.
Для педагогов наш проект будет интересен с позиции апробации новых форм взаимодействия с родителями, использования современных методик организации групповой и индивидуальных форм работы.
За 2023- 2024 учебный год проведено:
заседание клуба «Родители» - 3 заседания
консультаций для родителей/законных представителей – 8 консультаций
круглый стол, мастер-класс, творческая мастерская, совместная деятельность – 11 мероприятий
походы, оздоровительные прогулки, субботники – 3 мероприятия
конкурсы, выставки – 5 мероприятий
досуги, развлечения – 5 мероприятий
анкетирование, опросы, беседы - 4 мероприятия
викторина – 3 мероприятия
лэпбук – 1
фотокросс, фотоконкурс – 4 мероприятия
мини-проект – 1
презентация – 1
театральная постановка – 2 мероприятия
семинар-практикум – 1 мероприятие
Приложения фотоотчет в отдельном файле.
Список используемых информационных источников:
Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 2013. - № 3/4. - С.113-126.
Антонов А.И. Микросоциология семьи : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / А.И.Антонов. - М. : Инфра-М, 2017.
Голод С.И. Стабильность семьи. - СПб.: Наука, 2014.
Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13-15 апреля 2014 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2014. - С. 114 - 115
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2013. - №7. - С.92-100.
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - С.208-220.
Ресурсный потенциал жизненного цикла семьи / [В.М.Жеребин и др.]; под ред. В.М.Жеребина, Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. проблем народоноселения. - М.: Наука, 2010.
Слепухина Г.В. Психологическое обеспечение социальной работы с семьей : учеб. пособие по курсу "Психология социал. работы с семьей" / Г.В.Слепухина; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Магнитог. гос. ун-т" .- Магнитогорск: МаГУ, 2018.