Статья на тему: «Проектная деятельность в начальной школе»
Автор: МОУ «Средняя школа № 46» Утыро Ксения Витальевна, г.Петрозаводск, республика Карелия.
Аннотация статьи
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Китайская пословица
Статья посвящена описанию проектной деятельности в начальной школе, осмыслению структуры, функций проектной деятельности с учетом учебных целей и задач, стоящих перед детьми младшего школьного возраста.
Сегодня много говорится об изменениях в образовательном процессе, в подходах к обучению, в отношениях учитель-ученик и ученик-учебная задача [6]. Перед школой стоит важная задача — создать необходимые условия для развития каждого ученика, помочь ему в формировании активной жизненной позиции, передать ему ответственность за получение знаний в учебном процессе.
Одним из методов, способных эффективно помочь в решении подобной задачи, можно назвать проектное обучение. Оно позволяет учащимся проявлять высокую степень инициативности и самостоятельности, способствует приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, основанный на личной заинтересованности учащегося, метод проекта спонтанно и естественно развивает познавательную мотивацию ребенка.
Образовательный проект — это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе [2, 4].
Задача учителя донести до учащихся такое понимание проектной деятельности, чтобы каждый новый последовательный шаг в его реализации был привлекателен и интересен сам по себе и в той системе, в которую встраивался.
Для создания познавательной мотивации, необходимо, чтобы учащийся расценивал собственное участие в проекте как:
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [1].
Таким образом, проект — это «пять П»: 1) проблема — 2) проектирование (планирование) — 3) поиск информации — 4) продукт — 5) презентация [5].
Шестое «П» проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
В процессе организуемой учителем учебной проектной деятельности учащиеся получают возможность:
развивать навыки и умения, необходимые для эффективной и плодотворной работы в небольших группах;
учиться принимать решения, опираясь на различные значимые аспекты и факторы;
анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию
осознавать важность образования в сегодняшней и завтрашней жизни [3].
Хочется отметить, что дети младшего школьного возраста по природе своей любят творить и с большим интересом участвуют в различной деятельности. Главное поставить проблему, которая будет актуальна для ребенка.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Занятие проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.
Вот именно поэтому я вовлекаю в проектную деятельность учеников уже в первом классе. Я хочу Вам продемонстрировать, как у нас в классе всё это происходит.
Моя семья»- это один из первых проектов. На первом этапе я создала проблемную ситуацию, сформировали вместе тему проекта и определили конечный результат.
На втором этапе дети распределяли обязанности, работали над проектом, искали информацию.
На следующем этапе дети работали по плану, работали с родителями, систематизировали материал, создавали проект.
На каждом этапе работы над проектом происходит формирование всех типов основных Универсальных учебных действий.
Таких как: личностные, учебные действия, логические учебные действия, постановка и решение проблем, коммуникативные, регуляторные.
У детей развиваются такие качества как, инициативность, самостоятельность, креативность, коммуникативность.
Формируются умения социального взаимодействия, информационные, исследовательские, оценочные, презентационные.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, они могут помочь, но не должны брать на себя основную часть работы. А помочь советом, с поиском информации. Проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом.
На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. Я каждому родителю в помощь, сделала буклет-памятку.
И последний завершающий этап. Это презентация, представление своего мини-проекта.
Кроме проекта «Моя семья», мы работали над проектами «Моя малая родина», «Мой класс»
За небольшой промежуток времени моей работы, стараюсь часто использовать метод проектов на уроке и во внеурочной деятельности.
Так же нам посчастливилось принять участие в городском проекте компании «Баренц групп» по озеленении Микрорайона Древлянка.
В нашем образовательном учреждение вот уже 3 год происходят проектные недели. Как это организовано? На методическом совете школы рассориваются и утверждаются две темы проектных недель на год. Как правило, это осень-весна.
Так в прошлом году весной проводилась проектная неделя, посвящённая году кино в России. Все предметники и классные руководители принимают активное участие в этом. Сотрудничество математиков и учителей физкультуры было очень интересным. Готовят и проводят игру «Физматека». В спортзале команды проходят испытания на скорость передвижения, счёта и угадывания. На уроках русского языка проводились тематические словарные диктанты-конкурсы ( итоги подводились по параллелям). Среди мероприятий в рамках этой недели были викторины, интеллектуальные игры, КВН. В начальной школе дети готовили инсценировки из любимых кинофильмов и фильмов. Старшеклассники создавали видеоролики.
В рекреациях можно было наблюдать плакаты, кроссворды. На переменах работали блиц-викторины. Этой осенью проектная неделя была посвящена экологии. Итогом таких недель является заключительное мероприятие в актовом зале, где проходит награждение лучших, просмотр интересного за неделю. Часто привлекаем родителей для концертных номеров в рамках этого мероприятия. Это всегда очень насыщенная неделя, но и интересная.
Я считаю, что проектная деятельность, очень эффективна, дети в входе работы, узнают и запоминают много информации, развивают свой кругозор, учатся работать самостоятельно. Можно использовать в преподавании любого учебного предмета, после каждой экскурсии, индивидуально, в группах и коллективно.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущения гордости за полученный результат.
Методические рекомендации по формированию
проектной деятельности младших школьников.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.
После выбора темы начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком ( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.
В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.
При выполнении проектов дети могут работать группами.
Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.
В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.
Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом
Свою статью хочется завершить словами выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»
Список литературы:
1.Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
2.Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе (О.В. Брыкова, Т.В. Громова М.: Чистые пруды, 2006.
3.Достижения молодых. Методическое руководство для учителя и консультанта. М., 1999
4.Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007).
5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/10.12.17-%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_1897.pdf (дата обращения 16.12.2013).