СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность в начальной школе»»

Статья на тему: «Проектная деятельность в начальной школе»

Автор: МОУ «Средняя школа № 46» Утыро Ксения Витальевна, г.Петрозаводск, республика Карелия.

Аннотация статьи

Расскажи  –  и  я  забуду, 

Покажи  –  и  я  запомню,

Дай  попробовать  –  и  я  пойму

Китайская  пословица

Статья  посвящена  описанию  проектной  деятельности  в  начальной  школе,  осмыслению  структуры,  функций  проектной  деятельности  с  учетом  учебных  целей  и  задач,  стоящих  перед  детьми  младшего  школьного возраста.


Сегодня  много  говорится  об  изменениях  в  образовательном  процессе,  в  подходах  к  обучению,  в  отношениях  учитель-ученик  и  ученик-учебная  задача  [6].  Перед  школой  стоит  важная  задача  —  создать  необходимые  условия  для  развития  каждого  ученика,  помочь  ему  в  формировании  активной  жизненной  позиции,  передать  ему  ответственность  за  получение  знаний  в  учебном  процессе.

Одним  из  методов,  способных  эффективно  помочь  в  решении  подобной  задачи,  можно  назвать  проектное  обучение.  Оно  позволяет  учащимся  проявлять  высокую  степень  инициативности  и  самостоятельности,  способствует  приобретению  детьми  опыта  исследовательско-творческой  деятельности,  основанный  на  личной  заинтересованности  учащегося,  метод  проекта  спонтанно  и  естественно  развивает  познавательную  мотивацию  ребенка.

Образовательный  проект  —  это  форма  организации  работы,  предусматривающая  комплексный  характер  деятельности  всех  его  участников  по  получению  образовательной  продукции  за  определённый  промежуток  времени.  Навыки  проектирования  необходимы  в  любой  деятельности,  каждый  день  и  всю  жизнь.  Необходимо  учить  им  учащихся  уже  в  начальной  школе  [2,  4].

Задача  учителя  донести  до  учащихся  такое  понимание  проектной  деятельности,  чтобы  каждый  новый  последовательный  шаг  в  его  реализации  был  привлекателен  и  интересен  сам  по  себе  и  в  той  системе,  в  которую  встраивался.

Для  создания  познавательной  мотивации,  необходимо,  чтобы  учащийся  расценивал  собственное  участие  в  проекте  как:

  • это  возможность  делать  что-то  интересное  самостоятельно,  в  группе  или  самому,  максимально  используя  свои  возможности; 

  • это  деятельность,  позволяющая  проявить  себя,  попробовать  свои  силы,  приложить  свои  знания,  принести  пользу  и  показать  публично  достигнутый  результат; 

  • это  деятельность,  направленная  на  решение  интересной  проблемы,  сформулированной  самими  учащимися  в  виде  цели  и  задачи,  когда  результат  этой  деятельности  носит  практический  характер,  имеет  важное  прикладное  значение  и,  что  весьма  важно,  интересен  и  значим  для  самих  открывателей  [1].

Таким  образом,  проект  —  это  «пять  П»:  1)  проблема  —  2)  проектирование  (планирование)  —  3)  поиск  информации  —  4)  продукт  —  5)  презентация  [5]. 

Шестое  «П»  проекта  —  это  его  портфолио,  т.е.  папка,  в  которой  собраны  все  рабочие  материалы,  в  том  числе  черновики,  дневные  планы,  отчёты  и  др. 

В  процессе  организуемой  учителем  учебной  проектной  деятельности  учащиеся  получают  возможность:

  • развивать  навыки  и  умения,  необходимые  для  эффективной  и  плодотворной  работы  в  небольших  группах;

  • учиться  принимать  решения,  опираясь  на  различные  значимые  аспекты  и  факторы;

  • анализировать  информацию,  излагать  свою  точку  зрения  и  вести  дискуссию

осознавать  важность  образования  в  сегодняшней  и  завтрашней жизни [3].
Хочется отметить, что дети младшего школьного возраста по природе своей любят творить и с большим интересом участвуют в различной деятельности. Главное поставить проблему, которая будет актуальна для ребенка.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Занятие проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

Вот именно поэтому я вовлекаю в проектную деятельность учеников уже в первом классе. Я хочу Вам продемонстрировать, как у нас в классе всё это происходит.

Моя семья»- это один из первых проектов. На первом этапе я создала проблемную ситуацию, сформировали вместе тему проекта и определили конечный результат.

На втором этапе дети распределяли обязанности, работали над проектом, искали информацию.

На следующем этапе дети работали по плану, работали с родителями, систематизировали материал, создавали проект.

На каждом этапе работы над проектом происходит формирование всех типов основных Универсальных учебных действий.

Таких как: личностные, учебные действия, логические учебные действия, постановка и решение проблем, коммуникативные, регуляторные.

У детей развиваются такие качества как, инициативность, самостоятельность, креативность, коммуникативность.

Формируются умения социального взаимодействия, информационные, исследовательские, оценочные, презентационные.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, они могут помочь, но не должны брать на себя основную часть работы. А помочь советом, с поиском информации. Проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом.

На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. Я каждому родителю в помощь, сделала буклет-памятку.

И последний завершающий этап. Это презентация, представление своего мини-проекта.

Кроме проекта «Моя семья», мы работали над проектами «Моя малая родина», «Мой класс»

За небольшой промежуток времени моей работы, стараюсь часто использовать метод проектов на уроке и во внеурочной деятельности.

Так же нам посчастливилось принять участие в городском проекте компании «Баренц групп» по озеленении Микрорайона Древлянка.

В нашем образовательном учреждение вот уже 3 год происходят проектные недели. Как это организовано? На методическом совете школы рассориваются и утверждаются две темы проектных недель на год. Как правило, это осень-весна.

Так в прошлом году весной проводилась проектная неделя, посвящённая году кино в России. Все предметники и классные руководители принимают активное участие в этом. Сотрудничество математиков и учителей физкультуры было очень интересным. Готовят и проводят игру «Физматека». В спортзале команды проходят испытания на скорость передвижения, счёта и угадывания. На уроках русского языка проводились тематические словарные диктанты-конкурсы ( итоги подводились по параллелям). Среди мероприятий в рамках этой недели были викторины, интеллектуальные игры, КВН. В начальной школе дети готовили инсценировки из любимых кинофильмов и фильмов. Старшеклассники создавали видеоролики.

В рекреациях можно было наблюдать плакаты, кроссворды. На переменах работали блиц-викторины. Этой осенью проектная неделя была посвящена экологии. Итогом таких недель является заключительное мероприятие в актовом зале, где проходит награждение лучших, просмотр интересного за неделю. Часто привлекаем родителей для концертных номеров в рамках этого мероприятия. Это всегда очень насыщенная неделя, но и интересная.

Я считаю, что проектная деятельность, очень эффективна, дети в входе работы, узнают и запоминают много информации, развивают свой кругозор, учатся работать самостоятельно. Можно использовать в преподавании любого учебного предмета, после каждой экскурсии, индивидуально, в группах и коллективно.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущения гордости за полученный результат.

Методические рекомендации по формированию

проектной деятельности младших школьников.

  • При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

  • Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.

  • После выбора темы начинается сбор  информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.

  • Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком ( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.

  • В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.

  • При выполнении проектов дети могут работать группами.

  • Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.

  • В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.

  • Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

  • Помочь ученикам произвести самооценку проекта,  помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.

  • Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом

Свою статью хочется завершить словами выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»

Список  литературы:

1.Брдовская  З.В.  Организация  проектной  деятельности  в  системе  работы  учителя  начальных  классов.  //  Сборник.  Как  организовать  проектную  деятельность  младших  школьников.//  Новосибирск,  НИПК  и  ПРО,  2006.

2.Брыкова  О.В.  Проектная  деятельность  в  учебном  процессе  (О.В.  Брыкова,  Т.В.  Громова  М.:  Чистые  пруды,  2006.

3.Достижения  молодых.  Методическое  руководство  для  учителя  и  консультанта.  М.,  1999

4.Землянская  Е.Н.  «Организация  проектной  деятельности  младших  школьников»  (статья  в  пособии  «Управление  начальной  школой»,  Москва,  2007).

5.Пахомова  Н.Ю.  Метод  учебного  проекта  в  образовательном  учреждении.  М.,  2005.

6.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего  образования  от  «17»  декабря  2010  г.  №  1897  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/10.12.17-%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_1897.pdf  (дата  обращения  16.12.2013).