Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов»
Проектная деятельность в начальной школе
Тюрина Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №44»
Полысаевский ГО
(89502720157)
Полысаево 2022
Содержание
Актуальность ……………………………………………………………….…3
Сущность метода проектов …………………………………………………..4
Типология проектов …………………………………………………………..5
Критерии оценки проектно-исследовательских работ учащихся ………….7
Требования к содержанию, структуре и оформлению проектно-исследовательских работ ……………………………………………………..9
Образец оформления титульного листа …………………………………….11
Метод проектов в педагогической деятельности …………………………..12
Заключение …………………………..………………………………………..15
Литература ……………………………………………………………………..17
Приложение ……………………………………………………………………18
Актуальность
Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Сущность метода проектов
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюси, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В новое время это слово начинают понимать, как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Типология проектов
Урок, реализованный методом проектов, может быть, как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
1) Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
3) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
4)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта. Тематика проектных работ для учащихся начальной школы должна определяться содержанием курса школьных предметов. При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося
Критерии оценки проектно-исследовательских работ учащихся
Проектно-исследовательские работы школьников оцениваются по 5-балльной системе в соответствии с разработанными критериями.
Критерии оценки проекта / исследования (1 этап)
1. Новизна и актуальность работы, обоснование идеи.
2. Правильность составления научного аппарата работы (четкость и конкретность в постановке цели и задач, определении объекта и предмета проекта / исследования, выдвижении гипотезы).
3. Источниковая база (информационное обеспечение работы, корректное цитирование, наличие ссылок на источники, отсутствие плагиата).
4. Обоснованный выбор методов работы и корректность использованных методик исследования.
5. Наличие нового продукта / знания в результате создания проекта / исследования.
6. Структурированность работы, отражение этапов деятельности.
7. Логичность и непротиворечивость частей, грамотность (научный стиль изложения, соответствие литературным нормам).
8. Степень раскрытия темы.
9. Собственный опыт исследования, видение перспектив.
10. Оформление работы.
Критерии оценки проекта / исследования (2 этап)
Отражение актуальности работы.
Своеобразие авторского решения.
Логичность изложения.
Качество мультимедийной презентации / видеоролика.
Степень владения материалом.
Ораторское мастерство.
Умение отвечать на вопросы (для учащихся начальных классов).
Требования к содержанию, структуре и оформлению
проектно-исследовательских работ
1. Работа, представленная на конференцию, должна иметь характер научного исследования, центром которого является проблема (некрупная, не глобальная).
2. Работа должна содержать:
2.1 титульный лист по форме с указанием учредителя, наименования конференции, названия секции, темы работы, жанра (исследовательский проект / научно-исследовательская работа), сведений об авторах (ФИО, образовательное учреждение, класс / детское объединение) и научных руководителях (ФИО, должность, место работы), а также названия населенного пункта и года представления работы;
2.2 содержание или оглавление с указанием заголовков разделов и пунктов или глав и параграфов работы и соответствующих им номеров страниц;
2.3 введение (формулировка проблемы, отражение актуальности темы, определение целей и задач, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы);
2.4 основную часть (информация, подразделенная на главы / разделы: описание рассматриваемых фактов, характеристика методов решения проблемы, сравнение известных и новых предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения - эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.);
2.5 заключение (выводы и результаты, полученные автором с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования);
2.6 список использованных источников и литературы (публикации, издания и источники, использованные автором), оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.1;
2.7 приложения (необязательная часть): иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.
3. Оформление работы
3.1 Текст печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (приложения к работе могут быть большего формата); шрифт – Times New Roman Cyr; размер 12–14 пт, межстрочный интервал 1,5. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п.), которые выполняются черной пастой (тушью).
3.2 Объем работы – 10–15 страниц (не считая титульного листа).
Образец оформления титульного листа приведен в приложении 4.
Работа может сопровождаться приложениями (до 15 дополнительных страниц). Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте на них должны содержаться ссылки.
Все страницы работы должны быть пронумерованы (сквозная нумерация). Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом.
3.3 В работе обязательно должны быть ссылки на использованную литературу и источники (ссылки затекстовые, оформляются в квадратных скобках).
Образец оформления титульного листа проектно-исследовательских работ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов» Направление «Робототехника» МОЙ ПОМОЩНИК – 3 D ПРИНТЕР Исследовательская работа Автор: Иванов Иван Иванович, ученик 3 класса МБОУ «СОШ №44» Научный руководитель: Петров Петр Петрович, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №44» Полысаево 2020 |
Метод проектов в педагогической деятельности
Я работаю учителем начальных классов 22 года. Анализируя свою деятельность, столкнулась с рядом проблем, затрудняющий переход обучающихся на следующую ступень образования:
• Низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
• Неумение следовать прочитанной инструкции, выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить в нем последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
• Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью обучающихся и практическими упражнениями, в ходе которых раскрываются навыки;
• Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
В связи с этим, я пришла к выводу, что урочную систему необходимо дополнить новой формой деятельности обучающихся, где они могли бы погрузиться в атмосферу, требующую думать, рассуждать, т. е. могли бы применять имеющиеся у них знания на практике. Для этого необходимо применять такие методы, которые:
• формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся;
• развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
• формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
• были бы направлены на развитие познавательного интереса обучающихся;
• реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
• высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
• приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
• межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В своей работе использую множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного проекта: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - защита исследовательских проектов.
Часто даю домашнее задание исследовательского характера, которая предполагает более широкие возможности в организации учебно-исследовательской деятельности, может включать в себя элементы настоящего научного исследования: наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, анализ полученных данных, причем такая работа, достаточно протяженная во времени.
Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:
Для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку.
Задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание «Давайте вместе подумаем» (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему летом снег в горах не тает? и т.д.).
Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово», игра «Угадай, о чем спросили».
Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов (что можно сделать из листка бумаги? Что будет, если люди научатся читать мысли других?)
Итак, перечисленный вид работы для ученика позволяет:
раскрывать творческий потенциал,
проявлять себя индивидуально и в группе,
попробовать свои силы, применить знания,
публично продемонстрировать достигнутый результат.
На уроках чтения можно проводить ролевые, игровые проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы («Сочиняем свои сказки»).
Информационные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы («Мой друг портфель», «Что означают наши имена»)
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
Немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении.
Для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной работы.
Заключение
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Проект – это метод обучения.
Он может применяться на уроке и во внеурочное время.
Ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Литература
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
Приложение 1
Мастер-класс для педагогов
«Проектная деятельность на уроках литературного чтения
в начальной школе»
Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.
Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.
Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
- Друзья, скажите, как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще?
- Вот и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему: «Зимушка - зима!»
- Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое. Как вы думаете, а что может стать результатом (продуктом) вашей проделанной работы, если мы объединим в одно целое пословицы, скороговорки, поговорки, приметы, рисунки, сочинение и загадки о зиме?
- Правильно, результатом (продуктом) нашей работы будет зимний литературный журнал, который так и называется «Зимушка - зима!»
Но мы его не начнём. А продолжим.
Для удобства работы разделимся на группы. В каждой группе свой редактор, художник- оформитель, журналист, корреспондент. Итак, мы начинаем!
Перед вами будущие страницы журнала.
- С давних времен люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Люди прослеживали серии закономерностей в происходящих событиях, накапливали по этому поводу опыт и отображали этот опыт в создании устного народного творчества, в частности, в поговорках и пословицах. Вспомним пословицы и поговорки о зиме и запишем в журнал, оформляя аккуратно и по- зимнему загадочно.
- В конверте № 1 у вас находятся пословицы и поговорки о зимних месяцах. Вам нужно отобрать из них только те, которые описывают зиму.
- Но не только в пословицах и поговорках можно «увидеть» приметы зимы. Зимние пейзажи мы можем рассматривать и в произведениях художников. Откройте конверт № 2. Перед вами репродукции картин русских художников. Если вспомните автора и название картины, запишите. А можно и своё мастерство продемонстрировать. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.
Зимой у нас много забав… А кому бывает не до песен? Холодно, голодно…Подумайте и определите, какая птица зимует с нами. Вам в помощь загадки в конверте №3, которая, к сожалению, рассыпалась. Если соберёте, можно отгадать о какой птице идёт речь.
- Как вы думаете, чего ещё не хватает в нашем литературном журнале?
- Конечно, стихотворений. Вспомните, кто из поэтов посвящал свои стихотворения Зиме? Многие из них учили наизусть. Запишите строфу и автора. А можете в рубрике «Проба пера» поделиться строчками собственного сочинения. Конверт №4
- Итак, материал для журнала собран. Вы уже начали оформлять страницы. Каждая страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.
- Итак, странички журнала у нас уже готовы. Сейчас наступает самый ответственный момент. Каждой группе предоставляется возможность рассказать о своей работе, познакомить нас со своей зимней страничкой.
- Подошёл к концу наш урок. Мы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что зима – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!
- Посмотрите, из ваших страничек получился великолепный журнал под названием «Зимушка - зима!» В него вошли пословицы и поговорки, загадки, стихотворения, картины и рисунки о зиме. Создавая этот журнал, вы пробовали себя в роли писателя, исследователя, художника.
Наше занятие окончено. Спасибо за работу!
Приложение 2
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
18