СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность в рамках ФГОС основного общего образования – эффективные формы реабилитации и профилактической работы с лицами, вступившими в конфликт с законом»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  этой  статье  поведано об   эколого - ориентированном  направлении,  оказывающем  огромное  влияние  на  интеллектуальное, творческое, нравственно-патриотическое  воспитание  обучающихся - осужденных. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность в рамках ФГОС основного общего образования – эффективные формы реабилитации и профилактической работы с лицами, вступившими в конфликт с законом»»


«Проектная деятельность в рамках ФГОС основного общего образования – эффективные формы реабилитации и профилактической работы с лицами, вступившими в конфликт с законом».


учитель математики

МБОУ ВОШ № 2

г. Пугачёва Саратовской области

Чернышева Ольга Михайловна


Актуальность: В этой статье поведано об эколого - ориентированном направлении, оказывающем огромное влияние на интеллектуальное, творческое, нравственно-патриотическое воспитание обучающихся - осужденных. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Ключевые слова: экологический кризис, информационная культура, процесс ресоциализации осужденных, экологические ценности.

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития для качественного образования. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования. Наиболее отчетливо особенности процесса ресоциализации проявляются у людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способствующих их дезориентации в окружающем мире. Именно с такой ситуацией сталкиваются в первую очередь те, кто длительное время отбывает наказание. Оторванные от привычной обстановки, они довольно быстро начинают следовать законам тюремной «социализации», которая имеет свою систему ценностей и нормы поведения.

Вот почему на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема организации эффективной ресоциализации осужденных, под которой следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Именно процесс ресоциализации в колонии в перспективе станет базой для восстановления необходимого объема функций нормального члена общества.

Задачей педагогов, работающих в исправительных учреждениях, является оказание помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне. В процессе учебы у осужденных формируется чувство ответственности, поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в коллективе, способствуют легитимному самоутверждению.

Практика показывает: эта помощь молодыми людьми востребована, поскольку любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, присуще ожидание поддержки. Залог успеха — педагогический такт, деликатность, вера педагогов в своих воспитанников. Доброжелательный тон, приветливая улыбка — все это снимает напряженность, неуверенность, вызывает желание отвечать на вопросы учителя, не опасаясь, что ответ будет неправильным.

Верным способом улучшения качества образования является использование инновационных технологий, а именно: технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения и cоциально - значимая проектная деятельность.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности обучающегося, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников.

Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии обучающихся. Чтобы формировать информационную и экологическую культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

В нашей колонии в апреле 2017 года стартовал проект, посвященный году экологии и особо охраняемым территориям в России.

Название проекта «Три клада природы» предполагает экологическое воспитание и просвещение, то есть формирование экологической культуры у обучающихся - осужденных. Он направлен на воспитание экологической культуры обучающихся - осужденных, рассчитан на 1 месяц (краткосрочный). Носит комплексный характер. Предназначен для обучающихся 6-9 классов и включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную деятельность.

Цель проекта:

- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

- содействие улучшения экологической обстановки в Пугачевском районе;

- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности.

Задачи проекта:

- сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию;

- воспитание экологической культуры и экологического сознания;

- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию;

- усиление региональной направленности экологического образования;

- привлечение учащихся к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

-формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;

-развитие инициативы и творчества учащихся через организацию социально значимой деятельности;

-проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры обучающихся-осужденных.

Методика работы с обучающимися в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

- образовательную деятельность,

- опытно-экспериментальную деятельность,

- проведение экологической викторины.

Экологические ценности являются компонентом экологической культуры, влияющей на экологически целесообразное поведение личности, направленное на решение экологических и общечеловеческих проблем.

Под экологическими ценностями мы понимаем ценности, ориентированные на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой, решением общечеловеческих экологических проблем, как их следствием, и обусловливающие характер практического применения личностью экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, характер отношения к природному миру и поведения в нем.

Учащимся разъясняются: деятельность государства и общественных формирований по организации охраны окружающей среды; нормы поведения, призванные сохранить экологически приемлемые условия человеческой жизни, прививаются навыки соблюдения этих норм.

Важными целями охраны окружающей среды является привлечение внимания общества к вопросам сохранения природного наследия страны и формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан Российской Федерации. В этом деле правильно начинать с самого дорогого и близкого для каждого из нас – природных богатств.

Дать возможность учащимся самим добраться до сути понятия «кризис» и «экологический кризис»; предоставить возможность для осознания места человека и человечества в биосфере, его роли в её сохранении; доказать, что только положительное восприятие себя и окружающей действительности позволит решить экологические проблемы.

Земля – наша единственная в мире обитель. Мы плотью, кровью и мозгом принадлежим её природе, находимся внутри неё. Нам, людям, живущим в этом доме, необходимо видеть и понимать природу.

Ведь сказал же великий Альберт Эйнштейн: «Радость видеться и понимать есть самый прекрасный дар природы». Наука, которая занимается изучением нашего большого общего дома, имя которому Земля, называется экологией.

Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное тре­бование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше про­изводится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностных и под­земных вод, исчезают местообитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные экосистемы и ландшафты.

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилия­ми одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, ин­женеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависи­мости от их социального или культурного статуса.

Три основы жизни на Земле: вода, земля и воздух.
И какая бы ни грянула беда,  глобальная стихийная катастрофа или мировая война, если сохранятся эти три составляющих жизни на земле, то всё возродится сначала.

Прошло огромное количество лет с тех пор, как появился на Земле Человек. Благодаря научно — техническим достижениям он возомнил себя господином Природы. Он не хотел ждать милости от природы, а захотел взять силой все её богатства. Человек  вырубал вековые леса, засорял плодородную почву,   осушал полноводные реки...

Об этом и обо многом другом обучающиеся - осужденные узнали из слайд - фильма «Наш дом – планета». 

Ещё в прошлом веке русский писатель Константин Паустовский предупреждал:  «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательст­ва над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву». 

«Человека называют властелином природы,

но мудрость, с которой мы властвуем,

от природы не даётся.

Этому надо учиться».

Н.И. Лобачевский.

Эти слова сказаны 150 лет назад. В то время мысль замечательного учёного не поняли. Не поняв – забыли.

Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно:

- надо не подчинять себе природу, а дружить с ней;

- действовать не вопреки, а согласно законам Природы;

- надо учиться бережному отношению к Природе.

Именно это имел в виду Н.И.Лобачевский, предостерегая потомков от бездумного «властвования».

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Экологическое образование сегодня стоит на одном из первых мест, так как концепция социально-экономического развития государства предусматривает улучшение уровня и качества жизни человека, а как следствие все действия направлены на формирование у конкретного человека «здорового образа жизни».

Важными целями охраны окружающей среды является привлечение внимания общества к вопросам сохранения природного наследия страны и формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан Российской Федерации.

Будет ли когда-нибудь на Земле царство гармонии человека и природы? Сегодня это зависит от каждого из нас. На долю нашего поколения выпала принципиально новая задача: изменить характер и цели человеческого поведения так, чтобы не погубить мир.

Мы считаем, что каждый человек может внести посильный вклад в сохранение природных компонентов, в защиту планеты от вредоносного влияния хозяйственной деятельности человека.

При работе с осужденными использую различные педагогические технологии. Использую те технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а утверждают ценность и достоинство человека.

Конечный педагогический результат в преподавании географии в вечерней школе при исправительной колонии можно сформулировать высказыванием философа Г.С.Батищева: «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне. Но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность. И исключительно через механизм этой его собственной деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».

Современное содержание воспитательно – образовательной работы с обучающимися предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у обучающих знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры обучающихся.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.


Источники информации в литературе и Интернете


  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб. Пособие для студ. учреждений СПО. - М. «Академия» 2007.

2. Левин В.Ф, В.А.Смирнов. «Природа и экология ». Издательство М. Академия 2013г. 208 стр.

3. Константинов В.М. Охрана природы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. Академия, 2009

4. Маврищев В.В. Основы экологии. - Минск: Высшая школа, 2006

5. Барабанов В., Горшков А. «Новая технология очистки воды». Журнал «Наука и жизнь» № 4 2009 год.

6. http://aqua-grad.ru/prod/article/bur-serg-pos/

7. http://www.sergiev-reg.ru/news/rodniki-sergievo-posadskogo-raiona-privedut-v-poryadok

8. http://www.rozanov-lib.ru/presentations/90/karti.html

9. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=26679

10. geoman.ru - Библиотека по географии

11. sci.aha.ru - Сайт "Practical Science - Популярная наука"

12. http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал – все об экологии в одном месте.

13. http://www.wildnet.ru/Russian/1pred.htm ЭкоЦентр «Заповедники». Заповедники и национальные парки России, заповедные новости, экологическое просвещение, публикации для ООПТ

14. http:// www.mirrabot.com/work/work. 39398.html






4