7
Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа Чехов-2
Выступление
на заседании школьного методического объединения учителей технологии, музыки и искусства по теме:
«Проектная художественно-творческая деятельности на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО»
Подготовила
учитель музыки
Башмакова О.В.
Проектная деятельность на уроках музыки
Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов - это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.
Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень.
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.
Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:
показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;
• во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
2. Организация участников проекта.
3. Выполнение проекта.
4. Презентация проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Методологические характеристики:
Проблема – вопрос или комплекс вопросов
Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.
Цель – запланированный результат.
Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Объект – что исследуется.
Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проект
2. Информативно-исследовательские проекты
3.Сценарные проекты.
4. Творческие проекты.
5. Информационные проекты.
6. Практико-ориентированные проекты
По количеству участников проекта:
индивидуальные
парные
групповые
По продолжительности проекта:
По результатам:
доклад, альбом
афиша
видеофильм
мюзикл
Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе проектный метод.
Свою деятельность по внедрению проектного метода начала в 2013году, с изучения теоретической литературы:
Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта»,
Наиболее полно и широко применяю проектный метод в классах, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Проектный метод использую, как на уроках в рамках программного материала, так и во внеурочной деятельности.
В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа.
Вот примеры нескольких проектов.
Проект: «Мультипликационный фильм»
Класс: 2
Тип проекта: творческий
Планируемый результат: исполнение песни во время демонстрации презентации выполненной детьми.
Цель: Создание презентации (рисунков) к песни.
– на этапе разучивания песни «Смешной человечек» к содержанию песенки дети создают свой проект « Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать или найти картинку - слайд к определенному куплету песенки, в группах дети обсуждают, кто, что будет готовить, чтобы рисунки не повторялись.
Проект: «Мой музыкальный инструмент»
Класс: 2
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.
Цель: Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в классе путём исследования окружающего пространства, применяя на практике свойства предметов для извлечения звуков.
Задачи:
Изготовление шумовых инструментов, подготовка инструкций, как другим ребятам можно сделать такие же инструменты.
Развитие исследовательских, коммуникативных, презентационных, артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.
Развитие внимания, мышления, творческих способностей, представлений об окружающем мире.
Проект: «В стране музыкальных загадок»
Тип проекта: творческий
Участники: ученики 4 класса
Продолжительность: 3 урока
Цель и содержание: проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка и т. д.)
Продукт: стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе.
Задачи проекта: разработка и составление музыкальных загадок, оформление лучших из них в общую классную стенгазету для участия в конкурсе стенгазет по музыке.
Материалы: справочные издания, учебники по музыке, 4 листа ватмана, оформительские наборы.
Проект: «Музыкальные инструменты»
Класс:4
Тип проекта: творческий
Тема: « Экскурсия - путешествие в оркестр русских народных инструментов»
Цель: познакомиться с русскими народными инструментами.
Группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на простейших инструментах (ложки, рубель, бубен, свистульки). В результате дети знакомятся с русскими народными инструментами не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а так же играют на инструментах, которые приносят из дома.
Проект: «Музыкальная сказка»
Класс:5
Тип проекта: творческий
Тема: «Музыкальная сказка»
Продолжительность: 3 урока.
Цель: разработка и сочинение сказок о «волшебной» силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.
Педагогические задачи проекта: развитие художественно-эстетических творческих способностей младших школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса, увлеченности и деятельностного отношения к музыке.
Опираясь на теоретическую литературу учитывая свою практику, можно сделать вывод:
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.