СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Чистюли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Чистюли"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Солнышко» с. Верхние Киги МР Кигинский район РБ.



Проектная работа

,

в младшей группы.



Воспитатель: Минниханова Гульназ Идвартовна





с. В-Киги

Тип проекта: игровой

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники: дети младшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта: с 27 января 2019г. – 27 апреля 2019г.

Актуальность проекта

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.









ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;

2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);

5.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитательно-образовательный процесс.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ культурно-гигиенические навыки

ГИПОТЕЗА: Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия:

  • будет разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;

  • будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;

будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».

НОВИЗНА: заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.







ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:



  • 1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.



  •  2 этап. Основной:  Выполнение  плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.



  • 3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.



















План работы над проектом

Этапы

Дети

Педагоги

Родители

Подготовительный

Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение.

 

Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду.

Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение.

Основной











































Заключительный

Комплекс занятий:

Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки»,  «Пальчик-с-мальчик».
Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др.

Сюжетно игра:
«Купание куклы Маши».
Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой.

Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки».

Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась». 
Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание   иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание.

Режимный процесс «Обучение умыванию». 
Наблюдение за трудом младшего воспитателя. 
Совместные действия: уборка игрушек после игры.

Исследовательская деятельность:
опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная).

Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой.
Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия. 
Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.

Чтение:О. Александрова  «Умывалочка»,  А. Барто  «Девочка чумазая» (отрывок), И.Токмакова «Тили, тили », К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), Чтение  потешки «Кто у нас хороший» и др.

Дети рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании,кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

Изготовление мнемотаблицы «Водичка, водичка», алгоритм умывания.

























Описывает и анализирует работу над проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Защита презентации по проекту на пед. совете

Консультация для родителей: «Воспитание гигиенических навыков и самостоятельности у детей 1 младшей группы», Режим дня как средство воспитания здорового ребенка».

Анкетирование:

« Культурно-гигиенические навыки вашего ребенка»?

 

 




















Анкета для родителей

Консультации для родителей


План работы над проектом

1 этап – подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – основной

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводит в  игровую ситуацию,     формулирует проблему: «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?»
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Описывает и анализирует работу над проектом.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
Принятие решения: «Помочь кукле Маше:  научить ее умываться, следить за внешним видом».
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

3 этап – заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно игры.

Схема реализации проекта: «Чистюли»

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки»,  «Пальчик-с-мальчик».
Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др.

Игровая

Сюжетно игра:
«Купание куклы Маши».
Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой.

Продуктивная

Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки».

Коммуникативная

Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась». 
Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание   иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание.

Трудовая

Режимный процесс «Обучение умыванию». 
Наблюдение за трудом младшего воспитателя. 
Совместные действия: уборка игрушек после игры.

Познавательно-исследовательская

Исследовательская деятельность:
опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная).

Музыкально-художественная

Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой.
Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия. 
Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.

Чтение художественной литературы

Чтение:О. Александрова  «Умывалочка»,  А. Барто  «Девочка чумазая» (отрывок), И.Токмакова «Тили, тили », К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), Чтение  потешки «Кто у нас хороший» и др.









Ожидаемые результаты для детей:

  • Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;

  • Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

  • Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.



 Ожидаемые результаты для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.



 Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:

  • Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

  • Единство требований со стороны персонала группы;

  • Изменить отношение педагогов к своему здоровью;

  • Улучшение отношений между детьми;

  • Укрепление связи с родителями.



 Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 2-3 лет:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).







Эффективность:

  • Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

  • Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.

























Вывод:

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчёркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т.е. освоению основ культуры гигиены.

Поэтому, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, является одной из важнейших задач воспитания. Для того, чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия:

  1. непрерывность воспитательного процесса,

  2. высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.















Используемая литература:

  • Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – с.44

  • Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7

  • Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80

  • Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.

  • Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

  • Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98