СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа на тему: Формы, средства и методы предотвращения суицида и план мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков в школе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема профилактики суицида в последнее время, действительно, стала настолько актуальной, что вызывает волнение не только на местном, но и республиканском уровне.

Это заставляет проводить профилактическую работу, несмотря на увеличение или уменьшение показателей суицида, а основываясь на качественном анализе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: Формы, средства и методы предотвращения суицида и план мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков в школе»

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»














Проектная работа

на тему:


Формы, средства и методы предотвращения суицида и план мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков в школе










Разработчик: Новожонова И.П.


Руководитель: Ширажиева А.Б.












Петропавловск,

2017

Введение Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.

Наиболее чувствительным к катаклизмам оказывается подростковый возраст. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Возраст пубертата представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая аутоагрессию. Все перечисленное привлекает внимание широкого круга исследователей к проблеме саморазрушающего поведения подростков. Суицид является второй после несчастных случаев причиной смерти у молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка. На сегодняшний день, Казахстан занимает одно из «лидирующих» мест в СНГ по числу суицидов среди несовершеннолетних. Возраст молодых людей, совершающих суицид, в среднем составляет от 14 до 17 лет. В основе причин роста количества детского и юношеского суицида лежат - одиночество, отчужденность. В частности, у большинства самоубийц родители не в состоянии найти стабильную работу, чтобы обеспечить минимальные потребности своих детей. Другим немаловажным аспектом увеличения количества суицидов является распространение алкоголизма и наркомании. Ученые, занимающиеся проблемой детских самоубийств на рубеже веков, обнаружили закономерность, согласно которой в периоды обновления социального организма возникает реальная возможность выпадения из него наиболее слабых членов. М.Я.Феноменов отмечал тесную связь школьных самоубийств с тяжелым затяжным социально-экономическим кризисом, с атмосферой гражданской апатии, распространения психологии потребительства, голого практицизма и утилитаризма. Во многом эта характеристика совпадает с сегодняшней обстановкой в нашей стране.

Для нас принципиально важно, что на государственном уровне обозначена необходимость целенаправленной работы по профилактике самоубийств школьников. Для борьбы с детскими и подростковыми суицидами Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан было проведено комплексное изучение причин суицидального поведения среди детей и молодежи, для которого были привлечены ведущие мировые эксперты в области исследования и профилактики суицида. По его итогам был подготовлен и представлен Отчет для государственных органов. Результатом этой работы стал Совместный приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и Министра образования и науки Республики Казахстан «О поэтапном внедрении проекта по превенции суицидов среди несовершеннолетних в Республике Казахстан». Ответственным за реализацию назначен «Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Комплекс мер включает в себя программу повышения осведомленности подростков, специальное обучение педагогов и медиков, а также выявление подростков, входящих в группу риска.

Министерством здравоохранения и социального развития была утверждена Дорожная карта по превенции суицида и продвижению психического здоровья на 2014 - 2018 годы, которая предусматривает:

1. Разработку алгоритмов и стандартов по профилактике, диагностике и ведению детей и подростков с проблемами психического здоровья ведущими к суицидальному поведению;

2. План поэтапного внедрения расширенной программы превенции суицида и продвижению психического здоровья в регионах с ежегодных охватом 4 регионов страны:

2015 год: ВКО, КЗО, Мангистауская и Карагандинская области

2016 год: Акмолинская, Атырауская области, ЮКО, ЗКО

2017 год: СКО, Жамбылская, Павлодарская области и г.Астана

2018 год: г.Алматы, Актюбинская, Алматинская и Костанайская обл.

3. Усиление интеграции служб психического здоровья и первичной медико-санитарной помощи;

4. Разработка учебных программ для переподготовки и повышения квалификации врачей, психологов различных сфер (школы, ССУЗы, ВУЗы, институты последипломного образования);

5. Подготовка региональных тренеров для последующего обучения работников первичной медико-санитарной помощи.

6. Разработка информационно-образовательных материалов для населения и рекомендаций для СМИ.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде

случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание

родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным

образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру

подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и

утраты смысла жизни (Корнетов А.Н., 1999; Кузьмина Т.П., 2012). Своевременная профилактика суицидального поведения заключается в компетентной психологической поддержке, внимательном и чутком участии, оказанном подростку в трудной жизненной ситуации

Таким образом, проблема официально обозначается как актуальная, социально значимая и приобретает особую остроту в сфере воспитания и образования.


Проблема: Каким образом, в образовательных
учреждениях Республики Казахстан должна вестись работа по предотвращению подросткового суицида?

Тема: Формы, средства и методы предотвращения суицида и план мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков в школе.

Актуальность: По статистическим данным за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Суицид приобретает характер эпидемии и ошеломляет своей стремительной динамикой. Проблема профилактики суицида в последнее десятилетие, действительно, стала настолько актуальной, что вызывает волнение не только на местном, но и республиканском уровне. В этой связи, данный вопрос рассмотрен на уровне министерств здравоохранения, образования, юстиции, связи и информации Республики Казахстан. Предложено принять меры по активизации и систематизации деятельности всех субъектов профилактики суицида, начиная от учебных заведений и заканчивая межведомственным взаимодействием.

  Это заставляет проводить профилактическую работу, несмотря на увеличение или уменьшение показателей суицида, а основываясь на качественном анализе. Согласно результатам исследования, проведенного детским фондом ООН UNICEF, Казахстан занимает второе место в мире по показателям смертности от суицидов среди несовершеннолетних. Печальную статистику подтверждают и данные генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Так, только в 2015 году в Казахстане покончили с собой 4 тысячи человек. При этом зафиксирован 201 случай самоубийства несовершеннолетних. Еще 485 подростков пытались покончить с собой. 2016 год показал рост количества фактов суицида. По состоянию на апрель 2016 года покончили с собой 200 несовершеннолетних. И уже за январь 2017 года по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры РК среди несовершеннолетних зафиксировано 20 фактов завершенного суицида и еще 23 попытки самоубийства. Самая подверженная суицидам возрастная группа — подростки 15-17 лет, на них приходится 60% самоубийств.

Эту проблему важно решать сообща, так как нынешний подросток – это будущий взрослый, от которого в скором времени будет зависеть будущее того общества, в котором нам, взрослым, тоже предстоит жить…

Объект: профилактика суицидального поведения подростков

Предмет: процесс предотвращения суицидальной активности несовершеннолетних

Цель: систематизации мер, предпринимаемых в учреждении образования, по профилактике суицидов и предупреждению потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой. разработать целостную систему психолого-педагогического сопровождения профилактики суицида для реализации ее в условиях образовательного учреждения.

Гипотеза: Если с подростками проводить систематическую работу по пропаганде жизненных ценностей, то количество детей с суицидальными наклонностями сократится.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме подросткового суицида.

2. Повысить компетентность участников образовательного процесса (педагогов, родителей и учеников) в области профилактики суицидального риска.

3.Подобрать банк диагностических методик для выявления неблагоприятного психоэмоционального состояния у подростков.

4.Разработать методические рекомендации, способствующие профилактике суицидального поведения подростков.

5. Оказывать поддержку и помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

6.На основе проведенного анализа попытаться найти пути решения проблемы суицида в наше время

Этапы выполнения:

  1. Организационно-подготовительный

  2. Теоретический

  3. Заключительный

Практическая значимость Практическая значимость данного проекта заключается в том, что его материалы можно использовать в воспитательной деятельности образовательных учреждений в качестве методического пособия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.



















Основная часть

Суицидальное поведение, то есть весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности; таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Действия суицидального характера у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с самим собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить сложившуюся трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие со стороны взрослых, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Важной составляющей превенции суицида в образовательной среде является психологическое благополучие педагогов. Они должны быть обучены техникам эмпатического слушания, ведения доверительной беседы, установления психологического контакта, ведения групповых дискуссий. Педагогам полезно владеть технологией обучения социальным навыкам, коррекции поведения. Педагогам следует развивать навыки профилактики эмоционального выгорания, систематически анализировать сложные случаи профессиональной практики с помощью знаний коллег или балинтовской группы, при необходимости обращаться за помощью к психологу. Это особенно важно для сохранения и укрепления психологического здоровья, если педагог сопровождает развитие суицидента, ребёнка с отклоняющимся поведением.

Психологическая помощь как один из уровней системы социальных воздействий на личность подростка с проявлениями суицидального поведения имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, что находит отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Для того чтобы школа (или, точнее, коммуникативный компонент образовательной среды) стала более привлекательной для коллектива учащихся, требуется: развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;

изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для всех субъектов учебно-

воспитательного процесса ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования; включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики обучающихся; расширение возможностей системы внутришкольного дополнительного образования; создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве; обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми; развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий, кто больше дает: социум – школе или наоборот; включение в содержание школьного образования программ развития функциональных, в том числе практических социальных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей. В организации деятельности по профилактике суицидального поведения желательно использовать сочетание различных форм.

Целенаправленную работу по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних необходимо организовать по трем основным направлениям:

1. Просвещение родителей. Данные мероприятия осуществляются в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включают три взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований). Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.

2. Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.

3. Работа с детьми и подростками. Данная работа должна вестись таким образом, чтобы ориентировать учащихся на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

Правила организации профилактики суицида среди школьников:

В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо:

- неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;

- знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

- выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

- осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

- не разглашать факты суицидальных случаев в ученических коллективах;

- рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;

- усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

- проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

- формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

- повышать стрессоустойчивость, путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании.

Уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика.

Цель - повышение групповой сплоченности в школе (классе).

Основным содержанием данного направления должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидальной обстановки в детских коллективах. Эта работа проводится на первичном уровне профилактики. Составными частями такой работы являются:

1. Четкая организация повседневной учебно-воспитательной работы.

2. Психолого-педагогическая работа с родителями. Проведение просветительской работы с родителями: обучение родителей умению направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время в конструктивную деятельность (занятия спортом, искусством, техникой), приобщать к культурным ценностям; ориентировать на совместное проведение досуга в семейном кругу – посещение музеев, выставок, туристические походы и др.; воспитывать привязанность и любовь, заботу о сохранении здоровья, развивать чувство долга и служение обществу.

3. Предупреждение и устранение конфликтов между членами коллектива в среде учащихся, учителей, администрации.

4. Обеспечение социальной и правовой защищенности, забота об учащихся, учителях.

5. Информирование педагогов по вопросам профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательных учреждениях, формирование суицидалогической готовности у педагогов.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

На вторичном уровне профилактику и коррекцию суицидальной готовности проводят классный руководитель, медицинская сестра образовательного учреждения, при необходимости привлекают психолого-педагогические службы.

Мероприятия:

1.Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе инвариантного блока диагностического инструментария с применением вариативных составляющих.

2.Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.

4.Разработка плана действий (индивидуального маршрута учащегося) в случае попытки самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика.

Цель - предотвращение самоубийства

Мероприятия: оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Четвертый уровень – третичная профилактика.

Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия: глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.


Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Первое направление - психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика). Второй направление - психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).


Существуют различные формы психопрофилактической работы

Первая форма – организация социальной среды. В её основе лежат представления о закономерном влиянии окружающей среды на формирование девиаций (отклонений он нужного направления). В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию активной жизненной позиции и позитивной «Я - концепции». Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.

Вторая форма профилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтверждённая статистическими данными. Но эта информация в случае профилактики суицидального поведения не должна носить запугивающий характер, поскольку вызывает когнитивно - эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое преимущественно реализуется путем использования группового тренинга. В настоящее время распространены следующие формы тренинга:

а) тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников.

б) тренинг аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

в) тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных. (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвертая форма профилактики – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с некоторой долей риска), значимое общение, любовь, творчество, деятельность.

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма профилактической работы – минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.


По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа.

Показанием к индивидуальной профилактической работе являются выраженные нарушения поведения, эмоциональные расстройства или специфические проблемы, связанные с ближайшим окружением ребенка (насилие в семье, потеря близкого человека). Конкретное содержание этой работы зависит от индивидуальных проблем ребенка, на разрешение которых она направлена. К ведению этой работы привлекаются специалисты внешних социальных служб, оказывающих помощь разным категориям дисфункциональных семей.


В качестве методов и приемов профилактической деятельности применяются:

-диагностический инструментарий (использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательной организации);

- психотехнологии личностно ориентированной терапии (индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, аутотренинг, суггестивные программы (проводятся приглашенными специалистами);

- реабилитационные психотехнологии (тренинги: транзактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинги личностного роста, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.);

- организационные (педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях, круглые столы);

- информационные методы (памятки, стендовая информация, информационные листы, буклеты, ИКТ).


Методы и приемы работы, которые могут быть рекомендованы в профилактической работе с детьми и подростками следующие:

специализированные уроки; классные часы; индивидуальные беседы (личностное общение); тренинговые занятия; внеклассные мероприятия (диспуты, ролевые игры, конкурсы, акции, флеш-мобы и т.д.); коллективные творческие дела; секции, клубы, кружки по интересам; волонтерская деятельность; участие в детских общественных организациях (в рамках школы).


Методы предотвращения суицидального поведения

Профилактика суицидов в психосоциальной работе осуществляется психологическими методами, вытекающими из ее направлений. Их можно представить в следующей классификации.

Выслушивание - это самый первый и самый главный метод. На просьбу объяснить причину суицидальных мыслей подросток эмоционально выплескивает все свои негативные эмоции (например, проблемы в семье, неудачи в учебе, конфликт с одноклассниками, плохое самочувствие). Он выговаривается, ему становится легче, и мысль о самоубийстве отступает на второй план. Цель выслушивания состоит в том, чтобы ребенок, во-первых, высказался и тем самым облегчил восприятие возникшей у него проблемы и улучшил свое состояние; во-вторых, сам нашел альтернативное решение своих проблем.

Метод банализации или снятие синдрома исключительности. Суицидент обычно склонен думать, что его проблемы – это нечто совершенно исключительное. Если просто указать ему, что у многих людей такие же проблемы и у многих возникают такие же мысли, однако они не думают реализовывать их в действительности, то человек успокаивается.

Эстетический метод. Очень действенный, хотя и довольно примитивный способ воздействия. Нужно рассказать подросткам, как они будут выглядеть в случае совершения того или иного варианта самоубийства.

Напоминание о родителях. Покончить с собой в принципе может каждый. Но нужно помнить и о своих родителях. Как они смогут жить после этого? Напоминание о родителях будет оказывать влияние на продуктивное функционирование личности.

Обесценивание ситуации в масштабах жизни. Предложите посмотреть на происходящее из будущего. Человек, возможно, и сам увидит незначимость своих проблем в настоящем времени.

Метод взвешивания, когда взрослый признает, что подросток постоянно сталкивается с трудностями, но при этом предлагает ему сравнить все негативное, что с ним произошло и происходит, с позитивным опытом из прошлого: общение с друзьями, поездки куда-либо на летних каникулах, совместные семейные праздники и многое другое.

В методе контрастирования можно сравнить положение несовершеннолетнего с тем, что происходит у других людей. У многих все гораздо хуже, однако, никто из них не собирается кончать жизнь самоубийством.

Провокативный метод заключается в том, чтобы постараться заставить ребенка оправдываться, что он не такой, как о нем думают. Состоит из следующих элементов:

- позитивное будущее. Психолог должен подчеркнуть, что переживаемые сейчас трудности – явление временное;

- структурирование – разработка программы реализации решения возникшей проблемы, побуждая тем самым к действию;

- помощь другим. Человек в стрессовой ситуации нередко ведет себя как эгоист, поэтому необходимо переключить его внимание на заботу о других, такая забота позволят разрешить собственные проблемы, особенно, если они связаны с отсутствием смысла жизни;

- расширение круга интересов. Подростка в таком состоянии нельзя оставлять наедине со своими мыслями и чувствами. Важно наладить полноценное общение с близкими, чтобы он чувствовал поддержку с их стороны. Иногда помогает просмотр фильмов или чтение книг, так как человек невольно проецирует происходящее в фильме или книге на себя.

- использование имеющегося опыта решения проблем подростком, уверенность в потенциале. Нужно постараться убедить ребенка в том, что он самостоятельно может решать возникшие проблемы рациональным путем.


Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения

Препятствуют осуществлению суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это сформированные положительные жизненные установки, душевная позиция, комплекс личностных факторов. К антисуицидальным факторам личности относятся:

- сформированное чувство долга, ответственности;

- эмоциональная привязанность к родным и близким людям;

- внимание к собственному здоровью, боязнь причинить себе физический ущерб;

- психологическая гибкость и адаптированность;

- умение снимать свою психологическую напряжённость;

- проявление интереса к жизни;

- наличие жизненных планов, замыслов;

- наличие актуальных жизненных ценностей;

- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов, являющихся «психологической защитой», которой должен обладать подросток.


К средствам по предотвращению суицидального поведения можно отнести

Внутренние ресурсы:

- инстинкт самосохранения

- интеллект

- социальный опыт

- коммуникативный потенциал

- позитивный опыт решения проблем

Внешние ресурсы:

- поддержка семьи и друзей

- приверженность религии

- медицинская помощь

- индивидуальный подход


Однако самое важное средство для профилактики суицида – совсем не национальная стратегия, уроки психологии или правильное освещение проблема в СМИ.

– Самое важное – любовь, – улыбается Борис Положий.

Любовь в семье формирует у ребенка здоровую психику. Ребенок должен понимать, что он любим и уважаем родителями. Семья обязана создавать такие отношения, чтобы ребенку не стыдно и не страшно было рассказать о своих проблемах, будь то холодность Маши из соседнего класса или постоянные упреки в неуспеваемости от учительницы Татьяны Петровны. По мнению Зураба Кекелидзе и Бориса Положего, женщина уже в период беременности должна получать консультации, связанные с вынашиванием и воспитанием ребенка, чтобы новорожденный имел предрасположенность к правильному психологическому развитию. Ребенок, чьи мама и папа больше времени уделяют работе, чем воспитанию, растет сиротой при живых родителях. Так и формируется ущербная психика. Суицид же – крик о помощи. Так что самое важное – воспитывать ребенка так, чтобы, если ему захочется кричать о помощи, этот крик обращался не в пустоту, а к семье, где его обязательно поддержат.

Общественный фонд «Women’sLeadershipFund»в рамках программы «Инициатива в поддержку эффективного управления» при поддержке USAID и Фонда Евразия Центральной Азии реализует проект «TEENS». Цель проекта - усиление профилактического компонента Проекта по превенции суицидов среди подростков и молодежи, разработанного и реализуемого государством, посредством механизмов гражданского участия. После анализа содержания Проекта, после встреч и конструктивного разговора разработчиков «TEENS» с населением, был сделан вывод о том, что в Государственном Проекте необходимо усилить компонент по работе с родителями, эту задачу и решает «TEENS». http://teenslive.kz/









































План мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков в школе

Цель: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната так и в период трудной жизненной ситуации.

  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

п/п

Виды работ

Сроки

Ответственные



Организаторская работа



1.

Составление плана работы по профилактике суицида среди детей и подростков на ________учебный год


Сентябрь

Психолог

Соц.педагог


2.

Организация контроля за работой по данной проблеме.


В течение учебного года

Психолог


3.

Подбор материалов для работы по данной проблеме, отражение на стенде для родителей

В течение учебного года

Классные руководители,

Психолог



4.

Консультирование молодых классных руководителей овладению методическими навыками педагогических и психологических технологий с данной категорией учащихся.

В течение учебного года

Психолог


5.

Подготовка опросников (анкет) и анализ по результатам проведенных психологических исследований среди учащихся .

В течение учебного года

Психолог


6.

Семинар на тему «Молодежные субкультуры»

Ноябрь

Психолог


7.

Индивидуальная работа, консультирование по психологическим проблемам педагогов, учащихся и их родителей

В течение учебного года

Психолог


8.

Работа по профилактике суицида среди детей и подростков совместно с представителями здравоохранения, правоохранительными органами и др. по данной теме.

В течение учебного года

Психолог, Классные руководители


9.

Проведение мониторинга по социальным, педагогическим, психологическим проблемам среди учащихся, их семей, педагогов школы

В течение учебного года

Психолог


10.

Обзор литературы и информация о новых методических пособиях по работе с классным коллективом, по психологии, по работе с проблемными детьми и подростками.

В течение учебного года

Библиотекарь


11.

Подведение итогов по работе с учащимися «группы риска».



В конце каждой четверти учебного года

Психолог, Соц.педагог


Работа с учащимися

1.

Индивидуальная работа с проблемными учениками по социально-психологическим вопросам

В течение учебного года

Психолог

2.

Классные часы с учащимися на тему ЗОЖ

Октябрь -ноябрь

Классные руководители, Психолог

3.

Тренинговые занятия с учащимися

В течение учебного года

Психолог

4.

Осуществлять контроль за учащимися, не посещающими или систематически пропускающими учебные занятия в школе

В течение учебного года

Классные руководители, воспитатели

5.

Рейды по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях, оказывать им необходимую помощь


1 раз в четверть

Социальный педагог, члены Совета профилактики

6.

Классные часы:

1.Сделай свой выбор.

2. Почему трудно признать свою вину?

3.Как справиться с плохим настроением

4.Учимся дарить радость другим людям.

5.Самовосприятие, самоуважение, самоодобрение.

6.Дружба – главное чудо.

7.Давайте понимать друг друга.

8. Освоение способов повышения настроения.

9. Жизнь по собственному выбору.


В течение года

Классные руководители, медицинские работники

7.

Анкетирование среди воспитанников с целью выявления конфликтных ситуаций в семье, физического, психологического насилия.


1-е полугодие

Психолог


Работа с родителями

1.

Организация родительских собраний для родителей учащихся 9-11 классов на тему «Психологические особенности подготовки к экзамену»

В течение учебного года

Психолог, Классные руководители

2.

Организация родительских собраний для родителей учащихся 1,4,5 классов по проблеме возрастных особенностей учащихся данной категории

Октябрь - декабрь

Психолог

3.

Организация родительских собраний для родителей учащихся 6, 9 классов на тему «Профилактика суицидальных явлений среди подростков»

Февраль

Психолог

4.

Организация родительских собраний для родителей учащихся 7-8 классов на тему «Молодежные субкультуры»

Март

Психолог

5.

Индивидуальная работа по данной проблеме, беседа с психологом по снятию психо-эмоционального напряжения, обучение методам саморегуляции психического состояния детей и членов их семей.

В течение учебного года

Психолог

6.

Патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В течение учебного года

Психолог, Соц.педагог


Работа с педагогическим коллективом школы






1.

Учебно – методические семинары для педагогического коллектива:

Профилактика конфликтных ситуаций в ученическом коллективе.


ноябрь

Психолог, Соц.педагог

2.

Выявление ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних


В течение учебного года

Психолог

3.

Диагностика детей, склонных к суициду, коррекция их поведения.



октябрь

Психолог

4.

Методы работы по профилактике суицидального поведения.



декабрь

Психолог

5.

Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях школы



январь

Психолог

6.

Администрацией школы усилить контроль к педагогическим работникам за индивидуальную профилактическую работу с воспитанниками



В течение учебного года

Администрация


Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.




Заключение

Сложившаяся система работы обеспечивает профилактику суицидального поведения в образовательной среде, которая включает организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей, обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних, совместную деятельность с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел. Работа по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних ведется систематически. Следует отметить, что в целом результатом работы по профилактике суицидального поведения среди подростков является создание благоприятной психолого-педагогической обстановки и комфортного климата для обучения в образовательных организациях; выявление на раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и оказания им своевременной психолого-педагогической помощи; снижение количества детей с суицидальным риском, предупреждение суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.

Тем не менее, проблема суицидального поведения среди несовершеннолетних остается достаточно актуальной, именно поэтому в качестве перспектив развития профилактики называются такие направления работы как повышение квалификации специалистов, поиск эффективного информирования родителей и законных представителей несовершеннолетних о суицидальном риске, улучшение социальной среды для детей.

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.

















Использованная литература:

1. Амбрумова А Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследована в суицидологии / Под ред. В.В.Ковалева. М., 1989 г.

2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А Диагностика суицидального поведения. М., 1980 г.

3. Васильева О.С. Осознание смысла жизни как средство профилактики

суицидального поведения подростков [Текст] // Журн. практ. психоло-

га. - 2000. - № 10/11. - C. 103-107.

4. Зародова Т.Ю. Научная работа: Профилактика суицида в психосоциальной работе / Т.Ю.Задорова [Cтуденческий научный форум] – Москва, 2015 г. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1095/10357

5. Кий Н.М. Диссертационная работа: Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков / Н.М.Кий [Электронная библиотека диссертаций] – Петропавловск-Камчатский, 2005. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-podrostkov#ixzz4YNmMUf6A

6. Корнетов А.Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском

возрасте [Текст] // Социальная и клиническая психиатрия. - 1999. - Т.9,

№ 2. - С.75-90.

7. Доклад Вице-министра здравоохранения и социального развития РК

С.Мусинова на расширенном заседании Комитета по социально-культурному развитию, г. Астана, 23 сентября 2014 г.

8. Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях: Методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций /Под ред. О.И. Ефимовой, Н.В. Сероштановой, В.А. Березиной. ― М.: АНО «ЦНПРО», Москва, 2015 г.

9. Методические рекомендации по организации работы по профилактике

суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении. Усть-Каменогорск, 2011г.

10. Методические рекомендации «Профилактика суицида в детской среде», составители: Конькова Н.Л., ответственный редактор Т.А. Файн, Биробиджан, 2012 г.

11. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков в сборнике «Нормативно-правовые документы для педагогов-психологов образования», п/р И.М. Каманова, Выпуск 1, М.: 2002.

12. Превенция самоубийств. Руководство для учителей и других работни-

ков школ [Текст] / Под ред. В.А. Розанова, А.Н. Моховикова - Всемирная

Организация Здравоохранения (ВОЗ), Одесский Национальный Уни-

верситет им. И.И.Мечникова. – Одесса, 2007. – 25 с.