СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная технология на уроках - движущая сила развития коммуникативных метапредметных умений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология на уроках - движущая сила развития коммуникативных метапредметных умений»

Метод проектов, как форма организации и способ

оценивания личностных и метапредметных результатов учащихся.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и учащихся. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе 

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

 

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

 

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

 

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

 

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

 

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

 

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

 

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

 

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

 

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

 

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

 

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

 

2. Разработка проекта

 

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность

 

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

 

3. Оформление результатов

 

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

 

4. Презентация

 

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

 

Докладывают о результатах своей работы

 

5. Рефлексия

 

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

 

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

 

 

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д. Краткосрочными учебными проектами учащиеся могут заняться по ходу освоения текущего учебного материала. Достаточно нацелить учащихся на самом начальном этапе модуля или раздела на конечный проектный результат, иначе говоря, на конечный продукт, будет это какой-то буклет, либо инструкция, свод правил, руководство к действию. Среднесрочные проекты хороши и удобны в исполнении за период работы в, так называемых, образовательных модулях. И такие работы проводятся уже четвертый год в нашей школе. В 2014 году – «Путь в ноосферу», в 2015 году – «Я - Россиянин», в 2016 году – «Уроки французского», в 2017 году – «Путешествие по Баргузинскому заповеднику». Три полных дня; начиная от выбора темы, формирования проектной группы, поиска материалов, оформления результатов и осуществления защиты проекта посвящены полному погружению в работу. Проектных групп формируется несколько, согласно их направленности. Каждый проект является комплексным, так как вырабатывается в условиях разновозрастных коллективов. Это делает возможным делать 4 - 6 проектов за один модуль. Что касается учебных предметов, то таких проектов может быть достаточно много. Например, в рамках модульного проектирования 2016-17 уч. года «Уроки французского» по одноименному произведению В. Распутина защищались экономические (математика), дизайнерские (технология), культурологические (история, литература) и т.п. проекты. С предметом английский язык была связана тема «Развитие иноязычного образования в послевоенный период, затронутый в повести».

Критериями оценки являются достижение цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Независимая экспертиза (например, приглашаются в качестве экспертов старшие школьники и учителя - предметники, родители и др.), а также самооценка, рефлексия обеспечивают объективную, независимую оценку проведенным исследованиям, открытиям, групповой работы, защиты проектов.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.



Литература

•  http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html    Современные психолого-педагогические технологии обучения

•  http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html   Где можно прочитать о педагогических технологиях

•  http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html    Современные педагогические технологии

•  http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490     Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе

•  http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm     Образовательные технологии

•  http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111    Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер

•  http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml    Педагогические технологии

•  http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html   Педагогические технологии и технология обучения

•  http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm    Основные признаки педагогической технологии

•  http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm    Педагогические технологии и инновации

•  http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm    Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка