Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
Автор: Нилова Ирина Васильевна
Организация: МБОУ «Средняя школа с.Булычево»
«Самостоятельность головы
учащегося – единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения».
К.Д.Ушинский
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Применение данной технологии обеспечивает:
учет уровня обученности в данной области знания и степени общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;
учет особенностей психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
учет особенностей характера и темперамента.
Актуальность исследования: использование методов и приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности, а именно формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Новизна.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Результатом моей работы по теме является постоянное формирование мотивации достижений, стремление учащихся к углубленному изучению предмета. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках истории говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой. О сформированности опыта творческой деятельности учащихся можно судить по результатам их участия в районных конкурсах и внутришкольных мероприятиях.
Проект - предварительный текст какого-либо документа. Замысел, план.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связан он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком .
Этапы проекта:
Проблема.
Проектирование (планирование).
Поиск информации.
Продукт.
Презентация,портфолио.
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поэтому создать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Например:
«Иван IV – тиран или реформатор?»
«Петр I – антихрист или православный русский царь?»
«Распад или развал СССР?»
2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вместе с учениками разрабатываем план совместных действий. Создаём банк идей и предложений. На протяжении всей работы помогаю учащимся в постановке цели деятельности, корректирую работу, не навязывая ученику своё видение решения задачи. Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, задавать наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы.
Далее урок строится в соответствии с алгоритмом:
1. Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.
2. Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников, вспоминают основные понятия темы, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.
3. Готовят продукт.
4. В соответствии с конечной целью оформляют проект, готовят приёмы защиты творческой работы.
5. Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
6. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.
3. Поиск информации осуществляется с помощью Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, источников – архивных документов, энциклопедий. Найденная информация обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант, корректируется последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукты, которые могут быть:
Материальные. Например, на уроке обществознания в 6 классе по теме «Права ребенка» учащиеся представили свои проекты в виде газеты, иллюстрированного альбома, слайд-шоу, компьютерной презентации.
Действенные. Например: на уроке истории в 9 «В» классе по теме «Вторая мировая война. 1939-1945гг.» подготовили и провели акцию посвященную к 9 мая.
Например, на уроках истории и обществознания были реализованы следующие мини-проекты:
«Герб моей семьи» – основы жизненного самоопределения.
«Этический кодекс предпринимателя».
«Права человека в рисунках».
В рамках традиционных учебных занятий использую:
- проблемное введение в тему урока;
- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
- выдвижение идеи (мозговой штурм);
- постановку вопроса (поиск гипотезы);
- формулировку предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа выполнения задания;
- составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
- поиск дополнительной литературы;
- подготовку доклада (сообщения);
- самоанализ и самооценку, рефлексию;
- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
В целом при работе над проектом я как руководитель и координатор проекта: помогаю ученикам в поиске нужных источников, сам являюсь источником информации, координирую весь процесс, поощряю учеников, поддерживаю непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта обучающиеся научатся аргументировать свою точку зрения, делать выводы. У них сформируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность, формируются исследовательские компетенции.
Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов показывает, что на нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности учащихся, необходимым для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.