Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1» муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области
Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ
Направление: гуманитарное
«Кто он – юнармеец?»
Авторы: Мерзлов Павел,
Бастраков Егор,
Чагина Арина, Шилина Дарья,
учащиеся 6Б класса
Руководитель: Мерзлова Ксения Вячеславовна,
учитель английского языка, истории и обществознания.
г. Михайлов
2020
Содержание
Введение……………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………….5
Практическая часть…………………………………………9
Заключение………………………………………………… 10
Список использованной литературы……………………..12
Приложения…………………………………………………..13
Введение
Накануне празднования 75-летней годовщины со Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, когда весь народ встал на защиту Отечества, проблема патриотизма является наиболее актуальной. В этом учебном году мы начали изучать историю нашей страны и стали узнавать многие факты из истории России. И мы поняли, что многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить чувство долга защищать свою Родину.
По всей стране, а также в нашей школе стали возникать юнармейские отряды. Нам тоже захотелось принять участие в этом новом движении.
Нас заинтересовал следующий вопрос – а кто он – юнармеец? И в чём состоит основная деятельность членов юнармейского отряда?
Цель нашей работы: выяснить направление деятельности юнармейцев.
Задачи:
провести анкетирование среди одноклассников, а также юнармейцев 10 класса;
изучить историю детских и юношеских движений в России;
изучить деятельность Юнармии и определить масштабы этого движения;
взять интервью у командира юнармейского отряда нашей школы;
изучить цели, организацию, деятельность, символы военно-патриотического движения Юнармия;
выяснить качества, которыми должен обладать юнармеец;
вступить в члены юнармейского отряда «Орлята»;
участвовать в мероприятиях, поездках и конкурсах патриотической направленности;
организовать шефство над 2А классом;
оформить продукт проекта.
Этапы работы.
1. Определение цели и задач.
2. Анкетирование одноклассников, а также юнармейцев 10 класса
3. Поиск и изучение литературы и других источников информации по теме.
4. Изучение документов, связанных с деятельностью движения на официальном сайте Юнармии.
5.Беседа с руководителем юнармейского отряда Фоминым А.И.
6. Вступление в ряды «Юнармии».
7. Практическая деятельность
8. Анализ и обобщение собранного материала.
9. Оформление продукта проекта.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что деятельность юнармейцев направлена на воспитание патриотизма среди молодого поколения.
Объект исследования: молодежный проект современной России – «Юнармия».
Предмет исследования: деятельность движения «Юнармия».
Сроки выполнения: октябрь 2018 – февраль 2019 года.
Планируемый результат: одноклассники узнают об истории детских движений в России, а также историю возникновения движения «Юнармия», получение статуса члена Юнармии, план организации шефской помощи 2А классу при изучении событий Великой Отечественной войны, плакат «Правила и традиции класса» в соответствии с образом юнармейца.
Методы исследования:
В ходе работы мы изучали энциклопедическую литературу и информацию из Интернета, провели анкетирование и сравнительный анализ результатов опроса, взяли интервью, участвовали в мероприятиях и конкурсах патриотической направленности, проанализировали и обобщили собранный материал.
Актуальность выбранной темы.
Анализ анкет одноклассников (см приложение 1 – диаграмма 1-5) говорит о том, что половина наших одноклассников не знают, чем занимаются юнармейцы, однако подавляющее большинство считают, что эта организация нужна школе и многие хотят вступить в ряды Юнармии.
Анкетирование существующего уже не первый год отряда старшеклассников «Витязи показала следующее – большинство считают, что деятельность Юнармии связана с патриотизмом, все согласны, что такая организация нужна школе, она воспитывает такие качества как терпение, стойкость духа, выносливость, мобильность. Однако большинство из наших старших товарищей не смогли определиться с ответом на вопрос «Жалеете ли вы о вступлении в Юнармию?» Мы считаем, что как раз стойкости, терпения и выносливости им и не хватило, чтобы проникнуться идеями этого движения.
Основная часть
История детских движений России
После определения целей и задач проекта мы обратились к разным источникам для того, чтобы узнать историю детского движения в России. Мы выяснили, что первые детские и юношеские движения появились в России в начале ХХ века. Изначально это были православные и скаутские организации.
«Христианский союз молодых людей» стал одним из первых молодежных сообществ в царской России. В 1908 году появилась организация «Потешные войска», инициатором создания которой выступил сам Николай II. Название было отсылкой к юности Петра I и его потешным полкам, заложившим основы гвардейских подразделений. Участники проходили строевую подготовку, обучались приемам обращения с оружием.
«Союз русского сокольства» — молодежная организация, получившая всенародное признание, а также имевшую государственную регистрацию своих уставных документов. Отделения русских соколов существовали во многих городах России. С началом Первой мировой войны большинство соколов ушло на фронт. После революции Союз русского сокольства распался.
30 апреля 1909 года считается датой основания скаутского движения в России. В этот день капитан лейб-гвардии стрелкового полка Олег Пантюхов на детской площадке в Павловском парке собрал вокруг себя маленьких слушателей и с энтузиазмом рассказал им о книге «Разведка для мальчиков». По завершении своего рассказа Пантюхов предложил собравшимся примкнуть к царскосельскому отряду русских скаутов-разведчиков.
В 1918 году был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). В 1926 год был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). В 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. В движение входили юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Неотъемлемой частью деятельности ВЛКСМ были «комсомольские ударные стройки» Самой известной из них стало строительство Байкало-Амурской магистрали.
19 мая 1922 года была создана пионерская организация. В годы Великой Отечественной войны многие пионеры ушли на фронт, вступив в подразделения Красной армии и партизанских отрядов. В истории нашей страны навсегда остались имена пионеров-героев Советского Союза: Лени Голикова, Вали Котика, Марата Казея и многих других. Из всех детских движений наиболее подробно мы изучали именно пионерию, так как именно наш возраст (9-14 лет) раньше считался пионерским, а также потому, что мы приняли участие в мероприятии, которое было посвящено пионерам героям. Пионеры занимались сбором макулатуры и металлоломом, ухаживали за пенсионерами, изучали природу и естественные науки, принимали участие в военно-спортивной игре «Зарница».
Прежде чем стать пионером, советский школьник был обязан пройти через объединение для самых маленьких детей — движение октябрят, в котором состояли учащиеся семи-девяти лет. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок в виде пятиконечной звезды с детским портретом Ленина.
История комсомольских, пионерских и октябристских движений закончилась в 1991 году.
Одной из первых молодежных организаций в современной истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ). Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года. Помогать молодым людям найти свое место в жизни, и продвинуться по карьерной лестнице — такова заявленная цель РСМ.
Заметное место среди молодежных организаций в начале-середине 2000-х годов занимало движение «Идущие вместе». В 2005 году было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши».
В 2015 году президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Российское движение школьников стало первой с момента распада Советского Союза детско-юношеской организацией, которая объединяет сотни тысяч школьников по всей стране. Мы являемся активными членами РДШ и на практике изучили, чем занимается эта организация.
И, наконец, в России с 29 июля 2016 года действует военно-патриотическое движение «Юнармия», созданное по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу.
Мы сделали вывод, что во все времена молодёжь нашей страны была очень активной и существовало достаточно большое количество разных детских объединений, КОТОРЫЕ ИГРАЛИ ВАЖНУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАШЕЙ СТРАНЫ.
На следующем этапе нашего проекта мы поговорили с командиром юнармейских отрядов нашей школы Фоминым А.И. (см Приложение 2 – фото1 ), а также изучили цели, организацию, деятельность и символы военно-патриотического движения Юнармия, используя официальный сайт этого движения (см Приложение 3 – скриншот 1 ).
Итак, на этом сайте мы прочитали, что это добровольное российское детско-юношеское движение. С момента своего создания в 2016 году, Юнармия объединила более 600 тысяч детей и подростков со всей России. Каждому участнику движения открывается доступ к сотням увлекательных событий, возможности изучать технику и заниматься спортом на базе ЦСКА и ДОСААФ. Юнармейцев ждут специальные смены в лучших всероссийских детских центрах, таких как «Орлёнок», «Артек», «Смена», «Океан», и многое другое! Вступить в Юнармию может любой желающий с 8 до 18 лет.
На официальной странице Юнармии Вконтакте мы прочитали, что цель движения — возрождение старых добрых традиций детских и молодежных организаций, чтобы выросло поколение граждан доброжелательных и отзывчивых, бережно относящихся к истории и традициям России, готовых строить светлое будущее для себя и своей страны. В свободное от учебы время юнармейцы должны вести работу по сохранению мемориалов, обелисков, нести вахты памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях, могут получить как дополнительное образование, так и навыки оказания первой помощи.
Также мы узнали что Роман Юрьевич РОМАНЕНКО, депутат Государственной Думы, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт является начальником Главного штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ», а Сергей Владимирович Рудь – председатель регионального штаба Рязанской области. Принимаемый в организацию юнармеец должен дать клятву (см Приложение 4 ).
На следующем этапе работы на проектом мы начали подготовку к вступлению в ряды Юнармии. Мы выяснили, какая у юнармейцев форма и символика.
Юнармейцы носят современную форму: яркие красные береты и футболки, а также толстовки, брюки и высокие ботинки-берцы песочного цвета. ВАРИАНТЫ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ЮНАРМЕЙЦА разная. Наша форма символизирует СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА (см Приложение 5 ).
Члены движения имеют свою атрибутику и знаки различия. На обязательном значке юнармейца изображен орел и звезда Минобороны РФ. На Руси изображение двуглавого орла появилось в XV веке на печати Великого князя московского Ивана III Васильевича. Орёл становится гербом и символом Государства Российского. Нагрудный знак «Юнармия» изготовлен в виде неправильной формы, напоминающий очертаниями голову орла. Орел - символизирует наше государство и армию, а орлята - Юнармию В верхней части расположена пятиконечная звезда, под ней золотистыми буквами надпись: «Юнармия». Размер знака составляет 4,6х4,5 мм. Материал изготовления – латунь. Название нашего отряда также связано с этой гордой птицей – «Орлята» (см Приложение 6).
Также мы узнали, что после вступления в «Юнармию» на каждого ребенка заводится портфолио. В нем фиксируются курсы, которые он прошел, каких результатов достиг, в каких мероприятиях участвовал. Хорошее личное дело позволит получить некоторые преимущества в будущем, например, будут предоставляться льготы для поступления в ВУЗы Министерства обороны. А по линии военкоматов - выбор места службы и рода войск.
Проведя всю подготовительную работу по вступлению в Юнармию, а именно: приобретение формы и символики, изучение Устава (см Приложение 7 ), заполнение специальной анкеты (см Приложение 8 ), медицинское заключение от врача (см Приложение 9), мы написали заявление (см Приложение 10 ) и 9 декабря (в День героев Отечества) (см Приложение11 – фото 2 ) нас торжественно приняли в ряды Юнармии. Мы получили значок, (см Приложение 12 который прикрепляется к берету, как символ нашего членства в этой организации.
Практическая часть
Изучая вопрос «А какими качествами должен обладать юнармеец?» мы, поговорив с командиром юнармейских отрядов нашей школы Фоминым А.И. и прочитав интервью с С.К. Шойгу и Р.Ю. Романенко на эту тему, мы сделали следующий вывод: настоящий юнармеец должен обладать такими качествами, как честность, порядочность, упорство, активная жизненная позиция, патриотизм, стремление к совершенствованию своих знаний и умений в изучении основ военного дела. Основатели и руководители движения особенно подчеркивают тот факт, что Юнармия не призвана готовить будущих военных.
«Основная задача Юнармии — воспитать здоровых, патриотически настроенных граждан России, а не кадры для Вооруженных сил»,- заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на первом Всероссийском слете возрожденного военно-патриотического движения.
По словам Шойгу, цель движения в том, чтобы каждый юнармеец свято верил в свое Отечество, любил свою родину, знал свою историю, гордился подвигами отцов и дедов и понимал, к чему можно и нужно стремиться. «Юнармия» - это креатив, это движение вперед, это люди, которые хотят чего-то добиться в этой жизни. Больше, чем многие другие, которые хотят чуть меньше. Профессионализм, любовь к Родине и стремление выполнить любую задачу в любой сфере деятельности.
Чтобы воспитать в себе эти качества и быть достойными высокого звания юнармеец мы на практике выполняли следующее:
Совершали поездки, связанные с героическим прошлым нашей страны - Музей космонавтики, Исторический музей на Красной площади, Музей Победы на Поклонной горе (см Приложение13 – фото 3 ).
Были ведущими на тематических линейках, посвящённых Куликовской битве и полному снятию блокады Ленинграда (см Приложение 14 – фото 4 ).
Участвовали в патриотических акциях – «Свеча памяти», «День героев Отечества», «Пионеры-герои», историко-географический диктант «Города-герои», «День юного героя – антифашиста», «День книгодарения», «Армейский чемоданчик» (см Приложение 15 – фото 5 ).
Убирали снег на Мемориале (см Приложение 16 – фото 6 ).
Встречались с ветеранами боевых действий в рамках тематических линеек (см Приложение17 – фото 7 ).
Участвовали в конкурсах патриотической направленности – конкурс сочинений «Без срока давности», конкурс литературно-исследовательских работ «Язык наш – древо жизни на Земле», конкурс сочинений ко Дню освобождения Михайлова, литературный и художественный конкурс «Два капитана», конкурс исследовательских работ «История Государства российского», участие в составе команды на игре брейн-ринг, посвящённый молодогвардейцам (см Приложение 18 – фото 8 ).
Организовали шефство над 2А классом (его учитель, Жарикова Вера Евгеньевна, была нашим первым учителем) с целью помочь узнать историю нашей великой победы (см Приложение19 – фото 9 ).
Работая над проектом, мы решили составить для нашего класса «Правила и традиции класса», основываясь на тех качествах, которыми, по нашему мнению должен обладать юнармеец. Это и стало продуктом нашего проекта (см Приложение 20 – фото 10 ).
Заключение
Подводя итог своей работы, мы делаем следующий вывод - наша гипотеза подтвердилась, деятельность юнармейцев направлена на воспитание патриотизма среди молодого поколения. "Сегодня компьютеризация — новые телефоны, смартфоны, планшеты, игры — полностью завладела мозгом наших детей, — в одном из интервью говорит глава Юнармии Романенко. — А мы занимаемся тем, чтобы они оглянулись вокруг, увидели реальный мир и поняли, что он гораздо интереснее виртуального". И, действительно, на собственном опыте мы поняли, что окружающий мир гораздо увлекательнее, чем наши игры, и что Родина — не пустой звук, а любимая страна с тысячелетней историей, надо учить ценить и хранить ее, свой родной край, свою семью.
Работая над проектом, мы столкнулись с проблемой – в библиотеке отсутствуют книги об истории детских движений России, необходимая информация была найдена только на интернет - ресурсах.
Результат нашей работы – выступление перед одноклассниками об истории детских движений, вступление в ряды Юнармии, стенд «Правила и традиции нашего класса», участие в многочисленных мероприятиях патриотической направленности.
Завершая свою работу, хочется отметить, что тема нашего исследования будет продолжена. Опрос среди юнармейцев нашего класса показал, что никто из нашего отряда не пожалел о вступлении в Юнармию. Мы хотим расширить нашу деятельность в качестве юнармейцев и найти больше способов реализовать преимущества участия в этом движении.
Список использованной литературы
Гунин Д. Республика неугомонных М.: Молодая гвардия, 1984
Леонтьева С. Пионер - всем пример. Отечественные записки. М.: Наука, 2004.- №3.
Устав Юнармии
Информационные ресурсы
http://statesymbol.ru/sovietsymbol/20050419/39595054.html
https://ru.wikisource.org/wiki/Положение_о_Всесоюзной_пионерской_организации_имени_В.И._Ленина_1967_года
https://antimaidan.ru/
http://mil.ru/youtharmy/info.htm
http://yunarmy.ru
https://riafan.ru/1135838-glava-yunarmii-romanenko-v-sleduyushem-godu-nas-dolzhno-byt-polmilliona
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/20196252352-Oxk7S.html
Приложение 1
Анкета для 6Б класса (опрошено 25 чел. )
Знаете ли вы, чем занимается движение Юнармия? Если да, то чем?
Хотели ли вы бы вступить в ряды Юнармии?
Как вы считаете, нужна ли подобная организация в школах?
Как вы считаете, какими качествами должен обладать настоящий юнармеец?
1 вопрос –диаграмма 1
2 вопрос - диаграмма 2
3 вопрос-диаграмма 3
Анкета для 10 класса (опрошено 9 чел. )
Как вы можете определить основную деятельность движения Юнармия?
Жалеете ли вы о том, что вступили в Юнармию?
Как вы считаете, нужна ли подобная организация в школах?
Как вы считаете, какими качествами должен обладать настоящий юнармеец?
2 вопрос – диаграмма 4
3 вопрос – диаграмма 5
Приложение 2 - Фото 1
Приложение 3 – скриншот 1
Приложение 4
Торжественная клятва юнармейца
Я, _______________________________, вступая в ряды Юнармии, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Всегда быть верным своему Отечеству и юнармейскому братству
КЛЯНУСЬ!
Соблюдать устав Юнармии, быть честным юнармейцем, следовать традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки
КЛЯНУСЬ!
Всегда быть защитником слабых, преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость
КЛЯНУСЬ!
Стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества
КЛЯНУСЬ!
Чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России
КЛЯНУСЬ!
С честью и гордостью нести высокое звание юнармейца
КЛЯНУСЬ!
Приложение 5
Приложение 6
Приложение11 Фото2
Приложение 12
Приложение 13
Фото3
Приложение 14 – фото 4
Приложение 15 – фото 5
Приложение 16 – фото 6
Приложение 17 – фото 7
Приложение 18 – фото 8
Приложение 19 –фото 9
Приложение 20 – фото 10
24