«Профессиональная компетентность педагога в условиях ГОС ДОО.»
Выполнила
Воспитатель Якимчак Е. И.
д/с № 180
Одним их важнейших направлений деятельности , в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала . Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ГОС дошкольного образования.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию , обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.
В связи с введением ГОС ДО
профессиональная позиция воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, что повышает качество его образования.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.
Позиция воспитателя - формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
Компетенция
способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний и умений, позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога .
Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность
критерии компетентности:
- осуществление целостного педагогического процесса;
- создание развивающей среды;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
показатели компетентности педагога:
- знание целей,
- задач,
- содержания,
- принципов,
- форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя
критерии компетентности:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
показатели компетентности:
- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя
критерии компетентности:
- консультативная помощь родителям;
- создание условий для социализации детей;
- защита интересов и прав.
Показатели компетентности:
- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений :
- исследовательских
- проектировочных
- организаторских
- коммуникативных
- конструктивных
Исследовательские умения
- умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.);
- изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка;
- провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению;
- умение провести самоанализ работы с позиции требований ГОС;
Проектировочные умения
- умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ГОС;
- разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
Организаторские умения
- умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии;
- современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности;
- умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
Коммуникативные умения
- умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивные умения
- умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы;
- соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
В российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога , который направлен на повышение мотивации педагогических работников
В 4.5. Часть пятая : профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Одним из важных средств отбора педагогических кадров в образовательную организацию является профессиональный стандарт педагога .
Наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников
Введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, необходим период для адаптации педагогов при переходе на ГОС.
Спасибо за внимание!