Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»»
| Выступление на заседании педагогического совета «Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации Стратегии воспитания в РФ до 2030 года» 18.11.2024 г. на тему: «Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»» (подготовил учитель физики ГБОУ «Школа № 2 г.о. Енакиево» Чичиль О. В.) |
| Каждый год перед тысячами учеников встаёт вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась? В современном мире очень много профессий и выбрать какую-то одну, которая станет делом всей жизни, невероятно сложно. |
| Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко. И ведь, действительно, счастлив тот, кто занимается любимым делом, когда его труд приносит пользу ему самому, его близким и даже всей стране — это и есть настоящее счастье. Несомненно, начинать разговор о профориентации очень важно именно в школе — закладывать первое представление о мире профессий, формировать важные навыки, которые потом пригодятся ребенку. Решаются важнейшие вопросы: кем быть, какая профессия по душе, а также, где реализовать себя, какие возможности и запросы диктует время |
| С 1 сентября 2023 года во всех школах страны стартовал Профориентационный минимум в рамках проекта «Билет в будущее». |
| Это современный просветительский проект по ранней профориентации, |
| который объединяет педагогов и школьников в решении важных жизненных вопросов. |
| Цели и задачи курса «Россия — мои горизонты» популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики; знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране; создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны. |
| Направления и форматы Профминимума*: 1. Урочная деятельность. 2. Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты». 3. Практико-ориентированный модуль. 4. Дополнительное образование. 5. Профессиональное обучение. 6. Взаимодействие с родителями (законными представителями). 7. Профильные предпрофессиональные классы. |
| |
| Существует несколько уровней профминимуму. Наша школа выбрала базовый, уровень. |
| В проекте участвуют обучающиеся с 6 по 11 классы. Я являюсь педагогом-навигатором 9 класса. |
| Знакомство с материалами профминимума проходит на электронной платформе, которая представляет собой многофункциональную информационную систему. |
| Курс «Россия – мои горизонты включает: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ и ЗАНЯТИЯ, которые носят интерактивный характер и включают в себя: |
| видеоролики с уникальным профориентационным контентом; обсуждения, дискуссии, игры, задания-практикумы; разбор важных тем профориентации в доступном формате и др. моделирующие онлайн-пробы |
| ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКА Онлайн-диагностика позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. |
| Диагностика осуществляется в онлайн-формате, что дает возможность провести ее как в образовательной организации, так и в домашних условиях. |
| В проекте запланировано 8 онлайн-диагностик: 2 в разделе «Понимаю»: «Мои ориентиры» и «Мой профиль» |
| и 6 диагностик на определение способностей в разделе «Осознаю». |
| Все ученики 9-Б класса приняли участие в 3 диагностиках: «Мои ориентиры», «Технические способности», «Естественно – научные способности» |
| Также на платформе проводится профориентационная онлайн-диагностика. Диагностика является единой для участников проекта «Билет в будущее» (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ) и направлена на выявление уровня осознанности и широты кругозора обучающегося в рамках профессионального выбора. |
| МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА Профессиональная проба является средством самоопределения обучающихся. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. В рамках данного этапа 15.11. 2024 г. ученики 9-Б класса приняли участие в онлайн профессиональной пробе. «Мерчандайзинг» на площадке ГБПОУ «ДКПТИТ». |
| В личном кабинете педагогов в этом году появился новый инструмент «Конструктора будущего». С помощью его ресурсов педагоги могут сформировать 45-минутный урок, используя уникальный материал платформы bvbinfo.ru: видео, графические элементы, интервью с профессионалами различных корпораций, тесты, игровые механики и квесты. При этом «Конструктор будущего» сразу учитывает возрастные особенности каждого класса и предлагает различные методики для профессионального выбора. Так, например, педагог может наглядно показать ученикам пользу от школьных предметов для будущей карьеры или дать выпускникам 9 классов советы по выбору продолжения обучения после сдачи ОГЭ от специалистов разных отраслей. |
| Курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. «Билет в будущее» - это инновационный продукт, который основан на навыке свободного выбора: он не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами. Спасибо за внимание! |