Профессиональная направленность уроков физической культуры и профилактика травматизма.
Мельницкий В.С., преподаватель
Профессионально важные физические качества, двигательные навыки и психофизиологические функции формируются и совершенствуются в процессе обучения избранной профессии и в процессе самого труда. Однако наиболее успешно этот процесс, а также овладение специальностью в целом происходит при умелом сочетании профессионального обучения со специальной физической тренировкой. Поэтому высокий уровень развития определенных физических и психических качеств, характерных для избранной профессии, будет способствовать: быстрейшему овладению высокой квалификацией; повышению работоспособности и устойчивости организма к возможным отрицательным воздействиям производства. Физкультура, составной частью которой является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), - это неотъемлемый элемент научной организации труда (НОТ). Знание основных факторов и проблем повышения производительности труда способствует правильной постановке задач ППФП будущих специалистов в комплексе существующих социально-экономических проблем повышения продуктивности труда.
Задачи стоящие перед ППФП:
1) обеспечение средствами физической культуры и спорта;
2) психофизическая готовность молодых специалистов к осуществлению нормальной интенсивности труда;
3) создание предпосылок для успешного профессионального обучения и повышения квалификации;
4) поддержание и восстановление работоспособности в рабочее время и после трудового дня.
Решение этих задач способствует выполнению комплексных мероприятий системы научной организации труда (НОТ).
И в связи с этим, так как специальности у нас в колледже рабочие, мы в вели в программу больше часов ППФП, занятия проводятся в тренажерном зале по разделам атлетической гимнастики.
Профилактика травматизма на уроках физической культуры.
Травматизм несовместим с оздоровительными целями физической культуры и спорта. Он нарушает здоровье, мешает спортивному росту, так как даже легкая травма отражается на функциональных возможностях учащихся, меняет нормальный ход учебно-тренировочных занятий. Травмы возникают главным образом в том случае если нарушены правила построения и проведения занятий физическими упражнениями, уроков и соревнований, а также несоблюдение гигиенических норм и требований в процессе проведения занятий. Поэтому исключительно важно умение педагога правильно планировать и проводить занятия физическими упражнениями, повседневно вести борьбу с тем, что может привести к ухудшению здоровья, к травмам. Педагогу необходимо хорошо знать причины, механизмы возникновения повреждений и уметь оказать пострадавшему доврачебную помощь.
Основные причины травматизма:
1.Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований.
2.Ошибки в методике проведения занятий.
3.Недостаточное материально-техническое оснащение занятий.
4.Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок.
5.Низкий уровень воспитательной работы.
6.Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.
Еще одна, причина травм - гипокинезия.
В учебных заведениях более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни.
Зная о возможном неблагоприятном воздействии сниженной или избыточной двигательной активности, недостаточной или избыточной физической нагрузки, нерационального питания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок можно получить нужный результат от занятий физическими упражнениями.
Занятия физическими упражнениями независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности.
Во избежании травматизма на занятиях преподавателям физического воспитания и тренерам необходимо правильно организовывать занятия физическими упражнениями, нормировать физические нагрузки, организовывать и материально-технически обеспечивать тренировочные процессы в отдельных видах спорта. Перед каждым занятием необходимо напоминать о технике безопасности при занятиях тем или иным видом спорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнбаму Я. С., Коваль В. И., Родионова Т. А. Гигиена физического воспитания и спорта. – Москва. Академия, 2002.
2. Дубровский В. И. Спортивная медицина. – Москва, Владос, 2002.
3. Макарова Г. А. Спортивная медицина. – Москва, 2004.