СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное развитие педагога дополнительного образования – обязательное условие новых профессиональных стандартов» (из опыта работы)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное развитие педагога дополнительного образования – обязательное условие новых профессиональных стандартов» (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное развитие педагога дополнительного образования – обязательное условие новых профессиональных стандартов» (из опыта работы)»

Доклад

«Профессиональное развитие педагога дополнительного образование – обязательное условие новых профессиональных стандартов» (из опыта работы)

Логачева Н.Е.педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР «Гармония» г. тихорецка








Отличительная черта системы дополнительного образования – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту ребёнка. Таким образом, дополнительное образование является-развивающим и реабилитирующим образованием, что очень важно для целостного развития личности.

Дополнительное образование расширяет и углубляет возможности ребёнка в его естественном саморазвитии. Опора на содержание основного образования является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года «под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в мастерскую «Рукодельница».

Приоритетными идеями для меня являются:

  1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности

  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка

  4. Единство обучения, воспитания и развития

  5. Практико - деятельностная основа образовательного процесса

  6. Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества моих воспитанников

  7. Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Основным моим предназначением я считаю удовлетворение индивидуальных, социокультурных, познавательных и образовательных потребностей детей. Это реализуется с учётом постоянно изменяющихся условий жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды профессий.

В концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. Создаются оптимальные условия для осуществления образовательного процесса: модифицированные программы дополнительного образования детей, учебно-методические комплекты, использование новых методик и технологий. Ориентирование современной педагогики на формирование у обучающихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. Педагог в настоящее время должен не только учить, но и помогать развиваться, быть не только источником информации, но и организатором мыслительной деятельности, творческой личностью и владеть необходимой методологической культурой, которая предполагает наличие у педагога определенных компетенций:

  • глубоких и всесторонних знаний, их переработку и осмысление;

  • способность к самосовершенствованию и саморазвитию;

  • вариативность, изменчивость системы деятельности;

  • эффективное применение опыта работы в новых условиях;

  • способность к самооценке собственной деятельности;

  • способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

  • разработку и внедрение в учебный процесс новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания.

Организуя учебно - воспитательный процесс в мастерской беру за основу личностно-ориентированное обучение, центром которого является культурологический подход. Именно он объединяет в целостном варианте ведущие провозглашенные реформой образования, принципы, подходы, способствующие образованию, воспитанию, развитию цельного, гуманного творческого человека.

Сегодня позиция педагога по отношению к себе и обучающимся меняется от носителя информации определенных знаний - в помощника становления и развития личности, уважающего эту личность. Основой обучения и воспитания обучающихся становятся ценностные субъект – субъектные отношения, сотворчество педагога и ребенка.
Успешно внедряю в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии, которые позволяют так построить учебное занятие, на протяжении которого оптимально чередуются различные виды деятельности, обеспечивающие высокую работоспособность, избегая переутомление обучающихся.

Программа «Вязание крючком» имеет художественную направленность. Составлена на основе программы Т.У. Еременко «Вязание крючком» / в сб. программ для внешкольных учреждений «Культура быта» под ред. О.С. Молотобаровой – М.: Просвещение, 1989.

Основным в моей работе можно считать художественно-эстетическое воспитание, использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские. В нравственном воспитании детей весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в нашей мастерской, проводиться с детьми, немало различных мероприятий: часы общения «1000 добрых дел», «Дорогой добра», «Вместе весело дружить», «Вежливость» и др., беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса, я пришла к решению, строить работу через знакомство ребят с традициями народной культуры Кубани. Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребенку стать активным участникам. Дети могут пробовать себя в разных в видах деятельности.

Изучение традиций казачества на Кубани я реализую через программу декоративно-прикладного направления «Кубанские узоры».

Цель творческой мастерской-ввести детей в мир казачества на Кубани, способствовать принятию ими нравственных ценностей казачьего народа (единство человека и природы, любовью к родной земле, милосердие, трудолюбие.)

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как педагогу, вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовность служить Отечеству.

Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения.

В этом плане в мастерской проводится с детьми немало мероприятий, в которых ребята принимают активное участие.

Наиболее яркие из них: встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, акции «Добрые дела», «Подарок ветерану» и др.

В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств прочно заняла свое место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является самостоятельный труд детей, физический, интеллектуальный, творческий.

Научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с раннего младенчества. Я не знаю, кем станут в будущем ребята, но уверена в одном если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

Для развития творческих способностей воспитанников на занятиях в мастерской используются различные методы обучения:

  • частично – поисковый

  • исследовательский

  • проблемный

  • практический

Дополнительное образование дает педагогу большое преимущество по сравнению с учителем образовательной школы в выборе нестандартных, интерактивных форм занятий. И, конечно же, предпочтение отдается таким формам занятий как:

  • интегрированные занятия

  • проблемно – интегрированные занятия

  • занятия – мастерские, лаборатории

  • занятие – путешествие, сказка

  • урок творчества, мастер -классы….

Способ организации усвоения знаний. Знания представляются как системные, способ их усвоения предполагает поисково-мыслительную деятельность, продуктивное творчество и самостоятельную работу. Изменяется мотивационно - смысловая установка педагога - открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участия каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решения.

Принцип рефлексии, применяя его, дети учатся анализировать свое психическое состояние, эмоциональное переживание.

Таким образом, создаются все условия для осуществления образовательного процесса в Центре дополнительного образования.

Вывод: Это говорит о том, что дети понимают реальное значение дополнительного образования и испытывают удовольствие от посещения занятий в мастерской.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в мастерскую приходят дети, действительно испытывающие потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала, они удовлетворены созданными для них условиями. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.