Аналитическая справка
по результатам профилактической работы педагога-психолога
с детьми, состоящими на различных видах профилактического учета
В первом полугодии 2018- 2019 учебного года с целью профилактики правонарушений была проведена работа педагога - психолога по следующим направлениям:
Диагностическое направление.
Анализ развития познавательных способностей, проблем личностного развития, взаимодействие родителей и детей дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а также как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения диагностической работы с учащимися и их родителями проводилось следующее тестирование:
С учащимися, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОМВД, проводятся следующие диагностики:
Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера);
Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методика «ДДО»);
Самооценка психических состояний (Г. Айзенк);
Социограмма семьи (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);
Рисунок «Несуществующее животное»;
Диагностика, направленная на выявление мотивации к обучению;
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
С учащимися, состоящими на внутришкольном учете, а также на контроле классного руководителя:
Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методика «ДДО»)
Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
Самооценка психических состояний Г. Айзенк
Диагностика самооценки Дембо – Рубинштейна;
Вывод. По результатам диагностической работы по данным направлениям было выявлено: повышенный уровень тревожности и аутоагрессии данной категории учащихся, результатом чего является чувство собственной некомпетентностии негативная самооценка;переживание эмоциональной отверженности отдельных учащихся в семье; сниженная мотивация к обучению и низкий уровень концентрации внимания.
Диагностическая работа с данной категорией детей позволило спланировать дальнейшую развивающую и консультативную работу.
Коррекционно-развивающее направление.
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот период было проведено 19 групповых коррекционно-развивающих занятий.
А также, коррекционно-развивающая работа велась в индивидуальном режиме с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов. Проведено 32 индивидуальных занятия.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
С учащимися, состоящими на внутришкольном учете и на контроле классного руководителя:
развитие внимания;
коррекция эмоционального состояния;
работа со стрессовыми состояниями;
работа с агрессией;
развитие коммуникативных навыков;
С учащимися, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОМВД
коррекция эмоционального состояния;
работа со стрессовыми состояниями;
работа с агрессией;
развивающие занятия, направленные на коррекцию волевого самоконтроля, способности личности к самообаданию.
Все учащиеся, состоящие на различных видах профилактического учета вовлечены во внеурочную деятельность, посещают объединения дополнительного образования, а также участвуют в общешкольных воспитательных мероприятиях.
Консультативное направление
За прошедший период было проведено 22 консультации для учащихся, а также 9 – для педагогов школы, и 16 консультаций для родителей учащихся.
Процесс консультирования проходит в два этапа:
а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;
б) повторное консультирование – для получения объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме.
В процессе консультирования решались следующие задачи:
трудности в общении со сверстниками;
эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
проблемы в детско-родительских отношениях;
трудности в профессиональном самоопределении;
трудности обучения;
консультации по результатам групповой диагностики.
В ходе работы с родителями на консультациях разбирались проблемы внутрисемейных отношений, низкая мотивация обучения детей, противоправное поведение подростков, с получением дальнейших рекомендаций для эффективного взаимодействия.
Вывод. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности реализуется в следующих формах:
1) По результатам проблем,выявленных в ходе консультирования, касающихся взаимоотношенийродителей и детей, организовановыступление на педагогическом совете и методическом объединении классныхруководителей. Тема выступления - «Взаимодействие семьи и школы». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива.
2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 4 выступленияна общешкольных родительских собраниях.
Темы проведенных выступлений: адаптация учащихся 1х, 5х классов, «Безопасное поведение в сети Интернет», «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ»
3) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 9, 11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.
4) Размещение информации на сайте школы, оформление стенда «Уголок психолога»
Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.