Постель ребёнка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, лучше с ортопедической подушкой. Дети не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком».
Приходя из школы, ребёнок после обеда должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник (при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках).
Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.
Ребёнок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой.
Необходимо правильно организовать рабочее место, освещение должно быть рассеянным и достаточным.
Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
высота должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путём простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;
высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;
желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статистическом режиме.
Необходимо научить ребёнка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
стопы в опоре на полу или на скамейке;
колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом);
равномерная опора на обе половины таза;
между грудью и столом - расстояние от 1 до 2см;
предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;
голова немного наклонена вперёд, расстояние от глаз до стола около 30 см;
при письме тетрадь повёрнута на 30°, нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
В начальной школе лучше дать ребёнку ранец.
Нужно постоянно бороться с порочными позами. Они приводят к нарушениям осанки.
Нужно освободить ослабленного ребёнка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.
Ребёнок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро - и микроэлементов, что во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».