Совместная работа ОУ с организациями и ведомствами по выявлению и профилактике семейного неблагополучия
Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. (Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой.-М. А.2000). Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов. (Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей)
Типы неблагополучных семей (По Корчагиной Ю.В.)
№ п/п
Тип семьи
1
Характеристика семьи
Проблемные семьи
2
3
-это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие)
Кризисные
4
- это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, утрата работы, жилья, средств к существованию)
Ассоциальные семьи
семьи
- признаком таких семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны
Аморальные
5
семьи
- это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием, обучением .
Антисоциальные семьи
- в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству, проституции
Выявление неблагополучия в семье : поступление информации: -наблюдение; -беседа; -анкетирование; -обращение детей, родственников, посторонних граждан за помощью; -составление социальных характеристик классов, социального паспорта школы, микрорайона; -проведение педагогических консилиумов по классам; - посещение семей: рейд «Подросток», акция «Всеобуч».
Алгоритм работы с неблагополучной семьей: 1-ый этап: изучение семьи; 2-ой этап: первичное обследование семьи; 3-ий этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; 4-ый этап: изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее ценностных ориентаций; 5-ый этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 6-ой этап: составление карты семьи; 7-ой этап : взаимодействие со всеми заинтересованными организациями (ОУ, ДОУ, КДН и ЗП, ОПДН, АУ «ВОДЦСРО «ЗК», медицинские организации, социальные приюты); 8-ой этап: составление плана работы с неблагополучной семьей; 9-ый этап: текущие и контрольные посещения; 10-ый этап : оказание помощи семье (психолого – педагогическая, социальная, материальная, правовая); 11-ый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Виды профилактической деятельности с учащимися и их семьями
Индивидуальные
Групповые и коллективные
Посещение семьи на дому (рейд «Подросток», акция «Всеобуч)
Лекции и консультации для родителей
Приглашение родителей в школу
Детские мероприятия и родительские встречи
Индивидуальные консультации
Практикумы и тренинги
Оказание психолого-педагогической, материальной, социальной, правовой помощи
Совместные коллективные дела
Направление детей в реабилитационные центры, социальные приюты, интернаты
Заседания родительских комитетов
Рассмотрение на совете профилактики правонарушений
Классные и общешкольные собрания
Направление на КДН и ЗП, к наркологу
Форум классных родительских комитетов
КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ 1.ФИО ученика 2.Дата рождения 3.Домашний адрес 4.Мать 5.Отец 6.Другие члены семьи 7.Социально-демографические условия (многодетная, неполная, больные родители, родители-инвалиды) 8.Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие детской комнаты, двора, где ребенок может быть без присмотра), культурно-бытовые условия домашней жизни (наличие специального учебного уголка, комнаты-мастерской для занятий по интересам, наличие книг, спортивного инвентаря, музыкальных интересов, собственного уголка природы, животных, птиц, растений, за которыми ребенок постоянно ухаживает), культурно-гигиенические условия дома и двора (наличие детской площадки, специальных предметов и инвентаря, предназначенных для физического развития ребенка) 9.Отношение взрослых к внеучебным занятиям ребенка дома (поощрительное, заинтересованное, поддерживающее участием, контролирующее, равнодушное, отрицательное) 10.Отношение семьи к учебным делам ребенка (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за отметок)
11.Наказывают ли дома за школьные неудачи, поощряют ли за школьные успехи (практически нет, довольно часто, нет, никогда) 12.Проведение внеурочного досугового времени ребенком (самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах, при его участии в делах взрослых, бесконтрольное, ребенок сам контролирует свое время, контролирует и свое время и занятиях младших членов семьи) 13.Основное содержание любимых досуговых занятий (труд, общение, чтение, телевизор, музыка, игры, техника, занятия искусством, животными, растениями, спорт, поделки) 14.Часто ли ребенок конфликтует с членами семьи (родителями, старшими, младшими) 15.Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное) 16.Основные внеучебные занятия ребенка в школе после уроков (игры со сверстниками, самоподготовка к занятиям, физический труд, спортивные занятия, занятия в кружках, занятия по спецпрограмме, компьютерные игры) 17.Участие в работе учреждений допобразования (посещает библиотеку, ходит на занятия клубных кружков, объединений, секций) 18.Участвует ли в полезном труде по благоустройству своего дома (да, изредка, нет); двора (да, нет); школы (да, нет). 19.Трудится ли вместе с родителями на приусадебном участке, даче (постоянно и охотно, только по просьбе взрослых, участвует периодически, не участвует) 20.Поощряется ли самостоятельное зарабатывание денег (да, еще мал, нет)
21.Принимает ли участие в обсуждении денежного бюджета семьи, ее основных затрат (постоянно, иногда, пока не принимает) 22.Участвует ли сам в заработке для семьи (периодически, иногда, нет) 23.Считаются ли в семье с его мнение при принятии ответственных домашних решений (постоянно, изредка, пока нет) 24.Выделить типичные варианты его отношений со сверстниками в школе (доброжелательное, взаимозаинтересованные, попечительские, нейтральные, часто конфликтные, преимущественно негативные) 25.Криминогенные условия (аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми) 26.Где и кем воспитывался ребенок до поступления в школу 27.В каком возрасте пошел в школу 28.Легко ли адаптировался 29.Посещает ли ГПД 30.Успеваемость 31.Любимые предметы 34.Нелюбимые предметы 35.Выполнение домашнего задания 36.Участие в жизни класса 37.Планы на получение образования и профессии
Карточка семьи для постановки на учет 1. Семья направлена __________________________________________________ (наименование организации, учреждения, Ф.И.О. и должность лица, оформившего направление) Дата выявления ______________________________________________________ Адрес проживания ___________________________________________________ Адрес официальной регистрации по месту жительства _____________________ 1. Состав семьи: Мать (сожительница, опекун):Ф.И.О. __________________________________ Дата и место рождения_ ______________________________________________ ___________________________________________________________________ Место работы, должность или род занятий _______________________________ ___________________________________________________________________ Отец (сожитель, опекун):Ф.И.О. _______________________________________ Дата и место рождения _______________________________________________ Дети, их возраст, место учебы (работы)__________________________________ Другие совместно проживающие члены семьи: ___________________________ 2. Категория семьи: ___________________________________________________ 3. Жилищные условия:_ _______________________________________________ 4. Санитарное состояние жилья: ________________________________________ 5. Основания постановки на учет: ______________________________________ «___» ________________ 20___ г. Социальный педагог
Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении __________________________________________________________________ (наименование областного государственного учреждения социального обслуживания семьи и детей) _____________________________________________________________________________ I.Общие сведения о семье: (фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей несовершеннолетнего) __________________________________________________________________________ Фактический адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть), телефон: __________________________________________________________________________ Юридический адрес (прописка по паспорту)_____________________________________________________________________ Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади): ________ № п/п Степень родства по отношению к несовершеннолетнему ФИО Год рождения Место работы (учебы), должность Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован (живут отдельно), гражданский брак, в разводе (живут вместе), в разводе (живут раздельно), в предразводной ситуации (нужное подчеркнуть) состоят в браке: с _______________________________________________ оформлен развод с ______________________________________________ Оформлено опекунство: да, нет в процессе оформления (нужное подчеркнуть) Дата оформления опекунства: « __ » _________ 200_ г.
II . Анализ социально-бытовых условий проживания: Жилищные условия: ________________________________________________________ Кол-во комнат __________________, кв. м. _____________________________________ Ребенок имеет: (нужное подчеркнуть) а) отдельную комнату; б) отдельную комнату с братом (сестрой); в) отдельную комнату с _____________ ; г) свой уголок в общей комнате; д) не имеет. Наличие игрушек, книг, канцтоваров, компьютера (нужное подчеркнуть). Состояние жилья: (нужное подчеркнуть) а) удовлетворительные, хорошие; б) требует текущего ремонта; в) требует капитального ремонта; г) другое _____________ __________________________________________________________________________ Санитарное состояние жилья: а) поддерживается порядок, б) не поддерживается порядок, в) антисанитарное состояние (нужное подчеркнуть) Наличие вредных привычек у членов семьи________________________________________________________________________ (перечислите, если таковые имеются) Социальное окружение семьи: ___________________________________________________ Материальная обеспеченность семьи: Хозяйственно-бытовые принадлежности: а) самые необходимые, б) в достаточном количестве, в) в недостаточном кол-ве, г) другое ________________________________ (нужное подчеркнуть) Какими льготами пользуется семья_____________________________________________________________________ (перечислите, если таковые имеются) _____________________________________________________________________________ Доход семьи: а) заработная плата, б) пособия (детское, по инвалидности, по безработице), в) алименты, г) пенсия по потере кормильца, д) другое __________________ В настоящее время семья нуждается (нужное подчеркнуть): медицинской помощи; социально-педагогической помощи; социально-психологической помощи; социально-правовой помощи; материальной; другой________________________________________________________________________
III.Особенности семейного воспитания: психологический климат семьи: благоприятный, неблагоприятный (нужное подчеркнуть), причины неблагоприятного климата____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ нужное подчеркнуть: стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый нарушения семейного воспитания: доминирующая гиперпротекция, потворству- ющая гиперпротекция, гипепротекция, эмоциональное отвержение, жёсткое обращение, гиперопека уровень психолого-педагогической культуры родителей______________________ взаимосвязь родителей с учебно-воспитательными учреждениями: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию, другое________________________________________________________________________ С кем из взрослых больше всего ребёнок общается в свободное время ______________ Дополнительные занятия вне дома (нужное подчеркнуть): учреждения дополнительного образования, занятия спортом, посещение музыкальной школы, библиотеки, художественной школы, другое_ _______________________________________ Имеют ли дети конкретные трудовые обязанности в семье? Какие?_____________________________________________________________________
VI. Социальные контакты семьи : Рекомендации: комиссии по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (по месту жительства семьи)________________________________________________________________________ отдела по охране и защите прав детства отдела (комитета) образования (по месту жительства семьи)______________________________________________________________ специалиста по опеке и попечительству отдела (комитета) образования (по месту жительства семьи)______________________________________________________________ Заключение Социальный диагноз:___________________________________________________________ __________________________________________Дата постановки семьи на патронатное обслуживание______________________________ Длительность социального патронатного обслуживания____________________________ Специалисты (дата, подпись): ___________________________________________________ Ответственный за заполнение паспорта: ___________________________________________ (специалист, дата, подпись) М.П. Директор учреждения ____________________________________ Дата « _____ » ___________________ г.
Л И С Т П Р О Ф И Л А К Т И К И
Дата
Вид профилактической работы
Ответственные
Результат
Ф.И.О._____________________________________ Адрес проживания __________________________ Социальное предупреждение Администрация МКОУ СОШ №1 города Лиски напоминает Вам, что за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей по содержанию, воспитанию своего ребенка, Вы несете ответственность. В соответствии со ст. 5.35 КоАП: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда». В соответствии со ст.63 п.1 Семейного Кодекса РФ предусматривается ответственность родителей за воспитание и развитие своего ребенка. Вы обязаны заботиться о его здоровье, физическом и психическом, духовном и нравственном развитии, п. 2 - Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. В соответствии со ст. 69 Семейного Кодекса РФ в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения своих родительских обязанностей Вы можете быть лишены родительских прав в судебном порядке. В соответствии со ст. 156 Уголовного Кодекса РФ, Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогам или другим работникам образовательного, воспитательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращение с несовершеннолетними, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. Если в ближайшее время Вы не измените свое отношение к воспитанию ребенка, Вы будете привлечены к административной ответственности. С предупреждением ознакомлен(а): ________________ « ___» ______20__г .