СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика суицидального поведения детей

Просмотр содержимого документа
«Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними»

Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними

Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними

 Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.   Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не

Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей и подростков.

Основной акцент позитивной профилактики - развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.

  Основная цель профилактических мероприятий – изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение.    Информация в профилактической деятельности должна быть:  -достоверной,   -соответствующей реальности,  -полной,  -доступной,  -помещенной в нужном контексте,  -систематизированной,  -дозированной,  -соответствующей ситуации в обществе,  -направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

Основная цель профилактических мероприятий – изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение.

Информация в профилактической деятельности должна быть:

-достоверной,

-соответствующей реальности,

-полной,

-доступной,

-помещенной в нужном контексте,

-систематизированной,

-дозированной,

-соответствующей ситуации в обществе,

-направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики: Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска. Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления . Третичная профилактика – действия, направленные на профилактику рецидивов.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики:

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления .

Третичная профилактика – действия, направленные на профилактику рецидивов.

Цели первичной профилактической деятельности: - изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде. сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни.

Цели первичной профилактической деятельности:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

  • сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни.
Задумайтесь… По данным Государственного научного центра психиатрии и наркологии среди подростков от 14 до 18 лет:  Спиртные напитки употребляют:  88%  мальчиков, 93%  девочек;  употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни:  56%  мальчиков, 20%  девочек.

Задумайтесь…

По данным Государственного научного центра психиатрии и наркологии среди подростков от 14 до 18 лет:

  • Спиртные напитки употребляют:

88% мальчиков, 93% девочек;

  • употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни:

56% мальчиков, 20% девочек.

Психоактивные вещества Любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводит к изменению психического состояния.

Психоактивные вещества

Любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводит к изменению психического состояния.

Психоактивные вещества (ПАВ):    алкоголь;   табакокурение;   наркотики;   токсикомания.

Психоактивные вещества (ПАВ):

алкоголь;

табакокурение;

наркотики;

токсикомания.

Причины Социально-экономическое неблагополучие семьи; Неудовлетворенность жилищными условиями; Безработность родителей; Отсутствие в семье единых норм поведения; Семейные конфликты; Генетическая предрасположенность  к употреблению алкоголя; Неудачи в учебе; Общение с наркозависимыми лицами; Социальное окружение сверстников; Косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.

Причины

  • Социально-экономическое неблагополучие семьи;
  • Неудовлетворенность жилищными условиями;
  • Безработность родителей;
  • Отсутствие в семье единых норм поведения;
  • Семейные конфликты;
  • Генетическая предрасположенность

к употреблению алкоголя;

  • Неудачи в учебе;
  • Общение с наркозависимыми лицами;
  • Социальное окружение сверстников;
  • Косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.
Факторы, способствующие  приобщению к ПАВ Подражание старшим и авторитетным сверстникам; Неустойчивость характера; Протестные реакции «назло»; Любопытство; Подчинение угрозам; Агрессивность; Отсутствие интересов.

Факторы, способствующие приобщению к ПАВ

  • Подражание старшим и авторитетным сверстникам;
  • Неустойчивость характера;
  • Протестные реакции «назло»;
  • Любопытство;
  • Подчинение угрозам;
  • Агрессивность;
  • Отсутствие интересов.
Стадии Основным признаком I стадии является индивидуальная психическая зависимость. Основным признаком II стадии алкоголизации и наркомании считается развитие физической зависимости и связанного с ней выраженного абстинентного синдрома при перерыве регулярного злоупотребления. III стадия является итогом многолетнего течения болезни. В подростковом возрасте ее развитие не успевает достичь III стадии.

Стадии

Основным признаком I стадии является индивидуальная психическая зависимость.

Основным признаком II стадии алкоголизации и наркомании считается развитие физической зависимости и связанного с ней выраженного абстинентного синдрома при перерыве регулярного злоупотребления.

III стадия является итогом многолетнего течения болезни. В подростковом возрасте ее развитие не успевает достичь III стадии.

 Основные направления работы по профилактике:   1. Работа с детьми; 2. Работа с родителями.

Основные направления работы по профилактике:

1. Работа с детьми;

2. Работа с родителями.

 Работа с детьми:   Оздоровительное воспитание – Общественные меры борьбы – пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек привлечение общественности к работе. Воспитательная работа —  Формы работы: В рамках Дней профилактики в проведении мероприятий с учащимися участвуют: повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов, развитие сети дополнительного образования, расширение сети спортивных секций. Медицинский персонал Физкультминутки на каждом уроке День здоровья (1 раз в четверть) Сотрудники ОВД День профилактики (2 раза в год) Управление образования Сотрудники органов служб системы профилактики Тематические классные часы Круглые столы Факультативный курс “Поговорим о правильном питании” Мастер-класс Ролевые игры Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”

Работа с детьми:

Оздоровительное воспитание

Общественные меры борьбы

пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек

привлечение общественности к работе.

Воспитательная работа

Формы работы:

В рамках Дней профилактики в проведении мероприятий с учащимися участвуют:

повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов,

развитие сети дополнительного образования, расширение сети спортивных секций.

Медицинский персонал

Физкультминутки на каждом уроке

День здоровья (1 раз в четверть)

Сотрудники ОВД

День профилактики (2 раза в год)

Управление образования

Сотрудники органов служб системы профилактики

Тематические классные часы

Круглые столы

Факультативный курс “Поговорим о правильном питании”

Мастер-класс

Ролевые игры

Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”

 Работа с родителями   Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Формы работы: общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, медицинских работников.  родительский всеобуч по тематике

Работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Формы работы:

  • общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, медицинских работников.
  • родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество".
  • заседания общешкольного родительского комитета.
  • индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Альтернатива ПАВ Крепкие семейные узы; Активная роль родителей в жизни детей; Ведение здорового образа жизни; Совместные семейные походы и праздники; Семейные традиции; Вовлечение ребенка в разные кружки, секции.

Альтернатива ПАВ

  • Крепкие семейные узы;
  • Активная роль родителей в жизни детей;
  • Ведение здорового образа жизни;
  • Совместные семейные походы и праздники;
  • Семейные традиции;
  • Вовлечение ребенка в разные кружки, секции.
 КАК НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ   Проводить конкурсы рисунков, плакатов в с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.

КАК НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ

Проводить конкурсы рисунков, плакатов в с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.

НЕЛЬЗЯ ! Предоставлять учащимся информацию:  о действии психоактивных веществ; способах приготовления или приобретения ПАВ; демонстрировать наркоманскую атрибутику; упоминать названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков); обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики; использовать наркоманский сленг.

НЕЛЬЗЯ !

Предоставлять учащимся информацию:

  • о действии психоактивных веществ;
  • способах приготовления или приобретения ПАВ;
  • демонстрировать наркоманскую атрибутику;
  • упоминать названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков);
  • обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики;
  • использовать наркоманский сленг.
НЕЛЬЗЯ ! Приглашать «бывших» наркозависимых молодых людей в целях профилактических бесед.

НЕЛЬЗЯ !

Приглашать «бывших» наркозависимых молодых людей в целях профилактических бесед.

НЕЛЬЗЯ ! Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.

НЕЛЬЗЯ !

  • Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.
 «Не навреди!»   Подача материала должна учитывать первоначальный уровень информации каждой конкретной группы учащихся о психоактивных веществах с тем, чтобы не спровоцировать интерес к еще неизвестным в данной аудитории видам наркотиков и фактам их применения.

«Не навреди!»

Подача материала должна учитывать первоначальный уровень информации каждой конкретной группы учащихся о психоактивных веществах с тем, чтобы не спровоцировать интерес к еще неизвестным в данной аудитории видам наркотиков и фактам их применения.

ПРИВЕТСТВУЕТСЯ! Использование при разработке методических материалов по профилактике злоупотребления ПАВ проверенных и стандартизованных источников, рекомендованных Министерством образования РФ.  Использование тренинговых и интерактивных методов профилактической работы (моделирование ситуаций, ролевые игры, фокус-группы, дискуссии, обратная связь, подкрепление).  Соответствие возрастным категориям.

ПРИВЕТСТВУЕТСЯ!

  • Использование при разработке методических материалов по профилактике злоупотребления ПАВ проверенных и стандартизованных источников, рекомендованных Министерством образования РФ.

  • Использование тренинговых и интерактивных методов профилактической работы (моделирование ситуаций, ролевые игры, фокус-группы, дискуссии, обратная связь, подкрепление).

  • Соответствие возрастным категориям.
 ПРИВЕТСТВУЕТСЯ!   Направленность профилактического антинаркотического мероприятия на воспитание социально-позитивного отношения к обществу, к сверстникам, к своей школе. Сквозная направленность проекта по профилактики наркозависимости с вовлечением участников всего образовательного пространства (педагогический коллектив, учащиеся и их родители).

ПРИВЕТСТВУЕТСЯ!

  • Направленность профилактического антинаркотического мероприятия на воспитание социально-позитивного отношения к обществу, к сверстникам, к своей школе.
  • Сквозная направленность проекта по профилактики наркозависимости с вовлечением участников всего образовательного пространства (педагогический коллектив, учащиеся и их родители).
Будущее должно быть заложено в настоящем...

Будущее должно быть заложено

в настоящем...