СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа адаптации к условиям колледжа"Команда"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся первого года обучения важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке и появление спецдисциплин, к системе деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения), первая сепарация детей от родителей. Все эти проблемы сопровождаются определенным стрессом. Поскольку процесс обучения и так требует затрат физической, эмоциональной и интеллектуальной энергий ребенка, возникает необходимость оптимизации взаимодействия личности с новой социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Уязвимость эмоциональной и личностной сферы подростка обусловливает направленность развивающей работы на развитие умений общаться, навыков самоанализа и саморегуляции; на использование внутренних резервов самого лицеиста при предоставлении ему помощи в саморазвитии.

Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации новых учащихся к особенностям образовательной среды колледжа, сохранения психологического здоровья учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации к условиям колледжа"Команда"»

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики


ОП «ЛПТКК ЛНУ имени Тараса Шевченко»



Программа адаптации к условиям колледжа


Автор-составитель:

магистр СУЛИМЕНКО Андрей Николаевич

.








Луганск

2018

Пояснительная записка


Для учащихся первого года обучения важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному новому профилю, к системе деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения), первая сепарация детей от родителей. Все эти проблемы сопровождаются определенным стрессом. Поскольку процесс обучения и так требует затрат физической, эмоциональной и интеллектуальной энергий ребенка, возникает необходимость оптимизации взаимодействия личности с новой социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Уязвимость эмоциональной и личностной сферы подростка обусловливает направленность развивающей работы на развитие умений общаться, навыков самоанализа и саморегуляции; на использование внутренних резервов самого учащегося при предоставлении ему помощи в саморазвитии.

Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого курса к особенностям образовательной среды колледжа, сохранения психологического здоровья учащихся.

Цель: облегчение и ускорение процесса адаптации новых учащихся к условиям жизни и учебы в колледже методами игровой терапии.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для адаптации учащихся первого курса к условиям колледжа, обеспечивающее его дальнейшее развитие, обучение и воспитание;

  2. Развитие коммуникативных умений и навыков установления контакта в различных ситуациях общения;

  3. Расширение эмоциональной осведомленности, формирование навыков обработки собственных эмоций;

  4. Формирование социально-адаптационной личности в процессе игровой терапии.

Продолжительность: 8 занятий по 40 мин.

Характеристика участников:

  • Возраст: 15-18 лет;

  • Количество: 15-20 человек.



Занятие 1


Цель занятия:

Дать учащимся первого курса возможность:

- получить опыт самопрезентации;

- познакомиться с другими членами группы;

- почувствовать атмосферу открытости и доверия, раскрепос­титься;

- начать процесс сплочения группы.


Материал:

- чистые листы;

- тетради;

- ручки;

- фломастеры;

- бейджи;

- магнитофон;

- диск со спокойной музыкой;

- карточки к игре «Ферма» (по количеству участников группы).


План занятия

1. Слово тренера

3 мин

2. «Знакомство»

10 мин

3. «Ферма»

2 мин

4. «Что у нас общего?»

15 мин

5. Рефлексия занятия

5 мин

6. Прощание

5 мин



1. Слово тренера.

Участники сидят в кругу, у каждого в руках бейдж.

— Здравствуйте! Я рад вас видеть. Наверное, у всех возникает вопрос: «А что мы здесь будем делать?» На этой группе мы в основном будем играть. Но сначала нужно познакомиться. У каждого из вас есть бейджик, возьмите его и напишите на нем свое имя. Важно сделать это самому, ведь то, как вы оформите свой бейдж (я не имею в виду красоту почерка), будет уже что-то говорить о вас: кто-то напишет имя по кругу, да еще и цветочек нарисует, кто-то — строгим шрифтом и ровно, кто-то — по диагонали... Творите, у вас есть 3 минуты.

3 мин.


2. Знакомство.

Я рад вам сообщить, что у нас в колледже есть определенные традиции. Одна из этих традиций начинать психологические занятие с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно, хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.








Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут.

Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:

Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Всем нам хочется, чтобы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, чтобы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас у вас есть замечательная возможность познакомится с большим количеством людей и поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, человеку и сказать, и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить.

Так как я уже говорил, что на этой группе мы играть. Поэтому вы сейчас можете познакомиться, сыграв обычное знакомство незнакомых людей. Тем более, что по большей части вы между собою не знакомы.

5 минут.

А теперь попробуйте поздороваться, как давно и хорошо знакомые люди. Попробуйте сыграть в это. Просто представьте себе, что людей, которые вас окружают, вы знаете очень давно и очень хорошо.

5 минут.






3. «Ферма».

— Сейчас каждый получит бумажку, на которой написано название животного. Прочитайте это название и бумажку никому не показывайте. Теперь все будут ходить по комнате, издавать звуки, характерные для этого животного, и искать своих сородичей.

2 мин.


4. Что у нас общего?

— Ура! Я вижу, у нас есть группа кошек, группа собак и группа коров и быков. Сейчас каждая группа за 10 минут должна найти как можно больше общего у всех ее участников. Например, у нас у всех светлые волосы, и мы любим мороженое. Если хоть к кому-то из группы это не относится, то такой признак не принимается. Я даю каждой группе листок, на котором вы составите список общих качеств. Выбирайте того, кто будет писать, и — за дело! Время пошло.

После выполнения упражнения каждая группа по очереди зачитывает один признак, потом также по очереди — второй и т.д. Если у какой-то группы признаки закончились, она выбывает из игры. Выигрывает группа, которая осталась последней, то есть та, которая нашла больше всего признаков. Аплодисменты этой группе!

15 мин.


5. Завершение (круг)

В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе. Ведущий может начать этот завершающий круг со своих впечатлений, но лучше сделать это в конце круга. Если подростки будут высказываться после ведущего, они могут не сказать об отрицательных впечатлениях или говорить, ориентируясь на мнение ведущего.

5 мин.


6. Прощание

— Вот и заканчивается наша первая встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

5 мин.








Занятие 2


Цель занятия:

- продолжать работу по сплочению группы;

- введение правил работы в группе.


Материал:

- стандартный набор.


План занятия

1. «Приветствие»

3 мин

2. «Слон, пальма, крокодил»

10 мин

3. «Я пришел сюда…»

10 мин

4. «Правила группы»

7 мин

5. Рефлексия занятия

5 мин

6. Прощание

5 мин



1. Приветствие.

Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...

  • Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”

3 минут.


2. Слон, пальма, крокодил.

— Давайте встанем в круг и поиграем в одну веселую игру. Сначала я расскажу вам, как нужно будет изображать три фигуры. «Слон» — левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. «Пальма» — встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи справа и слева — «ветви пальмы», машут руками. «Крокодил» — двумя руками человек изображает пасть крокодила, соседи изображают внизу расставленными кистями рук лапки крокодила.

Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из этих трех фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот человек должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру, а его соседи — помочь ему. Тот, кто показал неверно или ничего не показал (не важно, центральный участник или сосед), становится водящим. Если ребята недостаточно разогреты, можно провести еще одну игру.

10 минут.


3. Я пришел сюда...

— Ребята, мы уже немного разогрелись, и теперь мне хотелось бы объяснить, какой в наших занятиях может быть смысл для вас. Мы все пришли сюда с какими-то чувствами, надеждами, ожиданиями. В прошлый раз мы знакомились, вы поняли, что здесь интересно и тепло. Теперь подумаем вместе, как мы этот интерес будем использовать. Сделаем так: я кидаю мячик и произношу начало предложения, а вы повторяете его за мной и завершаете фразу.

Примеры предложений:

Когда я шел на это занятие...

Я думаю, что психология это...

Я хочу, чтобы в нашей группе...

На занятиях я хочу...

Я надеюсь, что...

Было бы здорово, если бы...

Я пришел сюда, чтобы ...

Когда я узнал о занятиях, я ...

— Хорошо, первое впечатление у всех есть.

10 минут.


4. Правила группы.

Группе предлагается набор правил работы, а затем предлагается подросткам «Что бы Вы хотели добавить?»















Правила работы в тренинговой группе:

  1. Я пришел сюда для того, чтобы работать.

  2. Я несу ответственность за свое душевное, эмоциональное состояние.


  1. Я говорю, что думаю, и думаю, что говорю. Перебивать другого - дурной тон.

  2. Я доверяю всем членам группы, а иначе зачем?..

  3. Я доброжелательно отношусь ко всем участникам группы. Для меня не существует плохих людей.

Организация работы в тренинговой группе.

  1. Придя в кабинет психолога, я одеваю бейдж с именем (это не тяжело, а пользы много).


  1. Я прихожу вовремя.

  2. Войдя в комнату для занятий, я не хожу без дела, а помогаю подготовить комнату к занятию.

  3. На занятии мобильные телефоны обязательно отключать.

Я принимаю девиз:

«Чтобы я не делал, количество добра в мире должно увеличиться


Принятие правил лучше провести в торжественной (каждый встает) обстановке. Можно предложить каждому сказать о том, какое правило ему будет трудно соблюдать.


7 минут.



4. Завершение (круг).

В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось.

5 мин.


6. Прощание.

— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

5 мин.







































Занятие 3


Цель занятия:

- продолжать работу по сплочению группы.


Материал:

- стандартный набор.


План занятия

1. «Приветствие»

5 мин

2. «Дождь»

25 мин

3. Рефлексия занятия

5 мин

4. Прощание

5 мин


1. Приветствие.

На этой группе мы занимаемся тем, что играем. И поэтому давайте сыграем во встречу. Сначала представьте, что вы все на официальном приеме. Войдите в роль человека из более-менее “высшего” общества. Как вы его себе представляете. Мужчины могут почувствовать на себе смокинги и галстуки-бабочки, девушки - вечерние платья. И вы здороваетесь, как на светском рауте. Разыграйте, пожалуйста...

Леди и джентльмены! Прошу садиться. Кому это было сложно - войти в атмосферу светского раута? А кто стеснялся играть в “эту игру?»

5 мин.


2. Дождь.

Вы вышли из метро и обнаружили, что на улице идет дождь. А зонта вы с собой не взяли. Но рядом с собой вы обнаруживаете трех человек, с зонтами. Они, возможно, идут в ту же сторону, а возможно и нет. У вас 2 минуты на то, чтобы попробовать сделать так, чтобы один из них составил вам пару с зонтом. И три попытки. То есть три попытки по 2 минуты каждая. И мне бы хотелось, чтобы вы все побывали в роли соискателя зонтиков.

25 мин.


3. Завершение (круг).

В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе. Ведущий может начать этот завершающий круг со своих впечатлений, но лучше сделать это в конце круга. Если подростки будут высказываться после ведущего, они могут не сказать об отрицательных впечатлениях или говорить, ориентируясь на мнение ведущего.

5 мин.



4. Прощание.

— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

5 мин.















































Занятие 4


Цель занятия:

- продолжать работу по сплочению группы.


Материал:

- стандартный набор.


План занятия

1. «Приветствие»

5 мин

2. Обсуждение правил

5 мин

3 «Очередь»

15 мин

4 «Телепередача»

10 мин

5. Рефлексия занятия

5 мин

6. Прощание



1. Приветствие.

Давайте сегодня поздороваемся как можно теплее и доброжелательней, как можно мягче и светлее. Попробуйте дать всем, кто вам встретиться, всю вашу любовь и нежность и разрешите себе получить от них их любовь и их нежность. Иногда это очень сложно - не только давать, но и брать. А для других сложнее отдавать. Давайте же попробуем быть свободными и открытыми, чтобы и брать и отдавать!

5 мин.


2. Обсуждение правил

— В прошлый раз мы приняли правила, а значит, дали слово себе и другим. Скажите, кто задумывался над этим? Пусть те, кто вспоминал и думал о правилах, поднимут руку. А теперь поднимите руку те, кто вспомнил о них лишь случайно 1 —2 раза. А кто вспомнил о них только сейчас, увидев плакат на стене? Спасибо за честность. Я буду кидать мячик, а вы — продолжать незаконченные предложения или отвечать на вопросы:

Когда я думаю о правилах...

В правилах мне важно...

Не знаю, смогу ли я выполнить...

Трудно ли выполнять правила?

— Спасибо, а теперь — только честно — поднимите руку те, кто нарушал правила. Давайте с этого момента будем каждое нарушение (кроме опоздания, за которое положен штраф) отмечать на визитке, проводя на ней ручкой небольшую линию — просто так, для себя. Я обещаю, что буду благодарить каждого, сделавшего этот шаг и соответственно задумавшегося: «А как я держу слово?»

5 мин.

3. Очередь.

Ваш поезд стоит всего три минуты. А вам страшно хочется есть. А все запасы еды уже кончились. Вы подбегаете к буфету, а там очередь. Ваши действия. Если вы просто устроите скандал, то это будет скучно. Сделайте что-нибудь более интересное.

В группах по 4-5 человек. Один играет пассажира поезда, еще один - буфетчицу, остальные - очередь. Максимум три попытки по 2 минуты.

15 мин.


4. Телепередача.

Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Задание такое. Один из вас будет изображать либо сына, либо дочь, в зависимости от пола. Вы смотрите очень интересную передачу, но ваша мать (отец, баба, дед), которую изображает второй член микрогруппы, собирается посмотреть ее еще более горячо ею любимый телесериал. И сообщает вам о своем желании. Вы хотите досмотреть передачу, но и с родителями ссориться не стоит.

Остальные изображают зрителей. Ну, какой театр без зрителей?! А чтобы они просто так не сидели, давайте за эту игру те, кто играют, будут получать оценки, выставлять которые будут играющие зрителей. Постарайтесь, чтобы каждый побывал как в роли Сына (Дочки), так и в роли Матери (Отца, Бабы, Деда).

Отлично.

Если Дочка не дала переключить программу, но и не поссорилась с матерью.

Средне.

Если девушка не дала переключить программу, но при этом у матери испортилось настроение.

Плохо.

Если мать поссорилась с дочкой.

10 мин.


4. Завершение (круг).

В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным в решении конфликтных ситуаций.

5 мин.


5. Прощание.

— Вот и закончилась наша встреча. Спасибо всем!




Занятие 5


Цель занятия:

- продолжать работу по сплочению группы.


Материал:

- стандартный набор.


План занятия

1. «Приветствие»

5 мин

2. «Жу-жу-жу»

15 мин

3. «Ты...»

15 мин

4. Рефлексия занятия

5 мин

5. Прощание

5 мин


1. Приветствие.

Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...

  • Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”

5 мин.


2. Жу-жу-жу.

Дети делятся на 2 группы. Группы по очереди выполняют инструкцию: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Вот так вы должны стоять в конце игры. Теперь все разойдутся по залу, закроют глаза, руки прижмут к туловищу и начнут жужжать, как пчелы. При этом вы должны постоянно двигаться, ходить по комнате. По моему хлопку вы остановитесь, глаза закрыты, руки прижаты. Когда я хлопну два раза, вы должны встать в круг, не открывая глаз, без помощи рук, касаясь друг друга плечами. Посмотрим, получится ли у вас круг».

15 мин.


3. Ты...

Учащиеся делятся на 2 группы. Выходят по одному представителю от каждой команды, которые выбирают любого участника, все равно из какой команды. (Можно дать дополнительную инструкцию: приглашать человека противопо­ложного пола.) В течение трех минут, не останавливаясь, игрок должен говорить выбранному участнику что-то приятное (ему или о нем). Задача считается невыполненной, если возникнет пауза, во время которой ведущий успеет досчитать до десяти (10 секунд).

15 мин.


4. Завершение (круг).

В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось.

5 мин.


5. Прощание.

— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

5 мин.



































Занятие 6


Цель занятия:

- продолжать работу по сплочению группы.


Материал:

- стандартный набор.


План занятия

1. «Приветствие»

5 мин

2. «Каруселька»

15 мин

3. Обсуждение

10 мин

4. Рефлексия занятия

5 мин

5. Прощание

5 мин


1. Приветствие.

Давайте сегодня поздороваемся как можно теплее и доброжелательней, как можно мягче и светлее. Попробуйте дать всем, кто вам встретиться, всю вашу любовь и нежность и разрешите себе получить от них их любовь и их нежность. Иногда это очень сложно - не только давать, но и брать. А для других сложнее отдавать. Давайте же попробуем быть свободными и открытыми, чтобы и брать и отдавать!

5 мин.


2. Каруселька.

Сейчас будет упражнение во время которого вы сможете использовать все имеющиеся у вас навыки и умения. Но для выполнения этого упражнения давайте устроим карусельку. Это когда все сидят друг напротив друга, организуя при этом два круга - внутренний и внешний.

  • Если приблизительно равное число девушек и ребят, тогда внешний круг организуют ребята, а внутренний - девушки.

  • Если кому-то пары не хватило, то можно сделать тройку.

1-е задание.

Сидящие во внутреннем круге орут на тех кто во внешнем, а те должны чувствовать себя комфортно. Те кто орут, кстати, тоже должны чувствовать себя вполне пристойно.

2 мин.

Поменялись ролями. Теперь кричат сидящие во внешнем круге, а чувствуют комфорт сидящие во внешнем.

2 мин.


Минута обратной связи и внешний круг встает и сдвигается на одного человека влево.

2 мин.

  • Это задание повторяется 2-3 раза с разными партнерами.

2-е задание.

Сейчас те, кто сидят во внешнем круге, будут делать вид что они ребята, а те, кто сидят во внутреннем круге, будут делать вид что они девушки. Итак.

Вы договорились встретиться, но девушка опоздала на приличное время. При чем не в первый раз. Парень вне себя и начинает на нее орать. Задача девушки воспринимать это достаточно спокойно, но так, чтобы парень не был обижен пренебрежением к собственной персоне. Предполагается, что вы хотите встречаться и дальше.

2 мин.

Поменялись ролями. Теперь сидящие во внешнем круге играют роль девушек, а орут по поводу опоздания сидящие во внутреннем.

2 мин.

Минута обратной связи и внутренний круг встает и сдвигается на одного человека влево.

2 мин.

  • Игра проходит еще 1-2 раза с разными партнерами.

3. Обсуждение.

10 мин.


4. Завершение (круг).

В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным в решении конфликтных ситуаций.

5 мин.


5. Прощание.

— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

5 мин.












Занятие 7


Цель занятия:

- продолжать работу по сплочению группы.


Материал:

- стандартный набор.


План занятия

1. «Приветствие»

5 мин

2. «Жу-жу-жу»

10 мин

3. «Повороты»

10 мин

4. «Счет до 10»

10 мин

5. Прощание

5 мин


1. Приветствие.

Сегодня мы будем здороваться как старые, хорошие знакомые. Которые, правда, не виделись достаточно долго. Попробуйте разыграть это так, чтобы быть вполне искренними. Вспомните и подумайте, как бы вы встречались со старыми и хорошими знакомыми и как бы вы хотели, чтобы с вами здоровались давно не видевшие вас друзья.

5 мин.


2. Жу-жу-жу.

Дети делятся на 2 группы. Группы по очереди выполняют инструкцию: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Вот так вы должны стоять в конце игры. Теперь все разойдутся по залу, закроют глаза, руки прижмут к туловищу и начнут жужжать, как пчелы. При этом вы должны постоянно двигаться, ходить по комнате. По моему хлопку вы остановитесь, глаза закрыты, руки прижаты. Когда я хлопну два раза, вы должны встать в круг, не открывая глаз, без помощи рук, касаясь друг друга плечами. Посмотрим, получится ли у вас круг».

10 мин.


3. Повороты.

1. Поупражняемся в том, чтобы лучше чувствовать друг друга. Встанем в несколько рядов так, чтобы не мешать соседям. По моему хлопку вы поворачиваетесь прыжком направо или налево. Задача — в результате серии прыжков повернуться всем в одну сторону.

Старшим подросткам (14—17 лет) можно сказать: «Повора­чиваемся только на 90°». Младшим (10—13 лет) лучше показать, как можно поворачиваться, а как — нельзя. После нескольких попыток группа обсуждает, как лучше выполнить задачу. Обычно приводятся разные варианты. Например, можно обратить внимание на то, как прыгает большинство, и подстроиться под них, или прыгать на одном месте (не поворачиваясь) до тех пор, пока не окажешься повернутым в ту же сторону, что и остальные. Повторяем упражнение.

10 мин.


4. Счет до десяти.

— Вы умеете считать до десяти? Сейчас мы сделаем это вместе.

Кто-то говорит первым: «Один», другой должен сказать: «Два», и т.д. Условие: нельзя говорить одновременно. Если какое-то число назвали одновременно два человека и больше, начинаем заново. Интересно, сколько попыток вам понадобится, чтобы сосчитать до десяти?

Обычно я предлагаю считать не больше 10 раз. Затем — обсуждение, как улучшить счет, и вторая попытка.

10 мин.


5. Прощание.

— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

5 мин.































Занятие 8


Цель занятия:

- продолжать работу по сплочению группы.


Материал:

- стандартный набор.


План занятия

1. «Приветствие»

5 мин

2. «Контакт глаз»

5 мин

3. «Ручеек»

5 мин

4. «Интервью»

15 мин

5. Рефлексия тренинга

5 мин

6. Прощание

5 мин


1. Приветствие.

Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...

  • Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”

5 мин.


2. Контакт глаз.

— Встанем в круг. Теперь каждый попробует встретиться взглядом с другим человеком. Если это удалось, кивните друг другу и постарайтесь встретиться взглядом еще с кем-нибудь.

5 мин.


3. Ручеек.

— Поиграем в детскую игру «Ручеек».

В какой-то момент игра прерывается, и каждый остается со своей парой.

5 мин.


4. Интервью.

— Каждый из вас должен взять у партнера интервью. Можно спрашивать обо всем, что вас интересует в этом человеке: о его любимых занятиях, местах, в которых он бывал, о его хобби, любимых блюдах, мечтах и т.д. Через 5 минут вы поменяетесь ролями, а через 10 минут мы соберемся в круг, и каждый из вас представит своего партнера, расскажет о нем. После этого тот, о ком говорили, скажет, согласен ли он с услышанным, и при желании что-то добавит. А теперь распределитесь по комнате так, чтобы пары не мешали друг другу, и начинайте интервью.

15 мин.


5. Завершение (круг).

В кругу все делятся впечатлениями от тренинга. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе.

5 мин.


6. Прощание.

— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!

5 мин.































Литература
  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 1994.

  2. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: 1996.

  3. Брэтт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: 1996.

  4. Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000.

  5. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж . – 1993.

  6. Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 1993.

  7. Донской Д. И., Кондратенко В. Г. Общая психотерапия. – Мн.: 1998.

  8. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2000.

  9. Жизневский Б. П. Приобретение уверенности в себе: программа тренинга общения. – Мн.: 1994.

  10. Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. – М.:1994.

  11. Казанский О. А. Игры в самих себя. – М.: 1995.

  12. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

  13. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: 1992.

  14. Прутченков. Свет мой зеркальце скажи. – М.: 1999.

  15. Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:1999.

  16. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: 2000.

  17. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. – СПб.: 2000.

  18. Солдатова Г. У. Шайгерова Л. А. Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

  19. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р/на Дону, 1997.

  20. Цзен Н. В. Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: 1988.

  21. Хрестоматия по психотехнике /сост. В.Ю. Баскаков.– М.:2000.

  22. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: 2003.