СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа детского оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Росток" (экологического направления).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
Программа
пришкольного летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
(экологическое направление)
«РОСТОК»
Составитель программы:
учитель начальных классов Горелова А.А.
р.п. Чаадаевка
2017 год
Раздел программы | Страницы |
Информационная карта программы | |
Анализ работы пришкольного летнего лагеря с дневным пребывание «Королевства Природы» (I смены) | |
Пояснительная записка | |
Цель и задачи программы | |
Актуальность, новизна программы | |
Педагогические принципы программы | |
Этапы реализации программы | |
Направления и виды деятельности | |
Содержание деятельности | |
Форма организации деятельности | |
Участники программы. Кадровое обеспечение. | |
Работа с педагогическими кадрами в лагере. | |
Взаимодействие пришкольного оздоровительного лагеря «РОСТОК» с социумом | |
Предполагаемые результаты | |
Фактор риска программы | |
Условия реализации программы | |
Диагностика | |
Список используемой литературы | |
План деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием «РОСТОК» | |
Приложение | |
Информационная карта программы.
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова «РОСТОК» |
2 | Цель программы | Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физическое, духовное, патриотическое развитие детей средствами игры, коллективных творческих дел, познавательной и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу, ожидаемые результаты и условия реализации, приложения. |
5 | Автор программы | Учитель начальных классов Горелова А.А. |
6 | Образовательное учреждение, представившее программу | МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова |
7 | Адрес, телефон | Городищенский район, р.п. Чаадаевка, ул. Первомайская, 11 |
8 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова |
9 | Участники программы | Обучающиеся школы |
10 | Возраст обучающихся, количество | с 6 до 15 лет 25 человек |
11 | Сроки проведения, количество смен | Июнь-июль, 2017 года II смена, продолжительность смены 21 день |
Аналитическая справка
о деятельности оздоровительного лагеря «Королевства Природы»
при МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
(I смена)
В детском оздоровительном лагере «Королевства Природы» с дневным пребыванием на базе МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова отдыхало 50 учащихся с 6 до 15 лет.
Из них: дети из малообеспеченных семей – 47
Продолжительность смены – 21 день с 05.06.2017 по 25.06.2017
Основная цель работы педагогического коллектива смены лагеря – создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний, и умений в непосредственном общении с природой.
Деятельность лагеря основывалась на нормативных документах по охране труда и обеспечению безопасности образовательно-воспитательного процесса, Положению об оздоровительном лагере, Программе летнего оздоровительного лагеря с учётом возраста детей, состояния их здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, индивидуально-психологических особенностей. При выборе форм и методов работы во время смены лагеря приоритетной являлась оздоровительная, экологическая и образовательная деятельность, направленная на развитие ребёнка.
В мае была проведена подготовительная работа по организации летнего отдыха учащихся:
1. МО классных руководителей «Организация летнего отдыха и труда учащихся».
2. Был утверждён кадровый состав лагеря «Королевства Природы»:
Начальник лагеря – Горелова А.А.
Воспитатели: Савельева Н.А.
Малышева Н.А.
Роганова Е.С.
Клеймёнова М.Ф.
Проведён инструктаж с воспитателями по ТБ.
3. Оснащение воспитательного процесса необходимыми пособиями, дидактическим и методическим материалом.
4. Работа с родителями и учащимися:
* Родительское собрание «Организация летнего отдыха детей»;
* Классные часы «Организация летнего отдыха»;
* Беседы с учащимися и их родителями о занятости детей в летний период.
Начальником лагеря была составлена Программа лагеря «Королевства Природы», в которой были отражены цели, задачи, принципы, направления и виды деятельности при планировании и проведении лагерной смены; план-сетка мероприятий.
За время работы лагерной смены его воспитанники смогли не только отдохнуть, но ещё и поправить своё здоровье. Было организовано двухразовое полноценное питание с учётом необходимого количества калорий, витаминов, требуемых для растущего организма. С целью укрепления здоровья детей ежедневно проводились утренняя гимнастика, состоящая из комплекса физических упражнений, спортивные часы, весёлые эстафеты, соревнования.
В этом году работа лагеря проходили в экологическом направлении. Были запланированы мероприятия экологического направления, а также оздоровительные, физкультурные мероприятия, пребывание на свежем воздухе, культурные мероприятия, игры, занятия в творческих объединениях.
Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу. День начинался с утренней зарядки. Но потом каждый день не был похож на другой: ежедневно проводились мероприятия, игры, соревнования, которые были соотнесены к теме экологического воспитания и здорового образа жизни. Ребята развивали свои творческие и эстетические способности. Они рисовали, делали аппликации, работали с бумагой, нитками, картоном и пользовались различными природными материалами, проводили разнообразные конкурсы. Благодаря комплексному подходу к развитию и воспитанию детей воспитательная работа в лагере открыла огромный простор для творческой инициативы и самодеятельности всего детского коллектива, способствовала всестороннему развитию современной личности с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Детям была предоставлена возможность участвовать в коллективной, групповой, индивидуальной работе.
Внутри лагеря проводились различные спортивные, воспитательные, культурные и оздоровительные мероприятия (малые олимпийские игры ) экологическая игра «Тропа загадок», викторина «Угадай-ка», интерактивная игра «Весёлая дорога», интеллектуальная игра «Поле чудес» и т. д.) Ежедневная зарядка на свежем воздухе, спортивный час и проведение олимпиады «Банные сражения», игр по станциям на свежем воздухе способствовали достижению поставленной цели по укреплению здоровья учащихся и задач по формированию качеств коллективизма, толерантности, дружелюбия. Нам удалось создать условия для успешной организации детского отдыха через развитие познавательного интереса посредством интеллектуальных игр и викторин. Ребята развивали творческие способности через оформительскую работу, участие в концертах, конкурсах рисунков, актёрского мастерства, инсценировку сказок и песен.
После проведения каждого мероприятия проводилась рефлексия, по окончании дня проводились огоньки с подведением итогов дня, а также по различным темам. Ежедневно после ухода детей домой с воспитателями лагеря проводилась планёрка, на которой обсуждались итоги дня. На последней неделе работы лагеря была проведена диагностика удовлетворённости детей (анкета «Наш лагерь»). Анализ результатов показал, что в целом дети и родители довольны деятельностью лагеря, т. к. у детей остались положительные впечатления от пребывания в школьном лагере. Оценку «хорошо» поставили все педагоги при оценивании организации работы лагеря, программы. В анкетах детей проявилось то, что ожидания от лагеря и действительность совпали по многим критериям. Многие отмечают, что понравилось «всё: конкурсы, обеды, много мероприятий, игры».
Работа велась по следующим направлениям:
Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);
Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Художественно-творческая деятельность.
Были организованы клубы по интересам – «Умелые руки», «Копилка творчества», «Спортсмены».
Также была организована игровая комната для настольных игр.
Оформлен первый этаж: отрядный уголок, общелагерный уголок «Королевства Природы», стенд «Королевства Природы».
Сформирована игротека.
Вся смена проходила в виде игры.
Каждый день включал в себя зарядку, коллективное мероприятие и коллективные занятия, подчинённые единому направлению. Каждый день проводились подвижные игры и спортивные мероприятия.
Воспитатели вели анализ дня, мониторинг участия каждого ребёнка в отрядном мероприятии, вели наблюдение за детьми.
Были проведены мероприятия по следующим направлениям:
Экологическое воспитание было связано с трудовым направлением: операция «Нас здесь не было».
Физкультурно-оздоровительные мероприятия: подвижные игры в зале и на свежем воздухе, «Весёлые старты», ежедневная утренняя зарядка.
Художественно - творческое направление было представлено творческими викторинами, конкурсами рисунков на различные темы, конкурсами чтецов, участием в концертах.
Проводилась работа по правовому воспитанию: беседы «Чтобы не попасть в опасную ситуацию на улице и дома», игры по ПДД.
В лагере работал Совет лагеря, состав которого входили как воспитатели, так и представители отряда. Заседания Совета проходили два раза в день. На них обсуждались текущие вопросы, планирование и анализ деятельности лагеря.
Выводы:
В летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Королевства Природы» были созданы нормативно-правовые, кадровые, методические, организационно-содержательные условия для эффективного оздоровления и развития личности.
Дети реализовали свои творческие возможности на учебно-познавательных занятиях по различным направлениям.
Социализации обучающихся способствовало проведение общелагерных мероприятий.
В лагере ярко выраженный эффект оздоровления наблюдается у 92 % детей.
Предложения:
Положительный опыт аналитической и организационно-содержательной деятельности в летнем оздоровительном лагере использовать в течение учебного года.
В следующую смену продолжить работу по организации творческой учебно-познавательной деятельности в летнем лагере.
Пояснительная записка.
На смену учебному году приходят летние каникулы. Это замечательная пора, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, укрепить себя физически и морально, получить новые впечатления. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для здоровья социального, адаптации личности в обществе и формирования активной жизненной позиции. В период летних каникул школа продолжает нести ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. В последние годы возросло внимание к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и возможность творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Пребывание в лагере – время получения новых знаний, приобретение навыков и жизненного опыта. Это происходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены. Основное содержание работы летнего школьного лагеря составляет спортивно - оздоровительная, познавательная, интеллектуальнотворческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребёнка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.
Разработка программы продиктована:
Повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых школьников в условиях пришкольного лагеря;
Модернизацией старых форм работы и введением новых;
Использованием естественных оздоровительных факторов лета;
Сбалансированным двухразовым питанием;
Обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет.
На базе нашего общеобразовательного учреждения ГБОУ ООШ с. Покровка этим летом открывается летний лагерь дневного пребывания «Росток» с двумя основными направлениями: экологическим и спортивно - оздоровительным.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием и рассчитана на возраст от 6 до 15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Основная идея программы ДОЛ «Росток» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Смена рассчитана на 21 день, общая численность детей 25 человек, 1 отряд.
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания, и формирования у детей экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.
Задачи:
Использовать разнообразные формы и методы организации отдыха и оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием;
Организовать целенаправленную работу по оздоровлению детей, пропаганде здорового образа жизни;
Развивать творческие способности детей, стремление активно участвовать в работе лагеря;
Формировать гражданское сознание и патриотические чувства у детей;
Формировать у детей активного и ответственного отношения к окружающей среде;
Формировать навыки общения в коллективе, развивать умения быть толерантным по отношению к другим детям;
Развивать и укреплять связь школы, семьи, учреждений культуры и др.
Актуальность, новизна программы.
«Охранять природу, значит охранять РОДИНУ»
М.Пришвин
2017 год – это Год Экологии. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер, поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Летний пришкольный лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, особенно когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях, т.е. летний отдых сегодня – это ещё и социальная защита, поэтому обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Многие учащиеся нашей школы живут в многодетных и неполных семьях. Даже в половине этих семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, связанной с обновлением воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций и современного опыта.
Педагогические принципы программы.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; -Активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Этапы реализации программы.
I этап. Подготовительный – май-июнь
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка ко II смене лагеря. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка документации для деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «РОСТОК», (план - сетка, положения, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
Подготовка материально - технического обеспечения;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Прохождение медицинского осмотра работниками лагеря;
II этап. Основной – июнь - июль
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Проведение входящей диагностики детей и педагогов, организаторских и творческих способностей;
Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД;
IІІ этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Рефлексия, обобщение опыта.
Направления и виды деятельности.
Программа носит комплексный характер и направлена на всестороннее развитие личности, реализацию взаимосвязанных процессов: воспитания, развития, оздоровления, социальной адаптации и самореализации.
Программа предполагает использование разнообразных форм и методов организации отдыха, сочетания игровой и развивающей деятельности, разработку и реализацию тематических дней, максимальное включение детей в соуправление жизнедеятельностью лагеря и отряда.
В программу работы с детьми входят следующие направления:
Экологическое направление
Цель: формирования у детей экологического сознания как совокупности представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа».
Формы работы:
беседа
трудовой десант
экологические акции
экскурсии
викторины
конкурсы
Спортивно – оздоровительное направление
Цель: укрепление здоровья детей, вовлечение детей в систематическое занятие спортом.
Основные виды деятельности:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
организация спортивно-массовых мероприятий;
подвижные спортивные игры;
чемпионаты.
Трудовое направление
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд (Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по отряду, уборку мусора на прилегающей к лагерю территории);
Общественно значимый труд:
трудовые акции,
трудовые десанты,
рейды по уборке на территории посёлка
Гражданско – патриотическое направление
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
беседа;
тематический праздник;
военно-спортивная игра «Зарница»
конкурс рисунков
просмотр фильмов
Познавательно – досуговое направление
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера.
Формы работы:
Игра;
Конкурс;
Викторина;
Праздник;
Турнир;
Просмотр фильма;
Чтение книги;
Дискотека;
Соревнование;
Эстафеты
Содержание деятельности.
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для
личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
1. Спортивно – оздоровительная деятельность.
На спортивно-оздоровительную деятельность в лагере отводится самое главное внимание. Одной из важнейших задач осуществления воспитательной работы в лагере является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Основные виды физкультурно – оздоровительных мероприятий в режиме работы лагеря, организованного на базе школы, по продолжительности, формам и содержанию разделены на группы:
утренняя гимнастика;
игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты; - массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.
Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора и места проведения.
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий возлагается на руководителя физического воспитания, на воспитателей и фельдшера.
Утренняя гимнастика.
С утренней гимнастики должен начинаться каждый день в летнем лагере. Продолжительность гимнастики не менее 10 - 15 минут в хорошую погоду на спортивной площадке, в непогоду в спортивном зале.
Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты.
Игры и эстафеты следует проводить, используя спортивную площадку, спортивный зал и стадион. Для этого воспитатели разработали тематический план на день. В играх и эстафетах принимают участие все дети.
Массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.
Проводить День здоровья, Международный Олимпийский день, чемпионаты - Отдых в сельском доме культуры.
Организаторы СДК вместе с воспитателями проводят различные КТД, организуют детские концерты, дискотеки для детей. Дети развивают свои творческие способности, учатся правильно вести себя на сцене перед публикой.
Оздоровительные мероприятия проходят в медпункте.
Медицинский работник ежедневно проводит осмотр детей и профилактические оздоровительные мероприятия («Минутки здоровья»)
Организация питания детей
Питание детей организуется на базе школьной столовой. Повар обеспечивает 2-х разовое питание, проводит витаминизацию детей.
2. Экологическая деятельность.
Экологическая деятельность в жизни лагеря представлена в форме коллективно-творческих дел. За их подготовку отвечает воспитатель во главе с командирами отрядов.
Коллективно-творческие дела развивают творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. Тематика дней отображается в плане работы лагеря. (план прилагается)
- Экологическая деятельность – это такие формы работы как интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, экологические праздники и практическая деятельность: Экологический десант: «Расти, деревце!», «Чистый берег» и др.
Форма организации деятельности.
Лагерь «РОСТОК» имеет свою атрибутику: флаг, гимн, девиз и знак отличия – галстук зелёного цвета. Каждый член летнего лагеря от начальника до воспитанника должен соблюдать Законы и Заповеди.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Летняя смена будет проходить в рамках тематической игры - путешествия «Путь к солнцу». В летнем лагере на 21 день отряд становятся экипажем со своим названием, девизом, символикой и атрибутикой, которые обсуждаются, выбираются и изготавливаются детьми. Экипаж путешествует по своему маршруту, который позволяет реализовать программу отряда. Экипаж выбирает командира. Воспитатель, а также иной педагогический персонал являются руководителями или организаторами экспедиции.
В начале смены экипаж получает маршрутный лист и подробный инструктаж по прохождению маршрута экспедиции. В ходе игры – путешествия проводятся заседания штаба, на которых подводятся ежедневные итоги. Ежедневно проводится линейка, на которой подводится итоги предыдущего дня, сообщаются новости о жизни в лагере «РОСТОК», дается план работы наступившего дня. Проводится награждение по текущим результатам – вручение орденов «За победу!» и медалей «За волю к победе!».
Каждый день ведётся рабочий дневник (фотоотчёт). В конце дня дети заполняют дневник, записывая в него положительные и негативные отзывы за день, благодарности, предложения. Ежедневно в конце дня ребята отмечают своё настроение на «Дереве настроения» и «Экран настроения».
Воспитателем разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребёнок может ежедневно получать смайлик за активное участие в жизни отряда и в лагере. Если в экипаже набирается 10 смайликов, то их можно обменять на один большой смайлик.
На финише игры проходит итоговое заседание штаба, подсчитываются количество смайликов и определяются - победители.
Участники программы.
Кадровое обеспечение.
Участниками программы являются дети младшего и среднего школьного возраста.
Из числа детей старшего возраста организовывается актив самоуправления. Подбор педагогических сотрудников для работы в лагере осуществляется на добровольной основе из числа педагогов школы.
Подготовку педагогического коллектива к реализации программы проводят авторы программы.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
Воспитатели – организовывают работу отрядов;
Работа с педагогическими кадрами в лагере
ознакомление педколлектива с должностными обязанностями и нормативно
-правовыми документами;
проведение ежедневных летучек для решения производственных вопросов; Функциональные обязанности сотрудников.
Начальник лагеря:
организует координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
создает план работы пришкольного оздоровительного лагеря;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
руководит работой воспитателей.
Воспитатель:
обеспечивает реализацию плана работы
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«РОСТОК» с социумом
БДЦ
д/с Крупский
Предполагаемые результаты.
Результативность реализации Программы измеряется:
Степенью укрепления и оздоровления детей;
Созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
Положительным отношением к трудовой деятельности, проявлением потребности работать в коллективе;
Улучшением отношений в среде подростков, устранением негативных проявлений, искоренением вредных привычек;
Созданием необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формированием у них общей культуры и навыков здорового образа жизни, экологической культуры.
Фактор риска программы.
Нежелание детей участвовать в том или ином мероприятии, снижение интереса. Необходимо выяснить причины, устранить их, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Погодные условия могут сорвать часть мероприятий, проведение которых запланировано на улице. В этом случае возможна замена на одного мероприятия на другое или проведение данного мероприятия в помещении.
Условия реализации программы.
Нормативно – правовые условия
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативноправовых документов:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Санитарно-гигиенические нормы.
Заявления от родителей.
Материально-техническое обеспечение
спортивная площадка, стадион и спортивный зал для проведения спортивных мероприятий и соревнований;
Кабинеты для проведения отрядных мероприятий;
компьютерный класс, Интернет-ресурсы, мультимедиа и видеооборудование;
пришкольные участки, обеспечивающие возможность для трудового, экологического воспитания, опытно-исследовательской деятельности;
игровая площадка;
школьная столовая.
школьная библиотека
территория поселения.
материалы для оформления и творчества детей.
канцелярские принадлежности.
Диагностика.
Анализ дела и деятельности важнейший этап в организации любого дела. Он позволяет соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее. Включение детей и в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.
Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и общелагерных делах, количество и качество проведённых дел.
В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации
Программы применяется следующий инструментарий:
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование
|
Пошаговая диагностика | Смайлики по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Творческий отзыв (Рисунок «Вместе мы») Анкетирование Беседы в отрядах |
Список используемой литературы.
1. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов на/Д: Феникс, 2002г.
2. Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф.
Гинзбург. – Ростов н/Д: Феникс, 2005г.
3. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007г.
4. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001г.
5. Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы / Сост. С. И. Лобачева,
В.А.Великородная, К.В.Щиголь. – М.: ВАКО, 2006
6. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995г.
7. Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 1998г.
8. О летнем отдыхе, и не только / Под ред. Ю.П.Кудинова. – М.: НИИ семья, 1997г.
9. Афанасьев С.П. Весёлые каникулы: Настольная книга воспитателя. - М.: АСТ – Пресс КНИГА, 2004г.
10. Журнал «Классный руководитель».
11. Журнал «Вожатый».
План работы
пришкольного детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«РОСТОК»
ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЕ |
1 день 27.06.2017 «Открытие лагеря» | 1. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» 2. Беседа «Осторожно водоем» 3. Конкурс «Что ты знаешь о родном п. Чаадаевка?» |
2 день 28.06.2017 «День знакомства» | 1. Инструктаж по ТБ (поведение в лагере, безопасное пребывание в лагере, режим дня, сан и гигиен требования, поведение в столовой, питьевой режим) 2. Выбор актива, песни, эмблемы 3. «Ох уж этот Степан Степаныч» (викторина по произведениям С. Михалкова о дяде Стёпе) 4. Поделка «Енот» 5. Игры на знакомство «Свечка» |
3 день 29.06.2017 «День Мастеров» | 1. Зарядка на свежем воздухе. Тематическая физ. минутка 2. Операция «Уют» 3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей», 4. Веселыми тропинками лета. 5. Коллективная работа «Дерево дружбы» 6. Поделка «Божья коровка» |
4 день 30.06.2017 «День Здоровья» | 1. Минутка здоровья «Закаливание» 2. Беседа «Осторожно огонь» 3. Конкурс «Дело мастера боится» 4. Подвижные игры на воздухе 5. Подготовка к конкурсу талантов |
5 день 01.07.2017 День «Волшебных сказок» | 1. Минутка здоровья «Книги о здоровье» 2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки 3. Конкурс рисунков «Волшебные краски» 4. Подвижные игры на воздухе 5. Подготовка к конкурсу талантов |
6 день 02.07.2017 «День талантов» | 1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами» 2. «Минута славы» - конкурс 3. «Фабрика звезд -1» караоке 4. Чтение наизусть стихов любимых поэтов. 5. Подвижные игры на воздухе. |
7 день 03.07.2017 «День малой Родины» | 1. Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию» 2. Экскурсия в музей «История нашего посёлка» 3. Разучивание русских игр 4. Конкурс рисунков «Мой любимый посёлок» 5. Подвижные игры на воздухе. |
8 день 04.07.2017 День «Спасайкина» | 1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 2. «Мой друг велосипед» конкурсная программа на территории школьного школы. 4. Подготовка к концерту. 5. Подвижные игры на свежем воздухе. |
9 день 05.07.2017 День «Театра и музыки» | 1.Минутка здоровья «Осанка –основа красивой походки» 2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры- встреча с сотрудниками библиотеки, ДК. 3. «До, ре, ми, фа, соль – присутствие на репетиции в ДК. 4. Подвижные игры на воздухе |
10 день 06.07.2017 День «Фантазий и юмора» | 1. Минутка здоровья «Правильное питание» 2. Викторина «Устами младенца» 3. Конкурс «Самый фантастический проект» 4. «Мульти-Пульти –карнавал» |
11 день 07.07.2017 «День спорта» | 1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» 2. Подвижные игры на воздухе 3. Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» 4. Конкурс рисунков «Дети против наркотиков» 5. Игры на свежем воздухе. |
12 день 08.07.2017 «День Семьи» | 1. Минутка здоровья «Вкусная, но не здоровая пища» 2. Беседа «Семейные традиции» 3. Рисунки «Моя семья» 4. Подвижные игры на свежем воздухе «Третий лишний», «Цепи кованные» 5. Подготовка к конкурсу «Мисс и мистер лето-2017» |
13 день 09.07.2017 День «Мисс и мистер лето-2017» | 1.Минутка здоровья «Как снять усталость с ног» 2. Конкурс «Мисс и мистер лето - 2017» 3. Интеллектуальная игра «Звездный час» 4. Матч по футболу 5. Подготовка к конкурсу бантиков |
14 день 10.07.2017 День «Игр, игрушек, шариков и бантиков» | 1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье». 2. Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и бантики». 3. Конкурс рисунка на тему «Моя любимая сказка». 4. Подвижные игры на воздухе. 5. Театр –экспромт. |
15 день 11.07.2017 «День Дружбы» | 1. Минутка здоровья «Закаливание» 2. Беседа о дружбе. Что такое дружба? Мультфильм «Дружба познается в беде» 3. Коллективная работа «Дерево дружбы» 4. Поделка из бумаги «Дружные ладошки» 5. Игры на сплочение. Настольные игры (шашки, шахматы). Игры на детской площадке: «Из круга», «Горячая картошка». |
16 день 12.07.2017 «День Музыки» | 1. Минутка здоровья «Зеленая аптека» 2. Презентация «Музыкальные инструменты». 3. Подготовка костюмов к инсценировке притчи. 4. Викторина «Музыкальный калейдоскоп». 5. Подвижные игры с элементами танца. |
17 день 13.07.2017 «День Мудрости» | 1. Минутка здоровья «Что такое солнечный удар?» 2. Легенда про мудрого отца и раздражительного сына» 3. Поделка из цветного картона «Сова» 4. Зарядка на свежем воздухе 5. Конкурс знатоков. Настольные игры. |
18 день 14.07.2017 «День экологии» | 1. Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых». 2. Экологический десант 3. Праздник необычных цветов и цветочных костюмов. (использование вторичного сырья) 4. Спортивные игры на воздухе. |
19 день 15.07.2017 «День Бумаги» | 1. Минутка здоровья «Молочные продукты» 2. История бумаги. 3. Легенды о оригами 4. Поделки в технике оригами: лягушка, тюльпан. 5. Игра «Черный кот», «Булавочка». |
20 день 16.07.2017 День «Дядюшки Домового» | 1. Минутка здоровья «Гигиена одежды» 2. Байки Дядюшки Домового о дружбе и добре. 3. Фото с домовым на память, рисуем портрет домового. 4. Танцевальная зарядка 5. Игры «Глухой телефон», «Красочки» |
21 день 17.07.2017 День «Закрытие лагеря» | 1. Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2. Слушаем музыку. Рисуем музыку. 3. Закрытие лагерной смены «Праздничный концерт» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Название лагеря:
«РОСТОК»РАСТЁМ!
ОЗДОРАВЛИВАЕМСЯ!
СОРЕВНУЕМСЯ!
ТРУДИМСЯ!
ОБЕРЕГАЕМ!
КРЕПНЕМ!
Эмблема:
Символ программы «РОСТОК» представляет собой зелёный росток подсолнуха. Росток – это символ жизни и развитие ребёнка, руки – руки детей и взрослых, которые оберегают, трудятся, творят. (детский рисунок)
Девиз: Живи «РОСТОК»,
Расти «РОСТОК»
И превратишься
Ты в цветок!
Флаг:
Знак отличия:
Гимн:
Музыка: А. Островского
Солнечный круг, поле и луг Всюду леса зеленеют,
Речка шумя, резво течёт.
И вся планета поёт.
Припев:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Ты, человек, в ответе навек
За всю природу планеты!
Пусть все леса, реки, луга Чистыми будут всегда!
Припев:
Если здорова будет земля,
Будет цела вся природа –
И человек навсегда
Будет счастливым тогда!
Припев:
Солнечный свет, озеро, лес Это Чаадаевка родная!
Эко - Прогресс-
Лагерь чудес
Всё сохраним, сберегая!
Клятва:
Я, вступая в ряды детской организации «РОСТОК», перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: - быть честным и справедливым;
уважать своих сверстников и взрослых;
активно участвовать в делах организации; - беречь и охранять богатство своей страны;
стать достойным гражданином России.
Наши законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Наши заповеди:
Человек - часть природы, а не её властелин.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Примерные речевки:
Спортивная речевка
(из журнала «Вожатый») - Мы идем на стадион.
Отряд наш будет чемпион.
Мускулы сильные (говорят мальчики).
А сами мы красивые (говорят девочки).
Кто задору, солнцу рад?
Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
А команда есть?
Есть!
Капитаны здесь?
Здесь!
Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
На пути в столовую
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
На зарядку!
(журнал Вожатый»)
На зарядку выходи!
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка – друг ребят!
Физкультурничек – ребенок,
Набирайся-ка силенок!
Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелым
На солнце загорелыми!
Отряд: «Солнышко»
Девиз: Сколько у солнышка ярких лучей
Столько у нас забот и затей!
Календарь знаменательных дат
27 июня | День молодёжи (праздничный день) |
|
29 июня | День партизан и подпольщиков (памятная дата) |
|
30 июня | День экономиста |
|
3 июля | День ГАИ (ГИБДД МВД РФ) |
|
Первое воскресенье июля | День работников морского и речного флота |
|
7 июля | День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (день воинской славы России) | Чесменское сражение (тур. Çeşme Deniz Savaşı) - морское сражение 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года возле и в Чесменской (тур. Çeşme) бухте между русским и турецким флотами. 7 июля является Днём воинской славы России - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении. |
8 июля | День семьи, любви и верности (всероссийский праздник) |
|
10 июля | День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год) (день воинской славы России) | Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтава на Украине (Левобережье Днепра). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе. |
17 июля | День этнографа |
|
«Дерево настроения»
Каждый ребёнок рисует на альбомном листе бумаги знак (ладошку или листочек дерева определенного цвета) своего настроения, и ежедневно приклеивает на большое дерево, на листочке записывается дата:
Красный – классный день!
Зеленый – очень хороший день!
Жёлтый – день как день.
Синий – скучный день.
РЕЖИМ ДНЯ
8:30 - 9:00 - сбор детей
9:00 - 9:05 - утренняя линейка (построение)
На линейку быстро стройся!
9:05 - 9:15 - зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9:15 - 10:00 - завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10:00 - 12:00 - подвижные игры, мероприятия по плану
12:00 - 12:45 - спортивные мероприятия, оздоровительные процедуры
12:45 - 13:15 - обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
13:15 - 14:30 - сценические мероприятия (концерты, спектакли, шоу, телепросмотры)
14:30 - уход домой "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!