Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 102 «Созвездие» г. Набережные Челны
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 102 «Созвездие»
____________Чепикова ЭА.
Рассмотрено и утверждено
на педагогическом совете
от «___» __________ 2014 г.
Протокол № ___
ПРОГРАММА
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
«Здравствуй, сказка!»
Срок реализации: 1 год
Составители программы:
Анисимова Светлана Григорьевна
Соловьева Ксения Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Набережные Челны 2014 год
Пояснительная записка
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств у детей, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога), созданием положительного эмоционального настроя.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, сопровождающие этот вид деятельности, совершенствуют речевой аппарат ребенка.
Цель программы: Организация коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Задачи:
Познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Развивать речевую культуру (звуковой культуры речи, диалоговой, связной речи).
Развивать умения импровизировать с театральными куклами.
Совершенствовать положительные эмоции и чувства у детей в процессе коллективной театрализованной деятельности.
Воспитывать коллективные взаимоотношения в театрализованной деятельности
Особенностью программы «Здравствуй, театр!» является то, что вся работа воспитателя строится согласно пяти направления работы с детьми:
1 направление: Театральная игра
С помощью театрализованной игры детей учат ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.
2 направление: Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
3 направление: Культура и техника речи
Проводятся игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
4 направление: Основы театральной культуры
Дети знакомятся с элементарными понятиями, связанными с профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
5 направление: Работа над спектаклем
Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работа с этюдами, постановка детского спектакля.
Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста в условиях кружковой деятельности. Встреча с детьми по программе проводится 1 раз в неделю, длительность занятия 25 минут (Количество в год - 33 академ. часа). Все занятия проводятся в игровой форме.
Однако следует заметить: акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Проектируемые результаты и способы их проверки.
1. Ребенок знаком с основами театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. У ребенка развита речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. У ребенка развиты навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Ребенок владеет основами коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Проектируемые результаты демонстрируются детьми во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Характеристика уровней знаний и умений в театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Способы проверки результатов работы с детьми.
Задание № 1
Разыгрывание сказки «Лиса и заяц»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лиса и заяц». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Задание № 2
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Количество занятий | Теория | Практика |
1 | Семья, дружба | 3 | 1 | 2 |
2 | Этикет и эмоции | 4 | 2 | 2 |
3 | Времена года | 5 | 2 | 3 |
4 | Животные, птицы, насекомые | 12 | 3 | 9 |
5 | Сказки, волшебство | 6 | 2 | 4 |
6 | Итоговый показ родителям | 3 | | 3 |
Итого | 33 | 10 | 23 |
Перспективно-тематический план
Октябрь
№ | Тема | теория(мин.) | практика(мин.) |
1 | Путешествие в зоопарк стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей?» | 5 | 15 |
2 | Волшебная корзиночка этюды на развитие движений и жестов | 10 | 10 |
3 | Старичок Лесовичок игра «Волшебное превращение» | 8 | 12 |
4 | Волшебное зёрнышко Игра «Что выросло в лесу» | 5 | 15 |
Ноябрь
№ | Тема | Теория(мин.) | практика(мин.) |
1 | Солнышко пальчиковые игры, имитация движений | 5 | 15 |
2 | Осенний лес упражнения на память физических действий и ощущений | 8 | 12 |
3 | Художница Осень игра с движением, мини- сценка «Ёж-чистюля» | 5 | 15 |
4 | Сказочный домик пальчиковые игры, чтение сказки «Три поросёнка» | 10 | 10 |
Декабрь
№ | Тема | теория(мин.) | практика(мин.) |
1 | Кошкин дом ролевой театр по сказке (отрывок) | 5 | 15 |
2 | Доктор Айболит игры на имитацию голоса | 7 | 8 |
3 | Зимушка - зима игра «Снежинки», игры на развитие речевого дыхания | 10 | 10 |
4 | Итоговый показ сказки для родителей | | 20 |
Январь
№ | Тема | теория(мин.) | практика(мин.) |
1 | Утка и утята Проговаривание чистоговорок, пальчиковые игры | 10 | 10 |
2 | Сказочный волшебник викторина «Из какой сказки я пришёл» | 7 | 8 |
3 | Очень жить на свете туго без подруги или друга рассказывание сказки «Лучшие друзья» | 10 | 10 |
Февраль
№ | Тема | теория(мин.) | практика(мин) |
1 | Весёлые превращения ролевой театр по сказке (по желанию детей) | 5 | 15 |
2 | Котёнок разучивание и проигрывание сценки | 8 | 7 |
3 | Насекомые игра «Пчёлы в улье» | 10 | 10 |
4 | Муха - Цокотуха стихи с мимикой и жестами | 5 | 10 |
Март
№ | Тема | теория(мин.) | практика(мин) |
1 | Воображаемое путешествие ролевой театр по сказке «Репка» | 5 | 15 |
2 | Эмоции игры «Угадай эмоцию» и «Испорченный телефон» | 5 | 15 |
3 | Театрализованная игра «Корабль» беседа, игра | 10 | 10 |
4 | Животные во дворе артикуляционная гимнастика, скороговорки | 7 | 8 |
5 | Итоговый показ сказки для родителей | | 20 |
Апрель
№ | Тема | теория(мин.) | практика(мин) |
1 | Весна - красна беседа, игры | 7 | 8 |
2 | Превращения ролевой театр по сказке Сутеева «Под грибом» | 5 | 10 |
3 | Хозяйка и кот мини-сценка, пальчиковые игры | 5 | 10 |
4 | Пчёлы в улье игра-пантомима, отгадывание загадок | 7 | 8 |
Май
№ | Тема | Теория (мин.) | Практика (мин) |
1 | Вежливые слова показ театра «Вежливые слова» по Э. Машковской | 10 | 10 |
2 | Эмоции знакомство с пиктограммами | 10 | 10 |
3 | Муха-Цокотуха игра «Договорим то, что не придумал автор» | 5 | 5 |
4 | Заюшкина избушка игра «Скажи голосом героя сказки» | 5 | 15 |
5 | Итоговый показ сказки для родителей | | 20 |
Материальное обеспечение программы:
Ширмы настольные;
Разнообразные виды театра:
- плоскостной; - теневой;
- театр картинок; - театр на ложках;
- театр мягких игрушек; - куклы би- ба-бо;
- театр зубных щёток; - пальчиковый театр;
- театр резиновых игрушек; - деревянный театр;
- перчаточный театр; - бумажный театр
Декорации для театра;
Детские музыкальные инструменты;
ТСО, диски с записями;
Маски, полумаски;
Костюмы, уголок ряженья;
Предметы – заместители.
Методическое обеспечение программы:
Сценарии театральных постановок.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 2001.
Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
Хрестоматия по детской литературе. - М., 1996.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду игры, упражнения, сценарии. – М., 2008.
Используемая литература:
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду игры, упражнения, сценарии. – М., 2008.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М., 2003.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 2001.
Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. - М., 2002.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 1999.
Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2004.
Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.