СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Дорога к доброму здоровью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: "Развитие познавательных навыков у воспитанников детских садов и учащихся школ при реализации программы "Разговор о правильном питании" в образовательных организациях

Просмотр содержимого документа
«Программа "Дорога к доброму здоровью"»

"Дорога к доброму здоровью"

Разработка и реализация данной программы стала результатом многолетнего опыта работы учителей начальных классов МБОУСОШ с.Никульевка, который показал большой интерес детей, а также их родителей к изучению русской народной кухни, связи искусства кулинарии и традиционных народных промыслов, сохранившихся и развивающихся в центрах народных промыслов России. В результате социально-педагогического исследования, проведенного учителями МБОУСОШ с.Никульевка было выявлено, что знания подрастающего поколения о таких важных и необходимых каждому современному человеку вещах, как здоровое питание минимальны. Все это сказывается не только на физическом, но и умственном развитии детей, что оказывает значительное влияние как на успехи в школе, так и личностную самореализацию ребенка.

Актуальность, а также педагогическая целесообразность данной программы связана, в большей мере, с необходимостью освоения детьми современного подхода к здоровому и натуральному питанию, так как в настоящее время это одна из наиболее важных задач формирования в российском обществе здорового образа жизни.

Однако при решении данной задачи можно столкнуться с рядом трудноразрешимых проблемных ситуаций, одной из которых является развитие научно-технического прогресса в области пищевой промышленности. В настоящее время многие производители, стремясь получить наибольшую прибыль, пытаются максимально продлить срок годности продуктов, упрощают технологии производства, что, по мнению многих специалистов и исследователей, практически не возможно без насыщения натуральных продуктов питания искусственными добавками, действие которых на человеческий организм еще до конца не изучено. Многочисленные исследования доказали, что особенно остро изобилие продуктов, насыщенных искусственными добавками, ощущается в крупных городах.

Практически любой потребитель, тем более ребенок, активно реагирует на яркие, с неестественно-приятным запахом долго не портящиеся продукты, которыми, при соблюдение всех норм производства и потребления, нельзя навредить здоровью, но следует отметить, что длительное употребление подобных продуктов может пагубно сказаться на состоянии здоровья как отдельных органов пищеварения, так и организма в целом. Эта проблема активно изучается рядом российских и зарубежных ученых. Однако рыночные отношения устанавливают определенные правила, которые, к сожалению, не всегда оказывают благоприятное влияние на продукцию.

Помимо различных «уловок» производителей активное влияние на выбор покупателя оказывают средства массовой информации. Они зачастую навязываю стереотипы питания, которые иногда не только противоречат национальным традициям, но и далеко не всегда отвечают критериям здоровой, полезной пищи. Еда и напитки, предлагаемые различными «фаст-фудами», сладости, жевательные резинки и другие продукты, благодаря навязчивой и агрессивной рекламе не могут не оказывать влияния на детей и подростков.

Между тем, нельзя представить более натуральной пищи, чем та, которую употребляли наши предки на протяжении многих веков. К этой пище, отвечающей естественной потребности человека, за века приспособились организмы не только наших далёких предков, но и в какой-то мере это передалось и нам самим, а также нашим детям.

Именно по этой причине имеет смысл изучать, в первую очередь, народную кухню. Национальная русская кухня интересна не только обилием вкусных питательных и полезных блюд, но и связанными с ними традициями и обрядами.

Помимо актуальности темы здорового питания современного человека, в основу программы легло представление о том, что процесс социализации ребёнка, его разносторонней подготовки к взрослой жизни невозможен без обращения к богатейшему опыту, накопленному в культуре России.

Народная культура – чрезвычайно объёмное понятие, охватывающее все стороны общественной и личной жизни человека. Хозяйственная деятельность, быт, отдых – все это составляющие данного понятия и сороны жизни русского человека.

В сложных природно-климатических и внешнеполитических условиях, в которых происходило складывание русской нации, особую важность приобретала выработка у жителя страны физических, умственных и нравственных качеств.

Естественно, что необходимым фундаментом для формирования и развития всех этих качеств являлось физическое здоровье человека, достичь и сохранить которое было, невозможно без рационального и полноценного питания.

По мере расширения Русского государства, превращения его в Российскую империю менялся и состав населения. Каждый народ привносил свою культуру питания, некоторые элементы которой усваивались русским населением. Однако обогащение иными кулинарными традициями не изменило сущности национальной русской кухни. От поколения к поколению передавались секреты национальных блюд, рецепты, тонкости мастерства и т.д. Это впоследствии помогало хозяйкам в самостоятельной жизни. Всего лишь век, а то и меньше назад, невозможно было себе представить выходящую замуж девушку, которая не владела бы десятками, а то и сотнями индивидуальных приёмов кулинарного мастерства.

Сегодня, к большому сожалению, родителям некогда, а зачастую и нечего передать своим детям в качестве собственных семейных традиций кулинарии. В большинстве семей позабыты секреты многих исконно русских блюд, утрачивается традиция совместного с детьми приготовления не только будничных, но даже и праздничных обедов и ужинов.

Специалисты в ходе многочисленных исследований выделили три основных аспекта, с помощью которых культура питания, как комплексный процесс, оказывает влияние на формирование личности человека уже с малых лет:

1. играет важную социальную роль, способствует социализации детей, приобретению опыта хозяйственной деятельности в семье;

2. способствует укреплению и поддержанию здоровья ребенка, что несомненно важно, так как без здорового, полноценного и организованного питания невозможно добиться не только физического, но и умственного развития детей;

3. содействует развитию нравственных и эстетических норм детей. Приготовление и потребление пищи исторически являлось составной частью различных обрядов и ритуалов, которые сопровождались выполнением определенных правил норм поведения.

Таким образом, постигая азы кулинарного мастерства, дети смогут лучше понять национальную традиционную культуру, связанную не только с питанием, но и исконно-русскими традициями, а также, смогут увидеть смысловую глубину и внутреннюю гармонию, которые скрываются за внешне простыми приемами приготовления и потребления еды, сложившимися в нашей стране.

В то же время восстановление традиций национальной русской кухни не означает отторжения иных кулинарных традиций. Современному человеку полезно иметь представление о кулинарных традициях других народов мира. Знание искусства кулинарии и связанных с ней традиций других стран может способствовать развитию интереса к культурам других народов, что поспособствует развитию у детей толерантных качеств.

Таким образом, приобщение детей к кулинарному искусству собственной страны может и должно стать средством комплексного обучающего, воспитательного и здоровьесберегающего воздействия, содействующего приобретению социально значимых знаний, умений и навыков, развитию личностных качеств.

Целью программы является формирование у обучающихся через постижение основ кулинарного искусства устойчивой мотивации к здоровому питанию, основанному на следовании традиций национальной русской кухни.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить детей с традициями русской кухни и их местом в народной бытовой культуре;

- сформировать навыки и умения приготовления основных блюд русской, славянской кухни и кухни некоторых народов мира;

- обучить приемам художественного оформления блюд и сервировки стола;

- сформировать представление о рациональном и здоровом натуральном питании;

- ознакомить обучающихся с технологией осуществления проектно-исследовательской деятельности в сфере изучения кулинарных традиций.

Развивающие:

- развить интерес к творческому познанию и самовыражению;

- сформировать ориентацию на ценность натурального питания;

- развить и поддержать интерес к народному творчеству и культуре в сфере быта;

- способствовать развитию художественного вкуса.

Воспитательные:

- сформировать навыки работы в коллективе;

- расширить трудовой опыт детей, приучить к самообслуживанию;

- развить терпение, настойчивость, трудолюбие;

- осуществить профилактику зависимого поведения.

Отличительные особенности и новизна программы.

Программа «Дорога к доброму здоровью» по своим целевым установкам, структуре и содержанию существенно отличается от традиционных программ по кулинарии.

Эти отличия заключаются:

1) в изучении основ кулинарии на материалах национальных кулинарных традиций, при этом национальная русская кухня рассматривается как часть материального и духовного наследия русского народа;

2) в изучении связи культуры питания с бытовой культурой народов;

3) в увеличенном количестве рецептов национальных русских блюд;

4) в знакомстве обучающихся с некоторыми особенностями кухонь народов мира;

5) в акцентировании внимания на основах здорового питания детей и подростков;

6) в большем, чем в традиционных школьных программах, объеме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, в том числе и с литературой;

7) в участии обучающихся в учебно-исследовательских экспедициях, позволяющих изучать кулинарные традиции отдельных регионов России, выявлять и восстанавливать утраченные рецепты.

Вся организация образовательной деятельности по данной программе осуществляется путём интеграции изучения народного наследия в области кулинарного искусства с научно обоснованными тенденциями в организации здорового питания, свойственными современному обществу.

Таким образом, новизна программы «Дорога к доброму здоровью» состоит в том, что она ставит и решает традиционную для подобных программ задачу обучения детей основам кулинарии в широком культурологическом контексте с использованием приемов художественного творчества и современных здоровьесберегающих технологий. Эти дополнительные аспекты усиливают социально значимый смысл программы и придают ей особую актуальность как программы, содействующей социальной адаптации подростков.

Возраст детей. Программа рассчитана на детей от 6,5 до 11 лет.

В возрасте 9-11 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор предметной сферы для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия нового материала, в большинстве своем имеют высокий уровень обучаемости и познавательной мотивации, легко идут на контакт и готовы к сплочению в дружный коллектив, начинают задумываться о необходимости беречь своё здоровье, интересуются историей и культурой своей страны.

Количество обучающихся в группах от 7 до 10 чел.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общий объем реализации программы – 136 часов, по 68 часов в каждый год обучения. При этом на втором году обучения значительно больше внимания уделяется самостоятельной работе детей, прежде всего - проектно-исследовательской деятельности.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю по 2 учебных часа с перерывами по 15 минут каждый час. Такой режим обусловлен спецификой работы – приготовлением на занятии тех или иных блюд, что невозможно осуществить в пределах стандартного двухчасового занятия.

В процессе обучения используются следующие формы занятий: комбинированное учебное занятие, праздничное застолье, экскурсия, экспедиция.

Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:

- краткое повторение пройденного материала;

- изучение новой темы, заполнение инструкционной карты, работа с литературой;

- вводный инструктаж;

- практическая работа по приготовлению блюда и сервировке стола с текущим инструктажем;

- дегустация, обсуждение результатов занятия, подведение итогов;

- уборка помещения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

В результате первого года обучения дети:

- будут знать основы техники безопасности при работе на кухне: работа с колющими и режущими инструментами, мясорубкой, кухонным комбайном и др., нагретыми духовкой и плитой, микроволновой печью, электроприборами;

- будут знать основные традиции русской кухни и их связь с бытовой народной культурой;

- овладеют навыками и умениями приготовления основного набора блюд русской кухни;

- усвоят азы рационального питания и здорового образа жизни;

- научатся рационально организовывать своё рабочее место, аккуратно выполнять работу, красиво оформлять готовые изделия.

У обучающихся также будут закреплены и развиты следующие личностные качества:

- терпение, настойчивость, желание добиваться хорошего результата;

- умение работать в коллективе;

- уважение труда товарища;

- ответственность;

- культура самообслуживания.

В результате второго года обучения будут сформированы и закреплены следующие знания, умения и навыки:

- знание техники безопасности и личной гигиены при работе с пищевыми продуктами;

- знание основных принципов, на которых строилась старорусская, славянская и обрядовая кухни, умение приготовить их самые типичные блюда;

- знание принципов изготовления некоторых блюд народов мира;

- умение приготовить по рецептам различные современные блюда;

- знание последних тенденций в диетологии и валеологии;

- умения и навыки ведения исследовательской и проектной работы.

Получат дальнейшее развитие следующие личностные качества:

- отзывчивость, умение помогать друг другу в процессе работы;

- личная потребность в проявлении художественного вкуса;

- интерес к творческому познанию и самовыражению через проектно-исследовательскую деятельность;

- устойчивая мотивация к здоровому питанию и образу жизни;

- умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков.

Способы проверки результатов обучения: в соответствии с указанной выше дифференциацией ожидаемых результатов разработана таблица основных параметров, измеряемых по 10-балльной системе (Приложение 1), а также на каждого ребенка заведена индивидуальная карта освоения образовательной программы (Приложение 2)§. Карта заполняется дважды в год – в начале и в конце учебного года. Сводные данные по группе суммируются и доводятся до сведения администрации.

Формы подведения итогов реализации программы

В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения и навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. Эти знания выявляются в устных ответах на каждом занятии, во время проведения тематических викторин – после прохождения определенной темы. Результатом овладения практическим материалом являются готовые блюда, которые приготавливаются и дегустируются почти на каждом занятии, а затем проводятся обсуждения итогов работы.

В течение первого учебного года проводятся: конкурс украшения закусок – как итог темы «Закуски да винегреты»; конкурс росписи пряников – как итог темы «История и традиции русского застолья»; конкурс украшения тортов и пирожных – как итог темы «Пей чай, не вдавайся в печаль»; праздник-конкурс «Масленица».

В этих конкурсах принимают участие обучающиеся, которые наиболее успешно освоили тему, а остальные ребята участвуют в конкурсах зрителей. В конце учебного года проводится заключительное занятие с викторинами, конкурсами, обсуждением результатов и награждением победителей. Выдается удостоверение об окончании общего курса по данной программе.

В течение второго учебного года обучающиеся принимают участие в конкурсах и праздниках в качестве детского жюри и таким образом показывают собственные знания и умения. Обучающиеся этого года выполняют проектно-исследовательскую работу и выступают с докладами, презентациями, участвуют в диспутах и конференциях, проводят защиту своих работ. На заключительном занятии при обеспечении компьютерами возможно проведение викторины «Кулинарная энциклопедия».

При успешном окончании двух лет обучения выдаётся соответствующее свидетельство и при особых успехах – характеристика для поступления в профильное учебное заведение среднего профессионального образования.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел программы, кол-во часов

№ п/п

Тема занятия

Цель

Задачи

Основные понятия

Формы проведения

Методы, приёмы

Результат

Разнообразие питания

(6 часов)





































Гигиена питания и приготовление пищи (8 часов)



























Рацион питания, продукты питания (17 часов)
























1

Вводное занятие. Важность правильного питания.

Познакомить учащихся с героями программы.

Обогатить знания детей об основах рационального питания.

Правильное питание.

Анкетирование.

Беседа.

Получение представления о правильном питании и его важности для здоровья.

2-3

Если хочешь быть здоров.

Сформировать представление о важности правильного питания

Формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания.

Правила этикета: знакомство. Характеристики героев: внешний вид, характер, особенности поведения

Экскурсия в природу, конкурс рисунков любимых блюд, инсценировка .


Театрализованное представление с участием героев программы «Улица Сезам»

Получение представления о важности правильного питания и знакомство с героями программы.

4 - 6

Самые полезные продукты.

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека; научить выбирать полезные продукты.

Формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда Формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека,

формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию.


Продукты, блюда, здоровье

Игра-соревнование, инсценирование «Сказки про репку»

Разгадывание загадок, дидактическая игра «Где что растёт?», игра «Шифровальщики»

Получение представления о том, какие продукты наиболее полезны для человека.

7 -9

Как правильно питаться.

Сформировать представление об основных принципах гигиены питания.

Развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения.

Развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием.


Питание, здоровье, правила гигиены

Игра-обсуждение, конкурс стихов

Чтение стихов, оздоровительная минутка «Вершки и корешки»

Игра-обсуждение «Законы питания», игра «Чем не стоит делиться»

Усвоение знаний о том, что от того, как, сколько и когда мы едим зависит наша работоспособность и внешний вид.

10 - 11

Удивительные превращения пирожка.

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдение режима питания.

Формировать представление о роли регулярного питания для здоровья,

формировать представление об основных требованиях к режиму питания.

Режим дня, выбор рациона питания, здоровое питание.

Соревнование, тестирование, игра.


Игра «Помоги Кате», работа с пословицами, демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина».

Получение представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

12 -14

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака


Формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню,

расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака,

формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде

Завтрак, режим, меню, каша, крупа

Презентация о культурных растениях, предметное занятие с гербарием и крупами, ручной труд – детское лото

Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» викторина «Печка в русских сказках», игра «Поварята»

Игры «Пословицы запутались», «Знатоки», «Сложные слова»

Формирование у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака

15 -17

В гостях у молока

Познакомить детей со значением молока и молочных продуктов

Формировать представление о роли молочных продуктов для здоровья человека

Правильное питание, молочные блюда, меню

Конкурс пословиц, пение песен, игра, кроссворд

Инсценирование песни

Формирование представления о необходимости включения в рацион человека молочных продуктов

18 -20

Плох обед, если хлеба нет.

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе; об опасности еды всухомятку.

Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню

Конкурс пословиц, пение песен, игра.

Игры «Секреты обеда», «Советы хозяюшки», «Лесенка с секретом»

Венок из пословиц, песня «Зёрнышко», игра «Угадай-ка»

Получение представления об обеде как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе; об опасности еды всухомятку.

21

Мы за чаем не скучаем

Расширить знания о чае как полезном напитке, познакомить с историей чая, с чайной церемонией

Формировать представление о роли воды для организма человека,

расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.

Жажда, здоровье, напитки.

Беседа. Практическое занятие – чайная церемония

Конкурсы «Сбор чая», «Принеси чай», «Реклама чая», «Самый вкусный чай», «Заварим чай»

Формирование представления о роли воды для организма человека.

Расширение представления о разнообразии напитков, о пользе различных видов напитков.


22-23

Поешь рыбки – будут ноги прытки

Формирование представлений о полезных свойствах рыбных блюд

Формировать представления о необходимости включения в рацион человека блюд из рыбы и морепродуктов

Меню, здоровье, рыбные блюда

Игровая программа

Разнообразие рыб на земле

Выступление повара Кипрачёвой А. С. Конкурс загадок, чтение стихотворений, Викторина, конкурс рисунков «В подводном царстве»

Формирование представления о необходимости включения в рацион человека растительной рыбных блюд

24 -25

Полдник. Время есть булочки.

Познакомить детей с вариантами полдника, закрепить представление о значении молока и молочных продуктах.

Формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню.

Формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника


Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты

Конкурс-викторина, игра-демонстрация.


Кроссворд «Молоко», игры «Подбери рифму», «Кладовая народной мудрости»

Викторина «Знатоки молока», игра-демонстрация «Это удивительное молоко»

Формирование представления о полднике как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе, значения молока и молочных продуктах.

26

Пора ужинать.

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню,

расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина


Ужин, меню


Практическая работа - меню для ужина , игра.

Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд?»

Игры «Объяснялки», «Что можно есть на ужин?»

Формирование представления об ужине как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе.

27 - 28

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов,

формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи.


Витамины, фрукты, овощи

Практическое занятие – выращивание зелени. Игра


Дидактическая игра «Морские продукты», «Вкусные истории». Проращивание репчатого лука в баночках на подоконнике.

Игры «Отгадай название», «Отгадай мелодию»

Формирование представления о необходимости включения в рацион человека растительной пищи и витаминов.


29

Как утолить жажду.

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков

Формировать представление о роли воды для организма человека,

расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.

Жажда, здоровье, напитки.

Беседа. Практическое занятие – приготовление витаминных напитков.

Исследование состояния воды, приготовление морсов.

Формирование представления о роли воды для организма человека.

Расширение представления о разнообразии напитков, о пользе различных видов напитков.



30

Каждому овощу свое время.

Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами.

Развивать представление о пользе фруктов и овощей ,

формировать представление о сезонных фруктах и овощах.

Овощи, фрукты, витамины, здоровье

Беседа. Практическое занятие – приготовление овощных салатов.

Выставка овощей и фруктов, игра «Магазин»

Конкурс стихов и загадок.

Получение представления о пользе фруктов и овощей ,

формирование представления о сезонных фруктах и овощах.



31

Где найти витамины весной

Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

Формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов,

формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи.

Овощи, фрукты, витамины, здоровье

Беседа, игра.

Игры «Отгадай название», «Морские прдукты», «Отгадай мелодию», «Вкусные истории»

Получение представлений о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека


32

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

Расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья,

формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом


Здоровье, спорт, питание, здоровый образ жизни.

Беседа, игра.

Игра «Мой день», игра «Меню спортсмена»

Получение представления о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

Итоговое занятие (2 часа)

33-34

Праздник урожая

Закрепить полученные знания о законах здорового питания, познакомить с полезными блюдами для праздничного стола.

Обобщить знания о правильном питании,

расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания у детей.



Питание, здоровье, блюда

Конкурс салатов и праздничных блюд. Концертная программа.

Дегустация праздничных блюд.

Инсценировка, пение песен, чтение стихов.

Получение знаний о правильном питании,

расширение представления о наиболее полезных продуктах и блюдах.





«Разговор о правильном питании» 2-й год обучения включает в себя разделы:

  1. Здоровье – это здорово.

  2. Продукты разные нужны, блюда разные важны.

  3. Режим питания.

  4. Энергия пищи.

  5. Где и как мы едим.

  6. Ты – покупатель.

  7. Ты готовишь себе и друзьям.

  8. Кухни разных народов.

  9. Кулинарная история.

  10. Как питались на Руси  и в России.

  11. Необычное кулинарное путешествие



Предполагаемый результат:

  • полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

  • дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.


Содержание программы курса «Разговор о правильном питании»

2-й год обучения

1. Разнообразие питания.

Знакомство с программой курса. Беседа.

Экскурсия в столовую.

2. Самые полезные продукты

Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку».

Учимся выбирать самые полезные продукты.

Сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.

3. Правила питания.

Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.

Оформление плаката с правилами питания.

4. Режим питания.

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка

5. Завтрак

Беседа«Из чего варят кашу».

Различные варианты завтрака.

Игры, конкурсы, викторины.

Составление меню завтрака.

6. Роль хлеба в питании детей

Беседа «Плох обед, если хлеба нет». Рацион питания, обед.

Игры, викторины, конкурсы.

Составление меню обеда.

7. Проектная деятельность.

Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.

Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».

8. Подведение итогов работы.

Творческий отчет вместе с родителями.








Календарно-тематическое планирование курса «Правильное питание».


Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия


Содержание



Разнообразие питания.

Экскурсия в столовую.

Знакомство с программой курса. Беседа.




Самые полезные продукты


Беседа « Какие продукты полезны и необходимычеловеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.




Правила питания.


Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.

Оформление плаката с правилами питания.




Режим питания.


Важность регулярного питания.

Соблюдение режима питания. Сюжетно-ролевая игра,

соревнование, тест.




Завтрак. Разнообразие каш для завтрака.


Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.

Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.




Роль хлеба в питании детей


Беседа «Плох обед, если хлеба

нет». Игры, викторины, конкурсы.



Проектная деятельность.

«Плох обед, если хлеба нет».


Определение тем и целей проекта, формы организации,

разработка плана проекта.

Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».

Защита проектов.



Составление меню для завтрака.

Различные варианты завтрака.

Игры, конкурсы, викторины.

Составление меню завтрака.




Праздник «Хлеб – всему голова»

Игры, конкурсы, викторины.



Правила питания

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест



Практическое занятие. Законы питания.

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Сюжетно-ролевая игра.



Правильное питание

Оформление плаката.



Удивительное превращение пирожка.

Беседа. Органы пищеварения. Демонстрация

удивительного превращения пирожка



Практическая работа. Удивительное превращение пирожка.

Оформление плаката.



Полезные фрукты.

Оформление плаката.



Полезные овощи.

Оформление плаката.



Продукты разные нужны, блюда разные важны.


Игры, викторины, конкурсы.




Экскурсия на пекарню

Демонстрация

удивительного превращения пирожка




Составление меню для обеда.

Рацион питания, обед.




Составление меню для обеда.

Различные варианты обеда. Сюжетно-ролевая игра.



Какие продукты полезны и необходимы человеку

Игры, конкурсы, викторины.




Какие продукты полезны и необходимы человеку

Важность регулярного питания. Оформление плаката.



Праздник «Сушки»

Игры, конкурсы, викторины.




Кухни разных народов

Знакомство с кухнями разных народов



Кухни разных народов

Знакомство с кухнями разных народов. Игры, конкурсы, викторины.



Как питались на Руси  и в России

Определение тем и целей проекта, формы организации,

разработка плана проекта.

Выполнение проектов по теме

«Как питались на Руси  и в России».

Защита проектов.

Праздник «Луковые посиделки»



Как питались на Руси  и в России



Луковые посиделки



«Путешествие по улице Правильного питания»


Тема занятия: Как питались на Руси и в России

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: практикум - путешествие.

Задачи:

образовательные

  • расширить знания детей о кулинарных традициях своей страны; показать взаимообусловленность возникновения традиционных блюд от географии территории, а также особенностях ведения хозяйства;

  • сформировать представление детей о многообразии, простоте и пищевой ценности многих традиционных блюд русской национальной кухни, возможности ежедневного включения некоторых из них в рацион питания школьников;

  • познакомить детей с традиционными рецептами приготовления блюд русской национальной кухни (по краеведческому материалу);

воспитательные:

  • способствовать формированию у детей толерантности: уважения к национальной культуре собственного народа и других народов.

Методические рекомендации по проведению занятия:

*Занятие представляет собой ряд этапов, последовательно сменяющих друг друга. Каждый этап является отдельным тематическим модулем. Выполнение заданий каждого модуля направлено на реализацию задач, поставленных перед данным занятием.

В практикуме - путешествии представлены модули: «Пункт регистрации «Гостям всегда мы рады!», «Вопросы бабушки Лукерьи», «Информбюро: советы мудрой Совы», «В гостях у Алевтины Тимофеевны», «Трактир «Будьте здоровы!». Заранее готовится импровизированная карта путешествия и красочные символы, обозначающие название остановок, которые по ходу занятия крепятся на магнитной доске, образуя тем самым маршрут путешествия. В нашей школе имеется интерактивная доска - тогда выбранные графические объекты непосредственно выводятся на интерактивную доску.

В сюжете занятия использованы кукольные персонажи, придуманные автором и используемые в различных занятиях – бабушка Лукерья, мудрая Сова. Эти роли, с учетом предварительной подготовки, можно поручить подготовить родителям учащихся. В модуле «», построенному по типу ролевой игры, роль бабушки Алевтины Тимофеевны может исполнить любая «настоящая» бабушка ребят.

Кроме того, у классной доски желательно расположить небольшую выставку – экспозицию «Уголок крестьянской избы», подготовленную заранее усилиями детей и их родителей, которая будет использована для реализации модуля «В гостях у Алевтины Тимофеевны». Прим: объектами выставки могут стать рушники, скатерть, самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки, волосяное сито и др. незатейливые предметы домашнего обихода, до сих пор используемые или просто бережно хранимые во многих сельских семьях.

Оформляется маршрутный лист, который учащиеся заполняют после выполнения заданий учебных модулей.

I этап (мотивационно-подготовительный):

Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в виртуальное кулинарное путешествие по России. Из дня сегодняшнего мы заглянем на 100, а иногда и на 200-300 лет назад. Каждый из вас получает свой маршрутный лист. Попрошу всех пройти пункт регистрации. Наше путешествие начинается.

II этап (деятельностный):

Остановка «Пункт регистрации «Гостям всегда мы рады!»

Здесь вам необходимо начать заполнение своих маршрутных листов:

Маршрутный лист виртуального кулинарного путешествия по России

Остановка «Пункт регистрации «Гостям всегда мы рады!»



________________________________________________________________

Фамилия, имя путешественника, класс

В путешествие мы возьмём того, кто сможет объяснить пословицы:


Кто излишне полнеет, тот стареет.


Двигайся больше, проживешь дольше.


Кушай просто, проживешь лет до ста.


Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке.


Не в меру еда - болезнь и беда.


Без бодрости в теле нет четкости в деле.


Живи не для того, чтобы есть, а ешь для того, чтобы жить.


С водкой дружить - здоровье пропить.


Пешком ходить - долго жить.


Кто друг дурным привычкам, тот враг сам себе.


Нервы нужно держать на поводке.


Быстрого и ловкого болезнь не достигнет.



Остановка «Вопросы бабушки Лукерьи»

КРОССВОРД «ОТГАДАЙ!»

Прослушай внимательно вопросы бабушки Лукерьи и постарайся на них правильно ответить!


8.








1.

 

 

о

 

 




 

 


2. т

 

 

 

 

 

 

 


3. г

 

 

 

 


 


4.

а

 

 

 




5.

 

д








6.

а

 

 

 

 

 



7.

й

 

 





Остановка «Информбюро: советы мудрой Совы»


Внимательно прослушай и запомни информационную справку!

Остановка «В гостях у Алевтины Тимофеевны»

А теперь попробуйте отгадать, о каких основных продуктах питания идет речь. Соедини стрелками соответствующие отгадки и стихи с названиями блюд:


1)Крепь – город,

Да бел – город,

А в Беле - городе

Воску брат.


2)И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей


3)Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд;

От рогатого берут

И живулькам дают.


4)Сидит барыня в ложке,

Свесив ножки.


5)Одну меня не едят,

А без меня мало съедят.




Он бывает с толокном,

Рисом, мясом и пшеном,

С

  • Кисель

  • Пирог

  • Каша

  • Блины

  • Квас

  • Щи

вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

- По кусочку все съедят.


Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают?


Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?


В темном хлевище бурое конище.


Дедушка смеется, Дорогой капитал
На нем шубонька трясется. Все души напитал!

Остановка «Трактир «Будьте здоровы»


Старинный рецепт[1]:

Как пекли хлеб в Древней Руси

Издавна хлеб был признаком достатка – печет его хозяйка, значит в семье все благополучно, нет – значит, беда в доме и нищета. А уж как почитали его! Считалось, что именно отношение человека к хлебу говорит о том, насколько он (человек) здоров, удачлив и силен. Любит каравай, ест его аккуратно, да крошки собирает – здоров и чист душой. Швыряется хлебом, не бережет – болен или грешен.


Выпекали хлеб раз в два-три дня, причем «день Х» для славян был как праздник: хозяйка надевала яркий платок и нарядную одежду, а во время выпечки каравая запрещалось кричать, ругаться, ссориться и даже говорить, ведь бранные слова могли привести к тому, что хлеб упадет, не поднимется.


Готовили печево (булки, хлеб, пряники) в русской печи (о каминах электрических, газовых плитах, микроволновках и хлебопечках в то время и слыхом не слыхивали). Пекли хлеба только после того, как окончится топка. В то время пока огонь горит, хозяйка ставила квашню и ждала, пока она подойдет, а когда топка подходила к концу, снимала чан с тестом с теплого места и формировала булки. Форма булок была круглой, иногда поверх теста хозяйка выкладывала различные фигурки в виде листочков, колосков, цветов.


Для посадки караваев в печь использовали специальную деревянную лопату, которую предварительно припорашивали мукой. После этого тесто протыкали в нескольких местах острой деревянной палочкой и слегка смачивали его водой. Иногда вместо муки на лопату клали листья лопуха, петрушки или капусты. Хлеб, выпеченный таким способом, имел очень вкусную хрустящую корочку.


Время выпекания хлеба определяли разными способами, но до наших дней дошел один, который можно использовать и сейчас. В готовый хлеб втыкают деревянную иглу (зубочистку) и проверяют ее на предмет загрязнений. Если игла чиста, то хлеб готов. Если же на ней остались следы теста, то караваю следует еще немного потомиться в печи.

Ингредиенты

Вода 180 мл.

Соль 1/2 ч.л.

Сахар 1 ст.л.

Масло подсолнечное (сливочное, оливковое) 1 1/2 ст.л.

Мука пшеничная 1 стакан

Мука ржаная 1 стакан

Соло 1 ч.л.

Как приготовить блюдо сейчас:

Ржано-пшеничный хлеб

Дрожжевой хлеб

Ингредиенты

Вода 180 мл.

Соль 1/2 ч.л.

Сахар 1 ст.л.

Масло подсолнечное (сливочное, оливковое) 1 1/2 ст.л.

Мука пшеничная 1 стакан

Мука ржаная 1 стакан

Дрожжи 1 ч.л.

Способ приготовления

• Все ингредиенты закладываем в той последовательности, в которой рекомендовано к хлебопечки. Ставим программу основную и получается очень вкусный хлеб. Корку выбирать зажаристую.



Блюдо рассчитано на:

450гр.

Время приготовления:

3 часа 10 минут

Программа приготовления:

Основная








Остановка «Пункт регистрации «Гостям всегда мы рады!»

Подумай и ответь на вопросы:

Что нового ты сегодня узнал?

Игра «Светофор желаний».

- Перед вами светофор. Вам даны карточки с названиями продуктов. Ваша задача определить какие продукты относятся к зелёному цвету - названия тех продуктов, которые вы можете есть каждый день, на жёлтый - есть иногда, а на красный - очень редко.

  1. Зелёный: суп, салат овощной, мясо, салат фруктовый, молоко, кефир, творог, йогурт, каша, сок, хлеб, рыба, фрукты, овощ и, ягоды, масло.

  2. Жёлтый: конфеты, шоколад.

  3. Красный: лимонад, кириешки, чипсы, торты, пепси, фанта, сникерс.

  4. За правильный ответ по 1 баллу.

________________________________________________________

________________________________________________________

О чем бы ты еще хотел получить информацию?

________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________








Остановка «Вопросы бабушки Лукерьи» (элемент кукольного театра)


Здравствуйте, дорогие мои ребята! Вот опять я, бабушка Лукерья, готова задать вам свои вопросы. А вопросы мои – с хитринкой. Каждое слово кроссворда, «спрятано» в загадке и обозначает традиционные продукты, издревле используемые на Руси ив современной России. Надеюсь, что и вы, вспомнив знания, полученные при изучении предыдущих тем первой и второй части курса о правильном питании, сможете ответить на каждый мой вопрос. Вот они – мои вопросы-загадки! [2]


По горизонтали:


  1. Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок,

Кушай, Ванюшка, дружок!

(молоко)


  1. Мы с ватрушкою друзья,

Куда она, туда и я!

(творог)


  1. В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это?

(горошек, горох)


  1. В чести у всех,

И нравлюсь вам –

Во вред зубам!

(сахар)


  1. Пчела с цветов нектар берет

И в улье в соты помещает.

А кто же точно назовет,

Что пчеловод потом качает?

(мед)


  1. Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

(капуста)


  1. Может разбиться,

Может и вариться,

Если хочешь – в птицу

Может превратиться.

(яйцо)


По вертикали:


  1. Бела беляна по полю гуляла,

Домой пришла – в сусек легла.

(мука)


  1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна.

(соль)


---Спасибо бабушка Лукерья! Продолжаем свое путешествие!


Остановка «Информбюро: советы мудрой Совы »


Информационная справка (элемент кукольного театра, рассказ от имени персонажа (Сова) с элементами беседы; к подготовке заранее привлекаются несколько учащихся класса):

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, собственную национальную кухню, народные праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои любимые блюда и свои, присущие только ему, кулинарные традиции.

Богатейшие природные условия России способствовали созданию громадного количества сугубо национальных блюд и заготовок. Поселения, возникали, как правило, по брегам рек и озер – на столах появлялись рыбные блюда. Средняя полоса России всегда славилась богатейшими заливными лугами, где выпасали скот, выращивали рожь и ячмень, а впоследствии и пшеницу – поэтому русский стол немыслим без молочных продуктов, выпечки, разнообразных каш и квасов. Русский крестьянин всегда имел огород, поэтому овощи – репа, лук, бобы и горох, а позже капуста, картофель – всегда были желанными и любимыми на столе россиянина. [3]

Об этом нам сообщают монахи-летописцы, жившие и писавшие русскую историю в то далекое от нас время. С незапамятных времен существовало у монахов правило жить в труде: пахать землю, засевать ее, ловить рыбу, разводить пчел, собирать лечебные травы. Библиотеки монастырей содержали не только религиозную литературу, но и летописи, древние папирусы, кулинарные книги и травники. Поэтому следует признать особую роль монастырей в развитии русской материальной культуры, к которой можно отнести и кулинарию.

Уже с XVI-XVIII веков можно говорить о наличии царской, крестьянской и монастырской кухонь. Так в монастырской кухне большое значение придавалось бобам, злакам, овощам, травам, плодам, кореньям, съедобным дикорастущим. Именно они составляли основу сотен блюд во время постов. Рецепты блюд кулинарных монастырских традиций можно найти в справочниках, описаниях путешественников, записях ученых-этнографов. Наиболее ранние летописные источники сообщают, что русский крестьянский стол не отличался большим разнообразием кушаний, но все блюда на крестьянском столе были вкусными, сытными и полезными для здоровья. А когда дело доходило до званых царских обедов, то здесь русскому гостеприимству и разнообразию кулинарных изысков не было равных. Вот как описывает царский пир А. Н. Толстой в "Князе Серебряном"; "...Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед... Когда съели лебедей, слуги вышли и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом, в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами и квасами: вишневым, можжевеловым и черемховым ...Обед продолжался ...На столы поставили сперва разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с инбирем, бескостных куриц и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей со пшеном и тетерок с шафраном…» [4]

«На заметку!»

  • Старинный русский обеденный стол состоял обыкновенно из четырех подач: "холодных еств, горячих, или похлебок, жареного, взваров и пирожных".

  • Первые блюда обычно подавали в глиняных, деревянных, оловянных, серебряных или медных луженых тарелках.

  • Напитки приносили в больших ендовах, а подавали в глиняных и деревянных братинах, или ставцах, на которых были часто развешены маленькие ковшики - черпальца. Вместимость посуды была довольно большой. Например, ендова вмещала несколько ведер, а братина - по четверти ведра.

  • Продукты хранили в деревянных бочках, бочонках, кадях, ларях или лукошках, стоявших в клетях, амбарах, погребах.

  • Жарили продукты на железных или медных луженых сковородах, тесто замешивали в деревянных чанах, дежах или корытах, а для варки использовали естовые котлы, вместимость которых иногда доходила до 40 ведер. [4]


«Имей в виду, что…»

  • Русский народ издавна привык считать основной пищей горячую, а основным из горячей пищи – жидкое блюдо, «хлёбово», или супы – рассольники, солянки, уха с расстегаями, окрошки, ботвиньи - , первым из которых всегда были щи.

  • Приготовление большинства блюд русской кухни - томление, запекание, сушение - связано с особенностями русской печи длительно удерживать определенную температуру. [1]

  • Кухня любого народа имеет именно тот определенный набор продуктов, к которому организм этого народа наиболее приспособился на протяжении многих веков. [4]


---Спасибо Вам, мудрая Сова. Наше путешествие продолжается!



Остановка «В гостях у Алевтины Тимофеевны» (используется выставка – экспозиция «Уголок крестьянской избы»)

-  Ребята! Именно в небольших селах и деревеньках, через века и поколенья, россияне сберегли и сохранили до наших дней свою национальную культуру, в том числе и кулинарные традиции. Вещи, которые вы, ребята, видите в моей избе, в больших городах уже не найдешь. Вот они – бережно хранимые мною. (Краткая беседа о каждом из собранных экспонатов. Например:

- Скатерть: сейчас она украшает любой праздничный стол, а еще в начале XX века была доступна только обеспеченным высшим слоям да некоторым зажиточным крестьянам. Чугунок – основной предмет кухонной посуды, в нем варили, тушили, томили блюда. Чугунок долго сохранял еду горячей. Почему? (ребятам предлагается его поднять, чугунок тяжелый, стенки его толстые – из чугуна, надолго сохраняли тепло). Вот глиняный кувшин – он, наоборот, может длительно сохранять продукты прохладными, а молоко в нем долго не закисает. А это – самовар. Как вы думаете, что обозначает это название? («сам варит», действительно, многие русские горячие напитки варили – взвары).

- А сейчас вам ребята предстоит в ваших маршрутных листах определить, какие традиционные блюда русской кухни можно было приготовить и сохранить, используя эту нехитрую утварь. (Работать можно в парах, при необходимости Алевтина Тимофеевна выступает в роли консультанта).

- Дети! Какие из данных блюд могут занять место на ежедневном столе школьника? Почему? (каша, кисель, щи – простые в приготовлении, имеют высокую питательную ценность, отличаются разнообразием способ приготовления, в приготовлении могут быть использованы привычные сезонные овощи, ягоды, крупы, доступные практически каждой семье).

---Уважаемая Алевтина Тимофеевна! Благодарим Вас за столь поучительную экскурсию. А мы отправляемся дальше.

Остановка «Трактир «Будьте здоровы»

В нашем путешествии время самой вкусной остановки – мы в трактире «Будьте здоровы». Уважаемые прихожане! В ваших маршрутных листах приведен старинный рецепт. Прочитайте его внимательно и через 3-5 минут изложите инструкцию - последовательность приготовления данного блюда в современных условиях, используя продукты и бытовую технику сегодняшнего дня. Работу рекомендую проводить в малых группах, объединившись по четыре человека (две ближайшие парты).

---Проверка проделанной работы.






III этап (рефлексивно-оценочный):

Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами вновь делаем остановку на пункте регистрации «Гостям всегда мы рады!». Проанализируйте и оцените результаты своего путешествия. Ответьте на вопросы анкеты в вашем маршрутном листе.

---Дорогие ребята! Мы возвращаемся домой – наше виртуальное кулинарное путешествие по России подошло к концу. Давайте скажем «спасибо» всем участникам этой занимательного учебной практикума - путешествия.

Существует выражение: все новое - это хорошо забытое старое. В течение веков множество поколений наших предков пополняли и совершенствовали рецепты русской кухни. От нас требуется лишь бережно и со вниманием отнестись к своему национальному богатству. И тогда не придется ломать голову над созданием оригинальных, но подчас сомнительных рецептов, расплачиваясь за забывчивость своим здоровьем.

С нами останется самое ценное, что мы можем взять из этого путешествия, сохранить и преумножить – наши знания о правильном питании.


* В дальнейшем все маршрутные листы учеников анализируются учителем. Делается вывод о степени усвоенности материала занятия, оценивается эмоциональная составляющая, определяются и корректируются дальнейшие учебные задачи.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ «КАК ПИТАЛИСЬ НА РУСИ И В РОССИИ»


  1. Конкурс скороговорок

Скороговорки, или как говаривали на Руси «потешки» или «чистоговорки», помогают развивать у детей речь, формировать правильную дикцию в игровой и необременительной форме. В.И. Даль, знаменитый собиратель русского фольклора, одним из первых собрал и записал скороговорки.

В предлагаемом конкурсе побеждает тот участник, кто чище и без запинок сможет трижды произнести предлагаемую скороговорку:

  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  • Четверть четверика гороха, без червоточинки.

  • Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

  • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.


  1. Аукцион загадок


Ребята заранее подбирают загадки о традиционных блюдах и продуктах национальной кухни России. После озвучивания каждая из загадок вступает в аукционные торги. Наиболее понравившейся загадке ребята отдают свой голос – цветную ленточку одного из цветов российского флага. Побеждает участник, собравший максимальное количество цветных ленточек.






ЭТО ИНТЕРЕСНО



Иноземные влияния на русскую кухню

К наиболее ранним влияниям следует отнести обмен со скифами-пахарями и населением греческого Причерноморья, обогативший народ древней Руси секретами дрожжевого теста. Торговля с Византией дала пряности, приправы, рис, гречневую крупу. С Востока к нам пришли чай и пельмени. Через Болгарию поступили перец, баклажаны, кабачки и блюда из них (турецкая кухня). Сильное влияние оказали и западные славяне, от которых в русскую кухню вошли зразы, борщи, голубцы.

Из более поздних влияний следует отметить немецко-голландское во времена Петра I. От этих западных соседей был перенят новый вид очага - плита вместе с наплтиной посудой и инструментами: кастрюля (кассероле), противнями (пфене), шумовками (шаум-лёфер). Благодаря плите расширился перечень блюд, жаренных на сковородах: бифштексы, лангеты, шницели.

Картофель произвел в конце XVII в. настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. Бытует мнение, что знакомство русских людей с этой культурой произошло при Петре I. Рассказывают даже, что Петр I в 1701 г. прислал из Роттердама (Голландия) в Петербург одному вельможе мешок картофеля. Однако исторически это неверно, так как в 1701 г. еще не было Петербурга, а в Роттердаме картофель появился на рынках только в 1742 г. Считают также, что картофель попал к нам из стран Южной Европы, куда его из Америки завез Колумб. Однако наши сорта картофеля относятся к растениям "короткого дня", т.е. северным, а перуанские, привезенные Колумбом, - к растениям "длинного дня", т.е. южным. Поэтому, вероятно, ближе к истине те, кто утверждают, что картофель пришел к нам через Камчатку, Сибирь, Урал, север России и раньше, чем обычно принято считать, т.е. до Петра I. Этим, очевидно, и объясняется такое распространение блюд из картофеля в Архангельской, Вологодской, Новгородской и Псковской областях, а также в Сибири и на Урале. Бесспорно одно: в центральных областях России картофель вошел в быт народа значительно позднее. чем в северных.

От голландцев в XVI в. мы заимствовали салат, в XIX в. стали культивироваться помидоры.

Французское влияние в XIX в. коснулось в основном ресторанной кухни. В народной кухне часто дело ограничивалось лишь изменением названия блюда: овощи ,тушенные в молоке, которые готовили испокон веков, стали нарезать мельче и называть "легюм", исконно русское блюдо стало "винегретом", уха - "консоме" и т.д.


О ценности хлеба

Исстари русский народ, как и многие народы нашего региона (татары, чуваши), считался хлебосольным, т.е. гостеприимным, готовым поделиться с гостем всем, что имеется в доме. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб да соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, поговорки, поверья и легенды.

Когда в старину о человеке хотели сказать, что он гостеприимен, говорили так: «Дом, как чаша полная, - хлеб-соль со стола не сходят». Возможно, эта поговорка родилась из обычая, который был характерен для многих районов России. Он заключался в том, что после обеда стол накрывали чистой скатертью, клали посредине хлеб, а рядом ставили солонку с солью.

Если в дом приходил посторонний и заставал домочадцев за обедом, то, как правило, он приветствовал их словами: «Хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать милости просим». Кстати, и сегодня этот прекрасный обычай не забыт во многих, особенно, сельских крестьянских семьях.

Не забывали о хлебе-соли и при рождении младенца. Роженице приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть маленький кусочек. Краюшку хлеба клали и в колыбельку к младенцу. Такое уважение к хлебу на Руси объясняется тем, что он всегда был символом нелегкого крестьянского труда, благополучия, достатка.







ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Книга о вкусной и здоровой пище/ Под общ. ред. д-ра техн. К53 наук, проф. И.М. Скурихина. 11-е изд., переработ. и доп.//М.: Колос, 1995, 368с.;

  2. http://www.ruskid.ru/zagadki/571

  3. Ковалев В.М., Могильный Н.П. 500 рецептов славянской трапезы//М.: МП «Мик», 1993, 272с.;

  4. WWW.npg-Ьеlоvоdiе.ru

  5. http://www.meals.ru/s.php/336.htm

  6. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева/ «Формула правильного питания»/ рабочая тетрадь //М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2007.

  7. Брыжинский В. С. Серебряные цепочки [Текст] / В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. – 272 с.

  8. Ваттисен сăмахěсем, каларăшсем, сутмалли юмахсем. Чувашские пословицы, поговорки и загадки – 2-мěш кăларăм [Текст] / сост. Н. Р. Романов – Шупашкар: Чăваш кěнеке изд-ви, 2004. – 351с.

  9. Ефимова, М. Ф. Устное народное творчество [Текст] / М. Ф. Ефимова // Мордва. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 992 с.

  10. Мадуров Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей [Текст] / Д. Ф. Мадуров. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 286 с.

  11. Матвеев Г.Б.Чувашское народное зодчество: от древности до современности / Г. Б. Матвеев. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2005.

  12. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов, [сост: А.А. Долгачев и А.Д. Шуляев; худож. Н.Е.Горчакова]. – 2-е изд., доп и перераб. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. – 384 с.

  13. Родники народной мудрости: Устно-поэтическое творчество мордовского народа [Текст] / сост. Л. В. Седова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. - 240 с.

  14. Тихонова, А. Ю. Баягине [Текст]: хрестоматия по фольклору мордвы-эрзя / авт-сост. А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.– 88 с.

  15. Чувашев, М. И. Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки [Текст] / М.И. Чувашев, И.А. Касьянова, А.Д. Шуляев и др. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.– 536 с.




Название конкурсной работы

Программа «Дорога к доброму здоровью»

Авторы (ФИО)

Юсеева Оксана Николаевна, учитель начальных классов высшей кв. категории;

Тарадеева Елена Александровна, учитель начальных классов высшей кв. категории


Школа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с.Никульевка


Адрес


442084, Пензенская область, Башмаковский район, с. Никульевка, ул. Ясная, 13;

Контактный телефон: 8412-5-63-16(раб)





Программа («Дорога к доброму здоровью»), используемая автором


«Дорога к доброму здоровью»

Темы программы, используемые автором


«Как питались на Руси и в России»

Возраст учащихся, для которых предназначена конкурсная работа


6.5-11 лет

Название организационной формы (форм) конкурсной работы- проект, праздник, конкурс, игра и т.д.


Практикум - путешествие

Где была реализована программа (внеурочная деятельность)


Программа реализуется во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного, обще-интеллектуального и художественно-эстетического направлений для учащихся 1-4 классов.

Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать

образовательные

  • расширить знания детей о кулинарных традициях своей страны; показать взаимообусловленность возникновения традиционных блюд от географии территории, а также особенностях ведения хозяйства;

  • сформировать представление детей о многообразии, простоте и пищевой ценности многих традиционных блюд русской национальной кухни, возможности ежедневного включения некоторых из них в рацион питания школьников;

  • познакомить детей с традиционными рецептами приготовления блюд русской национальной кухни (по краеведческому материалу);

воспитательные:

  • способствовать формированию у детей толерантности: уважения к национальной культуре собственного народа и других народов.


В чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы


Использованы: базовая модель технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) – прослеживаются последовательно стадии «вызов», «осмысление», «рефлексия»; задействованы элементы ролевых игр; использование межпредметной связи (география, история, литература) и внутрипредметной (использованы знания, полученные при изучении предыдущих частей программы); использован краеведческий материал; привлечены родители детей

Оценка эффективности конкурсной работы


Трудно оценить эффективность данного занятия в единственном числе, привожу данные общего анкетирования:

в ходе анкетирования большинство родителей учащихся, чьи дети второй год работают по программе правильного питания, отмечают, что общее отношение детей к еде изменилось - большинство стараются не пропускать первый (домашний) завтрак, уменьшают употребление чипсов, газированных напитков и копченостей, отказываются от позднего ужина. Но есть проблемы: только меньшая часть родителей считает питание в своих семьях здоровым. Большинству для организации правильного питания элементарно не хватает свободного времени – проблема для многих, особенно в пору настоящего кризиса в экономике.






















Фоторепортаж по программе «Дорога к доброму здоровью»