СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку " ОГЭ: написание сжатого изложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса рассчитана на выпускников 9 классов. Традиционно сжатое изложение считается одним из самых сложных видов работы на экзамене.Ребята познакомятся с разными способами сжатия , потренируются в выделении микротем,смогут  редактировать тексты.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку " ОГЭ: написание сжатого изложения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вышковская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании МО зам.директора по ВР директор школы

«________» 2015 «________» 2015 «________» 2015

_______(Бирюкова Т.В.) ______(Лысенко Е.В.) ________(Деньгуб Т.М.)









ПРОГРАММА

Элективного курса

по русскому языку

«ОГЭ: написание сжатого изложения»







Программу кружка разработала

Учитель русского языка и литературы

Устинова Елена Михайловна





2015-2016 уч.год





  1. Пояснительная записка.

Кружок по русскому языку «ОГЭ: написание сжатого изложения» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2015 г.

Реализация рабочей программы осуществляется на основании нормативно¬правовых документов:

1.Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года№ 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года№ 12-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 24.10.2000 года №13-П и дополнениями, внесенными Федеральными законами).

2.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189, зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011 года, регистрационный номер 19993).

3.Примерной образовательной программы среднего общего образования, авторской программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

4.Учебного плана МБОУ Вышковской СОШ на 2015-2016 учебный год.

Актуальность рабочей программы кружка по русскому языку:

В данной программе кружка по русскому языку внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Кружок по русскому языку позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания №1 КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное написание сжатого изложения в качестве первого допуска к экзамену и прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 9 часов из расчета 1 час в неделю в течение 1 четверти.

Темы данного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Программа кружка по русскому языку «ОГЭ: написание сжатого изложения» состоит из следующих разделов:

1.Пояснительная записка

2.Учебно-тематический план

3.Содержание программы.

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

 умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

 умение адекватно воспринимать авторский замысел;

 умение вычленять главное в информации;

 умение сокращать текст разными способами;

 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.







II. Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во час

1

Введение. Особенности написания сжатого изложения

1

2

Способы сжатия изложения содержания текста

1

3

Обобщение

1

4

Исключение

1

5

Упрощение

1

6

Композиция изложения. Выделение микротем.

1

7

Написание сжатого изложения.

1

8

Редактирование текстов

1

9

Итоговое занятие.

1


Итого

9



ІІІ. Содержание программы элективного курса.

1. Введение. Значение курса, его задачи.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение.

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3.Написание сжатого изложения и последующее редактирование текстов

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

• содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;

• лексические явления в языке;

• грамматические явления в языке.

Учащиеся должны уметь:

• создавать сжатое изложение на основе услышанного текста,

• последовательно излагать материал, оформлять изложения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.





V. Перечень учебно-методического обеспечения.



1. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2014.

2.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М., «Айрис Пресс». 2013г.

3. Русский язык: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор- составитель С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков.





Словари и справочники.



1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005.

2. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006. 3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

5. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г.

6. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Кол-во час

1


Введение. Особенности написания сжатого изложения

1

2


Способы сжатия изложения содержания текста

1

3


Обобщение

1

4


Исключение

1

5


Упрощение

1

6


Композиция изложения. Выделение микротем.

1

7


Написание сжатого изложения.

1

8


Редактирование текстов

1

9


Итоговое занятие.

1



Итого

9