СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа клуба "Здоровячок"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ «Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

                          «Утверждаю»

 

                                Директор школы:

 

                                                                         _____________________/ФИО директора/

 

                                                          «____» _______________201_1_г.

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р О Г Р А М М А

по внеурочной деятельности

для учащихся 1 класса

 

«Здоровячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель физической культуры

Жихарева Алла Степановна

 

Серпуховской район,   2011 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Содержание дополнительного образования на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность. В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных  ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Спортивно – оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем

закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими

упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков,

физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок,

 дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-

оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний,

способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных

мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является

двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе

овладения этой деятельностью у младших школьников не только

совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и

мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества

будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному

направлению

 внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного

процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны

предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий

данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает

пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую,

познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные

 качества.

         Спортивно-оздоровительное направление содержит занятия физической культурой включая разные виды физических упражнений: подвижные и национальные игры, ЛФК, закаливание организма на свежем воздухе (шахматы для малышей), легкоатлетические упражнения с элементами подвижных игр (спортивное ориентирование и туризм). Занятия ЛФК увеличивают двигательную активность детей, способствуют формированию правильной осанки, координации движений, музыкального и эстетического вкуса. Программа «Здоровячок» направлена на формирование у учащихся ценности здоровья, пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, соревнований, подвижных игр.

           Программа « Здоровячок » представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 36 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.            В основе данной программы лежит программа Министерства Российской Федерации по физической культуре, которая формирует жизненно важные двигательные навыки развивая физические способности детей.

           Данная программа по физическому воспитанию формирует целостное представление о физической культуре направленная на игровую деятельность не только для физического, но и для нравственного воспитания, развивая познавательные интересы, выработки воли и характера, формируя умение ориентироваться в окружающей действительности, воспитывая чувства коллективизма.

Актуальной проблемой данной программы в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Новизна программы заключается в том, что она включает изучение нового вида лечебная физкультура, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определённом уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

       Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность  программы в том, что она решает важную проблему занятости детей в свободное время, приобщая к потребности в общении по интересам, раскрывая и развивая не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

       Целью рабочей программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

    Решаемые цели:

 - сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

 - научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

 - сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

        Задачи программы направлены:

- на укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- овладение школой движений;

- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы) и кондиционные  (скоростные, скоростно-силовые, выносливости и гибкости) способностей;

- снизить острую заболеваемость школьников;

- повысить уровень двигательной подготовленности;

- улучшить функциональную подготовленность;

- коррекция осанки и укрепление мышечного корсета.

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах

деятельности:

· сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в

освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

· научиться самостоятельно  конкретизировать поставленные учителем цели и

 искать средства их решения;

· научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в

 разных видах деятельности;

·овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими

социальными навыками;

· полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр,

 игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с

 партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать

правило и следовать ему;

· научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до

 воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами

 воплощения собственных замыслов;

· приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями

 и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

· приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные

 этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

       Программа содержит занятия физической культурой включая разные виды физических упражнений: подвижные и национальные игры, лечебная физкультура, закаливание организма на свежем воздухе (шахматы для малышей), легкоатлетические упражнения с элементами подвижных игр, спортивное ориентирование и туризм.

        В течение всего учебного года дети осваивают двигательные и специальные навыки и умения самостоятельно решать вопросы своей физической подготовленности. Занятия физическими упражнениями является хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания учащихся.                                                          

        Учащиеся в процессе всего занятия регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. При подборе средств и методов практических занятий опираться надо на то, чтобы каждое занятие было интересным и увлекательным, поэтому используются для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются физические упражнения. Каждый учащийся ведет индивидуальный дневник своих достижений, где отражаются спортивные результаты.

Данная программа разработана с учетом следующих принципов:

      - учет возрастно – психологических и индивидуальных особенностей

         ребенка;

      - наглядности и доступности в обучении;

      - индивидуализация и дифференциация в обучении приемам игры;

      - создание благоприятного психологического климата в процессе обучения.

На занятиях используются такие методы работы с детьми:

  • Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • Групповой – организация работы по малым группам от 2 до 7 человек
  • В парах – организация работы по парам.
  • Индивидуальный – дифференцированный подход.

На занятиях применяются такие формы проведения занятий:

  • теоретическое занятие,
  • комбинированное занятие,
  • практическое занятие,
  • игра,
  • поход,
  • экскурсия,
  • тестирование (мониторинг)

Методы организации занятий:

  • Словесный – беседа, объяснение, рассказ, показ,
  • Наглядный – демонстрация видеоматериалов, показ (исполнение) педагогом физических упражнений.

В течение всего учебного года  на занятиях применяются такие средства

обучения: методические пособия для педагога, литература, конспекты занятий, дидактические карточки (по звуковой и дыхательной гимнастике), плакаты, видеоматериал. Материально – техническое обеспечение соответствует нормам и требованиям для реализации данной программы, помещение для занятий соответствует гигиеническим требованиям, перечень оборудования и материалов - для занятий используется спортивный инвентарь (мячи, кегли, стойки, сетка, маты гимнастические, тсо (магнитофон). Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих делах.

Цели

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

 

Мотивация к здоровому образу жизни, посредством освоения основ содержания оздоровительных видов спорта.

Формирование у детей стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Адаптация личности ребенка в современных условиях.

Овладение основами навыков физических упражнений, развитие разносторонних

способностей.

Формирование сознательного отношения к тому, чем они занимаются.

Воспитание у детей в игровой обстановке самостоятельность, активность и самообладание.

Самореализация творческой личности в соревновательной деятельности.

Развитие индивидуальности в игровой обстановке.

Воспитание посредством физических упражнений интеллектуальные, морально-волевые и эстетические качества личности.

Овладение основами шахматной игры.

Развитие у детей умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренировка памяти.

Приобщения детей к интеллектуальным играм.

Овладение основами туристических навыков.

Развитие у детей познавательных привычек в области туризма.

Приобщения детей к туризму.

Задачи

Образовательные

Развивающие

 

Воспитательные

Освоение новых технических приемов с помощью подготовительных и подводящих упражнений.

 

Разносторонне воздействовать физическими упражнениями на организм (стимулировать деятельность всех систем его, содействовать росту и развитию подростка.

Воспитание творческой активности у детей.

Соблюдение последовательности обучения основным физическим упражнениям.

Развитие детской двигательной инициативы и творчества в игре.

Воспитание интеллектуальных, духовных и эстетических качеств личности.

Содержание программы

1-го года обучения

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Физическая культура и спорт. Основы знаний об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр.

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная гигиена школьника. Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом (ЧСС).

Правила дорожного движения. «Азбука движения».

Подвижные и национальные игры: Незатейливые игры. Игры для формирования правильной осанки. Игры с летающей тарелкой. Речевые игры. Игры – подражания. Сюжетные игры. Игровые двигательные упражнения со стаканчиками из-под йогурта. Игровые двигательные упражнения с бумажным мячом. Подвижные игры. Игры с дидактическим и сюжетным содержанием. Групповые упражнения с элементами танцев. Праздник мяча и скакалки. Спортивный час (игры по желанию детей)

ЛФК (лечебная физкультура). Профилактика простудных заболеваний (упражнения йоги). Упражнения для развития мелкой моторики с предметами. Звуковая и дыхательная гимнастика. Игровые карточки. Корригирующие упражнения для формирования правильной осанки. Корригирующие упражнения  для профилактики плоскостопия. Гимнастика для улучшения слуха. Корригирующие упражнения для глаз. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко. Упражнения на расширение зрительно -пространственной активности. Аутогенная тренировка. Психотехническая игра «Хромая обезьяна»

Закаливание организма на свежем воздухе.  Лыжные прогулки по слабо пересеченной местности. Зимние игры на лыжах. Игры на снеговой площадке. Зимние забавы. Лыжные прогулки с применением лыжных ходов на местности. Свободное катание на лыжах. Свободное катание на лыжах с горок. Передвижение на лыжах по слабо пересеченной местности. Эстафеты на лыжах. Лыжная прогулка знакомство с зимним лесом. Катание на коньках. День Здоровья - Игра по станциям «В здоровом теле – здоровый дух».

Шахматы для малышей. Знакомство с королевством шахмат. Шахматы как образ жизни. Малыш на поле боя.(как ходят фигуры). Приседаем с пешкой. Физкультминутка-приседание с шахматной фигурой на ладони). Шахматные фигурки. Шведские шахматы. Познавательная игра «Королевство кривых зеркал».

Легкоатлетические упражнения с элементами подвижных игр. Сочетание различных видов ходьбы. Равномерный бег. Подвижная игра «Два мороза». Обычный бег в чередование с ходьбой. Подвижная игра «Вызов номеров». Ходьба под счет. Разновидности ходьбы. Обычный бег. Подвижная игра «Гуси-лебеди». Прыжки на одной ноге, на двух на месте, с продвижением вперед. Разновидности прыжков. Прыжок в длину с места. Подвижная игра «Зайцы в огороде». Метание малого мяча из п. стоя грудью по направлению метания. Подвижная игра «Кто дальше бросит». Метание малого мяча из п. стоя грудью по направлению метания. Подвижная игра «Попади в мяч». Метание малого мяча  на заданное расстояние. Подвижная игра « Защита укрепления».

Спортивное ориентирование и туризм. Условные знаки спортивной карты. Игра «Запомни то, что видел». Работа с компасом и картой – определение азимута на местности и по карте.  Игра «Гимнастика с компасом. Основные узлы, используемые в походе. Игра «Собери карту!». Полоса препятствий. Туристический поход в лес с использованием туристических навыков. Народные приметы.

Инструкторская и судейская практика. Проведение самостоятельной разминки с группой.  Судейство игр в своей подгруппе. Правила подвижных игр.

.