СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юные волшебники" для детей 4- 7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

По моим убеждениям немаловажную роль в речевом развитии оказывает и кружковая деятельность. Предлагаю вашему вниманию программу кружка "Юные волшебники".

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юные волшебники" для детей 4- 7 лет»

Содержание :

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….2

  2. Учебный план……………………………………………………….....................................................5

  3. Учебно-тематический план 1 год обучения…………………………………………………………..6

  4. Учебно-тематический план 2 год обучения…………………………………………………………..9

  5. Учебно-тематический план 3 год обучения…………………………………………………………12

  6. Содержание обучения по основным темам учебного плана

1 год обучения………………………………………………………………………………………………………19

2 год обучения………………………………………………………………………………………………………21

3 год обучения………………………………………………………………………………………………………24

  1. Технология реализации программы……………………………………………………………………27

  2. Литература……………………………………………………………………………………………………………36

























Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Необходимость в создании моей программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи программы.

  1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

  2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

  3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

  4. Изготовление поделок вместе с родителями.

  5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Направления работы.

  1. Развитие творческих способностей

  2. Художественно-эстетическое развитие

  3. Познавательное развитие





Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.





































Учебный план

Содержание

Группа

1 год обучения

Средняя группа

2 год обучения

Старшая группа

3 год обучения Подготовительная группа

Количество часов

Количество часов

Количество часов

1.

Работа с природным материалом

4

4

8

2.

Работа с бумагой, картоном

6

7

6

3.

Работа с тканью

4

4

4

4.

Работа с поролоном

2

3

2

5.

Работа с крупами, семенами

2

2

2

6.

Работа с кожей, нитками

4

2

4

7.

Работа с ватой

2

2

2

8.

Работа с бросовым материалом

4

6

7

Итого в год:

28

30

35

Длительность одного занятия:

20 минут

25 минут

30 минут







Учебно-тематический план

1 год обучения.

Месяц

Содержание

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов.

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон.

Октябрь

(природный материал)

Черепашки.

Птичий двор.

Рыбы.

Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает); учить делать поделки, творчески мыслить.

Шишки, скорлупки грецкого ореха, листья, палочки, пластилин, клей.

Ноябрь (ткань)

Создание коллекции “Ткани”.

Преобрази кусочек ткани

(паровозик, бабочка).

Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Ткань, картон, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, клей.

Декабрь (бумага)

Снежинки.

Цепочки.

Звезда.

Снеговик

(салфетки).

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Бумага, картон, салфетки, клей, ножницы.

Январь

(поролон)

Снежки.

Гусеница.

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда.

Поролон, ножницы, шнурки, маркеры.

Февраль (бросовый материал)

Мебель для кукол.

Столовые салфетки.

Аппликация “Поздравляем папу”.

Рамочка для фото.

Продолжать учить детей делать поделки, из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество.

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, двухсторонний скотч, ножницы, трубочки для коктейля, коробочки.

Март

(кожа)

Кулон в подарок маме.

Солнышко.

Познакомить детей с новым материалом и его свойствами (сшивается, склеивается, плавится, стирается, тянется, гладится, красится, плохо мнется, рвется, стрижется); развивать интерес к работе с кожей, радоваться полученному результату.

Кожа, картон, ножницы, нитки, бусинки, дырокол.

Апрель

(вата)

Заяц.

Овечка.

Познакомить детей с новым материалом и его свойствами; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Ватные диски, бумага, клей, степлер, бисер, фломастеры.

Май

(крупа)

Собачка.

Лев.

Познакомить детей с крупами. Учить детей делать поделки, с помощью разнообразных круп, используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество.

Крупа, картон, клей, краски.


Прогнозируемые результаты:

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

  • Научатся видеть необычное в обычных предметах

  • Разовьют мелкую моторику рук.



Учебно-тематический план

2 год обучения.

Месяц

Содержание

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов.

Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала.

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена.

Октябрь

(природный материал)

Звери и птицы по желанию детей.

Композиция из листьев, цветов, косточек, семян:

«Портрет Осени».

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца.

Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена.

Ноябрь (ткань)

Платочек.

Шапочки для гномиков.

Преобрази кусочек ткани (клоун, кораблик).

Коллекция “Ткани” (пополнить).

Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату.

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер.

Декабрь (бумага)

Снежинки.

Цепочки.

Елочки.

Маски.

Аппликация “Птичья столовая”.

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.

Бумага, картон, клей, ножницы, бисер, блестки.

Январь

(поролон)

Снежки.

Гусеница.


Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.

Поролон, ножницы, шнурки, маркеры, клей, детали от конструктора.

Февраль (бросовый материал)

Домики.

Роботы (кукла «Пуговка»).

Таблетки для игры в больницу.

Открытка в подарок папе.

Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Цветной картон, бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки.

Март

(кожа, нитки)

Брелок.

Цветок.

Открытка в подарок маме.

Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Кожа, ножницы, игла, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань.

Апрель

(природный и бросовый)

Кораблики.

Вертушки.

Самолеты.

Собачка.

Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения.

Коробочки, пуговицы, бумага, клей, поролон, деревянные палочки, шишки, мех, ткань, пеньковая веревка.

Май

(крупы, семена)

Бабочка.


Олень.

Познакомить детей с семенами, крупами. Учить детей делать поделки, с помощью разнообразных круп, семян используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество.

 Картон, семена (дыни, арбуза, тыквы), крупы (пшено), клей.

Прогнозируемые результаты:

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.

  • Освоят обобщенные способы работы.

  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.

  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.





Учебно-тематический план

3 год обучения.

Месяц

Содержание

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

 







Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.






Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена.

Карандашница «Птички».

 


Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования; развивать фантазию, творчество.

Соленое тесто, стакан, стека, бисер.


Пирамида для мелочей

Закрепить умение работать с бросовым материалом, соблюдая правила техники безопасности с мелкими деталями; умение работать в коллективе.

12 – 15 спичечных коробков, цветная бумага, проволока, игла, клей, бисер бусинки.

Октябрь

Кормушка для птиц.

 

 








Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманный путем вырезывания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда, воспитывать заботу о птицах.

Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер.








Лоскутный коврик.

 

 








Вспомнить способы плетения из бумаги и ниток; познакомить с аппликацией коврика из материала; развивать мелкую моторику рук; умение работать в коллективе и видеть результат своего труда.





Разноцветная ткань, ножницы, клей.




Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей

Познакомить детей со значением слова флористика-создание поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей.



Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, клей, проволока.

Ноябрь

Пудель







 

Продолжать учить детей делать поделки из разных материалов; развивать инициативу, творчество.






цветной картон, плотная белая бумага (модель пуделя), вата, клей ПВА, крупа (гречка или пшено), бисер, маленький кусочек тесьмы.

 

 



Панно из колечек в подарок маме.

 



Закрепить у детей умение выполнять поделку из ниток; использовать в работе полученные ранее знания, умения и навыки; развивать творчество, фантазию.

Толстая пряжа, картон, деревянная планка, ножницы, циркуль, иголка, ленточки, бусинки, клей.







Портрет Осени.



Закрепить знания детей о флористике; развивать фантазию, стремление к творчеству.

 



Листья, косточки, цветы, клей.

Декабрь

Коробочки с секретом

 






Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой -декупаж, показать способы изготовления- оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус.

Бумага, клей, ножницы, картон, коробочки.

 

 


Чудесные превращения картона.


Познакомить детей с новым, будучи забытым, рукоделием квилинг, бумажная филигринь, бумагокручение; способствовать новым





Гофрированный картон, бумага,




творческим возможностям детей в работе с бумажными полосками и картоном.

клей, ножницы.






Снеговик из ватных дисков



Продолжать учить детей делать поделки из разных материалов; развивать инициативу, творчество.


Ватные диски, бумага, клей, степлер, бисер, фломастеры.

Январь

Цыпленок.

Медвежонок.

Гусеница.

Продолжать учить детей работать с картоном и нитками; научить детей обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук, дружеские взаимоотношения.

Картон, нитки, кожа, бисер, ножницы, клей.

Февраль

Сердечко в подарок





Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус

Картон, ткань, нитки, тесьма, ножницы.










Цветок в подарок

Предоставить детям возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, узнаваемое, используя знакомый способ конструирования- составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук.





Гофрированная бумага, скотч, проволока.

Март

Ваза в подарок.

 

 






Продолжать учить детей использовать для своих поделок пластиковые бутылки; познакомить с новым способом изготовления поделки- обкручивание объемных форм; желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату.

Пластиковые бутылки, гипсовый бинт, вода, ножницы, лак.

 




Подставка «Мозаика».

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца

Ткань, нитки, цветные пуговицы, игла, ножницы, бумага, цветные карандаши.

Апрель

Кораблик.

 

 

 




Продолжать учить детей делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать

Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей.

 

 








Чудесное превращение перчаток.

предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук.

Продолжать учить детей видеть не обычное в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию.









Перчатки, поролон, нитки, ленточки, пуговицы, вата, мех, бусинки, клей, ножницы.

Май

 Жираф.


Собачка.

Закрепить умение детей работать с семенами, крупами. Учить детей делать создавать композицию, с помощью разнообразных круп, семян используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество.

 Крупы (пшено, гречка, рис), семена арбуза, клей, картон.

Ожидаемый результат:

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.

  • Освоят умение анализировать поделку.

  • Сформируется положительное отношение к труду.

  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

  • Подготовится рука к письму.

Содержание обучения по основным темам учебного плана:

1 год обучения:

  1. Природный материал:

*Знакомство с природным материалом (беседа);

*Поделки:

  • «Черепашки» ( скорлупки грецкого ореха, пластилин. Разучивание поговорки: « Поспешишь – людей насмешишь»);

  • «Птичий двор» (шишки, листья, палочки, пластилин. Рассматривание иллюстрации «Птичий двор»);

  • «Рыбки» (картон, листья, палочки, клей. Разучивание поговорки: «Есть терпение будет и умение»).

  • Выставка работ.

  1. Ткань:

*Знакомство с тканью (беседа, опыты);

*Преобрази кусочек ткани:

  • «Паровоз» (Ткань, картон, ножницы, клей. Рассматривание иллюстрации «Поезд», просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова»);

  • «Бабочка» (Ткань, картон, ножницы, нитки, клей. Рассматривание иллюстраций, подвижная игра «Бабочки и стриж», музыкальное сопровождение).

  • Выставка работ.

  1. Бумага :

*Знакомство с бумагой (беседа, опыты);

*Поделки:

  • «Снежинки»( бумага, клей, ножницы. Музыкальное сопровождение занятия);

  • «Цепочки» (бумага, клей, ножницы. Музыкальное сопровождение занятия);

  • «Звезда» (бумага, клей, ножницы. Рассматривание звезды- елочное украшение);

  • «Снеговик» ( картон, салфетки, клей. Чтение стихотворения «Снеговик», рассматривание иллюстрации).

  • Выставка работ.

  1. Поролон:

*Знакомство с поролоном (беседа, опыты);

*Поделки:

  • «Снежки» (поролон, ножницы. Подвижная игра «Снежки» под музыкальное сопровождение);

  • «Гусеница» (поролон, ножницы, шнурки, маркеры. Разучивание пословицы : «Кто мало говорит, тот больше делает»).

  • Выставка работ.

  1. Бросовый материал:

*Знакомство с бросовым материалом;

*Поделки:

  • «Мебель для кукол» ( упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки. Загадки о мебели, обыгрывание мебели);

  • Аппликация «Поздравляем папу» (цветной картон и бумага, клей, ножницы. Стихотворение « О папе»);

  • «Рамочка для фото» (цветной картон, клей, двухсторонний скотч, ножницы, трубочки для коктейля).

  • Выставка работ.

  1. Кожа, нитки:

*Знакомство с кожей (беседа);

*Поделки:

  • «Кулон в подарок маме» (кожа, картон, ножницы, нитки, бусинки. Стихотворение « Подарок маме». Беседа о приближающемся празднике);

  • «Солнышко» (кожа, ножницы, нитки, дырокол. Беседа о весеннем солнышке, чтение потешки «Солнышко – ведрышко», Музыкальное сопровождение занятия).

  • Выставка работ.

  1. Вата:

*Знакомство с ватой (беседа);

*Поделки:

  • «Заяц» (ватные диски, бумага, клей, степлер, бисер, фломастеры. Загадывание загадки, рассматривание иллюстрации «Заяц»);

  • «Овечка» (ватные диски, бумага, клей, степлер, бисер, фломастеры. Загадывание загадки, рассматривание иллюстрации «Овечка»).

  • Выставка работ.

  1. Крупы:

*Знакомство с крупами;

*Поделки:

  • «Собачка»( крупа, картон, клей, краски. Загадывание загадки, рассматривание иллюстрации «собачка»);

  • «Лев»( крупа, картон, клей, краски. Загадывание загадки, рассматривание игрушечного льва).

  • Выставка работ.



2 год обучения:

1. Природный материал:

*Обобщить знание детей о природном материале;

*Поделки:

  • «Звери и птицы» (шишки, листья, веточки, цветы, семена. Сказка волшебства).

  • Композиция «Портрет Осени» (шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена, ватман. Чтение стихотворения «Осень»; музыкальное сопровождение занятия).

  • Выставка работ.

2.Ткань:

*Пополнить коллекцию «Ткани»;

*Поделки:

  • «Платочек» (ткань, ножницы. Разучивание пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь». История первая, ОБ ИГЛЕ, НАПЕРСТКЕ).

  • «Шапочки для гномов» (ткань, бумага, булавка, ножницы, степлер. История вторая, О БУЛАВКЕ ).

  • «Клоун», «Кораблик» (ткань, бумага, ножницы, клей. Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. История третья, О НОЖНИЦАХ).

  • Выставка работ.

3.Бумага:

*Обобщить знание детей о бумаге;

* Поделки:

  • «Снежинки» (бумага, клей, ножницы.).

  • «Цепочки» (бумага, клей, ножницы. Музыкальное сопровождение занятия).

  • «Ёлочки» (бумага, клей, ножницы. Загадывание загадки. Рассматривание иллюстрации «Елочки» ).

  • «Маски» (бумага, картон, клей, ножницы, бисер, блестки. Беседа «Что такое маска»).

  • Аппликация «Птичья столовая» (бумага, клей, ножницы. Беседа «Птицы зимой»).

  • Выставка работ.

4.Поролон:

*Знакомство с поролоном (беседа, опыты);

*Поделки:

  • «Снежки» (поролон, ножницы. Подвижная игра «Снежки» под музыкальное сопровождение);

  • «Гусеница» (поролон, ножницы, шнурки, маркеры. Разучивание пословицы : «Веселись, играй, да дело знай»).

  • Выставка работ.

5.Бросовый материал:

*Обобщить понятие – бросовый материал;

*Поделки:

  • «Домики» (цветной картон, бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки. Стихотворение «Бумажный дом»);

  • «Роботы», «кукла Пуговка» ( пуговицы, бусинки, проволока, ленточки. Пальчиковая игра «Робот»);

  • «Таблетки для игры в больницу» ( упаковочная бумага, клей, ножницы, пуговицы. Беседа «Чем лечат больных?»);

  • «Открытка в подарок папе» ( бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки. Музыкальное сопровождение занятия);

  • Выставка работ.

6.Кожа, нитки:

*Обобщить понятие – кожа;

*Поделки:

  • «Брелок» (кожа, ножницы, нитки, бусинки. Разучивание пословицы : «Глаза облюбовали, а руки сделали»);

  • «Цветок» (кожа, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки. Загадывание загадок);

  • «Открытка в подарок маме» (кожа, ножницы, нитки, бусинки, клей, ленточки, ткань. Беседа «Мамин день», музыкальное сопровождение занятия);

  • Выставка работ.

7.Природный и бросовый материал:

*Показать, как можно объединить в поделке природный и бросовый материалы.

*Поделки:

  • «Кораблики» (коробочки, пуговицы, бумага, клей, деревянные палочки, шишки, ткань, пеньковая веревка. Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик»);

  • «Вертушки» ( пуговицы, бумага, клей, поролон, деревянные палочки. Музыкальное сопровождение занятия);

  • «Самолеты» ( коробочки, пуговицы, бумага, клей. Загадывание загадок);

  • «Собачка» ( пуговицы, бумага, клей, поролон, мех, ткань, пеньковая веревка. Загадывание загадок).

  • Выставка работ.

8.Крупы, семена:

*Познакомить с семенами и работой с ними;

*Поделки:

  • «Бабочка» (Картон, семена (дыни, арбуза, тыквы), клей. Загадывание загадок).

  • «Олень» (Картон, семена ( арбуза), крупа (пшено), клей. Рассматривание иллюстрации «Дикие животные»).

  • Выставка работ.











3 год обучения:

1. Природный материал:

* Познакомить детей со значением слова флористика;

*Поделки:

  • «Букет» ( цветы, ветки, береста, проволока. Музыкальное сопровождение занятия);

  • «Венок» (Листья, цветы, колоски, ветки, шишки, кора, береста, клей, проволока. Музыкальное сопровождение занятия).

  • Композиция «Портрет Осени» (шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена, ватман. Чтение стихотворения «Осень»; музыкальное сопровождение занятия);

  • Выставка работ.

2.Ткань:

*Пополнить коллекцию «Ткани»;

*Поделки:

  • «Лоскутный коврик» (разноцветная ткань, ножницы, клей. Рассматривание «бабушкиного коврика»).

  • «Сердечко в подарок» (картон, ткань, нитки, тесьма, ножницы. Разучивание пословицы : «Маленькое дело лучше большого безделья»);

  • «Подставка» (Ткань, нитки, цветные пуговицы, игла, ножницы, бумага, цветные карандаши. Загадывание загадок);

  • Выставка работ.

3.Бумага:

*Закрепить знание детей о бумаге и ее свойствах;

* Поделки:

  • «Коробочки с секретом» (Бумага, клей, ножницы, картон, коробочки. Загадывание загадок).

  • «Чудесные превращения картона» (Гофрированный картон, бумага, клей, ножницы. Музыкальное сопровождение занятия).

  • «Цветок в подарок» (Гофрированная бумага, скотч, проволока, ножницы. Музыкальное сопровождение занятия);

  • Выставка работ.

4.Поролон:

* Закрепить знание детей о поролоне (беседа, опыты);

*Поделки:

  • «Чудесное превращение перчаток» (Перчатки, поролон, нитки, ленточки, пуговицы, вата, мех, бусинки, клей, ножницы. Чтение стихотворения «Зайка»).

5.Бросовый материал:

*Обобщить понятие – бросовый материал;

*Поделки:

  • «Пирамида для мелочей» (12 – 15 спичечных коробков, цветная бумага, проволока, игла, клей, бисер, бусинки);

  • «Кормушка для птиц» (Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер);

  • «Ваза в подарок» (Пластиковые бутылки, гипсовый бинт, вода, ножницы, лак. Чтение стихотворения «Вазочка с цветами»);

  • Выставка работ.

6.Кожа, нитки:

*Закрепить понятие – кожа;

*Поделки:

  • «Цыпленок» (Картон, нитки, кожа, бисер, ножницы, клей. Загадывание загадки);

  • «Гусеница» (Картон, нитки, кожа, бисер, ножницы, клей. Музыкальное сопровождение занятия);

  • «Медвежонок» (Картон, нитки, кожа, бисер, ножницы, клей. Загадывание загадки);

  • Выставка работ.

7.Вата:

*Закрепить знание о вате (беседа);

*Поделки:



  • «Пудель» (цветной картон, плотная белая бумага (модель пуделя), вата, клей ПВА, крупа (гречка или пшено), бисер, маленький кусочек тесьмы. Музыкальное сопровождение занятия);

  • «Снеговик» (ватные диски, бумага, клей, степлер, бисер, фломастеры. Игра «Собери снеговика»);

  • Выставка работ.

8.Крупы:

*Закрепить умение работать с крупами;

*Поделки:

  • «Собачка» (крупы (пшено, гречка, рис), семена арбуза, клей, картон. Загадывание загадки);

  • «Жираф» (крупы (пшено, гречка, рис), семена арбуза, клей, картон. Загадывание загадки);

  • Выставка работ.



























Технология реализации программы

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, участие в смотрах- конкурсах детского сада.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.















Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей

Работа с детьми















Формы работы





Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год проводится в средней группе 30 занятий, в старшей группе 30 занятий, в подготовительной группе - 38 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание обращаю на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провожу занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает процесс изготовления поделки. На первых занятиях использую полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, привлекаю их к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками использую и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широко использую игровые приемы, что влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения использую различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использую различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.











Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда:

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

  2. Владеет приемами работы с различными материалами.

  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

  7. Выполняет работу по замыслу.

  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

  9. Показывает уровень воображения и фантазии.

  10. Использует в работе разные способы ручного труда.





Методическое обеспечение:

1.Пословицы и поговорки.

2.Пальчиковые игры.

3.Стихи.

4.Загадки.

5.Сказки.

Материал для работы с детьми:

  1. Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).

  2. Картон (однослойный и многослойный, гофрированный).

  3. Береста.

  4. Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки, солома).

  5. Фломастеры, маркеры, карандаши.

  6. Деревянные палочки.

  7. Бутылочки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков.

  8. Коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов, молока.

  9. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).

  10. Леска.

  11. Пуговицы.

  12. Резина.

  13. Скотч.

  14. Ткань.

  15. Спичечные коробки.

  16. Веревочки разной толщины.

  17. Пробки от бутылок.

  18. Пластмассовые баночки.

  19. Трубочки для коктейля.

  20. Проволока.

  21. Цветной бисер.

  22. Упаковки от: тортов, киндер – сюрпризов.

  23. Скорлупа от грецких орехов.

  24. Семена. Крупы. Соленое тесто.

  25. Вата.

  26. Перья.

  27. Обертки от конфет и шоколада.

  28. Цветные иллюстрации.

  29. Клей. Пластилин.



Инструменты для работы:

  1. Ножницы.

  2. Линейка.

  3. Шило, игла.

  4. Канцелярский нож.

  5. Маркер.

  6. Дырокол.

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

  • Работай за своим рабочим местом.

  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

  • Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

  • Нельзя брать в рот мелкие детали.

  • При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

  • При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

  • Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

  • При работе не держи ножницы концами вверх.

  • При вырезании детали поворачивай бумагу.

  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  • Береги инструменты, экономь материалы.

  • Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Учебно-методическое обеспечение

  • Магнитофон.

  • Фотоаппарат.

  • Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки.

  • Атрибуты для игр.

  • Видеокассеты и диски с познавательной информацией.

  • Фотоальбомы.

  • Книги.

  • Наборы открыток.

  • Коллекции.

  • Художественная литература.

  • Рабочие тетради по художественному труду: “Тайны бумажного листа”, Н.Р. Макарова, “Ситцевый лоскуток”, Ю. Дорожин, “Я все умею делать сам”, Т. Геронимус.

  • Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста “Школа волшебников”, С.И. Мусиенко.

  • Учебное пособие для подготовки детей к школе “Конструирование”, В.И. Романина.

  • Альбом самоделок “Мастерицам” Т. Грачева.













































Список литературы



  • 1. Имгард Ланг «Поделки из пуговиц», М.: Айрис- пресс, 2008г.;



  • 2. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

  • 3. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

  • 4. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

  • 5. Крупенская Н.Б. «Поделки из помпончиков». М.: Айрис- пресс, 2008г.

  • 6. Лыкова И.А. «Старичок- Лесовичок». Издательский дом «Карапуз», 2004г.

  • 7. «Мастерилка. Шишка, желудь и ракушки». Издательский дом «Карапуз», 1998г.

  • 8. «Мастерилка. Городок- коробок». Издательский дом «Карапуз», 1998г.

  • 9. «Мастерилка. «Крутится- вертится». Издательский дом «Карапуз», 2000г.

  • 10. «Мастерилка. Лютики – цветочки у меня в горшочке». Издательский дом «Карапуз», 1998г.

  • 11. «Мастерилка. Самолетики». Издательский дом «Карапуз», 1996г.

  • 12. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г.

  • 13. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;

  • 14. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998г.

  • 15. Падберг А. «Живые коробочки». М.: Айрис- пресс, 2007г.

  • 16. Перевертень Г.И. «Мозаика из круп и семян». М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011г.

  • 17. «Ситцевый лоскуток. Искусство детям». МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2006г.

  • 18. Ступак Е.А. «Гофрированный картон». М.: Айрис- пресс, 2009г.

  • 19. «Тайны бумажного листа. Искусство- детям». МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2006г.

  • 20. Цуматалина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». Издательство Академия развития, 2000г.





23