СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Умелые ручки»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания.           Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного  выполнения и даже изощренности.

     В старину обрамления икон вышивала хозяйка дома, невеста готовила свое приданое, мать обшивала своих детей и украшала их одежду вышивкой. Огромные картины украшали стены замков и дворцов. Это стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни. Оно приобрело более изощренный характер: появились картины, вышитые бисером, нитками, аппликации из ткани, ракушек и многое другое

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Умелые ручки»»


Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской республики для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа №3» Министерства образоания и молодежной политики

Чувашской республики


Представлено на рассмотрение ШМО эстетического цикла.

Протокол №____ от_________

Председатель ШМО

Алимасова Л.Л____________


Согласовано

заместитель директора по УВР

Редько О.А.__________________

Утверждаю

Директор школы

Малова Е.В._______________





Программа кружка

«Умелые ручки»

Программа рассчитана на 3-7 классы

Срок реализации программы – 1 год





Составила: учитель технологии

Алимасова Л.Л.





Чебоксары 2011 г.



Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности.

В старину обрамления икон вышивала хозяйка дома, невеста готовила свое приданое, мать обшивала своих детей и украшала их одежду вышивкой. Огромные картины украшали стены замков и дворцов. Это стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни. Оно приобрело более изощренный характер: появились картины, вышитые бисером, нитками, аппликации из ткани, ракушек и многое другое.

Новизна программы.

Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.

Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Отделку ткани выполняют различными способами: отделочными материалами, вышивкой, накладным шитьем (аппликацией) из кожи, замши, гладкокрашеной и цветной ткани. Вышивка остается любимым занятием и способом творческого самовыражения для многих и в наши дни, ведь недаром вышивальщиц издавна называли умелицами, рукодельницами, феями, мастерицами "золотые руки".

Методологические положения.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы вышивания и декоративной работы с тканью. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Предметной областью программы является художественная и счетная вышивки, горьковский гипюр, изделия из бисера, изготовление цветов из ткани, вязание крючком.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы вышивания и декоративной работы с тканью. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Отделку ткани выполняют различными способами: отделочными материалами, вышивкой, накладным шитьем (аппликацией) из кожи, замши, гладкокрашеной и цветной ткани. Вышивка остается любимым занятием и способом творческого самовыражения для многих и в наши дни, ведь недаром вышивальщиц издавна называли умелицами, рукодельницами, феями, мастерицами "золотые руки".

Счетная вышивка относится к наиболее древним и распространенным видам вышивки. Называется она так потому, что узор выполняется по отсчету нитей ткани. Структура лучше видна на тканях полотняного переплетения, на них легче выполнять счетные вышивки, такие как крест, двойной крест, полукрест или роспись, счетную гладь, мережки.

Дети научатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек, маленькие простые в исполнении картинки, а также более сложные и трудоемкие модели скатертей и сюжетных картин.

Вышивка крестиком является наиболее популярным и самым легким способом вышивания. Вышивать крестиком воспитанники научатся и по специальной ткани (канве). Вышивка по канве может использоваться при создании предметов домашнего обихода, отличающихся как привлекательным видом, так и продолжительностью службы.

Простота, минимальные требования к инструментам и не громоздкость изделий делают этот способ вышивки одним из наиболее популярных способов рукоделия, позволяя реализовать различные замыслы.

Простые стежки могут использоваться для создания достаточно сложных изображений. Применение нестандартных стежков может привносить в изделие неповторимый колорит с точки зрения текстуры и визуального восприятия. Фантазия простирается от изображения строгих геометрически правильных восточных узоров до флористических и неопределенных европейских и американских.

Вышивка по канве будет использована как для выполнения исторических рисунков (картин), так и современных сюжетов и моделей (изделий).

Полукрестик или роспись - является двухсторонним швом. Лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Полукрестиком можно вышить самостоятельный узор или сделать дополнение к узору, вышитому крестиком. В отличие от крестика, вышивка полукрестиком смотрится значительно легче, ажурнее.

Мережки - узкие строчные вышивки, в которых нити ткани выдернуты лишь в одном направлении - по основе, или по утку (вдоль или поперек ткани). Нити, оставшиеся невыдернутыми, различными приемами соединяются в пучки. Между собой пучки соединяются в узоры. Воспитанники научатся декоративным мережкам, которыми будут отделывать одежду, белье, скатерти и другие предметы быта.

Различные способы изготовления цветов, не требующие освоения сложных технологий и использование ценных материалов. Цветы из ткани более долговечны, подходят для украшения одежды, головных уборов. Для изготовления пригодны все виды тканей, меха, кожи, бисера.

Цели программы

Основная цель программы - создание возможностей творческого развития учащихся

    Обучающие цели:

  • Дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них художественной вышивки и декоративной работы с тканью.

  • Изучение истории и теории художественной и счетной вышивок, основанных на традиционных классических орнаментах.

    Развивающие цели:

  • Ориентировка в области цветоведения, композиции, графической грамоты вышивки, работе с бисером, декоративной работы с тканью, в эстетике современного интерьера.

  • Развитие художественного вкуса воспитанниц, умения видеть и понимать прекрасное.

    Воспитательные цели:

  • Воспитание качеств психологической и деловой культуры: усидчивости, терпения, точности, умения доводить дело до конца.

  • Формирование таких черт личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность.

Задачи программы

Познавательная: развить познавательный интерес воспитанниц, включив их в деятельность по освоению техники декоративной работы.

Развивающая: развить личность воспитанниц, их активность, самостоятельность, умение общаться.

Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанниц в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.

Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, об ассортименте вышивки, их функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:

  • безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений.

  • владение различными видами ручных швов;

  •    различение видов вышивок;

  •    выполнение различных видов счетной вышивки: "крест", "двойной крест", "полукрест", "роспись", "счетная гладь", "мережки";

  • вязание кючком;.

  • работа с бисером ;

  • изготовление цветов из ткани;

Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Набор в группу - свободный, он основан на желании детей заниматься вышивкой, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками.

Состав группы.

1 группа: «Поделки своими руками» - девочки (5 -7 класс).

Количественный состав - 12 человек. Продолжительность занятия – 2 часа.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год – 136 часов.

2 группа: «Декоративная работа с тканью» - девочки (8 – 11 класс).

Количественный состав - 12 человек. Продолжительность занятия – 2 часа.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год – 136 часов.

Это оптимальный вариант для обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.

Основные принципы обучения:

  • адаптивность;

  • сотворчество и ответственность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • доброжелательность и достоинство;

  • природосообразность и учет возрастных особенностей.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.



Формы и  методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;

  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.

Дидактический материал.

  • Журналы, статьи;

  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий;

  • Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий;

  • Интернет.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения воспитанницы будут

ЗНАТЬ:

  • виды декоративного творчества;

  • историю возникновения вышивки;

  • инструменты и принадлежности;

  • основные приемы работы: запяливание ткани, закрепление рабочей нити в конце и начале работы;

  • основные приемы работы с бисером;

  • приемы декорирования ткани;

  • правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

УМЕТЬ:

  • графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках вышивки: украшающие швы, ажурное вышивание, вышивание «крестом»;

  • грамотно и эстетично выполнять изделия из бисера;

  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;

  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

СТАНУТ:

  • способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;

  • гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.

ПОЗНАКОМЯТСЯ:

с профессиями «швея-ручница», «Вышивальщица», «Дизайнер».




















































Количественный состав - (3-5 классы),

Продолжительность занятия2 часа.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год136 часов.

Тематическое планирование.


№ п/п

Кол- во часов

Тема занятия

Материалы, инструменты

Изделия

Введение.(2 часов)

1-2

2

Общие сведения об инструментах, материалах, тканях. Волокна, классификация волокон.



Декоративные швы (18 часов).

3-6

4

Простые швы. Шов «вперед иголку», «за иголку», «строчевой», «стебельчатый», «петельный».

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

7-10

4

«Тамбурный», (два способа выполнения), «двойной тамбурный», «тамбурная петелька вприкреп», шов «елочка».

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

11-14

4

«Шов косичка», «козлик соединенный», бархатный», «козлик», «козлик с перевивом».

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

15-20

6

Рококо и узелки. Узелковый шов, двойной узел, узелки непрерывным рядом. Изготовление панно.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера. (46 часов)

21-22

2

Материалы, инструменты и приспособления. Предварительная обработка материалов

Различная ткань, нитки, бумага, кожа, бульки, плитка, кисточки, краски, ножницы, клей ПВА, манка, бисер, проволока.

Панно, композиции

23-24

2

Обработка тканей крахмалом и желатином. Тонировка ткани. Обработка фетра. Изготовление пыльцы для тычинок.

Панно, композиции

25-28


4

Работы из бисера. Веточка из бисера.

Бисер, проволока, ножницы

Панно, композиции

29-32

4

«Дерево счастья»

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины, небольшая вазочка.

Панно, композиции

33-34

2

Ветка сакуры.

Бисер, проволока, ножницы, , камни, крупные бусины

Панно, композиции

35-36

2

Морозные узоры.

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

Панно, композиции

37-38

2

Огненный цветок.

Бисер, проволока, ножницы, подсвечник, свеча

Панно, композиции

39-40

2

Сиреневые звезды.

Бисер, проволока, ножницы, подсвечник, свеча

Бисер, проволока,


41-42


2


Янтарное сияние.


Бисер, проволока, ножницы камни, крупные бусины, рамка для фотографий.


Панно, композиции

43-44

2

Цветы из ткани. Роза из шифона (цельнокройная)

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

45-46

3

Роза (собранная из отдельных лепестков).

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

47-48

2

Ромашка.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

49-50

2

Яблоневый цвет.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

51-52

2

Мак

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

53-54

2

Гвоздика.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

55-56

2

Цветы из джинсовой ткани.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

57-58

2

Георгин из фольги.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

59-60

2

Хмелек из кожи.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы

Панно, композиции

61-62

2

Астра из замши.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы, замша

Панно, композиции

63-64

2

Фантазийные цветы из кожи.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы, кожа

Панно, композиции

65-66

2

Цветы из меха.

Ткань, ножницы, бульки, клей ПВА, иглы, мех

Панно, композиции

Инкрустация из соломки (32 часов)

67-68

2

Материалы, инструменты. Приспособления. Заготовка соломы.



69-70

2

Обработка соломы(разрезание на коленца, замачивание, расщепление, строгание, обрезка по линейке ножом-резаком).Отбеливание соломы. Окрашивание соломы.

Соломка, ножи, утюг.


71-72

2

Инкрустация соломкой. Наклеивание на бумагу полосок калиброванной соломки.

Калька, клей ПВА, кисточки.


73-74

2

Зачистка и протр Панно, композиции Панно, композиции авка морилкой досок для панно (темного фона).

Фанера для панно, морилка, черная гуашь, кисти.

Панно, композиции

75-76

2.

Изготовление эскиза для панно.

Калька с соломкой, клей ПВА, кисточки фанера для панно,

Панно, композиции

77-78

2

Раскрой из соломы, наклеенной на кальку, элементов панно.

Калька с соломкой, клей ПВА, кисточки фанера для панно

Панно, композиции

79-98

10

Изготовление панно.

Калька с соломкой, клей ПВА, кисточки фанера для панно

Панно, композиции



Гладь(18 часов).



99-100

2

Изучение цвета. Двусторонняя и цветная художественная гладь.

Нитки мулине, ткань

Салфетка, панно

101-102

2

Выбор изделия. Цветового решения, перевод рисунка на ткань.

Нитки мулине, ткань

Салфетка, панно.

103-116

14

Работа над проектом.

Нитки мулине, ткань

Салфетка, панно.



Вязание крючком (20 часов)



117-120

4

Обучение простейшим петлям.(воздушная петля, петля для подъема, петли с накидами, столбик без накида).

Крючок, нитки.

Изделие игрушки

121-124

4

Изготовление игрушек. Чехол для мобильного телефона, для очков.

Крючок, нитки.


125-128

4

Карандашница.

Крючок, нитки.


129-136

8

Игрушки для кукольного театра.

Крючок, нитки.


























































Количественный составдевочки (5-7 классы.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год – 136 часов.


















Тематическое планирование.


№ п/п

Кол- во часов

Тема занятия

Материалы, инструменты

Изделия

Введение.(2 часов)

1-2

2

Общие сведения об инструментах, материалах, тканях. План на год.



Вышивка гладью (16 часов).

3-8

6

Гладь. Виды глади:

  • русская,

  • восточная,

  • плетеная,

  • мозаичная;

  • гладь прикрепом,

  • финская

  • декоративная.

Ткань, нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

9-10

2

Выбор рисунка и цветового решения. Перевод рисунка на ткань. Оформление края изделия.

Ткань, нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

11-16

6

Изготовление салфетки с использованием элементов гладьевого шва.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

17-18

2

Оформление мережки, окончательная обработка.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

Вышивка крестом (16 часов).

19-20

2

Знакомство с техникой . Крест. Материал для вышивки. Обучение техники. Двухсторонний крест. Крест двойной или болгарский.

Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы

панно

21-34

14

Вышивка панно крестом.

Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы


Вышивка «ришелье» (16 часов).

35-36

2

Знакомство с техникой ришелье, Способы выполнения. Бриды (три способа), пико.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфетка

37-38

2

Композиция построения рисунка. Перевод рисунка на ткань. Обшивка краев изделия по контуру (петельным швом).

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфетка

39-44

6

Обшивка краев изделия по контуру (петельным швом).

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфетка

45-48

4

Выполнение брид.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфетка

49-50

2

Обрезание ткани, которая находится под бридами.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфетка

Кружевоплетение (16 часов)

51-54

2

Материалы, инструменты, приспособления.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

55-56

2

Картонный диск, прокладывание стежков основы.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

57-58

2

Прокладывание сновок.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

59-60

2

Оформление центра.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

61-62

2

Выполнение настила.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

63-64

2

Насновывание основного узора.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

65-69

4

Изготовление кружева.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

Филейно-гипюрная вышивка (60 часов)

70-71

2

Материалы, инструменты, приспособления. Подготовительная работа для вышивания.



72-81

10

Растаскивание ткани на ячейки.


Ткань, лезвие, линейка.

Салфетка

82-94

14

Виды швов:

  • «штопальный шов»;

  • «настил с обвивкой»;

  • Полотняный шов»;

  • «восьмерка»,«цепочка»;

  • Воздушно-петельный шов;

  • «крест», «фестонный шов».

  • Швы декоративные


Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфетка





Салфетка

95-98

4

Шов для обметывания краев изделия.


Салфетка

99-106

8

Фигурки для вышивания:

  • Паучки, рубчатый паучок;

  • Подковки;

  • Веер, грибок, лапки;

  • Звездочки.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфетка

107-112

6

Фигурки из натянутых ниток:

  • Листики;

  • Репеек;

  • Звезда.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфетка

113-116

4

Фигурки, заполненные полотняным швом.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфетка

117-120

4

Фигурки, заполненные воздушнопетельным швом.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфетка

121-136

16

Изготовление салфетки.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфетка


































Библиография.

  1. Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. М.; Просвещение. – 1990.

  2. Вышивка для начинающих и не только. М.; Вече. – 2000.

3.Ж-л «Анна», издательство «Бурда». №1-12 2003-2007,.

4.Лущик Л. И.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, бисера. М.: «Эксмо».- 2006г.

5.Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.- М.: «Легпромбытиздат», 1993.

6.Еременко Т. И. Иголка-волшебница. - М.: «Просвещение», 1998 г.

7.Иванова А. А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2003 г.

8.Дворниченко Н.в. Отделки и украшения к женской одежде.- Минск, 1995 г.

9.Тазова Н.А. Ручное филейное плетение и филейно –гипюрная вышивка.- М.: «Гизлегпром», 1963 г.

10. Федотова М.В. Цветы из ткани. М.:«Культура и традиции», 2001 г.

11. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. М.: «Просвещение», 1992 г.

12.Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком.М.: «Просвещение», 1980 г.