Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№ 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми
Программа курса
«Космос театра»
Для 2 класса
2016-2017 г.
Составитель: Краснокутская Я.В.,
учитель театральной педагогики
г. Пермь
Программа составлена учителем театральной педагогики Краснокутской Я.В. на основе программы «Космос театра»; автор- к.п.н. Пеня Т.Г., рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской федерации, 1995 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что в школе в большей мере удается формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обеднённости. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребенка становится «вещью в себе», не находя выхода в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании, безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».
Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г.Гачева, с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастания индивида в Человека (с большой буквы), носителя всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.
Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, т.е. ребенок на всех уровнях- от первого к одиннадцатому классу- становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой стороны (на более высоких ступенях)- художника, композитора, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника- творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит внутренней свободы- открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.
Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога- режиссера, который на всех этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого- то должен оказывать воздействие, который кому- то нужен, с которым связано создание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой- ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссерскому творчеству- процессу постановки спектакля.
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по
ритмике, сценическому движению, пантомиме; программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера и т.д., ибо «все на свете есть человек. Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребенок определяет собственное место в мировом Космосе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой- ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».
В программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.
Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности, смежных театру искусств. Это непосредственно связано с синтетическим характером театральной деятельности, где существует не только зримая взаимосвязь искусств, включающая в себя «видимые» и «слышимые» искусства (сценография, музыка, искусство мизансцены, грим, костюм), но и взаимосвязь, имеющая скрытую форму и проявляющаяся во внутренних процессах создания образа отдельного героя или спектакля в целом, когда творческие силы, действующие на каждой фазе моделирования образа, выполняют функции, близкие специальным способностям и методам творчества других искусств. Вместе с тем выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, «стечение бытия», но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного- в целостность» (Г.Гачев). В результате ребенок должен себя почувствовать частицей мироздания, стать сопричастным силам природы и Космоса в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности. Таким образом, процесс создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается как условие полихудожественного развития личности, учитывающего интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства как на «внешнем уровне», так и внутри одного из искусств. Включение ребенка в систему «человек – образ – спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения. Такая постановка проблемы является новой и позволяет наметить гипотетическую модель развития личности средствами театрального искусства не только через творческую деятельность по созданию завершенного произведения (спектакля), но и с помощью использования элементов данного искусства в учебном процессе, предполагающем в первую очередь выявление и развитие универсальных способностей школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения и т.д.
Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно.
Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребенка и имеют стадии, условно названные как:
Период накопления (погружения) – 2-4 класс- предполагает погружение в пространство цвета, звука, движения через подражание – овладение формой, где театр становится школой обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию, а в конечном счете представление о нерасторжимой связи природы и человека.
Блоки, расположенные по горизонтали, отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства. К последним относятся:
Освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера.
Творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом.
Освоение творческой этики.
Общеэстетическое развитие.
Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый процесс многостороннего развития личности ребенка. Вместе с тем данное направление предполагает совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса, развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом( основным доминирующим искусством является литература); совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие мышечной системы и навыков координации в пространстве (интегративные виды искусства: музыка, танец, среда).
Тренинг внутренней и внешней техники проводится с детьми на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам каждой из указанных стадий становления личности школьника, обозначенных в качестве трехступенчатой модели движения ребенка к собственному «Я».
Вторая линия развития связана с участием ребенка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т.д. Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребенка с образом театральной куклы (2- 3 кл.), освоение образа- маски (4 кл.). Такая логика развития личности средствами театрального искусства явно противоречит логике обучения актерскому мастерству, принятой в театральных вузах, где процесс воспитания актера начинается прежде всего с освоения позиции «Я- в предлагаемых обстоятельствах», но является вполне закономерной в связи с возрастными особенностями и возможностями школьников. К этим особенностям можно отнести и отсутствие внутренней критики на начальной ступени обучения, и возрастающую с каждым годом общую скованность и зажатость ребенка, граничащие с повышенной ранимостью и готовностью к стрессам. Вот почему так важно сформировать у него хотя бы иллюзорное представление о своей защищенности, помогая тем самым избежать разочарования или возникающий негатив.
В целом работа над ролью представляет собой скрытый процесс интеграции искусств, осуществляемый через включение на разных этапах рождения образа способностей к различным видам искусства. Так, освоение речи героя (литература), поиск его внешнего облика (изобразительное искусство) и манеры двигаться (освоение индивидуального пространства), вскрытие подтекста и создание внутренних монологов (литература), общение с партнёрами в сценическом пространстве (среда) и умение держать заданный темпоритм (музыка), исполнение куплетов, танцевальных и акробатических номеров (в том числе умение владеть шпагой)- всё это не только требует многостороннего развития личности, но и представляет собой единый (интегрированный) процесс создания актёро- роли.
Работая над образом спектакля начинается у школьников с формирования общих представлений о театре как ярком, зрелищном искусстве (1-4 кл.), где насмотренность становится основным условием дальнейшего развития личности в этом направлении. Период накопления или погружения, как мы условно назвали этот этап становления личности, постепенно подготавливает ребёнка к решению новых задач, связанных с формированием навыка поэтапной работы над пьесой через овладение особенностями различных жанров ( сказка- 4 кл.
Таким образом, в процессе творческой деятельности ребёнок овладевает навыками актёрского мастерства, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражаются различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.
Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребёнок, включённый в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех ( навык «группового поведения»); формируются умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир ( умение понимать, что необходимо зрителю сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребёнка чувства гражданской ответственности за всё, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам.
Общеэстетическое развитие предполагает знакомство с основами этнографии, историей мирового искусства и историей театра всех времён и народов, в процессе чего происходит познание национальной специфики мира, постижение нравственных законов бытия, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека. Через беседы о литературе, живописи, музыке, обсуждение просмотренных кинофильмов и спектаклей у школьников формируется представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, воспитывается навык творческой требовательности к собственной деятельности.
Предлагаемая модель художественно- творческого развития личности средствами театрального искусства имеет универсальный характер, и её элементы могут быть использованы в самых различных формах учебно - воспитательного процесса как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Ориентированная прежде всего на творчество педагога, она даёт широкую возможность сконцентрировать своё внимание на поиске собственного стиля преподавания, включая сюда не только методику, но и структурно- организационные формы занятий, выбор художественного материала, творческих заданий, определение необходимости и принципов включения смежных искусств.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ:
Осознание себя в мире цвета, звука, движения, речи через овладение формой.
Освоение мира реальной и фантастической природы.
Освоение общечеловеческих стереотипов поведения через формирование представления об особенностях поведения героев мифов и народных преданий.
Представление о взаимосвязи всего живого на земле.
Формирование умения включаться в творческий процесс, развитие произвольного внимания, внимания к особенностям исполнения.
Погружение в музыкально- двигательную среду с целью развития пластичности выразительности тела, понимания его возможностей, формирование чувства пространства, навыка чёткого произношения звуков, постановка дыхания, исправление недостатков речи, развитие динамического диапазона голоса, речедвигательной координации, навык логического и последовательного действия.
Развитие способностей к сопереживанию и подражанию; формирование первоначального навыка перевоплощения через освоение образов растительного, животного и предметного миров.
Первоначальный навык общения через физическое и словесное действия.
Специфика действия в образе- маске, организация движения, жеста и слова, штампы чувств.
Представление о конфликте.
Воспитание интереса и чувства удовольствия от выполнения творческой задачи.
Освоение позиции исполнителя через идентификацию с образом театральной куклы.
Формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнений.
Формирование представления об истоках театрального искусства и драматургии как особом виде литературного творчества; первоначальный навык действенного анализа пьесы; формирование «чувства боли» за коллективный труд.
Тематическое поурочное планирование
2 класс
34 часа
№ | Раздел/Тема /Урок | теория | практика | всего |
| Раздел 1. Общеэстетическое развитие. | 4 | - | 4 |
| Тема 1. Первоначальное знакомство с мифологией древнего мира. | | | |
Урок 1. | Мифы Древнего Египта, Греции о сотворении мира, неба и земли, солярные мифы. | 1 | | |
Урок 2 | Мифы Индии, Китая о сотворении мира, неба и земли, солярные мифы. | 1 | | |
Урок 3. | Славянская мифология. Боги. | 1 | | |
Урок 4. | Народные сказки: волшебные, богатырские, бытовые, сатирические. | 1 | | |
| Раздел 2. Развитие психофизического аппарата. Элементы внутренней техники актера. | - | 23 | 23 |
| Тема 2. Формирование первоначального представления о средствах создания образа- характера сказочного героя в разных видах искусств. | | | |
Урок 5. | Портретная характеристика, речевые особенности и взаимодействие героев друг с другом, пластическое решение, музыкальная характеристика сказочных героев. | | 1 | |
| Тема 3. Развитие воображения на основе фантастических образов природы. | | | |
Урок 6. | Мифологические образы; портретная характеристика мифологических героев русского фольклора. | | 1 | |
Урок 7. | Воссоздание особенностей речи (звуков, приговорок, стенаний) героев русского фольклора: Бабы Яги, Домового, Кикиморы, Лешего и т.д. | | 1 | |
Урок 8. | Поиски внешней характеристики мифологических образов через создание эскизов костюмов. | | 1 | |
Урок 9. | Поиски главной черты характера мифологических образов (злой, коварный, добрый, хитрый) и определение основной линии поведения (Леший- пугает хохотом, бьёт в ладоши; Домовой- предупреждает о несчастье и т.д.). | | 1 | |
Урок 10. | Освоение пространства фантастического мира природы через исполнение этюдов типа:»Полеты Бабы Яги», « Домовой в кадушке», « Русалочий омут»; | | 1 | |
Урок 11. | Создание образа «Несуществующее животное». | | 1 | |
Урок 12. | Сочинение страшилок; сочинение небылиц- перевёртышей. | | 1 | |
Урок 13. | Сочинение сюжетов на основе литературных и народных сказок. | | 1 | |
| Тема 4.Формирование первоначального представления о замысле. | | | |
Урок 14. | Выявление самого неожиданного исполнения, самого неожиданного образа сказочной куклы. | | 1 | |
| Тема 5. Формирование навыка творческой мобилизации. | | | |
Урок 15. | Упражнения на развитие зрительного внимания: «Фотоаппарат», «Фотографы», «На одну букву»- рассказ по картине, описание зданий, описание знакомых сказочных персонажей. | | 1 | |
| Элементы внешней техники актера. | | | |
| Тема 6.Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно- музыкальных навыков и умений. | | | |
Урок 16. | Ходьба обычная, на носках, с высоким подъемом колен, подскоки, бег, ходьба и остановки; выпады, наклоны туловища вперед- вниз, приседания, маховые движения ногами. | | 1 | |
Урок 17. | Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук. | | 1 | |
Урок 18. | Упражнения на развитие умения самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки, стараясь выполнить поставленную актерскую задачу: «Мотылек», «Лебедь», «Снежинки», «Подводное царство», « Огнь» и т.д. | | 1 | |
Урок 19. | Музыкально-танцевальные импровизации. | | 1 | |
Урок 20. | Музыкально-танцевальные импровизации. | | 1 | |
| Тема 7. Сценическая речь. | | | |
Урок 21. | Особенности техники речи. Развитие чёткой артикуляции.. | | 1 | |
Урок 22. | Гимнастика для губ, языка, челюсти. Навык чёткого произношения звуков. | | 1 | |
Урок 23. | Постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в процессе дыхания; | | 1 | |
Урок 24 | Выработка носового дыхания. Произношение текста на выдохе. | | 1 | |
Урок 25. | Освоение пространства через звук; произношение скороговорок шепотом с посылом на дальние расстояния. Упражнение «Эхо». | | 1 | |
Урок 26 . | Работа над избавлением пермского говора. | | 1 | |
Урок 27. | Работа над избавлением пермского говора. | | 1 | |
| Раздел 3. Этика творчества. | - | 8 | 8 |
| Тема 8.Воспитание культуры восприятия замечаний педагога, одноклассников и культуры суждений о работе других. | | | |
Урок 28 | Навык обсуждения собственной этюдной работы или творческого задания. | | 1 | |
Урок 29. | Навык обсуждения этюдной работы или творческого задания одноклассников. | | 1 | |
| Тема 9. Формирование навыка творческой дисциплины и умения преодолевать скованность и зажим (боязнь сцены). | | | |
Урок 30. | Творческая дисциплина и сценический зажим. | | | |
Урок 31. | Упражнения на снятие мышечного зажима. | | 1 | |
Урок 32. | Техники для снятия волнения и страха перед публичным выступлением. | | 1 | |
Урок 33. | Упражнения для снятия волнения и страха перед публичным выступлением. | | 1 | |
Урок 34. | Итоговый урок-игра. | | 1 | |
| ИТОГО | 4 | 31 | 35 |
7