Методический кабинет Новокаховского городского совета
Общеобразовательная школа I-III ступеней №1
Новокаховского городского совета Херсонской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания научно- Приказ от __________ № ____
методического совета Методического Директор ООШ І-ІІІ ступеней №1
кабинета Новокаховського городского совета __________ Е.Н. Зуйко
от 27 сентября 2016 року № 2
Заведующая ММК
________ Н.А.Гмызина
Программа курса за выбором
«Жемчужины Таврийского края»
Программа национально-патриотического направления,
рассчитана на четыре года обучения
для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных школ
Новая Каховка
2016
Учебная программа кружка «Жемчужины Таврийского края» национально-патриотического направления для учащихся 1-4 классов. Банкова Е.А. Новая Каховка. 2015 С.11.
Автор:
Банкова Елена Александровна, учитель общеобразовательной школы I-III ступеней №1 Новокаховского городского совета, учитель-методист, специалист высшей квалификационной категории.
Рецензент:
Гмызина Наталия Анатолиевна,заведующаяметодическим кабинетом Новокаховского городского совета, учитель-методист, специалист высшей квалификационной категории.
Зуйко Елена Николаевна, директор общеобразовательной школы I-III ступеней №1Новокаховского городского совета, Старший учитель, специалист высшей квалификационной категории.
В программе раскрыты задачи, содержание и цель проведения учебно - воспитательной и оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемые материалы апробированы в общеобразовательной школе I-III ступеней №1 Новокаховского городского совета,
Программа может использоваться, учителями общеобразовательных школ для формирования у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой Родине через ознакомление младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Таврического края.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | |
2. | Учебно – тематический план | |
3. | Список использованной литературы | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из наиболее глубоких патриотических чувств человека является любовь к своей малой Родине. Воспитание этого чувства на первой ступени образования предусматривает ознакомление школьников с историей города и области, с их прошлым и настоящим, украинской культурой и окружающей природной средой.
Программа «ЖемчужиныТаврийского края» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в ознакомлении детей младшего школьного возраста с различными сторонами окружающего мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности.
Цель программы
Основная цель программы — формирование у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой Родине через ознакомление младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Таврического края.
Задачи программы
1. Формировать основы знаний о природных и географических особенностях Херсонской области и экологических проблемах края; об историческом прошлом и настоящем города Новая Каховка; о культурном наследии и духовных традициях; о роли города и Херсонской области в истории развития Украины; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах родного города; о людях, прославляющих наш край.
2. Формировать основы поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края.
3. Развиватьпознавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор учащихся; развивать умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; проводить самостоятельные наблюдения в природе; ориентироваться в своем родном городе; видеть связь современности с прошлым родного края; развивать эстетические и нравственные качества личности младшего школьника; интерес и желание изучать свой родной край.
4. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой край, уважение к землякам, прославившим город; желание быть похожим на них в своих поступках и делах; бережное отношение к памятникам прошлого и к природе родного края.
Общая характеристика курса
Предлагаемый курс позволяет реализовать в школьной практике общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
- Воспитание гражданина Украины.
- Формирование личности учащегося (воспитанника), развитие его способностей и дарований, научного мировоззрения.
- Выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учеников (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности.
- Воспитание у детей (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственным символам Украины, правам человека, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина.
- Реализация права обучающихся (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений.
Программа «Жемчужины Таврийского края» основывается на общедидактических принципах обучения младших школьников.
Общедидактические принципы:
Принцип научности обозначает опору на науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данной программе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения.
Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно–историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.
Принцип доступности Сущность этого принципа сводится к тому, что изучаемый краеведческий материал по уровню трудности соотнесен с возрастными особенностями учащихся.
Правильно определенная доступность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.
Принцип наглядности
С целью реализации этого принципа на занятиях по краеведению учителю следует использовать слайды, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту Херсонской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями.
Принцип последовательности
Принцип последовательности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне воспроизведения, понимания и усвоения.
Принцип сознательности
Принцип сознательности и активности основывается на формировании у детей мотивации внутренней потребности к необходимости изучения истории и культуры Таврического края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного города.
Методы организации учебного процесса
Словесный метод
Словесный метод является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.
На занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходств в событиях.
Наглядный метод
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно - исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
Практический метод
Данный метод предполагает активную практическую деятельность учащихся: занятия в классе и в нестандартной обстановке: на природе, в музеях, в парке, на улицах города, экскурсиях. Занятия предлагается проводить в нестандартных формах: уроки-путешествия, уроки- заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины, квесты, практикумы и др.
Программа построена таким образом, что теоретические сведения связаны с практической деятельностью, это помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка.
Программой предусмотрены экскурсии, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений о родном крае, установлению преемственности в изучении природоведения и краеведения.
Максимально должна использоваться фантазия детей, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурсы сочинений, рисунков «Мой город в будущем», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги), сочинения и др.
Ожидаемые результаты
Учащиеся будут знать:
- природные и географические особенности Херсонской области;
- об историческом прошлом и настоящем города Новая Каховка;
- о культурном наследии и духовных традициях нашего края;
- о роли города в истории развития Украины;
- о музеях, памятниках природы, истории и культуры нашего края;
- о символах родного города;
- о людях, прославивших родной край;
- об основах поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края;
- об экологических проблемах края.
Учащиеся будут уметь:
- сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- ориентироваться в своем родном городе;
- узнавать изученные растения и животных родного края;
- видеть связь современности с прошлым родного края.
Место курса в учебном плане
На изучение программы «ЖемчужиныТаврийского края» в каждом классе начальной школы отводится по 0,5 ч в неделю. Курс рассчитан на 70 ч: в 1 классе — 17 ч (34 учебные недели), во 2—4 классах — по 18 ч (35 учебных недель в каждом классе).
1 класс
№ | Тематическое планирование | Формы | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Модуль 1. Дом, в котором я учусь |
1 | Моя школа и её история. Символы школы | Беседа Ознакомление со школой | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Знакомиться с историей и традициями школы. Рассказывать о своём школьном коллективе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
2 | А.П. Довженко в истории города и школы | Экскурсия в школьный музей | 1 |
3 | Памятник А.П. Довженко. История его возникновения в г. Новая Каховка | Экскурсия беседа | 1 |
4 | Традиции школы. Законы и заповеди. Достижения. | Беседа | 1 |
5 | Люди, прославившие нашу школу. История школы в рисунках и поделках | Практикум | 1 |
6 | Мой класс. Правила общения в школьной семье | Практикум Конкурс рисунков | 1 |
7 | Безопасный маршрут движения от дома до школы | Практикум | 1 |
8 | Интересные места школы | Квест | 1 |
9 | «Школа моей мечты» | Творческая работа | 1 |
Модуль 2. Моя семья |
10 | Что такое семья? Кто я? Где живу? | Деловая игра | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Изучать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии. Называть полные имена: свое и своих родителей. Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Собирать информацию о своей семье. Рассказывать о своей семье. Планировать свою работу, совместно оценивать результат работы. |
11 | «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. | Беседа | 1 |
12 | Моя фамилия. История моей фамилии. | Исследовательская работа | 1 |
13 | Мой папа, моё отчество. Моя мама. | Практикум | 1 |
14 | Наши семейные традиции и обычаи. | Практикум | 1 |
15 | Моя семья в рисунках и поделках | Творческая работа | 1 |
16 | Моя родословная. | Составление родословного дерева | 1 |
17 | Профессии родителей. Итоговое занятие | Беседа Конкурс рисунков | 1 |
2 класс |
| Модуль 1. Город, в котором я живу |
1 | Мой родной город и его история | Беседа | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Узнавать достопримечательности города. Собирать информацию о своем родном городе и об известных земляках. Рассказывать о своем городе. Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
2 | Музей истории города | Экскурсия | 1 |
3 | Мой город в рисунках и фотографиях | Творческая работа | 1 |
4 | «Семь чудес нашего города». | Экскурсия к памятным местам. | 1 |
5 | Герб и флаг города | Беседа Конкурс рисунков | 1 |
6 | История названия улиц города | Исследовательская работа | 1 |
7 | Особенности архитектуры города | Просмотр видео | 1 |
| Модуль 2. Герои моего города | |
8 | Герои моего города. | Исследовательская работа | 1 |
9 | Интересные люди Таврического края. | Экскурсия в картинную галерею | 1 |
10 | Спортивная Херсонщина | Исследовательская работа | 1 |
11-12 | Здесь воспитывают будущих олимпийцев | Экскурсия на стадион Ознакомление со спортивными секциями | 2 |
13 | Литературная Херсонщина. | Экскурсия в музей А.А. Бахуты | 1 |
14 | Музыкальная Херсонщина | Разучивание песен о городе | 1 |
15 | «Знаешь, ли ты свой город?» | Клуб знатоков | 1 |
16 | «Город моей мечты» | Творческая работа Сочинение «Город моей мечты» | 1 |
17 | Экологическая акция в парковой зоне. | Поход с родителями в парковую зону. | 1 |
18 | Итоговое занятие | Конференция | 1 | |
3 класс |
Модуль 1. Мир растений Херсонщины |
1 | Природа нашего края. Природные условия Таврического края | Исследовательская работа | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Изучать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Различать способы и средства познания окружающего мира. Знакомиться с Правилами друзей природы. Уметь экологически грамотно вести себя в природе. Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги родного края (по своему выбору). Планировать свою работу. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
2 | Птицы нашего края. | Конкурс рисунков | 1 |
3 | Комнатные растения. | Подготовка и участие в конкурсе «Галерея комнатных растений» | 1 |
4 | Растения нашего края. Лекарственные растения | Создание гербария | 1 |
5 | Растения полей и лесов Херсонщины | Беседа Просмотр видео | 1 |
6 | Растения нашего края, занесённые в Красную книгу | Исследовательская работа | 1 |
7-9 | Областной краеведческий музей | Экскурсия | 3 |
| Модуль 2. Животные Херсонщины | |
10 | Животные Херсонской области | Беседа Поделки из природного материала | 1 |
11 | Красная книга Херсонщины. | Подготовка к конкурсу «Колосок» | 1 |
12 13 | Мини зоопарк «Казковадиброва»(охрана животных в зоопарке) | Экскурсия в мини зоопарк | 2 |
14- 16 | «Аскания – Нова» | Экскурсия в биосферный заповедник | 3 |
17- 18 | Создание презентаций о животном мире нашей области Итоговое занятие | Практикум | 2 |
4 класс |
Модуль 1. Традиции и историческое наследие нашего края |
1 | История рождения Новой Каховки. | Исследовательская работа | 1 | |
2 | Праздники моего города. | Беседа | 1 | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Определять, находить и показывать на картах, планах города объекты культурного наследия. Работать в группе: подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания о городе. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о строительстве ГЭС. Собирать информацию о выдающихся земляках - строителях. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы Оценивать свои достижения. |
3 | История городских микрорайонов | Исследовательская работа | 1 |
4 | Встреча с интересными людьми города | Беседа | 1 |
Модуль 2. Исторические памятники культуры нашего города. | |
5 | Исторические памятники культуры нашего города. Памятники архитектуры. | Исследовательская работа Конкурс рисунков | 1 |
6 | Объекты культурного наследия города. Дворец культуры | Исследовательская работа | 1 |
7 | Особенности архитектуры Дворца культуры | Экскурсия | 1 |
8 | Объекты культурного наследия города: Ансамбль сооружений Центральной площади в городе | Исследовательская работа | 1 |
9 | Ансамбль сооружений Центральной площади. | Конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) | 1 |
10 | Объекты культурного наследия города: Летний театр | Исследовательская работа | 1 |
11 | Летний театр. Назначение и использование | Экскурсия | 1 |
12 | Комплекс сооружений Каховской ГЭС: Шлюз. | Исследовательская работа | 1 |
13 | Шлюз Каховской ГЭС. Назначение и использование. | Экскурсия | 1 |
14 | Памятник садово-паркового искусства в городе – парк имени С. М. Фалдзинского. | Исследовательская работа | 1 |
15 | Парк имени С. М. Фалдзинского. Растения парка | Экологическая тропа | 1 |
16 | «Знаешь ли ты свой родной край?» | Клуб знатоков | 1 |
17 18 | Ремёсла Херсонщины Итоговое занятие | Экскурсияна «Зелёные хутора Таврии». | 2 |
Литература:
1. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
Медиа ресурсы:
http://gopsy.ru
http://uchebniki-besplatno.com/
http://nk-online.tv
http://novakahovka.com.ua
http://kakhovka.info
http://www.mycity.kherson.ua
http://nk.at.ua/photo/istorija/
10