Пояснительная записка
Детство – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Именно в этот период идет формирование универсальных способностей, без которых не может состояться человек, как таковой. Одной из основных задач этого возрастного этапа является развивающее, личностно-ориентированное обучение младших школьников, которое обеспечивает включенность ребенка в практическую деятельность.
Для реализации этой задачи подходит, как нельзя лучше, дополнительное образование. Его возможности в становлении личности ребенка очень велики. Все чаще мы слышим, что программа начальной школы сложна и объемна, и ребенку, не владеющему первоначальными навыками грамоты и элементарными математическими представлениями, освоить курс первого класса очень сложно. Поэтому лучше, если ребенок будет дополнительно заниматься в объединении по интересам. Он легче включится в процесс обучения, ему будет комфортнее, а обучение будет в радость. Нельзя учить детей, заставляя их делать то, что они не хотят. Нередко подготовка к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Но наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и умений, а те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствует привычка думать, стремление узнать что-то новое. Особое значение имеет развитие фантазии, творческих способностей, логики. Нужно отметить, что особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность на всех этапах.
В основу программы положены следующие принципы:
Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования естественно-математического профиля Министерства образования Республики Беларусь и предполагает базовый уровень обучения. Программа построена с учётом возрастных возможностей детей и адресована детям 6 - 8 лет.
Цель программы: Развитие логического мышления в процессе использования заданий занимательного характера, выявление и поддержка способных, одаренных учащихся.
Задачи первого года обучения:
- научить правильно применять математическую терминологию;
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;
- развивать математическую речь;
- развивать математических способностей у учащихся;
- воспитывать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Задачи второго года обучения:
- научить приемам поисковой и исследовательской деятельности;
- научить логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
- прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера;
- развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- воспитывать у обучающихся высокую культуру математического мышления.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. На освоение программы отводится 144 часа для первого и второго года обучения. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Наполняемость группы 15 человек.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами учреждения дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений. При комплектовании состава объединений по интересам следует придерживаться рекомендаций приложения 6 к Санитарным правилам и нормам 2.4.4.16-52-2005 ”Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, специализированных учебно-спортивных учреждениях“.
Программа должна соответствовать санитарным нормам и правилам к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь 04.06.2013 № 43 с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63.
Ресурсное обеспечение
- просторное проветриваемое помещение с хорошим освещением и акустикой;
- звуковоспроизводящая аппаратура;
- наличие методических и наглядных пособий;
- необходимая мебель;
-дидактический и методический материал.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
I | Раздел I. Вводное занятие | 1 | 1 | - |
II | Раздел II. Общие понятия | 9 | 1 | 8 |
1 | Как люди научились считать. | 1 | 1 | - |
2 | Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года. | 1 | - | 1 |
3 | Занимательные вопросы. Математические фокусы. | 2 | - | 2 |
4 | Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы. | 3 | - | 3 |
5 | Решение логической задачи. Задачи на сообразительность. | 2 | - | 2 |
III. | Раздел 3. Сравнение предметов и групп предметов. | 26 | 7 | 19 |
1 | Выявление простейших числовых представлений у детей. | 4 | 1 | 3 |
2 | Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей. | 4 | 1 | 3 |
3 | Развитие внимания и наблюдательности у детей. Игра: «Муравьи» | 3 | 1 | 2 |
4 | Развитие речи детей. Включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». | 6 | 1 | 5 |
5 | Развитие воображения детей. | 5 | 1 | 4 |
6 | Круглый стол «Сравниваем и считаем» | 4 | 2 | 2 |
IV | Раздел 4. Числа от 1 до 10 | 39 | 6 | 33 |
1 | Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел. | 3 | 1 | 2 |
2 | Числа от 1 до 10. | 6 | 1 | 5 |
3 | Числа от 1 до 10. Число 0. Игры: "Курица и цыплята", "Подарки Петрушки", "Лучший счетчик", "Число и цифру я знаю". Игры: "Молчанка", "Веселый счет", "Помогите числам занять свои места". | 6 | 1 | 5 |
4 | Сложение чисел в пределах 10 Игры: "Воздушные шары", "Составим букет", "Угадай-ка" Переместительное свойство сложения Игры: "Составим букет", "Зоопарк" | 7 | 1 | 6 |
5 | Вычитание в пределах 10 Игры: "Угадай место игрушки", "Маятник" Игры: "Цепочка", "Назови пропущенные цифры" | 7 | 1 | 6 |
6 | Сложение и вычитание в пределах 10 Игры: "Математическая рыбалка", "День и ночь", "Арифметический бег по числовому ряду» | 7 | 1 | 6 |
7 | Составление суперпримеров | 3 | - | 3 |
V. | Раздел 5. Геометрия вокруг нас | 26 | 8 | 18 |
1 | Как возникла геометрия. | 2 | 1 | 1 |
2 | Геометрические фигуры в окружающих предметах | 2 | 1 | 1 |
3 | Геометрия в природе | 2 | 1 | 1 |
4 | Соотнесение контура и геометрической фигуры | 5 | 1 | 4 |
5 | Рисунок из геометрических фигур | 4 | 1 | 3 |
6 | Развитие пространственного воображения, работа со спичками | 4 | 1 | 3 |
7 | Преобразование фигур. Выделение отдельных фигур из группы. | 3 | 1 | 2 |
8 | Решение задач геометрического содержания | 3 | 1 | 2 |
9 | «Путешествие в Страну Геометрию» | 1 | - | 1 |
VI. | Раздел 6. Конструирование | 10 | 3 | 7 |
1 | Плоскостное конструирование | 3 | 1 | 2 |
2 | Конструирование по собственному замыслу | 2 | 1 | 1 |
3 | Тематическое конструирование | 2 | 1 | 1 |
4 | Создание мини-альбома «Узоры геометрии», выставка альбомов «Узоры геометрии» | 3 | - | 3 |
VII. | Раздел 7. Задачи-шутки | 10 | 4 | 6 |
1 | Занимательные задачи | 2 | 1 | 1 |
2 | Задача в рисунке | 2 | 1 | 1 |
3 | Задачи в стихах | 2 | 1 | 1 |
4 | Задачи на смекалку | 2 | 1 | 1 |
5 | Живые задачи | 2 | - | 2 |
VIII | Раздел 8. Логические задачи. | 14 | 5 | 9 |
1 | Логические задачи на развитие аналитических способностей | 3 | 1 | 2 |
2 | Логические задачи на развитие способности рассуждать | 3 | 1 | 2 |
3 | Задачи на планирование действий | 3 | 1 | 2 |
4 | Поиск закономерностей | 2 | 1 | 1 |
5 | Создание шифра | 2 | 1 | 1 |
6 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | - | 1 |
IX. | Раздел 9. Подведение итогов работы. | 9 | 1 | 8 |
1 | Выявление уровня познавательных процессов | 7 | 1 | 6 |
2 | Итоговое занятие. Математический КВН. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 144 | 35 | 109 |
Содержание программы первого года обучения
Раздел I. Вводное занятие
Теория: Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.
Раздел 2. Общие понятия
2.1. Как люди научились считать
Теория: О математике. Рассказ как люди научились считать.
2.2. Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.
Практика: Диагностика уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.
2.3. Занимательные вопросы. Математические фокусы.
Практика: Задачи, решаемые математикой.
2.4 Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы.
Практика: Разгадывание загадок. Решение задач на смекалку, ребусов.
2.5. Решение логической задачи. Задачи на сообразительность.
Практика: Решение логических задач, задач на сообразительность.
Раздел 3. Сравнение предметов и групп предметов
3.1. Выявление простейших числовых представлений у детей.
Теория: Счёт предметов, цвет, размер, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Практика: Игра: «Составим узор». Игры: «Снеговики», «Матрешки».
3.2. Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей.
Теория: Размер, цвет, число предметов. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.
Практика: Дидактические игры при ознакомлении с цветом предметов.
Игры: "Какого цвета не стало?", "Дополнение". Игры: "Неразлучные цвета", "Угадай цвет".
3.3. Развитие внимания и наблюдательности у детей.
Теория: Формирование представлений о символическом изображении вещей.
Практика: Научить детей различать цвета и размеры. Игра: «Муравьи».
3.4. Развитие речи детей. Включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Теория: Термины «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Практика: Игры: "Что изменилось", "Найди то, что спрятано".
Сравнение предметов по размеру. Игры: "Наоборот", "По грибы, по ягоды",
«Концовка».
3.5. Развитие воображения детей.
Теория: Соединение предметов в множества по определенному свойству. Счет, порядковые числительные.
Практика: Игры: «Вершки и корешки», «Составим поезда», «Построй домик из данных фигур». Игра: «Третий лишний».
3.6 Круглый стол «Сравниваем и считаем»
Теория: Что мы знаем о математике.
Практика: Задания на счет и сравнение.
Раздел 4. Числа от 1 до 10
4.1. Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел.
Теория: Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел
Практика: Игры с числами. С. Маршак. Кто назвал числа?
4.2 Числа от 1 до 10.
Теория: Внешний облик цифр.
Практика: Игры: "Телефон", "Правильно расставь вагоны поезда", "Молчанка", "Веселый счет", «Помогите числам занять свои места".
4.3 Числа от 1 до 10. Число 0.
Теория: Число, цифра.
Практика: Игры: "Курица и цыплята", "Подарки Петрушки", "Лучший счетчик", "Число и цифру я знаю".
4.4 Сложение чисел в пределах 10.
Теория: Сложение. Знак «+». Переместительное свойство сложения
Практика: Игры: "Воздушные шары", "Составим букет", "Угадай-ка"
"Составим букет", "Зоопарк".
4.5 Вычитание в пределах 10.
Теория: Сложение, вычитание, знаки «+» и «-».
Практика: Игры: "Угадай место игрушки", "Маятник", "Цепочка", «Назови пропущенные цифры".
4.6 Сложение и вычитание в пределах 10
Теория: Сложение, вычитание, знаки «+» и «-».
Практика: Игры: "Математическая рыбалка", «День и ночь",
"Арифметический бег по числовому ряду".
4.7 Составление суперпримеров
Практика: Защита работ: «Мой суперпример – самый лучший!».
Составление суперпримеров.
Раздел 5. Геометрия вокруг нас
5.1. Как возникла геометрия
Теория: Что такое геометрия. Чертежи и узоры из геометрических фигур.
Практика: Чертежи различных геометрических фигур, узоры из геометрических фигур.
5.2 Геометрические фигуры в окружающих предметах
Теория: Геометрия вокруг нас.
Практика: Задания на преобразование геометрических фигур в окружающие предметы.
5. 3 Геометрия в природе
Теория: Геометрии в природе.
Практика: Выполнение геометрических узоров из природных материалов.
5.4 Соотнесение контура и геометрической фигуры
Теория: Контур и занимательные геометрические фигуры.
Практика: Игры на определение геометрической фигуры по контуру, соотнесение контуров и геометрических фигур.
5.5 Рисунок из геометрических фигур
Теория: Геометрическая фигура, изображение.
Практика: Составление рисунков из геометрических фигур. Игра на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
5.6 Развитие пространственного воображения, работа со спичками
Теория: Геометрические фигуры, способы преобразования одной фигуры в другую.
Практика: Составление фигур из спичек, преобразование фигур по заданию и образцу.
5.7 Преобразование фигур. Выделение отдельных фигур из групп.
Теория: Геометрическая фигура, преобразование.
Практика: Решение задач на выделение отдельных фигур из групп и преобразование одних фигур в другие.
5.8 Решение задач геометрического содержания
Теория: Способы решения геометрических задач.
Практика: Решение геометрических задач.
5.9 «Путешествие в Страну Геометрию»
Практика: Игра-путешествие «Страна Геометрия».
Раздел 6. Конструирование
6.1 Плоскостное конструирование.
Теория: Понятия «многоугольник», «четырехугольник». Сравнительный анализ четырехугольников.
Практика: Конструирование четырехугольников из деталей.
6. 2 Конструирование по собственному замыслу
Теория: Виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практика: Конструирование фигур по выбору учащихся.
6.3 Тематическое конструирование
Теория: Изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.
Практика: Плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».
6.4 Создание мини-альбома «Узоры геометрии»
Практика: Создание и выставка альбомов «Узоры геометрии».
Раздел 7. Задачи-шутки
7.1 Занимательные задачи
Теория: Задача-шутка, условие, вопрос, решение.
Практика: Решение шуточных задач, анализировать условие занимательной, шуточной задачи.
7.2. Задача в рисунке
Теория: Условие, вопрос, решение.
Практика: Составление задач по рисунку, самостоятельное составление рисунка к задачам.
7. 3 Задачи в стихах
Теория: Условие, вопрос, решение.
Практика: Решение математических задач в стихотворной форме.
7.4 Задачи на смекалку
Теория: Алгоритм разгадывания загадок-смекалок.
Практика: Решение задач на смекалку.
7.5 Проект « Живые задачи»
Практика: Инсценирование задач. Конкурс на лучшее инсценировку математической задачи.
Раздел 8. Логические задачи
8.1 Логические задачи на развитие аналитических способностей
Теория: Логическая задача, решение.
Практика: Решение задач на логическое мышление.
8.2 Логические задачи на развитие способности рассуждать
Теория: Высказывания вида «Если А, то В».
Практика: Решение задач с использованием высказываний «Если А, то В».
8.3 Задачи на планирование действий
Теория: План своих действий.
Практика: Решение задач на планирование действий.
8.4 Поиск закономерностей
Теория: Условия, необходимые для достижения поставленной цели. Признаки объекта или процесса при решении задач.
Практика: Решение задач на поиск закономерностей.
8.5 Создание шифра
Теория: Шифр, шифровальщик, правила составления простейшего шифра.
Практика: Игры на чтение зашифрованных текстов и самостоятельное составление шифров.
8.6 Логическая игра «Молодцы и хитрецы».
Практика: Проведение логической игры.
Раздел 9. Подведение итогов работы
9.1 Выявление уровня познавательных процессов.
Теория: Тестирование, тренинг.
Практика: Выявление уровня познавательных процессов.
9.2 Итоговое занятие. Математический КВН.
Практика: Подведение итогов работы за учебный год. Решение проверочных задач. Математический КВН.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Тема | Практика | Теория | Кол-во часов |
I | Вводное занятие | - | 1 | 1 |
II | Общие понятия | 5 | 3 | 8 |
1 | Два действия: сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан. | 2 | 2 | 4 |
2 | Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения. | 3 | 1 | 4 |
III | Элементы истории математики | 18 | 12 | 30 |
1 | Сложение и вычитание двухзначных чисел. | 4 | 2 | 6 |
2 | Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах. | 2 | 3 | 5 |
3 | Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия. | 3 | 2 | 5 |
4 | Математические софизмы и парадоксы. | 1 | 1 | 2 |
5 | Информация вокруг нас. | 3 | 2 | 5 |
6 | Китайские головоломки (танграмы) | 1 | 1 | 2 |
7 | Час занимательной математики | 2 | | 2 |
8 | Придумывание по аналогии | 2 | 1 | 3 |
IV | Числа и операции над ними | 27 | 7 | 34 |
1 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 4 | 1 | 5 |
2 | Свойства сложения | 4 | 1 | 5 |
3 | Решение задач на увеличение и уменьшение. Задачи повышенной сложности. | 3 | | 3 |
4 | Решение примеров на сложение и вычитание. | 5 | 1 | 6 |
5 | Любопытные свойства чисел | 2 | 1 | 3 |
6 | Спички и палочки | 2 | | 2 |
7 | Задачи – шутки, задачи – загадки | 2 | 1 | 3 |
8 | В мире ребусов и шарад | 3 | 1 | 4 |
9 | Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата | 2 | 1 | 3 |
V | Занимательность | 51 | 19 | 70 |
1 | Математическая викторина "Гость в волшебной панаме". | 3 | 2 | 5 |
2 | В мире математических задач. Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности. | 3 | 1 | 4 |
3 | Фалес Милетский игра "шахматы". | 2 | 1 | 3 |
4 | Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. | 4 | 2 | 6 |
5 | Игра "Что? Где? Когда?" | 1 | | 1 |
6 | Интеллектуальный марафон. | 1 | | 1 |
7 | “От буквы к букве”. Математические кроссворды. | 1 | 1 | 2 |
8 | Задачи с лишними или недостающими данными. | 5 | 2 | 7 |
9 | Математическая головоломка. | 1 | 1 | 2 |
10 | Геометрические задачи. | 2 | 2 | 4 |
11 | Сложение и вычитание со звёздочками. | 2 | 2 | 4 |
12 | “Считай, смекай, отгадывай” | 2 | - | 2 |
13 | Угадывание чисел. | 1 | 1 | 2 |
14 | Час занимательной математики. | 2 | - | 2 |
15 | Решение текстовых задач. | 8 | 1 | 9 |
16 | Задачи с многовариантными решениями | 4 | 1 | 5 |
17 | Нестандартные задачи. | 4 | 1 | 5 |
18 | Задачи - шутки, задачи – загадки. | 5 | 1 | 6 |
VI | Итоговое занятие. Математика в жизни | 1 | - | 1 |
| ИТОГО | 102 | 42 | 144 |
Содержание программы второго года обучения
I раздел: Вводное занятие
Теория: Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.
II раздел: «Общие понятия»
1. Два действия: сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан.
Теория: Два действия: сложение и вычитание.
Практика: Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан. Изготовление наглядного математического материала.
2.Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.
Теория: Знакомства с понятием «уравнение».
Практика: Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.
III раздел: "Элементы истории математики"
1. Сложение и вычитание трехзначных чисел.
Теория: Сложение и вычитание трехзначных чисел. Из истории: Блэз Паскаль, Карл Гаусс, Алексис Клеро, Бертран, Гамильтон, Иван Петров, Софья Ковалевская и т.д. Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей.
Практика: Задачи из старинных рукописей. Работа со спичками. Головоломки.
2. Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.
Теория: Пифагор и его школа. "Наука о числах. Курьезное и серьезное в числах.
Практика: Задачи - шутки, задачи с двойками.
3. Монеты и купюры.
Теория: Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия.
Практика: Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты".
4. Математические софизмы и парадоксы.
Теория: Математические софизмы и парадоксы.
Практика: Решение математических софизмов и парадоксов.
5. Информация вокруг нас.
Теория: Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией.
Практика: Отработка навыков управление компьютера с помощью мышки.
6. Китайские головоломки (танграмы)
Теория: Раскрытие “магии” чисел.
Практика: Построение танграма. Построение животных из танграма (заяц, лиса, кот). Построение из танграма предметов мебели.
7. Час занимательной математики.
Практика: Заполнение математических квадратов. Заполнение математических треугольников, кругов.
8. Придумывание по аналогии.
Теория: Придумывание по аналогии.
Практика: Решение задач и составление обратных задач.
IV раздел: "Числа и операции над ними"
1. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Теория: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Примеры "с зашифрованным словом".
Практика: Задания с "историческими датами".
Свойства сложения.
Теория: Знакомство со свойствами сложения.
Практика: Игры: "Возраст друга", "Головоломки с неповторяющимися цифрами". Игра "Математический кроссворд для отличников".
3. Решение задач на увеличение и уменьшение. Задачи повышенной сложности.
Практика: Решение задач на увеличение. Решение задач на уменьшение.
4. Решение примеров на все случаи сложения и вычитания.
Теория: Решение примеров на все случаи сложения и вычитания.
Практика: Игры "Лабиринт". Игры: "Делится или нет", "Сколько получилось", "Угадывание чисел". Решение нестандартных задач. Задачи повышенной сложности.
5. Любопытные свойства чисел.
Теория: Любопытные свойства чисел. Примеры "с дырками".
Практика: Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами.
6. Спички и палочки.
Теория: Спички и палочки. Техника безопасности.
Практика: Задачи с перекладывание палочек.
7. Задачи - шутки, задачи – загадки.
Теория: Задачи - шутки, задачи – загадки.
Практика: Задачи - шутки, задачи – загадки.
8. В мире ребусов и шарад.
Теория: В мире ребусов и шарад.
Практика: Составление и решение ребусов. Составление и решение шарад.
9. Задачи на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата.
Теория: Периметр и площадь.
Практика: Задачи на нахождение периметра прямоугольника и квадрата. Задачи на нахождение площади прямоугольника. Задачи на нахождение площади квадрата.
V раздел: «Занимательность»
1. Математическая викторина "Гость в волшебной панаме".
Теория: Математическая викторина "Гость в волшебной панаме".
Практика: Игра на развитие внимания. Игра "Сотни фигур из семи частей".
2. В мире математических задач. Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.
Теория: В мире математических задач.
Практика: Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.
3. Фалес Милетский. Игра "шахматы".
Теория: Фалес Милетский.
Практика: Игра "шахматы".
4. Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.
Теория: Решение задач комбинаторного характера.
Практика: Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.
5. Игра "Что? Где? Когда?"
Практика: Игра "Что? Где? Когда?"
6. Интеллектуальный марафон
Практика: Интеллектуальный марафон
7. “От буквы к букве”. Математические кроссворды.
Теория: “От буквы к букве”. Математические кроссворды.
Практика: Сложение на пальцах.
8. Задачи с лишними или недостающими данными.
Теория: Задачи с лишними или недостающими данными.
Практика: Решение задач с лишними данными. Решение задач с недостающими данными.
9. Математическая головоломка.
Теория: Математическая головоломка.
Практика: Решение математических головоломок.
10. Геометрические задачи.
Теория: Геометрические задачи.
Практика: Решение геометрических задач разного вида.
11. Сложение и вычитание со звёздочками.
Теория: Сложение и вычитание со звёздочками.
Практика: Решение примеров на сложение и вычитание со звездочками.
12. “Считай, смекай, отгадывай”.
Практика: Подбор материала (кроссворды, ребусы, загадки). Составление и решение математических кроссвордов.
13. Угадывание чисел.
Теория: Угадывание чисел.
Практика: Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти одну цифру?
14. Час занимательной математики.
Практика: Решение занимательных примеров и задач.
15. Решение текстовых задач.
Теория: Решение текстовых задач.
Практика: Решение задач разных видов.
16. Задачи с многовариантными решениями.
Теория: Задачи с многовариантными решениями.
Практика: Решение затруднительных задач. Рассмотрение нескольких способов решения задачи.
17. Нестандартные задачи.
Теория: Нестандартные задачи.
Практика: Решение нестандартных задач. Задачи с перекладыванием палочек.
18. Задачи - шутки, задачи – загадки.
Теория: Задачи - шутки, задачи – загадки.
Практика: Решение ребусов. Решение задач логического характера.
VI раздел: Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов работы за учебный год. Занятие - игра «Математический калейдоскоп».
Ожидаемые результаты
К концу первого учебного года учащиеся должны:
знать:
свойства арифметических действий;
названия геометрических фигур;
виды конструирования;
способы решения занимательных и логических задач;
правила составления узоров и орнаментов;
уметь:
ориентироваться в понятиях: «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также – над, - под, - в, - на, - за, - перед;
классифицировать предметы, находить закономерность;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
составлять, моделировать и штриховать предметы;
делать выводы, простейшие умозаключения;
осуществлять самостоятельный поиск решений.
К концу второго учебного года учащиеся должны:
знать:
некоторые общие идеи современной математики;
технику решения задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением, простейших задач;
последовательность чисел в пределах класса тысяч и уметь их записывать;
таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь:
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;
уметь устанавливать закономерности;
заполнять магические квадраты размером 3х3;
проходить числовые лабиринты, содержащие двое – трое ворот, объяснять решение;
правильно применять математическую терминологию;
решать текстовые задачи арифметическим способом;
решать нестандартные задачи;
решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и другие);
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге;
составлять фигуры из танграма;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
применять логические приёмы при решении задач.
Формы и методы реализации программы
Методы: словесные, наглядные, практические.
В зависимости от целей конкретного занятия и специфики темы формы занятий могут быть различны:
исследования, ролевые игры, занятия - путешествия, занятия - праздники, занятия - сказки, устные журналы
практические работы - изготовление наглядных пособий к занятиям;
игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на занятиях);
обсуждение заданий по дополнительной литературе;
доклады учащихся;
составление рефератов;
экскурсии.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
входной, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления знаний, умений и навыков учащихся;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Формами проверки результативности занятий являются:
выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на уроках в своём классе;
участие в интеллектуальных играх и марафонах.
Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.
Литература и информационные ресурсы
Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Инструктивно-методическое письмо об организации дополнительного образования детей и молодёжи.
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях».
Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи. – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011, № 16.
Типовая программа дополнительного образования детей и учащейся молодежи (естественно-математического профиля) Министерства образования Республики Беларусь.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс», М.,: Просвещение, 1986. – 47с.: ил.
Зак А. 500 занимательных логических задач для школьников. ,,Юнвес”. 2002.
Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике», М.: ВАКО, 2008. - 240с.
Лазуренко Л.В. «Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах», Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 96с.
Русанов В.Н. «Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 77с.: ил.
Сахаров И.П. Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995.
Сборник. Логические игры и задачи на уроках математики. Академия развития. 1997.
Туркина В.М. «400 развивающих заданий по математике. 2 класс: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с.
Шарыгин И.Ф. Шевкин А.В. Задачи на смекалку.
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.