СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения по интересам "Раз ступенька, два ступенька"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия направлены на развитие математических навыков и расширение кругозора учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения по интересам "Раз ступенька, два ступенька"»

Пояснительная записка


Детство – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Именно в этот период идет формирование универсальных способностей, без которых не может состояться человек, как таковой. Одной из основных задач этого возрастного этапа является развивающее, личностно-ориентированное обучение младших школьников, которое обеспечивает включенность ребенка в практическую деятельность.

Для реализации этой задачи подходит, как нельзя лучше, дополнительное образование. Его возможности в становлении личности ребенка очень велики. Все чаще мы слышим, что программа начальной школы сложна и объемна, и ребенку, не владеющему первоначальными навыками грамоты и элементарными математическими представлениями, освоить курс первого класса очень сложно. Поэтому лучше, если ребенок будет дополнительно заниматься в объединении по интересам. Он легче включится в процесс обучения, ему будет комфортнее, а обучение будет в радость. Нельзя учить детей, заставляя их делать то, что они не хотят. Нередко подготовка к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Но наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и умений, а те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствует привычка думать, стремление узнать что-то новое. Особое значение имеет развитие фантазии, творческих способностей, логики. Нужно отметить, что особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность на всех этапах.

В основу программы положены следующие принципы:

  • взаимосвязи обучения и развития;

  • наглядности;

  • доступности;

  • связи с жизнью;

  • систематичности и последовательности.

Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования естественно-математического профиля Министерства образования Республики Беларусь и предполагает базовый уровень обучения. Программа построена с учётом возрастных возможностей детей и адресована детям 6 - 8 лет.

Цель программы: Развитие логического мышления в процессе использования заданий занимательного характера, выявление и поддержка способных, одаренных учащихся.

Задачи первого года обучения:

- научить правильно применять математическую терминологию;

- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;

- развивать математическую речь;

- развивать математических способностей у учащихся;

- воспитывать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Задачи второго года обучения:

- научить приемам поисковой и исследовательской деятельности;

- научить логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;

- прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера;

- развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

- воспитывать у обучающихся высокую культуру математического мышления.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. На освоение программы отводится 144 часа для первого и второго года обучения. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Наполняемость группы 15 человек.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами учреждения дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учрежденийПри комплектовании состава объединений по интересам следует придерживаться рекомендаций приложения 6 к Санитарным правилам и нормам 2.4.4.16-52-2005 ”Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, специализированных учебно-спортивных учреждениях“.

Программа должна соответствовать санитарным нормам и правилам к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь 04.06.2013 № 43 с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63.

Ресурсное обеспечение

- просторное проветриваемое помещение с хорошим освещением и акустикой;

- звуковоспроизводящая аппаратура;

- наличие методических и наглядных пособий;

- необходимая мебель;

-дидактический и методический материал.


Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование раздела, темы



Кол-во

часов

Теория

Практика

I

Раздел I. Вводное занятие

1

1

-

II

Раздел II. Общие понятия

9

1

8

1

Как люди научились считать.

1

1

-

2

Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.

1

-

1

3

Занимательные вопросы. Математические фокусы.

2

-

2

4

Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы.

3

-

3

5

Решение логической задачи. Задачи на сообразительность.

2

-

2

III.

Раздел 3. Сравнение предметов и групп предметов.

26

7

19

1

Выявление простейших числовых представлений у детей.

4

1

3

2

Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей.

4

1

3

3

Развитие внимания и наблюдательности у детей. Игра: «Муравьи»

3

1

2

4

Развитие речи детей. Включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

6

1

5

5

Развитие воображения детей.

5

1

4

6

Круглый стол «Сравниваем и считаем»

4

2

2

IV

Раздел 4. Числа от 1 до 10

39

6

33

1

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел.

3

1

2

2

Числа от 1 до 10.

6

1

5

3

Числа от 1 до 10. Число 0.

Игры: "Курица и цыплята", "Подарки Петрушки", "Лучший счетчик", "Число и цифру я знаю".

Игры: "Молчанка", "Веселый счет", "Помогите числам занять свои места".

6

1

5

4

Сложение чисел в пределах 10

Игры: "Воздушные шары", "Составим букет", "Угадай-ка" Переместительное свойство сложения Игры: "Составим букет", "Зоопарк"

7

1

6

5

Вычитание в пределах 10

Игры: "Угадай место игрушки", "Маятник"

Игры: "Цепочка", "Назови пропущенные цифры"

7

1

6

6

Сложение и вычитание в пределах 10

Игры: "Математическая рыбалка", "День и ночь", "Арифметический бег по числовому ряду»

7

1

6

7

Составление суперпримеров

3

-

3

V.

Раздел 5. Геометрия вокруг нас

26

8

18

1

Как возникла геометрия.

2

1

1

2

Геометрические фигуры в окружающих предметах

2

1

1

3

Геометрия в природе

2

1

1

4

Соотнесение контура и геометрической фигуры

5

1

4

5

Рисунок из геометрических фигур

4

1

3

6

Развитие пространственного воображения, работа со спичками

4

1

3

7

Преобразование фигур. Выделение отдельных фигур из группы.

3

1

2

8

Решение задач геометрического содержания

3

1

2

9

«Путешествие в Страну Геометрию»

1

-

1

VI.

Раздел 6. Конструирование

10

3

7

1

Плоскостное конструирование

3

1

2

2

Конструирование по собственному замыслу

2

1

1

3

Тематическое конструирование

2

1

1

4

Создание мини-альбома «Узоры геометрии», выставка альбомов «Узоры геометрии»

3

-

3

VII.

Раздел 7. Задачи-шутки

10

4

6

1

Занимательные задачи

2

1

1

2

Задача в рисунке

2

1

1

3

Задачи в стихах

2

1

1

4

Задачи на смекалку

2

1

1

5

Живые задачи

2

-

2

VIII

Раздел 8. Логические задачи.

14

5

9

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей

3

1

2

2

Логические задачи на развитие способности рассуждать

3

1

2

3

Задачи на планирование действий

3

1

2

4

Поиск закономерностей

2

1

1

5

Создание шифра

2

1

1

6

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

-

1

IX.

Раздел 9. Подведение итогов работы.

9

1

8

1

Выявление уровня познавательных процессов

7

1

6

2

Итоговое занятие. Математический КВН.


2

-

2

ИТОГО:

144

35

109


Содержание программы первого года обучения


Раздел I. Вводное занятие

Теория: Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.


Раздел 2. Общие понятия

2.1. Как люди научились считать

Теория: О математике. Рассказ как люди научились считать.

2.2. Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.

Практика: Диагностика уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.

2.3. Занимательные вопросы. Математические фокусы.

Практика: Задачи, решаемые математикой.

2.4 Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы.

Практика: Разгадывание загадок. Решение задач на смекалку, ребусов.

2.5. Решение логической задачи. Задачи на сообразительность.

Практика: Решение логических задач, задач на сообразительность.


Раздел 3. Сравнение предметов и групп предметов

3.1. Выявление простейших числовых представлений у детей.

Теория: Счёт предметов, цвет, размер, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Практика: Игра: «Составим узор». Игры: «Снеговики», «Матрешки».

3.2. Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей.

Теория: Размер, цвет, число предметов. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.

Практика: Дидактические игры при ознакомлении с цветом предметов.

Игры: "Какого цвета не стало?", "Дополнение". Игры: "Неразлучные цвета", "Угадай цвет".

3.3. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Теория: Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Практика: Научить детей различать цвета и размеры. Игра: «Муравьи».

3.4. Развитие речи детей. Включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Теория: Термины «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Практика: Игры: "Что изменилось", "Найди то, что спрятано".

Сравнение предметов по размеру. Игры: "Наоборот", "По грибы, по ягоды",

«Концовка».

3.5. Развитие воображения детей.

Теория: Соединение предметов в множества по определенному свойству. Счет, порядковые числительные.

Практика: Игры: «Вершки и корешки», «Составим поезда», «Построй домик из данных фигур». Игра: «Третий лишний».

3.6 Круглый стол «Сравниваем и считаем»

Теория: Что мы знаем о математике.

Практика: Задания на счет и сравнение.


Раздел 4. Числа от 1 до 10

4.1. Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел.

Теория: Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел

Практика: Игры с числами. С. Маршак. Кто назвал числа?

4.2 Числа от 1 до 10.

Теория: Внешний облик цифр.

Практика: Игры: "Телефон", "Правильно расставь вагоны поезда", "Молчанка", "Веселый счет", «Помогите числам занять свои места".

4.3 Числа от 1 до 10. Число 0.

Теория: Число, цифра.

Практика: Игры: "Курица и цыплята", "Подарки Петрушки", "Лучший счетчик", "Число и цифру я знаю".

4.4 Сложение чисел в пределах 10.

Теория: Сложение. Знак «+». Переместительное свойство сложения

Практика: Игры: "Воздушные шары", "Составим букет", "Угадай-ка"

"Составим букет", "Зоопарк".

4.5 Вычитание в пределах 10.

Теория: Сложение, вычитание, знаки «+» и «-».

Практика: Игры: "Угадай место игрушки", "Маятник", "Цепочка", «Назови пропущенные цифры".

4.6 Сложение и вычитание в пределах 10

Теория: Сложение, вычитание, знаки «+» и «-».

Практика: Игры: "Математическая рыбалка", «День и ночь",

"Арифметический бег по числовому ряду".

4.7 Составление суперпримеров

Практика: Защита работ: «Мой суперпример – самый лучший!».

Составление суперпримеров.


Раздел 5. Геометрия вокруг нас

5.1. Как возникла геометрия

Теория: Что такое геометрия. Чертежи и узоры из геометрических фигур.

Практика: Чертежи различных геометрических фигур, узоры из геометрических фигур.

5.2 Геометрические фигуры в окружающих предметах

Теория: Геометрия вокруг нас.

Практика: Задания на преобразование геометрических фигур в окружающие предметы.

5. 3 Геометрия в природе

Теория: Геометрии в природе.

Практика: Выполнение геометрических узоров из природных материалов.

5.4 Соотнесение контура и геометрической фигуры

Теория: Контур и занимательные геометрические фигуры.

Практика: Игры на определение геометрической фигуры по контуру, соотнесение контуров и геометрических фигур.

5.5 Рисунок из геометрических фигур

Теория: Геометрическая фигура, изображение.

Практика: Составление рисунков из геометрических фигур. Игра на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

5.6 Развитие пространственного воображения, работа со спичками

Теория: Геометрические фигуры, способы преобразования одной фигуры в другую.

Практика: Составление фигур из спичек, преобразование фигур по заданию и образцу.

5.7 Преобразование фигур. Выделение отдельных фигур из групп.

Теория: Геометрическая фигура, преобразование.

Практика: Решение задач на выделение отдельных фигур из групп и преобразование одних фигур в другие.

5.8 Решение задач геометрического содержания

Теория: Способы решения геометрических задач.

Практика: Решение геометрических задач.

5.9 «Путешествие в Страну Геометрию»

Практика: Игра-путешествие «Страна Геометрия».


Раздел 6. Конструирование

6.1 Плоскостное конструирование.

Теория: Понятия «многоугольник», «четырехугольник». Сравнительный анализ четырехугольников.

Практика: Конструирование четырехугольников из деталей.

6. 2 Конструирование по собственному замыслу

Теория: Виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практика: Конструирование фигур по выбору учащихся.

6.3 Тематическое конструирование

Теория: Изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

Практика: Плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

6.4 Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

Практика: Создание и выставка альбомов «Узоры геометрии».


Раздел 7. Задачи-шутки

7.1 Занимательные задачи

Теория: Задача-шутка, условие, вопрос, решение.

Практика: Решение шуточных задач, анализировать условие занимательной, шуточной задачи.

7.2. Задача в рисунке

Теория: Условие, вопрос, решение.

Практика: Составление задач по рисунку, самостоятельное составление рисунка к задачам.

7. 3 Задачи в стихах

Теория: Условие, вопрос, решение.

Практика: Решение математических задач в стихотворной форме.

7.4 Задачи на смекалку

Теория: Алгоритм разгадывания загадок-смекалок.

Практика: Решение задач на смекалку.

7.5 Проект « Живые задачи»

Практика: Инсценирование задач. Конкурс на лучшее инсценировку математической задачи.


Раздел 8. Логические задачи

8.1 Логические задачи на развитие аналитических способностей

Теория: Логическая задача, решение.

Практика: Решение задач на логическое мышление.

8.2 Логические задачи на развитие способности рассуждать

Теория: Высказывания вида «Если А, то В».

Практика: Решение задач с использованием высказываний «Если А, то В».

8.3 Задачи на планирование действий

Теория: План своих действий.

Практика: Решение задач на планирование действий.

8.4 Поиск закономерностей

Теория: Условия, необходимые для достижения поставленной цели. Признаки объекта или процесса при решении задач.

Практика: Решение задач на поиск закономерностей.

8.5 Создание шифра

Теория: Шифр, шифровальщик, правила составления простейшего шифра.

Практика: Игры на чтение зашифрованных текстов и самостоятельное составление шифров.

8.6 Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

Практика: Проведение логической игры.


Раздел 9. Подведение итогов работы

9.1 Выявление уровня познавательных процессов.

Теория: Тестирование, тренинг.

Практика: Выявление уровня познавательных процессов.

9.2 Итоговое занятие. Математический КВН.

Практика: Подведение итогов работы за учебный год. Решение проверочных задач. Математический КВН.


Учебно-тематический план второго года обучения


Тема

Практика

Теория

Кол-во часов

I

Вводное занятие

-

1

1

II

Общие понятия

5

3

8

1

Два действия: сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан.

2

2

4

2

Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.

3

1

4

III

Элементы истории математики

18

12

30

1

Сложение и вычитание двухзначных чисел.

4

2

6

2

Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.

2

3

5

3

Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия.

3

2

5

4

Математические софизмы и парадоксы.

1

1

2

5

Информация вокруг нас.

3

2

5

6

Китайские головоломки (танграмы)

1

1

2

7

Час занимательной математики

2


2

8

Придумывание по аналогии

2

1

3

IV

Числа и операции над ними

27

7

34

1

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

4

1

5

2

Свойства сложения

4

1

5

3

Решение задач на увеличение и уменьшение. Задачи повышенной сложности.

3


3

4

Решение примеров на сложение и вычитание.

5

1

6

5

Любопытные свойства чисел

2

1

3

6

Спички и палочки

2


2

7

Задачи – шутки, задачи – загадки

2

1

3

8

В мире ребусов и шарад

3

1

4

9

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата

2

1

3

V

Занимательность

51

19

70

1

Математическая викторина "Гость в волшебной панаме".

3

2

5

2

В мире математических задач. Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.

3

1

4

3

Фалес Милетский игра "шахматы".

2

1

3

4

Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.

4

2

6

5

Игра "Что? Где? Когда?"

1


1

6

Интеллектуальный марафон.

1


1

7

“От буквы к букве”. Математические кроссворды.

1

1

2

8

Задачи с лишними или недостающими данными.

5

2

7

9

Математическая головоломка.

1

1

2

10

Геометрические задачи.

2

2

4

11

Сложение и вычитание со звёздочками.

2

2

4

12

“Считай, смекай, отгадывай”

2

-

2

13

Угадывание чисел.

1

1

2

14

Час занимательной математики.

2

-

2

15

Решение текстовых задач.

8

1

9

16

Задачи с многовариантными решениями

4

1

5

17

Нестандартные задачи.

4

1

5

18

Задачи - шутки, задачи – загадки.

5

1

6

VI

Итоговое занятие. Математика в жизни

1

-

1


ИТОГО

102

42

144


Содержание программы второго года обучения


I раздел: Вводное занятие

Теория: Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.


II раздел: «Общие понятия»

1. Два действия: сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан.

Теория: Два действия: сложение и вычитание.

Практика: Вычислительные приборы. Абак. Русские счеты. Суан-пан. Изготовление наглядного математического материала.

2.Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.

Теория: Знакомства с понятием «уравнение».

Практика: Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.


III раздел: "Элементы истории математики"

1. Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Теория: Сложение и вычитание трехзначных чисел. Из истории: Блэз Паскаль, Карл Гаусс, Алексис Клеро, Бертран, Гамильтон, Иван Петров, Софья Ковалевская и т.д. Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей.

Практика: Задачи из старинных рукописей. Работа со спичками. Головоломки.

2. Пифагор и его школа. "Наука о числах". Задачи - шутки, задачи с двойками. Курьезное и серьезное в числах.

Теория: Пифагор и его школа. "Наука о числах. Курьезное и серьезное в числах.

Практика: Задачи - шутки, задачи с двойками.

3. Монеты и купюры.

Теория: Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия.

Практика: Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты".

4. Математические софизмы и парадоксы.

Теория: Математические софизмы и парадоксы.

Практика: Решение математических софизмов и парадоксов.

5. Информация вокруг нас.

Теория: Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией.

Практика: Отработка навыков управление компьютера с помощью мышки.

6. Китайские головоломки (танграмы)

Теория: Раскрытие “магии” чисел.

Практика: Построение танграма. Построение животных из танграма (заяц, лиса, кот). Построение из танграма предметов мебели.

7. Час занимательной математики.

Практика: Заполнение математических квадратов. Заполнение математических треугольников, кругов.

8. Придумывание по аналогии.

Теория: Придумывание по аналогии.

Практика: Решение задач и составление обратных задач.


IV раздел: "Числа и операции над ними"

1. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Теория: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Примеры "с зашифрованным словом".

Практика: Задания с "историческими датами".

  1. Свойства сложения.

Теория: Знакомство со свойствами сложения.

Практика: Игры: "Возраст друга", "Головоломки с неповторяющимися цифрами". Игра "Математический кроссворд для отличников".

3. Решение задач на увеличение и уменьшение. Задачи повышенной сложности.

Практика: Решение задач на увеличение. Решение задач на уменьшение.

4. Решение примеров на все случаи сложения и вычитания.

Теория: Решение примеров на все случаи сложения и вычитания.

Практика: Игры "Лабиринт". Игры: "Делится или нет", "Сколько получилось", "Угадывание чисел". Решение нестандартных задач. Задачи повышенной сложности.

5. Любопытные свойства чисел.

Теория: Любопытные свойства чисел. Примеры "с дырками".

Практика: Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами.

6. Спички и палочки.

Теория: Спички и палочки. Техника безопасности.

Практика: Задачи с перекладывание палочек.

7. Задачи - шутки, задачи – загадки.

Теория: Задачи - шутки, задачи – загадки.

Практика: Задачи - шутки, задачи – загадки.

8. В мире ребусов и шарад.

Теория: В мире ребусов и шарад.

Практика: Составление и решение ребусов. Составление и решение шарад.

9. Задачи на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата.

Теория: Периметр и площадь.

Практика: Задачи на нахождение периметра прямоугольника и квадрата. Задачи на нахождение площади прямоугольника. Задачи на нахождение площади квадрата.


V раздел: «Занимательность»

1. Математическая викторина "Гость в волшебной панаме".

Теория: Математическая викторина "Гость в волшебной панаме".

Практика: Игра на развитие внимания. Игра "Сотни фигур из семи частей".

2. В мире математических задач. Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.

Теория: В мире математических задач.

Практика: Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.

3. Фалес Милетский. Игра "шахматы".

Теория: Фалес Милетский.

Практика: Игра "шахматы".

4. Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.

Теория: Решение задач комбинаторного характера.

Практика: Оригинальные задачи. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.

5. Игра "Что? Где? Когда?"

Практика: Игра "Что? Где? Когда?"

6. Интеллектуальный марафон

Практика: Интеллектуальный марафон

7. “От буквы к букве”. Математические кроссворды.

Теория: “От буквы к букве”. Математические кроссворды.

Практика: Сложение на пальцах.

8. Задачи с лишними или недостающими данными.

Теория: Задачи с лишними или недостающими данными.

Практика: Решение задач с лишними данными. Решение задач с недостающими данными.

9. Математическая головоломка.

Теория: Математическая головоломка.

Практика: Решение математических головоломок.

10.  Геометрические задачи.

Теория: Геометрические задачи.

Практика: Решение геометрических задач разного вида.

11. Сложение и вычитание со звёздочками.

Теория: Сложение и вычитание со звёздочками.

Практика: Решение примеров на сложение и вычитание со звездочками.

12. “Считай, смекай, отгадывай”.

Практика: Подбор материала (кроссворды, ребусы, загадки). Составление и решение математических кроссвордов.

13. Угадывание чисел.

Теория: Угадывание чисел.

Практика: Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти одну цифру?

14. Час занимательной математики.

Практика: Решение занимательных примеров и задач.

15. Решение текстовых задач.

Теория: Решение текстовых задач.

Практика: Решение задач разных видов.

16. Задачи с многовариантными решениями.

Теория: Задачи с многовариантными решениями.

Практика: Решение затруднительных задач. Рассмотрение нескольких способов решения задачи.

17. Нестандартные задачи.

Теория: Нестандартные задачи.

Практика: Решение нестандартных задач. Задачи с перекладыванием палочек.

18. Задачи - шутки, задачи – загадки.

Теория: Задачи - шутки, задачи – загадки.

Практика: Решение ребусов. Решение задач логического характера.


VI раздел: Итоговое занятие

Практика: Подведение итогов работы за учебный год. Занятие - игра «Математический калейдоскоп».


Ожидаемые результаты


К концу первого учебного года учащиеся должны:

знать:

  • свойства арифметических действий;

  • названия геометрических фигур;

  • виды конструирования;

  • способы решения занимательных и логических задач;

  • правила составления узоров и орнаментов;

уметь:

  • ориентироваться в понятиях: «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также – над, - под, - в, - на, - за, - перед;

  • классифицировать предметы, находить закономерность;

  • узнавать и изображать геометрические фигуры;

  • составлять, моделировать и штриховать предметы;

  • делать выводы, простейшие умозаключения;

  • осуществлять самостоятельный поиск решений.

К концу второго учебного года учащиеся должны:

знать:

  • некоторые общие идеи современной математики;

  • технику решения задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением, простейших задач;

  • последовательность чисел в пределах класса тысяч и уметь их записывать;

  • таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

  • знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь:

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;

  • уметь устанавливать закономерности;

  • заполнять магические квадраты размером 3х3;

  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое – трое ворот, объяснять решение;

  • правильно применять математическую терминологию;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом;

  • решать нестандартные задачи;

  • решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и другие);

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге;

  • составлять фигуры из танграма;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • применять логические приёмы при решении задач.

Формы и методы реализации программы


Методы: словесные, наглядные, практические.

В зависимости от целей конкретного занятия и специфики темы формы занятий могут быть различны:

  • исследования, ролевые игры, занятия - путешествия, занятия - праздники, занятия - сказки, устные журналы

  • практические работы - изготовление наглядных пособий к занятиям;

  • игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на занятиях);

  • обсуждение заданий по дополнительной литературе;

  • доклады учащихся;

  • составление рефератов;

  • экскурсии.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • входной, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления знаний, умений и навыков учащихся;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Формами проверки результативности занятий являются:

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

  • подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на уроках в своём классе;

  • участие в интеллектуальных играх и марафонах.

Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.


Литература и информационные ресурсы


  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

  2. Инструктивно-методическое письмо об организации дополнительного образования детей и молодёжи.

  3. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях».

  4. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи. – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011, № 16.

  5. Типовая программа дополнительного образования детей и учащейся молодежи (естественно-математического профиля) Министерства образования Республики Беларусь.

  6. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

  7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс», М.,: Просвещение, 1986. – 47с.: ил.

  8. Зак А. 500 занимательных логических задач для школьников. ,,Юнвес”. 2002.

  9. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике», М.: ВАКО, 2008. - 240с.

  10. Лазуренко Л.В. «Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах», Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 96с.

  11. Русанов В.Н. «Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 77с.: ил.

  12. Сахаров И.П. Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995.

  13. Сборник. Логические игры и задачи на уроках математики. Академия развития. 1997.

  14. Туркина В.М. «400 развивающих заданий по математике. 2 класс: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с.

  15. Шарыгин И.Ф. Шевкин А.В. Задачи на смекалку.

  16. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.