СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Окружающий мир" с проектной деятельностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе данна проектная деятельность с 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа "Окружающий мир" с проектной деятельностью»

Муниципальное образование Гулькевичский район г. Гулькевичи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 28 августа 2015 года протокол № 1

Председатель__________ О.А Андреева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру

Уровень образования начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов 135 часов

Учитель Атанова Наталья Владимировна



Программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру, htthp//fgosreestr.ru/node12068, протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15








Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана на основе:

  1. требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями от 26.11.2010 № 1241

  2. Программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру, htthp//fgosreestr.ru/node12068, протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15к

  3. на основе примерной программы по окружающему миру


Цель курса окружающего мира в начальной школе

  1. осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

  2. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Роль курса заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Общая характеристика учебного предмета

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами НОО второго поколения и представлены тремя содержательными блоками:

«Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов согласно учебному плану данного учебного заведения. 1класс – 33 часа, 2-4 – 34 часа

Таблица тематического распределения количества часов:


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа

по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Человек и природа


78

20

25

16

17

2.

Человек и общество


45

8

5

17

15

3

Правила безопасной жизни


12

5 5

4

1


2

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

2-й класс

Личностными результатами

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

  • наблюдать за погодой и описывать её;

  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

  • называть основные природные зоны и их особенности.

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

3 – 4-й класс

Личностными результатами

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Содержание учебного предмета

1 класс (33 часа)

Человек и природа (20 ч)

Живая неживая природа ( 6ч)

  1. Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком.

  2. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

  3. Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа).

  4. Признаки объектов живой природы и предме­тов,

  5. Основные признаки живой природы

  6. Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды

Растения, грибы, животные ( 6ч)

  1. Растения — часть живой природы.

  2. Способы распростра­нения растений. Лекарственные растения..

  3. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Пра­вила сбора грибов.

  4. Животные как часть живой природы. разнообразие животных.

  5. Насекомые, рыбы, птицы, звери.

  6. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (8 ч)

  1. Осень. Призна­ки осени.

  2. Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

  3. Зима. Зимние месяцы Признаки. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зим­нее время года. Жизнь растений и животных подо льдом.

  4. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года.

  5. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

  6. Весна. Весенние месяцы Признаки вес­ны

  7. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной

  8. Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Летний отдых.

Человек и общество (8ч)

  1. Ознакомление с условными обозначениями учебника и их ис­пользование при работе с учебником.

  2. Школьник и его жизнь в школе.

  3. Первое знакомство с терминами «экология», «эколог».

  4. Крас­ная книга России.

  5. Труд людей в осенний период года.

  6. Наша родина — Россия.

  7. Москва — сто­лица России.

  8. Знакомство с государственной симво­ликой России.

Правила безопасного поведения (5 ч)

  1. Домашний адрес. Дорога от дома к школе.

  2. Правила безопасного поведения во время зимних игр

  3. Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов.

  4. Правила поведения при сборе лекарственных трав.

  5. Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы).

2 класс (34 ч)

Человек и природа (25 ч)

Земля и солнце (10 ч)

  1. Определение времени дня и года по Солнцу и Луне и Полярной звезде.

  2. Форма Земли. Линия горизонта.

  3. Глобус – модель Земли.

  4. Вселенная или космос. Планеты и звёзды

  5. Солнце и Луна

  6. Земное притяжение. Невесомость.

  7. Смена дня и ночи.

  8. Смена времён года.

  9. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости

  10. Атмосфера. Погода и климат

Глобус и карта (4 ч)

  1. План и карта – изображение Земли на плоскости.

  2. Глобус и карта полушарий.

  3. Условные обозначения к карте и глобусе

  4. Материк и океаны.

Формы земной поверхности (4 ч)

  1. Реки и озера.

  2. Равнины и горы.

  3. Моря и острова

  4. Формы земной поверхности

Земля – наш общий дом (7 ч)

  1. Пищевые связи. Экосистема

  2. Природные зоны

  3. Природные зоны холодного пояса. Животный и растительный мир тундры

  4. Умеренный пояс. Леса. Животный и растительный мир леса

  5. Засушливые зоны жаркого пояса. Тропического леса. Животный и растительный мир.

  6. Горы. Горные растения и животные.

  7. Природные катастрофы в горах.

Человек и общество (5ч)

Части света (5 ч)

  1. Страны и города Европы.

  2. Страны и города Азия.

  3. Путешествие в дальние страны: Африка, Америка, Австралия

  4. Россия. Природные богатства ,

  5. Архитектурные памятники нашей страны.

Правила безопасного поведения (4 ч)

  1. Режим дня школьника.

  2. Причины простудных заболеваний. советы старших.

  3. Номера телефонов экс­тренной помощи.

  4. Правила безопасного поведения на улице

3 класс (34 ч)

Человек и природа (16 ч)

Вещество и энергия (2 ч)

  1. Тела естественные и искусственные.

  2. Энергия – источник движения . Превращение энергии.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (3 ч)

  1. Воздушная, водная и каменная оболочки Земли

  2. Участники круговорота веществ.

  3. Роль Солнца как источника энергии.

Экологическая система (6 ч)

  1. Экосистема – единство живой и неживой природы,

  2. Экосистема озера. Экосистема болота.

  3. Экосистема луга. Экосистема леса.

  4. Поле – искусственная экологическая система.

  5. Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

  6. Обитатели озера, луга, леса

Живые участники круговорота веществ (5 ч)

  1. Растения и их роль на Земле.

  2. Животные и их роль на Земле.

  3. Грибы – разрушители древесины. Грибница.

  4. Бактерии – универсальные разрушители веществ.

  5. Использование людьми круговорота для своих нужд.

Человек и общество (17 ч).

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (2 ч)

  1. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо.

  2. История моей Родины. История – наука о прошлом человечества.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (2 ч)

  1. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси.

  2. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (3 ч)

  1. Время создания Московского государства Куликовская битва

  2. Великий государь Иван III. Города Московского государства.

  3. Смутное время – угроза распада Московского государства..

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (4 ч)

  1. Преобразование России Петром Великим – первым российским императором.

  2. Образ Екатерины II.

  3. Отечественная война 1812 года Бородинская битва

  4. Правление Александра II – время перемен в Российской империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (2ч)

  1. Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917

  2. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом.

Современная Россия ( 4 часа)

  1. Преобразование СССР в СНГ.

  2. Конституция – основной закон государства. Государственная власть в России.

  3. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий.

  4. Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. .

Правила безопасного поведения (1 ч).

1 Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие прави­ла поведения пешехода. Переход железной дороги.

4-й класс ( 34 часа)

Человек и природа (17 ч)

Человек и его строение (8 ч)

  1. Устройство человека. Кожа. Строение кожи.

  2. Органы пищеварения. Органы выделения и их роль

  3. Органы дыхания

  4. Круги кровообращения.

  5. Кровь и её транспортная функция внутри организма.

  6. Мозг – орган управления. Органы чувств.

  7. Размножение – свойство живых организмов.

  8. Микробы – возбудители болезней. Физкультура – необходимый элемент культуры

Происхождение человека (2 ч)

  1. Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности.

  2. Первобытное стадо как прообраз человеческого общества.

Рукотворная природа (7 ч)

  1. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.

Изобретение рычага

  1. Вода, её свойства

  2. Воздух, его состав и свойства

  3. Горные породы и минералы

  4. Металлы, их свойства

  5. Звук, его свойства .

  6. Нарушение круговорота веществ в биосфере

Человек и общество (15 ч)

Человек и его внутренний мир (4 ч)

  1. Человек – дитя природы и общества.

  2. Основные качества личности.

  3. Эмоции. Выражение эмоций.

  4. Отношения с другими и к другим

Человек и общество (2 ч)

  1. Общество как взаимосвязь людей.

  2. Права человека в обществе.

Картина всемирной истории человечества (4 ч)

  1. Первобытный мир

  2. Древний мир

  3. Средние века .

  4. Новое время

Человек и многоликое человечество (2 ч)

  1. Народы, их основные различия

  2. Религии мира

Человек и единое человечество (3 ч)

  1. Образ «мирового хозяйства»,

  2. Задачи ООН.

  3. Общечеловеческие культурные достижения и ценности.

Правила безопасного поведения ( 2 ч.)

  1. Правила безопасного поведения в быту

  2. Основные пра­вила поведения с водой, электричеством, газом.

Практические работы и экскурсии


Человек и природа

Человек и общество

Правила безопасного поведения

1 класс

Экскурсия по теме: «Сезонные изменения осенью» Экскурсия по теме: «Сезонные изменения зимой» Экскурсия по теме: «Сезонные изменения весной»

Экскурсия по теме: «Школа»

Практическая работа по теме: «Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы)»

2 класс

Практическая работа по теме: «Глобус – модель Земли»

Практическая работа по теме: «План и карта»

Практическая работа по теме: «Условные обозначения»


Экскурсия по теме: «Формы земной поверхности»

Экскурсия по теме: «Архитектура нашего города»


Экскурсия по теме: «Правила безопасного поведения на улице»


3 класс

Экскурсия по теме: «Растения и их роль на Земле» Практическая работа по теме: «Экосистема»

Экскурсия по теме: «Достояние российской культуры» Практическая работа по теме: «Родословное древо»

Экскурсия по теме: «Знаки дорожного движения»


4 класс

Практическая работа по теме: « Вода, её свойства»

Практическая работа по теме: « Воздух, его состав и свойства»













Направления проектной деятельности



Человек и природа

Человек и общество

Правила безопасного поведения

1 класс

«Мир вокруг нас», ориентированное на знакомство с законами окружающей нас природы за рамками школьной программ

«Моя родина - Россия», которое предполагает знакомство учащихся с культурой и обычаями России


Социальный проект, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях;

2 класс

«Мир вокруг нас», ориентированное на знакомство с законами окружающей нас природы за рамками школьной программ

«Страноведение», которое предполагает знакомство учащихся с культурой и обычаями разных народов.


Социальный проект, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях;

3 класс

«Наука и жизнь», предполагающее знакомство учащихся с современными научными достижениями в различных областях и их использованием в повседневной жизни;

«Культура и искусство», ориентированное на этическое и эстетическое развитие учащихся.

Социальный проект“, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях;

4 класс

«Наука и жизнь», предполагающее знакомство учащихся с современными научными достижениями в различных областях и их использованием в повседневной жизни;

«История личности, семьи, рода, организации и учреждения, дома и малой Родины «, предполагающее историко-краеведческие исследования;

Социальный проект“, ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях;

Тематическое планирование

1 класс

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Человек и природа

  1. Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком.

  2. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

  3. Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа).

  4. Признаки объектов живой природы и предме­тов,

  5. Основные признаки живой природы

  6. Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды

  7. Растения — часть живой природы.

  8. Способы распростра­нения растений. Лекарственные растения..

  9. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Пра­вила сбора грибов.

  10. Животные как часть живой природы. разнообразие животных.

  11. Насекомые, рыбы, птицы, звери.

  12. Дикие и домашние животные.

  13. Осень. Призна­ки осени.

  14. Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

  15. Зима. Зимние месяцы Признаки. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зим­нее время года. Жизнь растений и животных подо льдом.

  16. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года.

  17. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

  18. Весна. Весенние месяцы Признаки вес­ны

  19. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной

  20. Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Летний отдых.


20

Составлять устный рассказ;

— выступать с подготовленным сообщением,

опираясь на фотографии (слайды);

— оценивать результаты собственного труда

и труда товарища

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать осенние изменения окраски

листьев на деревьях;

— узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

— сравнивать и группировать по различным признакам;

— описывать внешний вид;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Человек и общество

  1. Ознакомление с условными обозначениями учебника и их ис­пользование при работе с учебником.

  2. Школьник и его жизнь в школе.

  3. Первое знакомство с терминами «экология», «эколог».

  4. «Крас­ная книга России».

  5. Труд людей в осенний период года.

  6. Наша родина — Россия.

  7. Москва — сто­лица России.

  8. Знакомство с государственной симво­ликой России.


8

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать средства связи и средства массовой информации;

— рассказывать (с опорой на фотографии в

учебнике) ;

— объяснять назначение телевизора, газет и журналов;

— работать в паре

— обсуждать назначение Интернета;

— рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей

и старших членов семьи

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

— составлять рассказы

Правила безопасного поведения

  1. Домашний адрес. Дорога от дома к школе.

  2. Правила безопасного поведения во время зимних игр

  3. Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов.

  4. Правила поведения при сборе лекарственных трав.

  5. Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы).


5 5




2 класс

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Человек и природа


Земля и солнце (10 ч)

  1. Определение времени дня и года по Солнцу и Луне и Полярной звезде.

  2. Форма Земли. Линия горизонта.

  3. Глобус – модель Земли.

  4. Вселенная или космос. Планеты и звёзды

  5. Солнце и Луна

  6. Земное притяжение. Невесомость.

  7. Смена дня и ночи.

  8. Смена времён года.

  9. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости

  10. Атмосфера. Погода и климат

Глобус и карта (4 ч)

  1. План и карта – изображение Земли на плоскости.

  2. Глобус и карта полушарий.

  3. Условные обозначения к карте и глобусу.

  4. Материк и океаны.

Формы земной поверхности (4 ч)

  1. Реки и озера.

  2. Равнины и горы.

  3. Моря и острова

  4. Формы земной поверхности»

Земля – наш общий дом (7 ч)

  1. Пищевые связи. Экосистема

  2. Природные зоны

  3. Природные зоны холодного пояса. Животный и растительный мир тундры

  4. Умеренный пояс. Леса. Животный и растительный мир леса

  5. Засушливые зоны жаркого пояса. Тропического леса. Животный и растительный мир.

  6. Горы. Горные растения и животные.

  7. Природные катастрофы в горах.

25

  • наблюдать за погодой и описывать её;

  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

  • называть основные природные зоны и их особенности.

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.


Человек и общество

Части света (5 ч)

  1. Страны и города Европы.

  2. Страны и города Азия.

  3. Путешествие в дальние страны: Африка, Америка, Австралия

  4. Россия. Природные богатства ,

  5. Архитектурные памятники нашей страны.


5

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


Правила безопасного поведения

  1. Режим дня школьника.

  2. Причины простудных заболеваний. советы старших.

  3. Номера телефонов экс­тренной помощи.

  4. Правила безопасного поведения на улице

4

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



3 класс

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Человек и природа

Вещество и энергия (2 ч)

  1. Тела естественные и искусственные.

  2. Энергия – источник движения . Превращение энергии.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (3 ч)

  1. Воздушная, водная и каменная оболочки Земли

  2. Участники круговорота веществ.

  3. Роль Солнца как источника энергии.

Экологическая система (6 ч)

  1. Экосистема – единство живой и неживой природы,

  2. Экосистема озера. Экосистема болота.

  3. Экосистема луга. Экосистема леса.

  4. Поле – искусственная экологическая система.

  5. Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

  6. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (5 ч)

  1. Растения и их роль на Земле.

  2. Животные и их роль на Земле.

  3. Грибы – разрушители древесины. Грибница.

Бактерии – универсальные разрушители веществ.

  1. Использование людьми круговорота для своих нужд.


16

Характеризовать место обитания живых организмов

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности,

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)

Человек и общество

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (2 ч)

  1. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо.

  2. История моей Родины. История – наука о прошлом человечества.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (2 ч)

  1. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси.

  2. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (3 ч)

  1. Время создания Московского государства Куликовская битва

  2. Великий государь Иван III. Города Московского государства.

  3. Смутное время – угроза распада Московского государства..

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (4 ч)

  1. Преобразование России Петром Великим – первым российским императором.

  2. Образ Екатерины II.

  3. Отечественная война 1812 года Бородинская битва

  4. Правление Александра II – время перемен в Российской империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (2ч)

  1. Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917

  2. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом.

Современная Россия ( 4 часа)

  1. Преобразование СССР в СНГ.

  2. Конституция – основной закон государства.Государственная власть в России.

  3. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий.

  4. Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. ).

17

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда . Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам .

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом»

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппоненто).

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

Правила безопасного поведения

1 Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие прави­ла поведения пешехода. Переход железной дороги.

1





4 класс

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Человек и природа



Человек и его строение (8 ч)

  1. Устройство человека. Кожа. Строение кожи.

  2. Органы пищеварения. Органы выделения и их роль

  3. Органы дыхания

  4. Круги кровообращения.

  5. Кровь и её транспортная функция внутри организма.

  6. Мозг – орган управления. Органы чувств.

  7. Размножение – свойство живых организмов.

  8. Микробы – возбудители болезней. Физкультура – необходимый элемент культуры

Происхождение человека (2 ч)

  1. Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности.

  2. Первобытное стадо как прообраз человеческого общества.

Рукотворная природа (7 ч)

  1. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Изобретение рычага

  2. Вода, её свойства

  3. Воздух, его состав и свойства

  4. Горные породы и минералы

  5. Металлы, их свойства

  6. Звук, его свойства .

  7. Нарушение круговорота веществ в биосфере

17

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях ,составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено

Измерять температуру тела, вес и рост человека

Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений


Человек и общество

Человек и его внутренний мир (4 ч)

  1. Человек – дитя природы и общества.

  2. Основные качества личности.

  3. Эмоции. Выражение эмоций.

  4. Отношения с другими и к другим

Человек и общество (2 ч)

  1. Общество как взаимосвязь людей.

  2. Права человека в обществе.

Картина всемирной истории человечества (4 ч)

  1. Первобытный мир

  2. Древний мир

  3. Средние века .

  4. Новое время

Человек и многоликое человечество (2 ч)

  1. Народы, их основные различия

  2. Религии мира

Человек и единое человечество (3 ч)

  1. Образ «мирового хозяйства»,

  2. Задачи ООН.

  3. Общечеловеческие культурные достижения и ценности.

15

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. Принять посильное участие в их охране.

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда . Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам


Правила безопасного поведения

  1. . Правила безопасного поведения в быту

  2. Основные пра­вила поведения с водой, электричеством, газом.


2

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.









Описание материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


п/п

Наименование объектов и средств

материально – технического обеспечения

Количество

Печатные пособия

1.

«Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2011.

60

2.

«Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2012

60

3.

«Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2013.

60

4.

«Окружающий мир», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, Москва: ООО «Баласс», 2014

60

2. Печатные пособия

1.

Форма.

2

2.

Цвета.

2

3.

Контрасты.

2

4.

Дорожные знаки.

2

5.

Время.

2

6.

Пирамида здоровья.

2

7.

Числа.

2

8.

Алфавит.

2

9.

Комнатные растения.

2

10.

Садовые растения.

2

11.

Части растений.

2

12.

Земля. Луна.

2

13.

Насекомые.

2

14.

Птицы.

2

15.

Рыбы.

2

16.

Звери.

2

17.

Зимующие птицы.

2

18.

Перелётные птицы.

2

19.

Дикие звери.

2

20.

Домашние животные.

2

21.

Динозавры.

2

22.

Наша страна.

2

23.

Тела. Вещества. Частицы.

2

24.

Круговорот воды в природе.

2

25.

Связи в живой природе.

2

26.

Цепи питания.

2

27.

Черви. Моллюски. Иглокожие. Ракообразные.

2

28.

Паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.

2

29.

Размножение и развитие животных.

2

30.

Водоросли, мхи, папоротники.

2

31.

Грибы.

2

32.

Распространение семян.

2

33.

Развитие растения из семян.

2

34.

Животноводство.

2

35.

Растениеводство.

2

36.

Скелет. Мышцы.

2

37.

Деньги.

2

38.

Зона арктических пустынь.

2

39.

Тундра.

2

40.

Тайга.

2

41.

Смешанные и широколиственные леса.

2

42.

Зона пустынь.

2

43.

Пустыня.

2

44.

У Чёрного моря.

2

45.

Природное сообщество – луг.

2

46.

Природное сообщество – река.

2

47.

Природное сообщество – болото.

2

48.

Кого можно встретить в саду.

2

49.

Поверхность нашего края.

2

50.

Солнечная система. Планеты.

2

51.

Созвездия.

2

52.

Неживая и живая природа. Зима.

2

53.

Неживая и живая природа. Весна.

2

54.

Неживая и живая природа. Лето.

2

55.

Неживая и живая природа. Осень.

2

56.

Явления природы в живой и неживой природе.

2

57.

Деревья. Кустарники. Травы.

2

58.

Ядовитые растения.

2

59.

Красная книга. Растения.

2

60.

Красная книга. Животные.

2

61.

Ориентирование. Стороны горизонта.

2

62.

Воздушный и водный транспорт.

2

63.

Наземный и подземный транспорт.

2

64.

Строение тела человека.

2

65.

Путешествие в космос.

2

66.

Живая и неживая природа.

2

67.

Виды термометров.

2

68.

Изменение температуры воздуха.

2

69.

Части растений.

2

70.

Плоды и семена.

2

71.

Травянистые растения. Цветение растений.

2

72.

Ярусы леса.

2

73.

Хвойные и лиственные растения.

2

74.

Грибы.

2

75.

Дикие и домашние животные.

2

76.

Питание диких и домашних животных.

2

77.

Насекомые.

2

78.

Перелетные и зимующие птицы.

2

79.

Фенологический календарь.

2

3. Технические средства обучения.

1.

Классная доска

5

2.

Персональный компьютер.

5

3.

Мультимедийный проектор.

5

4.

Принтер.

4

5.

Экспозиционный экран.

5

6.

Интерактивная доска.

1

4. Учебно – практическое оборудование


Глобус Земли.

5


Планируемые результаты изучения учебного предмета

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);

• положительное отношение к школе и учебной деятельности;

• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные знания и умения;

• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

• различать флаг и герб России;

• узнавать некоторые достопримечательности столицы;

• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

• различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

• находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

• соотносить времена года и месяцы;

• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

• правильно переходить улицу;

• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

• соблюдать правила безопасности в транспорте.