СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по адыг.лит.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по адыгейской литературе в 8 классе на 2 часа в неделю, 70 часов в год при 35 недельной нагрузке. Состоит из пояснительной записки и КТП.

Просмотр содержимого документа
«Программа по адыг.лит.»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по адыгейской литературе предназначена для обучения учащихся 8 класса общеобразовательных школ.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17.12.2010 года № 1897.

  2. Программы по адыгейской литературе к учебно-методическому комплексу: учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова. – Майкоп, 2011.

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе.

в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. Год от 19.12.2012 пр. №1067.

  1. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».

  2. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».

Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. Программой предусмотрено 11 уроков развития речи, 1 тестовая работа

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся предусматривает ознакомление с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Содержание материалов программы нацелено на:

- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;

- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;

- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цели изучения русской литературы в 8 классе

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству адыгейской литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи организации учебной деятельности:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать и понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей, этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико – литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;

  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять авторскую позицию

  • выразтельно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Содержание курса литературы ( 8 класс)


Устное народное творчество (3 часа)

Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Понятие жанра.

Нартский эпос.

Адыгейская литература(65 часов)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.

Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.

Особенности языка художественной литературы.

А.Д. Хатков. Стихотворения «Старость», « Живи, человек» Творческий путь Т.М.Керашева. Повесть «Абрек».

Быт и нравы народа.

Психологизм произведения.

Образ Зары - готовность к самопожертвованию.

Творческий путь И.С.Цея. Повесть «Одинокий»

М.С.Паранук. Стихотворение «Дерево Тлимафа».

Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

М.С.Паранук. Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса».

Жанра басни.

А.К.Евтых. Рассказ «Священная река».

Историческая основа и сюжет. Образ главного героя.

Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Д.Г. Костанов. Рассказ «Буран»

Знать содержание произведения. Позицию автора и героя.

Образ героя в фольклоре и литературе.

Творческий путь С.Ф.Яхутля. Стихотворение «Белая».

Искусство изображения картин природы в различных жанрах.

С.Ф.Яхутль. Стихотворение « Город мой».

А. М.Гадагатль. Баллада «Подвиг».

Литературная баллада как лироэпический жанр. И.Ш.Машбаш. Стихотворение «Суровая память».

Основные этапы творчества писателя, тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша.

Х.А. Ашинов. Рассказ «Деревья на ветру». Основные этапы творчества писателя. Сюжет и герои рассказа. Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

Г. К.Схаплок. Драм «Даут». Основные этапы творчества писателя.

Великая Отечественная война в драме «Даут». Специфика драматических произведений.

Знать специфику драматических произведений.

Драма как род литературы, ее особенности. Творческий путь С.И.Панеша. Основные этапы творчества писателя. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваѐковы». Герои и события сказочной повести.

Н. Ю. Куек. Рассказ «Мать абадзехов». Основные этапы творчества писателя. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.

Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль». Основные этапы творчества писателя.

Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая.


Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Из них

р/р

тесты

Устное народное творчество

3

1



Адыгейская литература

67

10

1

ИТОГО

70

11

1



Календарно-тематическое планирование


Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

Домашнее задание

1.



Жанровое разнообразие фольклорных произведений.

Вспомнить произведения нартского эпоса, подготовить пересказ

2.



Нартский эпос.

Стр. 93-95

3.



Р.р. Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки.


4.



Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.

Сообщения

5.



Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.

Индивидуальные сообщения

6.



Особенности языка художественной литературы.

Анализ отрывка

7.



А.Д. Хатков. Своеобразие стихотворения «Старость».

Вопросы и задания стр. 99

8.



А.Д. Хатков. Особенности стихотворения «Живи, человек».

Вопросы и задания стр.102

9.



Р.р. Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.

Написать сравнительную характеристику

10.



Творческий путь Т.М.Керашева.

Индивидуальные сообщения

11.



Т.М.Керашев. Жизнь и творчество.

Стр.102-111

12.



Т.М.Керашев. Абрек – главный герой повести.

Стр. 111-126

13.



Т.М.Керашев. «Абрек». Герои повести.

Художественный пересказ отрывков

14.



Быт и нравы народа.

Найти в произведении отрывки, описывающий быт и нравы

15.



Психологизм произведения.

Анализ отрывка

16.



Образ Зары - готовность к самопожертвованию.

Характеристика Зары

17.



Р.р. Творческое задание. Составление плана для подготовки устного сообщения.

Сообщение по плану

18.



Творческий путь И.С.Цея.

Индивидуальные сообщения

19.



И.С.Цей. Повесть «Одинокий». Сюжетные линии повести.

Стр. 127-140

20.



Образ Хаджи-Султана в повести.

Вопросы и задания стр.141

21



Автор и герой. Благородство как нравственная категория.


22.



М.С.Паранук. Тема памяти в стихотворении «Дерево Тлимафа».

Вопросы и задания стр.142

23.



М.С.Паранук. Порицание человеческих порокоы в басне «Начальник Лев и хитрая Лиса».

Сообщения о жизни и творчестве М. С. Паранука

24.



Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Вопросы и задания стр.145

25.



Р.р. Творческая мастерская. Инсценирование басни.

Индивидуальные сообщения

26.



А.К.Евтых. Жизнь и творчество. Рассказ «Священная река».

Стр. 145-148

27.



Историческая основа и сюжет.

Вопросы и задания стр.148

28.



Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Сопоставительная характеристика

29.



Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск.

Индивидуальные сообщения

30.



Д.Г. Костанов. Жизнь и творчество. Рассказ «Буран».

Стр. 149-160

31.



Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Вопросы и задания стр.160

32.



Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе.

Групповые сообщения

33.



Творческий путь С.Ф.Яхутля.

Сообщения о жизни и творчестве С. Ф. Яхутля

34.



С.Ф.Яхутль. Тема родной природы в стихотворении «Белая».

Вопросы и задания стр.162

35.



Искусство изображения картин природы в различных жанрах.

Стих наизусть

36.



С.Ф.Яхутль. Тема любви к родине в стихотворении «Город мой».

Выразительное чтение

37.



Р.р Сочинение-миниатюра о своем селе.

Индивидуальные сообщения

38.



А. М.Гадагатль. подвиг Чуца Абубачира в балладе «Подвиг».

Стр. 162-168

39.



Литературная баллада как лироэпический жанр.

Вопросы и задания стр.168

40.



И.Ш.Машбаш. Жизнь и творчество

Вопросы и задания стр.169

41.



Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша.

Подготовить выразительное чтение стихов о ВОВ И. Ш. Машбаша

42



Х.А. Ашинов. Жизнь и творчество.

Стр. 170-174

43



Главные и второстепенные герои в рассказе «Деревья на ветру».


44



Сюжет и герои рассказа.

Характеристика одного из героев.

45



Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

Сообщения об обычаях в воспитании.

46



Г. К.Схаплок. Жизнь и творчество

Индивидуальные сообщения

47



Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».

Стр. 175-179

48



Р.р. Сравнение произведений о ВОВ адыгских и русских авторов

Подготовить пересказ произведений о ВОВ адыгейских и русских авторов

49



Специфика драматических произведений.

Вспомнить драматические произведения, изученный ранее.

50



Драма как род литературы, ее особенности.

Выучить стих о ВОВ адыгейского писателя

51



Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ.

Подготовить пересказ произведения о ВОВ

52



Обобщающий урок. Рассказы о ВОВ

Индивидуальные сообщения

53



Круглый стол по прочитанным произведениям.

Индивидуальные сообщения

54



Творческий путь С.И.Панеша.

Стр. 178-179

55



С.И.Панеш. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваековы».

Стр. 179-182

56



Герои и события сказочной повести.

Художественный пересказ

57



Н. Ю. Куек. Рассказ «Мать абадзехов».

Стр. 183-186

58



Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.

Вопросы и задания стр.186

59-60



Р.р. Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Стр. 187

61



Ю. Г. Чуяко. Жизнь и творчество.

Стр. 187-195

62



Художественные особенности повести «Чужая боль».


63



Обычаи народа в воспитании человеческих качеств.

Сообщения об обычаях народа

64



Осуждение народом поведения Шэуая.

Вопросы и задания стр.195

65



Р.р. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.


66



Поэты Адыгеи. Повторение.

Индивидуальные сообщения

67



Писатели Адыгеи. Повторение.

Индивидуальные сообщения

68



Читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература».

Подготовиться к тесту

69



Контрольное тестирование.

Групповые сообщения

70



Систематизация и повторение.

























Учебно-методический комплекс по адыгейской литературе

для учителя:

  1. История адыгейской литературы в3-х томах, г. Майкоп, «Меототы», 1999г.

  2. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.

  3. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

  4. Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». -  М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.

для учащихся:

  1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 7-9. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2011.

  2. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

  3. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.