МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ГБОУ РМ СПО «ИЧАЛКОВСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. СМ. КИРОВА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экология
для всех специальностей
2015г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов - ФГОУ СПО III:
Организация-разработчик: ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. СМ. Кирова»
Разработчик:
Поляева Н.Н., преподаватель естественных дисциплин ГБОУ РМ СПО
«Ичалковский педагогический колледж им. СМ. Кирова», с. Рождествено.
Рассмотрена и утверждена на ПЦК естественных дисциплин ГБОУ РМ СПО
«Ичалковский педагогический колледж им. СМ. Кирова»
Протокол № ot « » 2015 г.
Рекомендована научно-методическим советом ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. СМ. Кирова»
Протокол научно-методического совета № 1 от 25. 08. 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5 ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ 17 ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 18 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 050000 Образование и педагогика, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения дисциплины:
Цель курса: формирование у учащихся системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, а также развитие у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.
Задачи курса:
развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным
экологическим проблемам;
формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;
раскрывать универсальную ценность природы;
привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;
формировать нравственно-экологические знания, соответствующие
интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;
привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов
природоохранной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 59 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 39 часов; теоретических 39 часов; самостоятельной работы 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количест во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 20 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет экологии. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества. | 1 | 2 |
Часть 1.Экология как научная дисциплина. | | 11 | |
Тема 1. Среда обитания и факторы среды. | Среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | 1 | 2 |
Тема 2. Общие закономерности действия факторов среды на организм. | Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Адаптация. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Доказательство того, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организма. | 2 | 3 |
Тема 3. Популяция. | Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека. | 2 | 2 |
Тема 4. Экосистема. | Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. | 2 | 2 |
Тема 5. Биосфера. | Биосфера. Глобальная экосистема. Границы, состав и свойства, живое вещество биосферы. Свойства и функции живого вещества. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды.. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. | 3 | 3 |
Тема 6. Социальная экология. | Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. | 2 | 3 |
Тема 7. Прикладная экология. | Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | 2 | 3 |
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность. | | 9 | |
Тема 1. Окружающая человека среда и ее компоненты. | Проблема взаимодействия между обществом и природой. | 1 | 1 |
Тема 2. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. | Природные компоненты среды ( абиотические и биотические). Трудовая и социально-бытовая среда. Производственная среда. Урбанизированная среда. | 2 | 2 |
Тема 3. Экологические вопросы строительства в городе. | Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Структура окружающей человека среды. | 2 | 3 |
Тема 3. Городская среда. | Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Дороги, дорожное строительство. Экологические требования. | 2 | 1 |
Тема 4. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. | 1 | 2 |
Тема 5. Сельская среда. | Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 1 | 3 |
Раздел 3. Концепция устойчивого развития. | | 5 | |
Тема 1. Возникновение концепции устойчивого развития. | Глобальные экологические проблемы и способы их решения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Концепция устойчивого развития | 2 | 3 |
Тема 2. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». | 1 | 2 |
Тема 3. «Устойчивость и развитие». | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивое развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след индекс человеческого развития. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». | 2 | 3 |
Тема 4. Экологический след. | Влияние деятельности людей на нашу планету, ее природу. | 1 | 2 |
Раздел 4. Охрана природы. | | 12 | |
Тема 1. История охраны природы в России, Мордовии. | Типы организаций, способствующих охране природы. | 2 | 2 |
Тема 2. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. | Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы России, Мордовии. | 2 | 2 |
Тема 3. Экологические кризисы и экологические ситуации. | Экологические проблемы России, Мордовии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Пути решения экологических проблем. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. | 2 | 3 |
Тема 4. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. | Социально-экономические аспекты экологических проблем. | 1 | 2 |
Тема 5. Охрана водных ресурсов в России. | Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России, Мордовии). | 1 | 2 |
Тема 6. Охрана почвенных ресурсов в России | Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России в Мордовии. Эрозия (ветровая и водная); загрязнение; вторичное засоление и заболачивание. ·опустынивание; ·истощение земель | 1 | 2 |
Тема 7. Охрана лесных ресурсов в России. | Проблемы устойчивости лесных экосистем в России и в Мордовии. Лесной фонд России. Проблемы устойчивости лесов в условиях антропогенных нагрузок. Важнейшие экологические функции лесов. | 1 | 2 |
Тема 8. Возможности управления экологическими системами. | Разработка механизмов контроля за численностью популяций (как полезных, так и вредных по отношению к человеку). Регулирование продуктивности экосистем с учетом принципа биологического императива, т. е. минимального вмешательства в естественные циклы. направленное конструирование искусственных экосистем и антропогенных ландшафтов при сохранении максимального биологического разнообразия. | 2 | 2 |
Итоговое занятие. | | 1 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;
- раздаточный материал по изучаемым темам;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- микроскопы и готовые препараты.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Валова В. Д. Экология. - М., 2012. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. - М.,2014.
Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития.- М., 2013.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10-11 клас
сы. - М., 2014.
Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10-
11 классы. - М., 2014.
Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. - М., 2011.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-
менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».
Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и
устойчивое развитие». - М., 2011.
Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз
витие». - М., 2011.
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М., 2012.
Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-
сии).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм | Самостоятельная работа, |
Умение выделять основные черты среды, окружающей человека | Самостоятельная работа, |
Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду | Самостоятельная работа |
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу | Самостоятельная работа, |
Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. | Самостоятельная работа, |
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие» | Самостоятельная работа, |
Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде | Самостоятельная работа, |
Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу | Самостоятельная работа, |
Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране | Самостоятельная работа, |
Знания: | |
Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города | Самостоятельная работа |
Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности | Самостоятельная работа, |
Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. | Самостоятельная работа |
Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». | Самостоятельная работа |
Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. | Самостоятельная работа |