Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Енисейска
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО
_______ Миронова З.А. _________ Кувалдина Т.В. протокол № ____ от
Приказ №_______от « ___» сентября 2016 г « ___» сентября 2016г
«___» сентября 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Риторика»
для 2 класса
Автор программы: Т.А.Ладыженская «Риторика»
Составила: Сидорова Елена Сергеевна
учитель начальных классов
Квалификационная категория (разряд): соответствие занимаемой должности
2016-2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
● ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
● слушать и понимать речь других;
● выразительно читать и пересказывать текст;
● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов всего: 34 часа, в неделю: 1 час.
№пп | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | 3.09 | Наука риторика. Чему учит риторика | | |
2 | 10.09 | Кто? Что? Кому? Кому-кто. Адресат-адресант | | |
3 | 17.09 | Как мы говорим. Темп и громкость. | | |
4 | 24.09 | Тон речи. Настроение, чувства и тон говорящего. | | |
5 | 1.10 | Мимика и жесты Поза Говорящий взгляд | | |
6 | 8.10 | Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают. | | |
7 | 15.10 | Сигнал принят! Слушаю! Слушали, услышали. | | |
8 | 22.10 | Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем как говорят. Слушаем на уроке. | | |
9 | 29.10 | Вежливая просьба Скрытая просьба. Прошу вас. Ненавязчивая просьба. | | |
10 | 12.11 | Учусь читать и писать. О чём говори шрифт. Рисунки, таблицы, схемы. | | |
11 | 19.11 | Текст. Тема и заголовок текста. | | |
12 | 26.11 | Опорные слова. Основная мысль текста. | | |
13 | 3.12 | Пересказ. Подробный пересказ. | | |
14 | 10.12 | Краткий пересказ. | | |
15 | 17.12 | План. Текст и план. | | |
16 | 24.12 | Согласие или отказ | | |
17 | 14.01 | Отказывай, не обижая. | | |
18 | 21.01 | Ответы на отказ | | |
19 | 28.01 | Типы текстов. | | |
20 | 4.02 | Рассуждение | | |
21 | 11.02 | Примеры и правило в рассуждении | | |
22 | 18.02 | Ссылка на правило, закон. | | |
23 | 25.02 | Точные и неточные объяснения. | | |
24 | 4.03 | Подведем итоги | | |
25 | 11.03 | Описание. Понятие об описании. | | |
26 | 18.03 | Признаки предметов. Основная мысль текста - описания | | |
27 | 25.03 | Описание в объявлении | | |
28 | 8.04 | Описание в объявлении | | |
29 | 15.04 | Загадки - описания | | |
30 | 22.04 | Сочини загадку | | |
31 | 29.04 | Музыкальная страница | | |
32 | 6.05 | Невыдуманный рассказ. Было или придумано? | | |
33 | 13.05 | Части рассказа | | |
34 | 20.05 | Хочу вам рассказать | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УМК:
1.Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник. 2 класс./
Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина – М.: Баласс,2010.
2. Интернет-ресурсы:
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа» : http:// lyceum8.com
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
3. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru
4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
6. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
3. Наглядные пособия:
4. Информационно-коммуникативные средства:
1. Веселая азбука от Кирилла и Мефодия (CD).
2. Детский энциклопедический словарь (CD).
5. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
6. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2011.
3. Авторская программа по детской риторике Т.А. Ладыженской. (Образовательная система «Школа 2100»,);
6