Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению научно - методическим советом школы протокол №___ от _________20__г. | Утверждена приказом МБОУ Мучкапской СОШ №___ от __________20__г. Директор школы ____________ / Л.Н. Мишина/ | |
Рабочая программа учебного предмета
«информатика»
для 6 класса
Составитель:
Щукина Марина Валерьевна
2016 год
Статус документа
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Учебник и другие элементы УМК по Информатике и ИКТ в 6 классе реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики в 6 классах отводится 1 ч в неделю.
Уровень обучения – базовый.
Форма организации учебных занятий
Особое место среди информационных педагогических технологий занимают такие личностно-ориентированные технологии обучения как метод проектов, обучение в сотрудничестве, обучение на основе Web-Quest. Эти педтехнологии обеспечивают формирование универсальных учебных действий у учащихся: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Организованная педагогом деятельность с применением указанных педтехнологий позволяет реализовывать учащимся собственную ИКТ-компетентность через деятельность в близкой ему среде.
Практическая работа должна носить прикладной характер, где роль компьютера – универсальный инструмент для работы с информацией. То есть, учащийся сам может предложить содержание практической работы, связанное с окружающим его миром, и роль учителя здесь сводится к управлению учебным процессом. Практически каждый тематический раздел позволяет при креативном подходе, прежде всего учителя, организовать и реализовать исследовательскую или проектную деятельность.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальные, парные, групповые, фронтальные, коллективные; классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
Методы и приемы обучения:
-словесные методы обучения: рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или с электронным;
- наглядные методы: наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций;
- практические методы: устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы;
- активные методы: метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.
Формы и способы проверки знаний:
-беседа;
-фронтальный опрос;
-практикум;
- интерактивное тестирование;
- тестирование по опросному листу;
- творческая работа;
- разноуровневая практическая контрольная работа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
для 6 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классах основной школы определена следующими укрупнѐнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Информация вокруг нас (9 часов)
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии (3 часа)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование (10 часов)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика (10 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления
исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих результатов образования:
1. В направлении личностного развития:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе государства;
• понимание роли информационных процессов в современном обществе;
• овладение первичными навыками анализа и оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых норм;
• формирование важности личной ответственности за качество информационной среды;
• умение организации информационно-образовательного пространства с учетом гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2. В метапредметном направлении:
• умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• овладение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• овладение умениями планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
• определение способов действий в рамках предложенных условий, корректирование своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивание правильности выполнения учебной задачи;
• овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• овладение основными универсальными умениями информационного характера, такими, как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
3. В предметном направлении:
• овладение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умения преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д.; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
• умение использовать термины информация, сообщение, данные, кодирование, алгоритм, программа; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• умения описывать размер двоичных текстов, используя термины бит, байт и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• умения кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• умения составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• умения создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
• умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, работать с описаниями программ и сервисами;
• овладение навыками выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.
Сформированность предметных, метапредметных и личностных учебных действий по темам курса (характеристика основных видов деятельности ученика на уровне универсальных учебных действий).
Тема 1. Объекты окружающего мира
Сформировать понятие об объекте, множестве и их именах, объектах изучения в информатике, признаках объектов.
Сформировать умения именовать объекты и множества, приводить примеры множеств, группировать объекты в множества по указанным типам, описывать признаки объектов.
Тема 2. Компьютерные объекты
Сформировать понятие о компьютерных объектах: файлах и папках, именах файлов и папок, единицах измерения размеров файлов, объектах операционной системы.
Сформировать практические навыки именования файлов и папок, описания свойств объектов операционной системы, выполнения элементарных действий над объектами операционной системы, действий перевода между единицами измерения объема информации, навыки настройки рабочего стола, панели задач, работы с окнами, создания папок, упорядочивания содержимого папок, поиска информации о свойствах компьютера и устройствах хранения данных, объектов файловой системы.
Тема 3. Отношения объектов и их множеств
Сформировать знание об отношениях между объектами и множествами, о способах графического представления состава множества: схема состава, схема отношения, круги Эйлера.
Сформировать практические навыки приводить примеры отношений и описывать отношения, указывать действия с объектом, описывать отношения между множествами, определять составные части объектов, количественно измерять множества и отношения между множествами, построения графических изображений, состоящих из совокупности геометрических фигур, работы с инструментами закраски, изменения свойств объектов, графическими примитивами и автофигурами.
Тема 4. Разновидности объектов и их классификация
Сформировать знание о подмножестве, отношении разновидностей, схеме разновидностей, классификацией объектов и признаками (основаниями) классификаций.
Сформировать практические умения устанавливать и характеризовать отношения между множествами, классифицировать объекты по различным основаниям классификации, приводить примеры классификации, определять основания классификации.
Сформировать практические навыки работы в среде текстового процессора по созданию текстовых документов, удовлетворяющих определенным требованиям, проверке правописания, работы со шрифтами.
Тема 5. Системы объектов
Сформировать представление о системе, системном подходе, составе и структуре системы, взаимодействии системы и окружающей среды, системе как «черном ящике».
Сформировать навыки выделения системы, надсистемы, подсистемы, описания примеров взаимодействия системы и среды, определения входов и выходов системы.
Сформировать практические навыки работы с графическими объектами в среде текстового редактора: импортировать, перемещать, удалять, копировать и перемещать графические объекты в текстовые документы, изменять свойства графических объектов.
Тема 6. Персональный компьютер как система
Сформировать представление о персональном компьютере как подсистеме и надсистеме, аппаратном, программном, аппаратно-программном и пользовательском интерфейсе.
Сформировать практические навыки работы с графическими объектами в среде текстового редактора: группировать и разгруппировывать сложные графические объекты, редактировать графические объекты и создавать геометрические объекты средствами текстового редактора.
Тема 7. Как мы познаем окружающий мир
Сформировать понимание значимости информации для человека, способов познания: через чувственное восприятие, абстрактное мышление, формы получения знаний о реальном мире через чувственное и логическое познание.
Сформировать практические навыки работы в среде текстового процессора: операции копирования, вставки, поиска, ввода специальных символов, параллельной работы с несколькими документами.
Тема 8. Понятие как форма мышления
Сформировать представление о понятии, основных логических приемах формирования понятия, определение понятия.
Сформировать навыки выделения существенных свойств объектов, применения методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения понятия при решении учебных задач.
Сформировать практические навыки работы в среде графического редактора: создавать сложные объекты с использованием графических примитивов, конструировать и исследовать свойства графических объектов средствами графического редактора.
Тема 9. Информационное моделирование
Сформировать представление о модели объекта и ее назначении, целях и способах моделирования, разнообразии информационных моделей.
Сформировать практические навыки информационного моделирования, определения принадлежности информационной модели определенному типу, определения прототипа информационной модели, создания графических моделей средствами прикладного программного обеспечения.
Тема 10. Знаковые информационные модели
Сформировать представление о видах знаковых информационных моделей: словесном описании и его стилях, научном и художественном описаниях, математических моделях.
Сформировать практические навыки анализа ин-формационных знаковых моделей, построения информационных знаковых моделей различного вида, создания словесных моделей средствами текстового процессора: упорядочивание фрагментов в указанном порядке, деление текста на колонки, работа с колонтитулами, создание многоуровневых списков.
Тема 11. Табличные информационные модели
Сформировать представление о табличных информационных моделях, их видах и правилах оформления, вычислительных таблицах и табличных способах решения задач.
Сформировать практические навыки представления информации в виде табличных моделей, анализа табличных моделей, решения логических задач табличным способом, создания табличных моделей средствами текстового процессора: добавление и удаление строк и столбцов, форматирование ячеек, построение табличных моделей, выполнение арифметических действий (суммирование).
Тема 12. Графики и диаграммы
Сформировать понятие о графиках и диаграммах, их назначении, видах обработки информации, представленной в виде диаграмм и графиков.
Сформировать практические навыки создания диаграмм и графиков средствами текстового процессора.
Тема 13. Схемы
Сформировать понятие о способах представления информации в виде схем, графов, сетей, деревьев, о структурных элементах графов и деревьев.
Отработать практические навыки решения учебных задач с помощью схем, графов, деревьев, сетей, анализа информационных моделей, представленных в виде графов, сетей, деревьев, и построения таких моделей средствами текстового процессора.
Тема 14. Что такое алгоритм
Сформировать понятие об алгоритме. Сформировать навыки составления и анализа алгоритмов, научиться приводить примеры алгоритмов.
Тема 15. Исполнители вокруг нас
Сформировать понятие об исполнителе, формальном исполнителе, системе команд исполнителя, связи между исполнителями и автоматизацией деятельности человека.
Сформировать практические навыки выбора типа исполнителя в зависимости от ситуации, анализа выполнения задания исполнителем, составления алгоритма действий для исполнителя.
Тема 16. Формы записи алгоритмов
Сформировать понятие о блок-схеме и программе как способах записи алгоритмов.
Сформировать практические навыки записи алгоритмов в графическом виде (блок-схема) и словесном (программа).
Тема 17. Типы алгоритмов
Сформировать понятие о линейном алгоритме, алгоритмах с ветвлением, повторением.
Сформировать практические навыки составления алгоритмов различного типа при решении учебных задач, применения алгоритмов при создании линейной презентации, презентации с гиперссылками и циклической презентации.
Тема 18. Управление исполнителем Чертежник
Сформировать понятие о работе исполнителя Чертежник, командах исполнителя и алгоритме управления Чертежником.
Сформировать практические навыки составления и анализа алгоритмов управления исполнителем Чертежник, представления полученных знаний и освоенных практических приемов средствами компьютерной презентации.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на основе учебных действий) |
1 | Объекты окружающего мира | 1 | |
2 | Компьютерные объекты | 2 | |
3 | Отношения объектов и их множеств. | 2 | |
4 | Разновидности объектов и их классификация | 2 | |
5 | Системы объектов | 2 | |
6 | Персональный компьютер как система | 1 | Повторить составляющие компьютера. |
7 | Как мы познаем окружающий мир | 2 | |
8 | Понятие как форма мышления | 2 | |
10 | Информационное моделирование | 3 | Составлять информационную модели |
11 | Знаковые информационные модели | 2 | |
12 | Знаковые информационные модели. | 2 | |
13 | Табличные информационные модели | 4 | Составлять таблицыв в программе Exel |
14 | Графики и диаграммы | 3 | Построить график и диаграмму в программе Exel |
15 | Схемы | 3 | Построить схему |
16 | Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас | 1 | |
17 | Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов | 1 | Записать алгоритмы по заданным задачам |
18 | Управление исполнителем Чертежник | 3 | Управлять исполнителем Чертежник |
19 | Резервное время | 1 | |
| Итого | 35 | |